Разделы презентаций


Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина Капитанская дочка

Содержание

Достоинства пушкинского романа, с которым мы познакомились, общепризнанны в русской литературе. Это классический образец, о котором Гоголь писал: «... Здесь нет ... никакого наружного блеска, все просто, все исполнено внутреннего блеска,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Подготовка к написанию сочинения  по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 2 Достоинства пушкинского романа, с которым мы познакомились, общепризнанны в русской

литературе. Это классический образец, о котором Гоголь писал: «... Здесь

нет ... никакого наружного блеска, все просто, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг... Слов немного, но они так точны, что означают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
И хотя мы с вами пишем не повести и романы, а чаще всего письма, доклады, сообщения, сочинения, понять, что такое точность, ясность, емкость слова, мы можем, вчитываясь в пушкинский текст.

Достоинства пушкинского романа, с которым мы познакомились, общепризнанны в русской литературе. Это классический образец, о котором Гоголь

Слайд 3Вспомним изученное о романе

Вспомним изученное о романе

Слайд 4 Какие события легли в основу «Капитанской дочки»
А. С. Пушкин работал

над «Капитанской дочкой» с 1833 по 1836 год. В основе

произведения – крупное событие из истории России второй половины XVIII века: восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773–1774 гг.
Пушкина увлекла мысль изучить развитие пугачевского движения – один из ключевых моментов русской истории – еще в 1832 г., когда он знакомился с эпохой царствования Петра I. В двадцатом томе «Полного собрания законов Российской империи» он обнаружил множество материалов, связанных с восстанием: Манифест Екатерины II, ее именные указы, а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств для плененных мятежников Пугачева и его товарищей.
Но только в 1833 г. Пушкин более тщательно знакомится с этим периодом истории: он изучает архивные документы, посещает те места, где происходило восстание (Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды); собирает сведения о Пугачеве и его сподвижниках у живых свидетелей.


Какие события легли в основу «Капитанской дочки» А. С. Пушкин работал над «Капитанской дочкой» с

Слайд 5 Какова история замысла романа
Документальный материал разрушил первоначальную схему «Капитанской

дочки»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича,

врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под предводительством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.
Какова история замысла романа 		Документальный материал разрушил первоначальную схему «Капитанской дочки»: в центре сюжета должна

Слайд 6 Жанр «Капитанской дочки»
«Капитанская дочка» – исторический роман, который в

основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом, автором наиболее авторитетных

образцов исторических сочинений XIX века: 1) в центре авторского внимания – эпоха, показанная через судьбу главного героя и определяющая различные перипетии его жизни; 2) главные герои – вымышленные персонажи (Гринев); 3) в произведении присутствуют и исторические, реально существующие лица, но по отношению к любовной интриге они второстепенны (Екатерина II, Пугачев); 4) центральной в сюжете является любовная линия, которая развивается на фоне исторических событий (любовный треугольник: Гринев – Маша – Швабрин).Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но и преодолевал свойственные его произведениям недостатки, обновляя жанр исторического романа. Новаторство Пушкина проявлялось в том, что в центре произведения – описание бунта, а любовная линия, составляющая основу сюжета, после кульминационного момента – получение письма от родителей Гринева – ослабевает, и на первый план выходит изображение пугачевского бунта.

Жанр «Капитанской дочки»		«Капитанская дочка» – исторический роман, который в основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом,

Слайд 7 Основная тема произведения. Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе
Основная

тема романа – тема народного восстания. В романе ставятся и

вопросы внутренней политики, и проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством, и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым.
Пушкин поднимает проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести.
Основная тема произведения.  Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе 	Основная тема романа – тема

Слайд 8Своеобразие композиции «Капитанской дочки»
Композиция «Капитанской дочки» своеобразна. В ней можно

условно выделить 2 части: историческая повесть о Пугачевском восстании и

семейно-бытовой роман. Обе части композиционно неразрывны друг от друга: «пугачевщина» обусловила судьбы Гринева и Маши Мироновой.
«Не любовь, но события восстания стали школой воспитания 17-летнего офицера; он возмужал, многое узнал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в беспримерных обстоятельствах, оказался способным отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Оттого эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого он счел себя обязанным рассказать о пережитом и, прежде всего, о своих «странных» приятельских отношениях с Пугачевым. Закономерно и Пугачев занял в романе центральное место.
Своеобразие композиции  «Капитанской дочки»		Композиция «Капитанской дочки» своеобразна. В ней можно условно выделить 2 части: историческая повесть

