Слайд 1Подготовка выпускников
к ЕГЭ
по русскому языку
Задание 27
Сочинение
Слайд 2План занятия
1. Структура сочинения ( формулировка проблемы, правила написания комментария,
позиция автора, согласия/несогласия с мнением автора и обоснование своей точки
зрения, вывод)
2. Способы формулировки проблемы
3.Тренируемся. Практикум.
Слайд 3Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из
проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему.
Включите в комментарий
два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 4Формулировка задания
Проблема
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Отношение к позиции автора
Обоснование отношения к
позиции автора
Вывод
Слайд 5Типичные ошибки в формулировке проблемы
• Подмена понятий «тема» (о чем
говорится в тексте), «идея» (главная мысль текста, в которой выражено
авторское отношение), «проблема» (один из ОСНОВНЫХ поставленных в тексте вопросов, требующих ответа).
• Неточная формулировка проблемы (слишком узко или слишком широко), подмена другой, схожей, но отсутствующей в тексте.
Пример: Автор поднимает проблему доброты.
Слайд 6Проблема
Проблема - вопрос, над которым рассуждает автор
Эксперт проверяет, есть ли
в работе формулировка проблемы исходного текста. Максимум (1 б) ставится,
если проблема понята и сформулирована правильно. Если есть ошибки в понимании текста и проблема сформулирована неверно, эксперт поставит 0 баллов.
Слайд 7Типы проблем
Философская (проблема добра и зла, проблема силы человеческого духа,
проблема истинных и ложных ценностей)
Нравственная (проблема непобедимости хамства, проблема совести)
Экологическая
(проблема негативного воздействия человека на природу)
Социальная (проблема отношения общества к людям с ограниченными возможностями)
Политическая (проблема разжигания межнациональной розни)
Эстетическая (проблема вытеснения литературы другими видами искусства)
Слайд 8Как найти проблему
1. Чтобы правильно сформулировать проблему, сначала нужно понять
позицию автора: что пытается донести до нас писатель. Другими словами,
найти основную мысль текста.
2. От позиции сформулировать проблему.
Слайд 9От позиции автора к проблеме
1. Выявите основную мысль текста
2. Запишите
её в виде законченного предложения
3. Определите, на какой вопрос отвечает
это предложение
4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Слайд 10Пример
Позиция автора
- Человек должен с уважением относиться к родному
языку.
Проблема
- Каким должно быть отношение человека к родному языку?
Слайд 12Конструкция «Проблема чего»
Отрицательный момент такого способа формулировки проблемы – нанизывание
цепочки родительных падежей!
Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже.
Например, «В тексте поднимается проблема донесения смысла выступления до слушателей».
В таких случаях существительные надо заменять глаголом: «Как донести до слушателей смысл публичного выступления?»
Слайд 13Типовые конструкции
Автор размышляет над проблемой….
Автор текста затрагивает проблему….
В центре внимания
автора проблема…
В тексте поднимается проблема…
Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…
Как
(зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Слайд 14Ошибки в формулировке текста
Выберите варианты формулировки проблемы,
в которых допущены
ошибки.
Автор рассматривает проблему бережного отношения к чувствам ближнего.
Как научиться прощать?
Именно над этой проблемой размышляет автор.
Прочитав данный текст, перед нами встает проблема патриотизма.
Данная проблема — актуальная и которой много внимания уделяют другие авторы.
Автор ставит читателю проблему отношения человека к родному дому.
Слайд 15Алгоритм нахождения проблемы текста
Определите тему текста
Определите главную мысль текста (позицию
автора)
Сформулируйте проблему, поставив вопрос к позиции автора.
Слайд 16Тренируемся
У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту.
Крив,
сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины
в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами.
Все можно. Нельзя только одно — терять высоту. Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим и тогда, если даже ты идешь как бы и не к вершине, все равно ты становишься выше, то есть ближе к цели.
Итак, нельзя терять высоту!
Камешки на ладони
Владимир Солоухин
Слайд 17Проблема текста
Как достичь поставленной цели?
Проблема достижения поставленной цели.
Слайд 18Выявление проблемы в художественном тексте
Проанализируйте поступки, отношения героев
Определите, какие положительные
или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях
Подберите абстрактные
существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство - равнодушие, черствость, эгоизм)
Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
Слайд 19Тренируемся
Старик с внуком шли по улице мимо мальчика, которому
отец поручил починить забор, прежде чем идти играть. Инструмент выскальзывал
из рук, доска не хотела становиться на место. Ударив случайно себя по пальцу, мальчик в сердцах бросил молоток, с тоской глядя в сторону играющих друзей. Внук старца пожалел мальчика, прибил доску на место. Но старик подошёл и снова проделал дыру в заборе.
— Как же так, дед? Ты всегда учил меня быть добрым, а не даёшь помочь.
— Я тебя учил доброте, а не лицемерию. Сделав за мальчика его работу, ты не дал ему не только научиться чинить забор. Он не научится терпению и тому, что сначала нужно сделать дело. Своим «добрым» поступком ты мог испортить ему жизнь.
(О. Безмирная «Медвежья услуга»)
Слайд 20Проблема текста
Проблема воспитания в ребенке терпеливого отношения к любому делу.
Как
научить ребенка терпеливому отношению к труду?
Как воспитать в ребенке терпение
при выполнении работы?
Стоит ли выполнять за ребенка какое-то дело?
Проблема привития в ребенке любви к труду.
Слайд 21Тренируемся
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф. Кривин)
Слайд 22Проблема текста
Проблема правильного воспитания ребенка.
Как следует воспитывать детей?
Слайд 23Тренируемся
Почти все у человека предназначено для самого
себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать
пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Если бы не зеркала, человек свою улыбку никогда бы даже не увидел. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если вам долго никто не улыбнулся и вы не улыбнулись тоже. Душа зябнет и каменеет.
Мрачные люди тяжело действуют на окружающих и намного укорачивают собственную жизнь, подрывают свои защитные силы. Неулыбчивые люди вызывают недоверие или подозрение, и не располагают к себе. В то же время, улыбающиеся, - обладают притягательной силой и положительно заряженной энергией.
Улыбайтесь! Долой мелочные обиды и мрачное настроение. Улыбайтесь! Пусть сердца наши очистятся от злобы, зависти, самомнения и уныния и наполнятся добротой, милосердием, уважением к людям, честностью и чистотой.
Улыбка - это распахнутое окно души. Улыбайтесь на здоровье!
Слайд 24Определяем проблему текста
Сколько людей на свете, столько и
понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов,
а запросы бывают разные. Русская пословица гласит: «У каждого по горю, да не поровну. У одного похлёбка жидка, у другого жемчуг мелок». То же можно сказать о счастье.
Тем не менее у любого счастья существует фон, или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов.
Наиболее прочной и, вероятно, единственно прочной основой является глубокая удовлетворённость главным делом своей жизни, которое тоже у каждого человека своё.
Личные, повседневные огорчения и радости могут, конечно, на время заслонить основное. Но при отсутствии основного они не могут составить счастья.
(По книге В. Солоухина* «Камешки на ладони»)
*Солоухин Владимир Алексеевич (1924—1997) — русский советский писатель, видный представитель «деревенской прозы».
Слайд 25Определяем проблему текста
Брем знал, что многие европейцы, живущие
здесь, в Африке, считают его колдуном, за ним даже укрепилась
эта кличка. Причиной тому было умение «ладить» с животными, способность приручать их. Брем любил животных, животные любили своего хозяина, и вот эта, казалось бы, самая простая истина вызывала недоумение у многих людей, живших тут. Как — любить птиц и обезьян? Отдавать им всё свободное время, тратить на них свои и без того скудные средства? Этого они не могли понять!
Да и где им понять, этим людям, любящим только себя, что можно любить животных, испытывать радость от общения с ними и вызывать у них ответную любовь?!
(По книге Ю. Дмитриева* «Необыкновенный охотник»)
* Дмитриев Юрий Дмитриевич (1926—1989) — советский писатель-натуралист.