Слайд 1Подготовка к ОГЭ по литературе - 2017
Н.А.Поломошнова,
учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №61
п. Персиановский Октябрьского района Ростовской
области
Слайд 2Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших
общеобразовательные программы
основного общего образования по
литературе
Список литературы!!!
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни
и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
Слайд 3Требования к уровню подготовки обучающихся
Уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые
части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и
жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать
их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
владеть различными видами пересказа;
строить письменные высказывания в связи с изученным
произведением;
понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
Слайд 4Требования к уровню подготовки обучающихся
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста на необходимую
тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений
Слайд 5
Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов
Первый вариант предлагает
анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения;
Второй вариант
– анализ лирического стихотворения (или басни).
Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается
системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта),
направленных на анализ проблематики художественного произведения
и основных средств раскрытия авторской идеи.
Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном.
1 и 2 задания предполагают письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.
Рекомендация: 30 минут на выполнение одного задания
Слайд 6Критерии оценки
За выполнение каждого из двух заданий базового уровня
сложности
(1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла
(2
балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).
Слайд 7Третье задание (1.1.3 или 1.2.3)
предполагает не только размышление над
предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведение или
фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе
(примерный объем – 5–8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 1.1.3 или 1.2.3, может быть взят не только из произведений, названных в государственном образовательном стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированности важнейших предметных компетенций.
Максимальный балл за выполнение сопоставительного задания (1.1.3 или 1.2.3) – 5 баллов.
Рекомендация: 60 минут на выполнение задания
Слайд 8Критерии оценки
Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3)
оценивается
по трем критериям:
1.«Умение сопоставлять художественные произведения»;
2.«Глубина приводимых суждений
и убедительность аргументов»;
3.«Следование нормам речи».
Первый критерий является главным: если
по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.
Слайд 9Примеры: Задание 1.1.1 - Какие свойства натуры Чичикова проявились в
его внутреннем монологе?
В монологе Чичикова проявились такие черты его характера,
как наблюдательность, а также умение разбираться в людях, то есть знание человеческой психологии. Например, он подметил, что девушка наверняка «выпускница какого-нибудь пансиона или института», что в ней ещё ничего «бабьего», но не пройдёт и года, как «откуда возьмётся и надутость, и чопорность… станет ломать голову с кем, и как, и сколько нужно сказать…».
Кроме того, этот монолог показывает важнейшее свойство натуры Чичикова – его корыстность. В любой ситуации он найдёт выгоду для себя, невзирая на морально-этическую сторону мероприятия: «…Да прибавить тысячонок двести приданого, из неё мог бы выйти очень… лакомый кусочек». Он смотрит на девушку как на средство, с помощью которого можно обогатиться, а уже только потом как на предмет любви, нежности, уважения.
Таким образом, из монолога хорошо видно, что Чичиков неглупый, наблюдательный, но непорядочный, нечестный человек.
Слайд 10http://literarus.ru
варианты тестов
краткий анализ художественных произведений
образцы сочинений части 2
образцы мини-сочинений
Слайд 11Примеры: Задание 1.1.3 Сопоставьте фрагменты поэмы Гоголя и комедии Фонвизина.
Чем Скотинин похож на Чичикова?
В диалоге с господами Простаковыми
Скотинин проявляет такие черты своей натуры, которые очень сближают его с Чичиковым.
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Скотинин, также как гоголевский герой, персонаж уже не юный, во всем ищущий выгоду для себя. Для него невеста – это только способ приблизиться к своей мечте. Но Скотинин на редкость невежественен и глуп, он не стесняется делиться своими корыстными замыслами. Так он прямо заявляет сестре, что ему нравится не Софья и даже не её деревеньки, а свиньи, которых там разводят. «Люблю свиней», - говорит он. Это весьма отличает его от Чичикова, который своими замыслами ни с кем не делился, да и вообще отличался бОльшим знанием человеческой психологии.
Таким образом, и Чичиков, и Скотинин – люди невысоких моральных качеств, и хотя Скотинин не так хорошо разбирается в людях, как Чичиков, цель жизни у них общая. Это обогащение, и, к сожалению, оба они выбирают для этого не самый честный способ.
Слайд 122 часть
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНО
из предложенных ниже заданий (2.1—2.4). В бланке ответов запишите номер
выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).
Слайд 13Часть 2 – сочинение 200 слов ( менее 150 слов
не рассматривается)
Какие «маски» срывает Л.Н. Толстой в своём рассказе «После
бала»?
Почему А.С. Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией?
Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Каково отношение автора к русской деревне? (по рассказу АЛ. Солженицына «Матрёнин двор»)
Слайд 14Критерии оценки задания Части 2 (сочинение) – высокий уровень сложности
«Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3
балла);
«Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла);
«Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла);
«Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла);
«Следование нормам речи» (максимально – 3 балла)
Максимально 12 баллов.
Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается
Рекомендация: на выполнение 1 час 15 минут
Слайд 15https://neznaika.pro/oge/lit_oge/
Проверка письменных заданий ОГЭ. Эксперты комментируют каждую ошибку и выставляют
баллы по критериям.
Эксперты входят в предметные комиссии по проверке ЕГЭ. Каждая
проверенная работа публикуется в открытый доступ, чтобы вы могли поучиться на чужих ошибках.
12 вариантов ОГЭ по литературе можно скачать
Слайд 16Полезные ссылки
http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
https://neznaika.pro/oge/lit_oge/
http://literarus.ru
https://mogu-pisat.ru
http://www.5splusom-school.ru/books/2135/?klass=9&p=9&predmet=12
- Анализ произведений русской литературы. 9 класс - Аристова
М.А. 2013г
https://www.youtube.com/playlist?list=PL3KjR5YStD0KtwAdV5x-0f9XbgoAmgacg – вебинар по итоговому сочинению