Слайд 9Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева?
Рассказчик выступает в двух

лицах. Мы видим Гринева в молодости и в старости. Между

ними не только временная, но и нравственная дистанция. В молодости героя отличает непосредственность в восприятии окружающего мира, субъективность в оценке событий. 50-летний Гринев-мемуарист старается быть объективным, делая сообщения и выводы с высоты прожитых лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий: мемуарист Гринев – истинный дворянин (принадлежал к старой дворянской семье, где слово «честь» и «служба» не разделяются), он убежденный противник насильственных потрясений, но в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Емельяне Пугачеве.

Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? Рассказчик выступает в двух лицах. Мы видим Гринева в молодости и

Слайд 10Насколько объективно автор показывает в романе своего героя – Пугачева?
На

первый план выступает образ Пугачева как народного героя. Пугачев кровно

связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой.
Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью («Сметливость его и тонкость чутья меня изумляли»), широтой натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай», «А разве нет удачи удалому?»), способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой («Картечь хватили в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди».
Но автор не идеализирует Пугачева. Показывая сцены жестокой расправы пугачевцев по указанию своего предводителя над теми, кто не признал его государем и никогда бы не согласился служить ему, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия. Самое страшное, по мысли автора, – это то, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой и почти ни у кого не вызывают естественной человеческой реакции – жалости, сочувствуя и милосердия. Жестокость порождает жестокость, но оправдать ее невозможно никакими высокими идеями.
Насколько объективно автор показывает в романе своего героя – Пугачева?На первый план выступает образ Пугачева как народного

Слайд 11 С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского

восстания?
Пушкин широко использует фольклорные изобразительные средства. Речь Пугачева насыщена народными

поговорками и образными иносказаниями: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее», «Закурим, запоем и ворота запрем».
Сказка старой калмычки об орле и вороне объясняет жизненную позицию народного героя-самозванца: не может человек орлиной натуры жить по законам ворона.
А с помощью эпиграфа к главе «Приступ» и бурлацкой песни, в которых появляется мотив виселицы, автор показывает трагическую предрешенность судьбы Пугачева.
С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского восстания? Пушкин широко использует фольклорные

Слайд 12В чем привлекательность образа Маши Мироновой?
Маша простая, незаметная девушка, но

в ней столько чисто женского обаяния и моральной чистоты, она

обладает чуткостью сердца, которая помогает ей разбираться в людях. В любви Маши нет жеманства, она очень искренна. У нее есть нравственные устои: героиня не может строить свое счастье на несчастье других. Любовь ее бескорыстна. Обрушившееся на Машу горе (казнь родителей) не сломало ее: она оказалась способной проявить сопротивление домогательствам Швабрина, остаться верной своему возлюбленному и защитить свое счастье.

В чем привлекательность образа Маши Мироновой?	Маша простая, незаметная девушка, но в ней столько чисто женского обаяния и

Слайд 13Смысл названия романа
«Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье.

И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и

назвал свою повесть именем Маши Мироновой – «Капитанская дочка», - писал Г. П. Макагоненко .
«Капитанская дочка» оказалась своего рода завещанием Пушкина. Открывая читателю выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами социального развития России и судьбы русского народа.

Смысл названия романа		«Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала.

Слайд 14Технология написания сочинения
Выбрать «свою» тему сочинения .
Помнить об основной мысли

сочинения.
Тщательно отобрать рабочий материал.
Определить, какой тип и стиль речи будет

использован в работе.
Составить план сочинения.
Технология написания сочиненияВыбрать «свою» тему сочинения .Помнить об основной мысли сочинения.Тщательно отобрать рабочий материал.Определить, какой тип и

Слайд 15Определение и выбор темы
1.Становление личности Петра Гринева.
2.Проблема чести и долга

в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва

и Швабрина).
3.Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
4.Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».
5. Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Определение и выбор темы	1.Становление личности Петра Гринева.	2.Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на

Слайд 16Структура плана
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы

никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться


Начерти на карте план ( песенка Алисы).

