Слайд 1Тема 4 «Подготовка лечебно-профилактических учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях»
Слайд 2ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ЛПУ К РАБОТЕ В ЧС
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В БОЛЬНИЦЕ
3. ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ БОЛЬНИЦЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Слайд 3Вопрос 1 «Мероприятия по повыше-нию устойчивости лечебно-профи-лактических учреждений к работе
в чрезвычайных ситуациях»
Слайд 4 К существующим или планируемым к строительству лече-бно-профилактическим учреждениям (ЛПУ)
предъявляются меди-ко-технические требования, которые подразделяются на общие и специальные.
К общим
медико-техническим требованиям относятся тре-бования, специфичные для учреждений здравоохранения и реа-лизуемые во всех проектах.
К специальным относятся требования, зависящие от при-родных факторов (сейсмичность, вечная мерзлота, низкие грунто-вые воды и т.д.), от региона застройки (близость АЭС, химически опасных объектов, взрыво - и пожароопасных объектов и т.д.), от типа учреждения (больница, поликлиника, станция переливания крови и т.д.). Для некоторых категорий больниц при их планиро-вке необходимо предусмотреть площадку для посадки вертоле-тов (самолетов), обязательно обеспечить возможность раздель-ного въезда и выезда прибывающего в ЛПУ автотранспорта, а также оборудовать приспособления для погрузки и выгрузки больных. При отводе земельного участка под строительство ЛПУ учитывается «роза ветров».
Слайд 5Дизель-генератор на 60 кВт
Электростанция дизельная
подвижная на 8 кВт
Электроагрегат бензиновый
на
16 кВт
Слайд 6Резинотканевый резервуар на 10 т
Алюминиевый передвижной
резервуар на 100 м3
Автомобиль-цистерна
на
базе ЗИЛ-131 на 4500 л
Прицеп-цистерна на 1400 л
Слайд 7 При проектировании ЛПУ, в которые могут поступать по-раженные после воздействия
РВ, необходимо соблюдать требо-вания, соответствующие II классу работ с радиоактивными
ис-точниками.
Для защиты зданий лечебных учреждений от радиоакти-вных и химических веществ, задымленности и других вредных факторов создается максимально возможная герметичность внутренних помещений при закрытых окнах; система вентиля-ции должна при необходимости создавать подпор воздуха в палатах, операционных и процедурных и иметь систему фильтров в местах забора воздуха.
Слайд 8Фильтровентиляционный
агрегат ФВА - 49
Слайд 10 Система внутрибольничной безопасности от поражающих факторов (пожаро- и взрывоопасные вещества,
устройства и ма-териалы; ядовитые и радиоактивные вещества; материалы, со-держащие патогенные
для человека бактерии, вирусы и грибы) должна планироваться и создаваться таким образом, чтобы больные и пораженные не имели контактов с перечисленными факторами. Это достигается рациональным распределением по-токов больных и обслуживающего персонала, а также рациональ-ным размещением и оборудованием соответствующих помеще-ний больницы, созданием системы вентиляции и шлюзов, препя-тствующих распространению вредных факторов за пределы ра-бочих помещений. Для защиты больных в стационарных учреж-дениях предусматривается строительство защитных сооружений (убежищ или противорадиационных укрытий) согласно СНиП П-11-77
Слайд 11Система экстренной эвакуации больных должна быть дополнена индивидуальными спасательными устройствами,
которые могут использоваться при нарушениях эвакуации обычным порядком: через окна
на первом этаже, а начиная со второго и выше - с использованием трапов, запасных лестниц, специальных сетей или других устройств, позволяющих опустить человека на безопасную площадку.
Слайд 12Вопрос 2 «Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в
больнице»
Слайд 15Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС
ее руководству выдается задание. В нем кратко излагается возможная (прогнозируемая)
обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС. Это необходимо для того, чтобы персонал больницы мог сделать соответствующие выводы и использовать их при планировании мероприятий. В задании определяется: какие медицинские формирования и с каким сроком готовности создать, порядок их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом. С учетом профиля больницы, ее возможностей предписывается: какого профиля пораженных и в каком количестве необходимо принять, срок готовности к приему и время, в течение которого необходимо проводить прием, порядок дальнейшей эвакуации пораженных.
Слайд 16Мероприятия, проводимые в больнице при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной
готовности)
1. Оповещение и сбор персонала больницы.
2. Введение круглосуточного дежурства
руководящего состава.
3. Установление постоянного наблюдения, уточнение порядка работы постов наблюдения, выдача персоналу СИЗ, приборов радиационной и химической разведки.
4. Подготовка больницы к приему пораженных.
5. Прогнозирование возможной обстановки па территории больницы
6. Проверка готовности органов управления и врачебно-сестринских бри-гад к оказанию медицинской помощи пораженным в районе ЧС и медици-нскому обслуживанию населения в местах проживания (сосредоточения).
7. Усиление контроля за соблюдением правил противопожарной безопа-сности на объекте и готовностью звеньев пожаротушения.
8. Повышение защиты больницы от поражающих факторов.
9. Проверка готовности сил и средств больницы к эвакуации.
10. Закладка медицинского имущества в убежища города и объектов народного хозяйства, в стационары для нетранспортабельных.
11. Уточнение знания медицинским персоналом особенностей патологии поражения возможными факторами ожидаемой ЧС.
Слайд 17Мероприятия, проводимые в больнице при возникновении ЧС (режим чрезвычайной ситуации)
1.О случившемся и о проводимых мероприятиях информируется вышестоящий начальник.
2. Осуществляется
сбор и оповещение сотрудников.
3. Организуется медицинская разведка.
4. В район бедствия выдвигаются силы и средства больницы.
5. Продолжается освобождение коечного фонда от легкобольных и дополнительное развертывание больничных коек.
6. Выдаются средства индивидуальной и медицинской защиты, проводится (по показаниям) экстренная профилактика, вакцина-ция и др.
7. Организуется (при необходимости) эвакуация в безопасные места персонала и больных, цепного имущества и документов.
8. Осуществляется укрытие персонала и больных в защитных сооружениях.
Слайд 18Мероприятия, проводимые в больнице при возникновении ЧС (режим чрезвычайной ситуации)
9. Уточняется порядок дальнейшей эвакуации пораженных.
10. Организуется оказание медицинской и
других видов помощи пораженным сотрудникам и больным объекта здравоохранения.
11. Обеспечивается поддержание общественного порядка, наб-людение за окружающей средой.
12. Поддерживается взаимодействие с другими службами, мест-ными органами здравоохранения, штабами по делам ГОЧС.
13. Проводятся обеззараживание территории района бедствия, экспертиза воды, продовольствия и другие мероприятия,
Слайд 19Содержание основных мероприятий,
проводимых в ЛПУ при ЧС
1. Приведение
в готовность в установ-ленные сроки органа управления - штаба ГОЧС
больницы.
2. Приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с пред-назначением и с учетом обстановки.
3. Приведение в готовность объектовых формирований ГО общего наз-начения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического наблюдения и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасательных работ на территории больницы, определение порядка их использования.
4. Выделение медицинского персонала для доукомплектования медицин-ских формирований и лечебно-диагностических подразделений других больниц, получивших задание для работы в ЧС.
5. Выделение медицинского персонала и медицинского имущества в це-лях медико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и возможных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях.
Слайд 206. Выделение с учетом прогнозируемой обстановки медицинского персо-нала для проведения
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на
радиоактив-но загрязненной территории, или при возникновении массовых инфек-ционных заболеваний.
7. Определение порядка использования кадров и транспортных средств в больницах, имеющих в своем составе отделения экстренной и консуль-тативной медицинской помощи, санитарную авиацию и санитарный тран-спорт, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
8. Доукомплектование больницы медицинским, санитарно-хозяйствен-ным, специальным имуществом, транспортом.
9. Приведение в готовность защитных сооружений (в том числе стацио-наров для нетранспортабельных больных).
10. Эвакуация больниц из городов (если она предусмотрена) и разверты-вание в загородной зоне в составе больничной базы.
11. Организация защиты персонала и больных, членов семей персонала больницы в загородной зоне.
Слайд 2112. Мероприятия, проводимые на территории больницы, по ликвидации последствий ЧС
при их возникновении в масштабе больницы и при ава-риях, катастрофах,
стихийных бедствиях территориального или регио-нального уровня. В зависимости от конкретной обстановки (характера воздействия поражающих факторов) больница может быть не способной вести прием пораженных (больных) в ЧС или вести его ограниченно, возможно, в более поздние сроки после возникновения ЧС.
13. Прием пораженных (больных) при возникновении ЧС, оказание квали-фицированной, специализированной медицинской помощи и лечение.
организация управления, учета и отчетности.
Больница, руководствуясь заданием, планирует выполнение тех мероприятий из числа перечисленных, которые обеспечивают решение задач при возникновении ЧС.
Слайд 22Вопрос 3 «Организация работы больницы в ЧС»
Слайд 23Получив информацию об угрозе возникновения ЧС, ответственный дежурный по больнице
задействует схему оповещения и сбора руково-дящего состава и одновременно при-нимает
меры к выполнению меро-приятий, предусмотренных планом:
1. Ставятся в известность вышестоящие органы здравоохранения.
2. Организуется работа штаба ГО и ставятся задачи подчиненным.
3. Приводятся в готовность к выдвижению соответствующие формиро-вания (сбор персонала, получение имущества и т.п.).
4. Выставляется (при необходимости) пост наблюдения радиационной и химической разведки.
5. На улице и внутри помещения устанавливается пикетаж с указанием направления движения потока пораженных.
6. Приводятся в готовность СИЗ и МСИЗ, а также средства коллективной защиты персонала и больных.
7. При необходимости повышаются защитные свойства здания больницы (оконных проемов, дверей и т.п.).
8. Уточняются списки больных, которые могут быть выписаны на амбулаторно-поликлиническое лечение.
Слайд 249. Принимаются меры к увеличению коечной емкости больницы для пораженных
не только за счет выписывания больных, но и использова-ния дополнительных
площадей (ординаторских, коридоров и т.п.).
10. Увеличивается численность персонала приемного отделения.
11. Проверяется знание персоналом инструкции по приему и сортировке пораженных, готовность санитарного пропускника к проведению час-тичной и полной санитарной обработки, наличие обменного фонда носи-лок и белья.
12. В операционно-перевязочном отделении, в отделении реанимации и интенсивной терапии принимаются меры к увеличению коечной емкости и увеличению пропускной способности. Устанавливается дополнитель-ное количество операционных, перевязочных столов, штативов и дру-гих приспособлений для крепления инфузионных средств, кислородной аппаратуры и др.
13. Устанавливается круглосуточное дежурство медицинского персона-ла. При возможности привлекаются к работе пенсионеры, студенты ста-рших курсов медицинских учебных заведений.
14. Осуществляется замена медицинского персонала, убывающего в составе формирований.
15. Проверяется наличие аварийного освещения и водоснабжения.
Слайд 26Организационно-штатная структура больницы
Слайд 27Задачи больницы
1. Лечебно-восстановительная (неот-ложная помощь, лечение, реабилита-ция больных).
2. Профилактическая, особенно
для больниц , объединенных с поликли-никой (лечебно-оздоровительная деятельность, профилактика инфек-ционных
и хронических заболеваний и др.)
3. Учебная (подготовка медицинского персонала).
4. Научно-исследовательская.
5. Оказание медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Последняя задача городской больницы раскрывается на деятельности ее основного подразделения - стационара (приемного и лечебных отделений).
Слайд 28Приемное отделение
Приемное отделение может быть центра-лизованным для всей больницы и
децентра-лизованным для отдельных ее профильных структурных подразделений. Приемное отде-ление чаще
размещается на первом этаже в главном корпусе больницы или в корпусе с наибольшим количеством коек в изолированной части здания и, по возможности, вблизи глав-ного въезда на территорию больницы. Место подъезда санитарного транспорта оборудуется пандусом с навесом для стоянки 1-2 машин, а в районах с суровыми продолжительными зима-ми - отапливаемым тамбуром.
В приемном отделении предусматривается: вестибюль- ожидальная, смотровая (кабинет дежурного врача), перевязочная, диагностические боксы (палаты), кабинеты заведующего отделением, старшей медицин-ской сестры, материальная и санитарный пропускник.
Слайд 29Вестибюль-ожидальная оснащается удобной мебелью с покрытием, позволяющим проводить санитарную обработку
и дезинфекцию, санитарно-просветительной литературой, витринами по санпросвещению, телевизором. Пост дежурной
медицинской сестры и дежурной медицинской сестры-регистратора располагается в одном помещении с ожидальной. В обязанности дежурной медицинской сестры входит наблюдение за состоянием всех поступающих больных, чтобы при необходимости немедленно оказать им помощь. Пост оснащается письменным столом, телефонами для связи с подразделениями, журналами регистрации больных, по возможности компьютером.
