Слайд 1Урок-портрет «Ыбырай Алтынсарин» (1841-1889)
5literatura.net
Слайд 2Ыбырай Алтынсарин қазақтың аса көрнекті ағартушы-педагогы, жазушы, этнограф, фольклоршы, қоғам
қайраткері .Ол 1841 жылы қазіргі Қостанай облысының аумағында дүниеге келген.
Әкесінен ерте айырылған ол атасының - белгілі би және старшын Балқожа Жаңбыршиннің қолында тәрбиеленді. Ыбырай бала кезінен бастап білімге және өз бетінше оқып білуге бейім екенін байқатты
Слайд 3Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в
ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории
нынешней Костанайской области. Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жансурчина.
Слайд 4Образование Ыбрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для
детей степной аристократии. После завершения учебы работал сначала писарем при
воинском старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая, политическая жизнь и деятельность Ыбрая Алтынсарина.
Слайд 5
Ол Орынбор қаласында білім алады.Білген үстіне біле түссем деген
құмарлық пен өз халқыма неғұрлым көбірек пайда келтірсем деген абзал
арманға ұмтылыс жас .Өзінің мінез-құлқы жағынан қарапайым әрі еңбексүйгіш еді, көп оқыды, өзге халықтардың қол жеткен табыстарын неғұрлым көбірек біле түссем деп армандады. Алған білімін өз халқының пайдысына асыруға талпынды. Ол мұсылманша сауат ашты.
Слайд 6Педагог-просветитель, энтузиаст, поэт, фольклорист, этнограф, автор учебников родного и русского
языков для казахских детей. Крупный мыслитель, отдавший все силы и
весь свой талант делу просвещения родного народа. Им создано семь народных светских школ.
Круг научных интересов и исследований:
Педагогика История
Фольклористика Этнография
Лингвистика Языкознание
Слайд 7
Қызығып зерттеген салалары:
Педагогика
Тарих
Фольклористика
Этнография
Лингвистика
Слайд 8В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане
ряда школ для детей степной бедноты и училищ (женских, сельскохозяйственных,
ремесленных)
Первые школы
Слайд 9
Ол өзінің тәжірибелік қызметінде Қазақстандық балаларға және кедей балаларға мектеп
ашуды қалады (әйелдер, шаруашылық,қолөнер)
Слайд 10
Алтынсарин первый предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской
графики, подготовил ряд учебников для обучения казахских детей. В 1879
году вышли в свет его учебники «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку»
Слайд 11
Орыстың ағартушылық жүйесін, орыс ағартушы дарының еңбектерін зерттейді. Қазақ тілінде
оқу құралдарын жасауды ойлайды Ыбырай балаларды мазмұны олардың білімін көтеретін,
тақырыбы оларды қызықтыратын кітаптарды... қазақтың өз тілінде... басып шығару керек деп білді. Өзі 1879 жылдан бастап "Қазақ хрестоматиясын" кітабы жарыққа шықты.
Слайд 12«Қырғыз хрестоматиясы» кітабында көркем шығармалар балаларды отанын сүюге негізделген.
Ауызша тілде
орыс тілінің кейбір сөздері мен барлық өмір саласымен байланысты «басқармада»
500 сөздер жиынтығы қосылған.
Слайд 13Учебники Алтынсарина
«Киргизская хрестоматия» Алтынсарина по своей идейной направленности служила принципу
народности и воспитывала детей в духе любви к Родине.
В«Руководстве» дано
около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни. Такое количество слов и фраз русского языка было достаточно для первоначального употребления в устной речи
Слайд 14Литературная деятельность
Алтынсарин занимался и литературной деятельностью. Он известен как автор
превосходных стихотворений, направленных на защиту бедноты. Критику эксплуататоров и духовенства,
а также много других рассказов для детей, которые воспитывали у читателя лучшие нравственные качества: трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим и т.д.
Слайд 15Ағартушылық еңбеі
Ыбырай – жаңашыл жазушы. Ол – ең алдымен қазақ
әдебиетіне жаңа идеямен тың тақырыптар әкелуімен жаңашыл. Қазақ ақындарына оқу,
тәлім-тәрбие, мәдениет мәселелерін Ақынның шығармаларында өнер, еңбек, кәсіп, адамгершілік идея, отырықшылыққа байланысты тұрмыс жаңалықтары көтерілді.
Слайд 16Значительный вклад внес Алтынсарин в исследование устного народного творчества казахов,
их обычаев и традиций. («Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе
у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства») Они пользовались популярностью среди ученых кругов России и не утратили своего значения до сих пор.
Слайд 17
Ы.Алтынсарин работал учителем, затем инспектором киргизских школ Тургайской области, которые
он же устроил и организовал. Именно на этом посту он
проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, просветителем и крупным общественным деятелем
Слайд 18
Ы.Алтынсарин Торғай қаласында мұғалім болып, кейін сол қалада қырғыз мектептерінің
инспекторы болып қызмет атқарады. Осы сәтте оның ұйымдастырушылық дарындылығын, ағартушылығын,
қоғам қайраткер екенін байқауға болады.
Памятник
Ескерткіші
Музей/мұражай
Алтынсарина
Слайд 20
Ал енді ақынның өлеңдеріне назар аударайық
А теперь обратите внимание на
стихи поэта
Слайд 21
Рөлге бөліп оқылық
Прочитаем по ролям
Слайд 223 топқа бөлінейік(поделимся на 3 группы)
Топтың атын құрастыру
Придумать названия группам
1.
ответить на вопросы (карточки)
Слайд 23Составьте предложения
Мына сөйлемдерді дұрыс құрастыр. 1.Ашты, Ы.Алтынсарин, мектеп ,балаларына, қазақ
,арнап.
2.Биінің, бірі, беделді ,қазақтың, Балғожа.
3.Мұсылманша ,сауат, ашты, Ыбырай.
Слайд 24Мына сурет бойынша білгендеріңді жаз.
Слайд 25Перевести/аудару
Отец Ыбырая Алтынсары погиб рано.
Он вырос в всопитании дедушки Балгожа.
Значительный
вклад внес Алтынсарин в исследование устного народного творчества казахов, их
обычаев и традиций
Слайд 26Тесты к уроку:
1 Область науки, в которую внес
Ы.Алтынсарин наибольший свой вклад:
А). педагогика
Б). математика
В).ИЗО
Г).география
Правильный ответ
ПЕДАГОГИКА
2. Год издания «Казахской хрестоматии» Ы.Алтынарина:
А). 1875
б). 1879
В). 1880
Г). 1889
Правильный ответ
1879
Слайд 28Вопрос Ответ
3. Какие школы были созданы Алтынсариным?
А).Светские
Б).Ремесленные
В).Народные
Г)
Религиозные
Правильный ответ
Светские,
Ремесленные,
Народные
Слайд 29Вопрос Ответ
5. Количество слов и фраз
в учебнике «Руководство к обучению русского языка»:
А). 550
Б). 500
В). 600
Г). 1500
Правильный ответ
500
Слайд 30Вопрос Ответ
8. Алтынсарин в Оренбургском областном правлении
работал:
А) Инспектором
Б) Судьёй
В) Учителем
Г) Переводчиком
Правильный ответ
Инспектором
Переводчиком
Слайд 31Вопрос Ответ
10. Область, в которой родился Ы.Алтынсарин
А) Кызылординская
Б).
Торгайская
В) Кустанайская
Г) Актауская
Правильный ответ
Кустанайская
Слайд 32Вопрос Ответ
13. Круг научных интересов Алтынсарина:
А) Педагогика
и языкознание
Б). История и этнография
В) География и биология
Г) Фольклористика и
литература
Правильный ответ
Педагогика и языкознание
История и этнография
География и биология
Слайд 33
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Выполнила зав.библиотекой школы – гимназии №38
Ястребова И.Э.
Слайд 34Использованные ресурсы:
http://images.yandex.kz/
days.peoples.ru
fastbook.kz
kostanayagro.kz
bskst.kz