ПЛАН
I.Введение
II.Основная часть
III.Заключение


Структура планаЧтобы не попасть в капкан,Чтобы в темноте не заблудиться,Чтобы никогда с пути не сбиться,Чтобы в нужном

Слайд 17Становление личности Петра Гринева
ПЛАН
I.Вступление.
Связь романа Пушкина с современностью.
II.Основная часть.
1.Детство и

юность, среда, в которой воспитывался герой.
2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва-

утрата многих иллюзий, становление души и характера:
а) встреча с Зуриным;
б) встреча с вожатым;
в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера.
3.Гринёв во время грозных исторических событий.
4. История отношений с Пугачёвым.
5. Отношение Гринёва к людям –умение любить, помогать, прощать.
III. Заключение.
Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство.


Становление личности Петра ГриневаПЛАНI.Вступление.Связь романа Пушкина с современностью.II.Основная часть.1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.2. Самостоятельная

Слайд 18Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (

на примере образов Гринёва и Швабрина)
ПЛАН
I.Вступление.
Мужество и благородство проявляются

в жизненных испытаниях.
II.Основная часть.
1.Гринёв и Швабрин- представителя русского дворянства. Что у них общего?
2.Отношение героев к людям.
3.Поведение героев в ситуациях нравственного выбора.
4.Отношение героев к Маше Мироновой. Любил ли Швабрин Машу?
III. Заключение.
Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману.
Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина) ПЛАНI.Вступление.Мужество

Слайд 19Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
ПЛАН
I.Вступление.
Проблемы, которые

затрагивает Пушкин в романе « Капитанская дочка».
II.Основная часть. Образ Маши

Мироновой.
Жизнь Маши в Белогорской крепости.
Встреча с Петром Гринёвым.
3.Главные испытания в жизни Маши.
4.Борьба Маши за честь и доброе имя Гринёва.
5.Милость императрицы.
6.Счастье с любимым.
III. Заключение.
Честность и нравственная чистота победили предательство и несправедливость.
Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ПЛАНI.Вступление. Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе « Капитанская дочка».II.Основная

Слайд 20Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка»
ПЛАН
I.Вступление.
Историческая тема в

творчестве А.С. Пушкина.

II.Основная часть. Характеристика Пугачёва.
Первое появление Пугачёва на страницах

романа.
Портретная характеристика героя.
Черты характера , противоречивость натуры Пугачёва.
Пугачёв и народ.
Сочувствие , сострадание рассказчика Пугачёву. Смысл последней встречи на казни.

III. Заключение.
Вгзляды А.С. Пушкина на восстание Пугачёва.

Образ Пугачёва в романе  « Капитанская дочка»ПЛАНI.Вступление. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.II.Основная часть. Характеристика Пугачёва.Первое

Слайд 21Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
ПЛАН
I.Вступление. Основная тема и

проблема романа Пушкина « Капитанская дочка».
II.Основная часть.
1.Первое впечатление Гринёва

от Маши Мироновой.
2.Черты , которые проявляются в характере Маши в её отношениях к родителям, Гринёву, Швабрину.
3.Как раскрывается личность Маши в её любви к Гринёву.
4.Отношение к Маше других персонажей произведения.
5. Как дополняет образ Маши её встреча в Петербурге с Екатериной II.
III. Заключение.
Маша Миронова- любимая героиня А.С. Пушкина.

Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»ПЛАНI.Вступление. Основная тема и проблема романа Пушкина « Капитанская дочка». II.Основная

Слайд 22Самостоятельная работа
написать черновик сочинения;
проверить его, сделав необходимые пометки;
следить

за своими словами, чтобы речь была выразительной, точной, яркой;
прочитать дома

вслух работу, если необходимо, то откорректировать написанное;
к следующему уроку сдать готовое сочинение.

Самостоятельная работа написать черновик сочинения; проверить его, сделав необходимые пометки;следить за своими словами, чтобы речь была выразительной,

Слайд 23Домашнее задание
Написать сочинение
по одной их тем

Домашнее заданиеНаписать сочинение по одной их тем

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика