Слайд 1Подвижной состав высокоскоростных железных дорог
Москва, МИИТ – 2017
Колин Алексей Валентинович
Слайд 2Сравнение системы «Transrapid» и системы «колесо-рельс»
Слайд 3Отличительные особенности подвижного состава
В мире распространение получила как распределённая тяга
(Япония, Германия начиная с ICE-3, Китай), в так и сосредоточенная
(LGV, Южная Корея)
В качестве регулятора мощности используются тиристорные или транзисторные преобразователи, в качестве тягового привода – синхронные (Франция) или асинхронные тяговые электродвигатели;
Кузова собираются из лёгких алюминиевых сплавов, так чтобы нагрузка на ось не превышала 17 тс (реализованный минимум - 9 тс)
Для сокращения влияния воздушного сопротивления (до 40%) головные вагоны поездов ВСМ делают обтекаемыми
На поездах ВСМ используются следующие виды торможения:
- электропневматическое (дисковые тормоза);
- электромагнитное;
- вихретоковое;
- электродинамическое (реостатное или рекуперативное);
- аэродинамическое
Опирание вагонов на промежуточные или изолированные тележки
Большинство серий поездов ВСМ могут работать по СМЕ
Количество вагонов в составе одного поезда – от 7 до 16;
Мощность – от 6000 до 12000 кВт
Слайд 4Композиции высокоскоростных поездов мира
Слайд 5М – тяговые электродвигатели (асинхронные), VCB – выключатель, MTr –
тяговый трансформатор, C/I – тяговые преобразователи напряжения (тиристорные, транзисторные и
т.п.) SIV, A/C – преобразователи вспомогательных цепей
Расположение тягового оборудования на поезде с распределённой и сосредоточенной тягой соответственно
Слайд 6Лёгкие кузовные профили для поездов ВСМ
Слайд 7Длина лобовой части «носа» головного вагона поезда «500» - 15
Слайд 8Межкузовные гасители колебаний
Слайд 9Поглощающие элементы головных вагонов
Слайд 10Поезд серии «100», Кодама
выпускается с 1985 года
Максимальная скорость 230
км/ч
Слайд 11Поезд серии «200» для работы в тяжёлых климатических условиях (север
Японии, где частые ливни и высока продолжительность низких температур)
Многопутная линия
в Омийо
Слайд 12Рекорд скорости – 319 км/ч (декабрь 1979 г),
Эксплуатируется со скоростями
до 210 км/ч
Поезд серии «200», Насуно
Слайд 14
Характеристики основных электропоездов «Синкансэн»
Слайд 15Характеристики основных электропоездов «Синкансэн»
(продолжение таблицы)
Слайд 16Поезд серии «400» используется для скоростного движения на существующих модернизированных
линиях «Минисинкансэн», скорость на ВСМ – 240 км/ч, на «Минисинкансэн»
- 130 км/ч
Рекорд скорости – 345 км/ч (сентябрь 1991 г)
Нагрузка на ось – 13 тс
Слайд 17Первый французский высокоскоростной поезд с газотурбинным приводом и электрической передачей
«TGV 001» 1972 г. п., скорость – свыше 300 км/ч
Слайд 18Поезда серии «TGV PSE», выпускались с 1980 года для первой
ВСМ Париж - Лион
Нагрузка на ось 16,3 т, поезда состоят
из двух электровозов и 8-и сочленённых вагонов, рассчитан на две системы тока – 1,5 кВ пост. и 25 кВ 50 Гц переменного, скорость 300 км/ч, двигатели коллекторные постоянного тока
Рекорд скорости – 318 км/ч (24 сентября 1980 г)
Слайд 20Поезд «TGV Atlantique»
выпускается с 1988 года для новой ВСМ
к Атлантическому побережью, двухсистемный с синхронными тяговыми двигателями,
скорость 300 км/ч
Расположение тележек – промежуточное, опираются на пневматические рессоры
Слайд 21Моторная тележка высокоскоростного поезда
Слайд 22Промежуточная тележка для сочленённых вагонов
Слайд 27Тормозной путь высокоскоростного поезда TGV при торможении со скорости 260
км/ч составляет 3100 м
Слайд 28Поезд «TGV Atlantique» до 2007 года являлся самым высокоскоростным в
мире
В мае 1990 года им был поставлен рекорд скорости в
515,3
км/ч
Рекорд побит в 2007 году поездом «TGV Duplex» и составил
574,1 км/ч
Слайд 29Технические характеристики электропоезда «TGV Atlantique»
Слайд 30Поезда серии «TGV R» сцепленные
по системе многих единиц
Преодолевают уклоны до 3,5 %
Слайд 31Поезд серии «TGV-T Eurostar», выпускается с 1994 года,
работает на маршруте Париж
– Брюссель – Лондон, максимальная скорость – 300 км/ч
Слайд 32«Обособленная» от других главных путей ВСМ в Бельгии
Поезд серии «TGV-T
Eurostar» состоит из двух концевых электровозов и 18 сочленённых вагонов,
работает на трёх системах тока: постоянного 3000 В и 750 В и переменного 25 кВ 50 Гц, приспособлен к верхнему и нижнему токосъёму
Число мест – 794, время «полёта» от Парижа до Лондона – 3 ч
Слайд 33Поезда серий «TGV-T Eurostar» и «TGV Atlantiq» в Найсе
Слайд 35Поезд «TGV-T Eurostar» прибывает на станцию Лилль
Слайд 36Поезд «TGV-Thalys» работает на маршруте Париж – Брюссель – Амстердам,
скорость 300 км/ч
Слайд 37TGV Duplex
Поезд формируется из двух моторных и восьми промежуточных прицепных
пассажирских вагонов. Общая пассажировместимость равна 545 чел.
