Разделы презентаций


Поэтика художественной публицистики

Содержание

Определение поэтикиДля создания образа автор публицистического произведения использует специальные художественные приемы построения текста.Система приемов создания образа называется поэтикой.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Поэтика художественной публицистики
Тема 2.
Зачетные работы №2-3.

Поэтика художественной публицистики Тема 2.Зачетные работы №2-3.

Слайд 2Определение поэтики
Для создания образа автор публицистического произведения использует специальные художественные

приемы построения текста.
Система приемов создания образа называется поэтикой.

Определение поэтикиДля создания образа автор публицистического произведения использует специальные художественные приемы построения текста.Система приемов создания образа называется

Слайд 34 группы приемов поэтики
образ автора
хронотоп
ассоциативный уровень
интонационно-речевое

построение

4 группы приемов поэтики образ автора хронотоп ассоциативный уровень интонационно-речевое построение

Слайд 4Образ автора в худ.публицистике
Несмотря на узнаваемость и биографичность, автор публицистического

произведения предстает как образ, созданный в соответствии с целями и

задачами данного текста.
Образ автора в худ.публицистикеНесмотря на узнаваемость и биографичность, автор публицистического произведения предстает как образ, созданный в соответствии

Слайд 5
Условность образа автора в журналистике связана не с вымыслом, а

с отбором тех характеристик, которые определяют личность журналиста в реальности.


Этот отбор зависит от темы и задач каждого конкретного текста.
В худ.публицистике автор активно пользуется игровыми возможностями образной природы авторской позиции. Наиболее репрезентативный пример: маска в фельетоне.

Образ автора в худ.публицистике

Условность образа автора в журналистике связана не с вымыслом, а с отбором тех характеристик, которые определяют личность

Слайд 6Классификации образа автора в журналистском тексте
По отношению к материалу


Автор- наблюдатель,
Автор-участник события
Автор-комментатор
Автор-повествователь
Укрупненный вариант этой классификации:
автор-действующий
автор-размышляющий

Классификации образа автора в журналистском тексте По отношению к материалу Автор- наблюдатель, Автор-участник событияАвтор-комментаторАвтор-повествовательУкрупненный вариант этой классификации:автор-действующий

Слайд 7Степень присутствия автора в тексте
От первого лица
От третьего лица
От обобщенного

мы

Степень присутствия автора в текстеОт первого лицаОт третьего лицаОт обобщенного мы

Слайд 8Социальные роли автора в журналистском тексте
Профессиональные (журналист и его специализации,

филолог, экономист и т.д.) + хобби (садовод, автомобилист, путешественник)
Демографические (пол,

возраст)
Межличностные (отец, сын, жена, мух, друг и т.д.)
Жизненная позиция (скептик, оптимист)
Гражданские (гражданство, национальность)
Социальные роли автора в журналистском текстеПрофессиональные (журналист и его специализации, филолог, экономист и т.д.) + хобби (садовод,

Слайд 9Примеры выбора социальной роли в очерке
При написании очерка необходимо выбрать

оптимальную ролевую позицию (социальную роль)
В портретном очерке это может быть

образ почитателя таланта, оппонента, стороннего наблюдателя, ученика - в соответствии с той оценкой, позицией, которая в данном случае будет наиболее эффективной.
В путевом очерке – это образ неофита-туриста, профессионального путешественника, журналиста, командированного с определенной целью; он тоже выбирается в зависимости от того, какова цель путешествия.
В судебном очерке это может быть образ следователя, адвоката, свидетеля и т.д.
Примеры выбора социальной роли в очеркеПри написании очерка необходимо выбрать оптимальную ролевую позицию (социальную роль)В портретном очерке

Слайд 10Приемы построения образа автора
особенности авторского мировосприятия
методы подачи информации
манера письма -

стиль
выбираемая роль

Приемы построения образа автораособенности авторского мировосприятияметоды подачи информацииманера письма - стильвыбираемая роль

Слайд 11Хронотоп – пространственно-временная организация
Сюжет
Система персонажей
Пейзаж
Описание места действия
Деталь
Приемы создания

образа героя: портрет, речевая характеристика, психологическая характеристика

Хронотоп –  пространственно-временная организация СюжетСистема персонажейПейзажОписание места действияДеталь Приемы создания образа героя: портрет, речевая характеристика, психологическая

Слайд 12Сюжет
Сюжет — это своего рода базовая схема произведения, в которую входит

последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём

отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог.
Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается.
СюжетСюжет — это своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность

Слайд 13Система персонажей
Система персонажей - художественное единство, в котором персонажи вступают

во взаимоотношения и соотносятся друг с другом, и эта их

соотнесенность в сюжете служит одним из выражений - иногда важнейшим - содержания произведения
Систему персонажей следует рассматривать с двух точек зрения:
1) как систему взаимоотношений персонажей (борьбу, столкновения и т.п.)
2) как конкретное воплощение композиционного построения текста
Система персонажейСистема персонажей - художественное единство, в котором персонажи вступают во взаимоотношения и соотносятся друг с другом,

Слайд 14Пейзаж
Пейзаж в худ.публицистике чаще всего появляется в очерке, особенно путевом.