Слайд 30Кабинет дежурного врача (смотровой кабинет) предназначается для осмотра и установления
предварительного диагноза всем поступающим больным и пораженным в ЧС, а
также для оказания неотложной медицинской помощи. Его размеры должны обеспе-чивать свободное перемещение больного (пораженного) на катал-ке. Другие смотровые кабинеты приемного отделения оснащаются наряду с письменными столами, передвижными кушетками-катал-ками, медицинскими приборами для осмотра больных, электро-кардиографами, системами централизованной подачи кислорода и закиси азота, шкафом неотложной медицинской помощи, а также таблицами, инструкциями по оказанию неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и работе приемного отделения городской больницы в ЧС
Слайд 31Предперевязочная (ПП-ОРО)
Предназначена для подготовки раненых к хирургическому вмешательству, оказания первой
врачебной помощи раненым, не требу-ющим проведения квалифици-рованной медицинской помощи, проведения
внутрипунктовой сортировки
Слайд 32Перевязочная (П-ОРО)
Предназначена для оказания квалифицированной хирургической помощи и первой врачебной
помощи
Слайд 33Модуль интенсивной терапии (МИТ)
Предназначен для проведения интенсивной терапии раненым после
хирургических вмешательств и обожженным
Слайд 34 Процедурная, перевязочная, палата интенсивной терапии - предназначаются для оказания неотложной
помощи и проведения реанимационных мероприятий. В процедурной и перевязочной находятся
шкафы для медикаментов и инструментов, сейф для медикаментов группы "А", таблицы высших разовых и суточных доз ядовитых лекарственных средств, кушетка, процедурный столик, шкаф для сухожаровой стерилизации инструментов, набор шприцев одноразового использования, холодильник, стул, умывальник. Медикаменты для текущего использования (не более чем на 5 суток) размещаются в шкафу раздельно по группам: "внутреннее", "наружное", "инъекционное" кроме того желательно на случай чрезвычайных ситуаций иметь на первый час работы в приемном отделении медикаменты, перевязочный материал из расчета 3% от общего числа коек больницы.
Слайд 35 В перевязочной должен быть стол со стерильным материа-лом, системами
переливания крови, набором для трахеостомии, де-фибриллятором, наркозным или дыхательным аппаратом,
специа-льным набором медикаментов для оказания помощи лицам, находя-щимся в коматозном состоянии. Для оказания неотложной помощи необходимо также иметь стерильные наборы для венесекций, поста-новки подключичного катетера, торакотомии, зонды, катетеры, укла-дки медикаментов по группам, и на случай поступления пораженных из химически опасных очагов - антидоты, стерильные растворы и др. Запас ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств не должен превышать трехдневной потребности
Слайд 36 Диагностическая палата (бокс) предназначена для вре-менного размещения больных с поражениями
(заболеваниями), которые при поступлении с полной достоверностью диагности-ровать не удалось,
и пораженные нуждаются в уточнении диаг-ноза и определении профиля лечебного отделения для их госпитализации.
Лечебное отделение состоит из палатных секций по 20-30 коек (норма отводимой площади на 1 койку составляет 6 - 10 м2). При организации узкоспециализированных отделений исхо-дят из целесообразности размещения близкопрофильных отде-лений в одном учреждении для эффективного использования кадров, техники, а также создания полноценных вспомогатель-ных служб (реанимации, анестезиологии, службы крови).
Структура и оснащение каждого отделения должны соот-ветствовать его профилю. Так, в хирургическом отделении необ-ходимо иметь перевязочную, процедурную; в то время, как в терапевтическом - только процедурную и т.д.
Основой лечебного отделения является палата на одну, две, шесть коек, в которой должны быть горячая вода, умыва-льник, а в современных больницах - душ и туалет.