Слайд 38Поезд «TGV-Thalys»
Тяговые двигатели – синхронные, получают питание от преобразавательных
модулей на базе тиристоров с автоматическим регулированием режимов тяги и
торможения
Слайд 40Технические характеристики электропоезда Thalys
Слайд 411 мая 1988 г. опытный поезд ICE V на высокоскоростном
участке Фульда – Вюрцбург развил скорость 406,9 км/ч.
Слайд 42Поезд ICE-1, производится с 1990 года, напряжение в контактной сети
15 кВ, 16 2/3 Гц, скорость 280 км/ч, двигатели асинхронные,
состоит из 2х электровозов и 12и промежуточных вагонов
Слайд 50На ICE-1 применяется рекуперативное торможение
Слайд 53Основные характеристики электропоезда ICE 1
Слайд 54Поезд серии «ICE-3»
выпускается с 1998 года и работает на
ВСМ Кёльн - Франкфурт
Слайд 55Отличительные особенности от ICE-1:
работает в укороченном исполнении (8 вагонов) по
системе многих единиц;
тяга распределена равномерно по длине состава (моторвагонная);
удельная мощность повышена с 10,7 кВт на т веса до 20,2 кВт;
скорость повышена с 280 до 330 км/ч
Слайд 61Поезд «ETR-401 Pendolino» с наклоняющимся кузовом, выпускается с 1974 года,
скорость 250 км/ч, нагрузка на ось 11 тс, двигатели постоянного
тока с последовательным возбуждением, работает на линии Рим - Анкона
Слайд 63Двухсистемный итальянский электропоезд ETR-480 (пост. ток 3 кВ и пер.
15 кВ, 16 2/3 Гц), курсирует между Италией и Швейцарией
через Альпы
Слайд 65Поезда серии ETR-500 c локомотивной тягой, скорость 300 км/ч, работают
на линии Рим - Флоренция
Слайд 66Основные технические характеристики итальянских
высокоскоростных поездов ETR-460
и ETR-500
Слайд 67Составы «Talgo Pendular» состоят из коротких лёгких вагонов сочленённого типа
(до 10 м), высота пола над УГР – всего 365
мм
Выпускаются с 1977 года
Слайд 68В составах «Talgo Pendular» вагоны опираются на одну ось в
конце вагона, скорость до 250 км/ч
Кузов вагонов опирается на
два резиновых воздушных баллона, посредством изменения давления в которых он сохраняет горизонтальное положение в кривых
Слайд 69Состав «Talgo Pendular» с китайским электровозом KZ4 на маршруте Алма-Ата
– Астана (Казахстан)
Слайд 70Испанские поезда серии «AVE» максимально унифицированы с французскими «TGV Atlantique»,
выпускаются с 1991 года,
скорость 300 км/ч
Слайд 76Технические характеристики поезда AVE
Слайд 86Высокоскоростная магистраль Мадрид – Севилья является первой в мире ВСМ,
которая рассчитана на максимальную скорость движения 350 км /ч
Поезд AVE
103 Velaro E – модификация ICE 3 для испанской ВСМ Мадрид - Севилья
Слайд 87Кабина поезда AVE 103 Velaro E
На скоростях 300 км/ч
и выше объекты по сторонам практически не различимы, поэтому для
всех высокоскоростных поездов последнего поколения характерно уменьшение площади лобового стекла
Слайд 91В салоне поезда AVE 103 Velaro E (Германия), вагон первого
класса
Слайд 94Пример системы наклона кузова на поезде Х2000 (Швеция)