Слайд 37Предоперационная (ПО-ОРО)
Предназначена для подготовки хирургической бригады, раненых и пострадавших к
проведению хирургической операции
Слайд 38Операционная (ОП-01)
Предназначена для оказания квалифицированной с элементами специализированной хирургической помощи
Слайд 39Реанимационная (ОП-01)
Предназначена для проведения противошоковых (реанимационных) мероприятий
Слайд 40 В больницах, имеющих в своем составе хирургические от-деления, создаются анестезиолого-реанимационные
отделения, которые связаны с приемным отделением и операционным бло-ком. В
этом отделении предусматриваются согласно строитель-ным нормам следующие помещения: реанимационный зал - 36 х 48 м2, предреанимационная - 18 м2, лаборатории для срочных анализов - 24 м2, помещения для контроля за диагностической аппаратурой - 15 м2, хранения крови - 8 м2. Площадь помещения на одного больного от 9 до 12 м2. (15). Полноценная работа реани-мационного блока возможна при круглосуточном дежурстве вра-ча-реаниматора и хирурга. Комплексные реанимационные меро-приятия требуют участия не менее двух врачей и двух-трех меди-цинских сестер. Кроме того, наибольшая эффективность этих ме-роприятий может быть достигнута при постоянном контроле био-химических показателей, характеризующих изменения, происхо-дящие в организме, и позволяющих быстро проводить необхо-димую коррекцию лечения. Поэтому в реанимационной необхо-димо иметь современную лабораторную базу, а также службу кро-ви, которая обеспечивала бы отделение достаточным запасом крови различной групповой и резусной принадлежности и крово-заменяющими жидкостями.
Слайд 41 Лечебным отделением стационара на 30-60 коек руководит заведующий, который ведет
дополнительно к основной работе 10 больных. Кроме заведующего в составе
отделения работают вра-чи-ординаторы, старшая медицинская сестра, сестра-хозяйка, про-цедурные, палатные, младшие медицинские сестры. В отделении предусматривается: кабинет заведующего отделением, ордина-торская, перевязочная и другие помещения для диагностических целей и лечения больных.
Процедурная оснащается шкафом для медикаментов, инс-трументария, сейфом для медикаментов группы "А", таблицей высших разовых и суточных доз ядовитых и сильнодействую-щих лекарственных средств, кушеткой, процедурным столиком, холодильником, шкафом для сухожаровой стерилизации и др.
В перевязочной необходимо иметь перевязочный стол, шкаф для медикаментов группы "А", таблицы высших разовых и суточных доз, стол для инструментария, перевязочного матери-ала, кушетку, вешалку и др. Медикаменты текущего довольствия отделения потребностью не более пяти суток размещаются в шкафах
Слайд 42 В задачу лечебного отделения стационара входит оказание больным, пораженным исчерпывающей
медицинской помощи и их лечение. В отделении врач устанавливает диагноз,
определяет план лечения больного, проверяет правильность и своевременность выполнения средним медицинским персоналом назначений и указаний по лечению, питанию больного и уходу за ним, за его содержание опрятным и чистым. Средняя нагрузка на врача-ординатора в общехирургическом, терапевтическом, педиатрическом отделениях составляет 20 больных, в специализированных отделениях - 10 - 15 больных.
Слайд 43 В своевременном выполнении указаний врача, правильной организации ухода за больными
существенная роль отводится пала-тной сестре.
Должность палатной медицинской сестры вводится по
штат-ным нормативам от 23.10. 93 г. № 1095 из расчета 1 круглосуточный пост в хирургическом отделении при трехстепенной системе обс-луживания на 22 койки, при двухстепенной системе обслуживания - на 18 коек. В гематологическом, кардиоревматологическом, невроло-гическом, пульмонологическом отделениях по тому же пункту 20 и 15 коек соответственно.
Для организации индивидуального ухода за тяжелобольными при 3-х степенной системе обслуживания устанавливается 0,5-1 ставки медицинской сестры на отделение, имеющее 40 и более коек. При 2-х степенной системе обслуживания больных: в отделениях до 60 коек - 0,5-1 ставки, в отделениях на 60 и более коек - 1-2 ставки.
Ставки операционных медицинских сестер определяются из расчета одна на 30 коек хирургического цикла, должности перевя-зочных сестер - одна на перевязочную при наличии в больнице не менее 40 коек хирургического профиля.
В ожоговых отделениях указанные должности вводятся из расчета 2 должности на перевязочную, но не более 3 ставок.
Слайд 44 При наличии в больнице не менее 200 инфекционных коек и
организации отдельного приемного отделения уста-навливается 1 круглосуточный пост указанных работников
для приема инфекционных больных. Расчет должностей медицинских сестер процедурного кабинета в стационаре при 2-х степенной системе обслуживания больных ведется из расчета 1 ставки на 50 коек. По тому же штату рассчиты-вают должности младшего медицинского персонала: при 3-х степенной системе обслуживания 1 круглосуточный пост на 20 гематологических, ожоговых, хирургических коек.