Служит для оценки предмета изображения: пространства или героя.
Природный и

урбанистический

ПейзажПейзаж в худ.публицистике чаще всего появляется в очерке, особенно путевом. Служит для оценки предмета изображения: пространства или

Слайд 15Описание места действия
Важнейшее средство создания образа в портретном и проблемном

очерке, а также фельетоне – т.е. тех жанрах, которые связаны

с изображением поступков персонажа. Подробности описания м.д. «работают» на воссоздание «картинки» и оценку персонажа.
Описание места действияВажнейшее средство создания образа в портретном и проблемном очерке, а также фельетоне – т.е. тех

Слайд 16Деталь
Точная и яркая деталь позволяет при помощи одной подробности

передать
характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения;
выпукло и

зримо описать обстановку, место действия, предмет, или даже целое явление.
Деталь должна быть конкретной и емкой.
Деталь Точная и яркая деталь позволяет при помощи одной подробности передать характерные черты внешности человека, его речи,

Слайд 17Виды деталей
Опорная деталь – концептуальная деталь, которая характеризует основное содержание

образа (детали-символы и образные детали)
Микродетали - детали обстановки или портрета

персонажа, которые служат воссозданию наглядности и характеризуют внутреннее содержание образа.
Виды деталейОпорная деталь – концептуальная деталь, которая характеризует основное содержание образа (детали-символы и образные детали)Микродетали - детали

Слайд 18Приемы создания образа героя
Психологическая характеристика (изображение характера героя)
Портретная характеристика
Речевая характеристика

Приемы создания образа герояПсихологическая характеристика (изображение характера героя)Портретная характеристикаРечевая характеристика

Слайд 19Психологическая характеристика героя
Характер человека проявляется в конкретных поступках, эмоциональных реакциях,

проявлении волевых качеств, отношения к окружающим и т.д.
Для раскрытия психологического

облика персонажа журналисты используют:
рассказ о поступках, монолог персонажа, диалоги, реконструкция мыслей, изображение жестов, мимики, пейзажа, который соответствует состоянию персонажа;
прямые характеристики психологического состояния героя – это авторские ремарки, реплики, комментарии.
Психологическая характеристика герояХарактер человека проявляется в конкретных поступках, эмоциональных реакциях, проявлении волевых качеств, отношения к окружающим и

Слайд 20Приемы создания образа персонажа: портретная и речевая характеристика
Обращение к портретной

и речевой характеристике героя подчинено главной идее текста. И портрет,

и речь героя связаны с основным содержанием его образа. Портрет чаще всего иллюстрирует особенности характера, манеру поведения, темперамент героя, отношение к действительности.
Речь – еще и уровень мотивации и образования.
Приемы создания образа персонажа:  портретная и речевая характеристикаОбращение к портретной и речевой характеристике героя подчинено главной

Слайд 21Ассоциативный уровень произведения
Этот уровень текста связан с теми смыслами произведения,

которые формируются подтекстом и контекстом данной публикации.
Основными приемами формирования подтекста

являются реминисценции (цитаты, ссылки на литературные и исторические персонажи, разнообразные фразеологизмы).
Контекст складывается из указания связей текста с предыдущими произведениями по этой теме (например, о герое очерка) или этого типа текстов (корелляция с жанровыми законами текста).
Ассоциативный уровень произведенияЭтот уровень текста связан с теми смыслами произведения, которые формируются подтекстом и контекстом данной публикации.Основными

Слайд 22Интонационно-речевая организация текста
Речевая экспрессия является одним из главных средств

оценки проблемы или персонажа.
В разных жанрах худ.публицистики формируются своего

рода стилистические предпочтения.
фельетон активно использует приемы речевой игры
эссе строится на подчеркнуто авторских тропах
в очерке преобладает экспрессивная описательность: яркие эпитеты, динамичные глаголы, синонимические ряды.
Интонационно-речевая организация текста Речевая экспрессия является одним из главных средств оценки проблемы или персонажа. В разных жанрах

Слайд 23Задание на практическое занятие(обязательное для зачета 2 ЗЕ)
Найти в текущей

периодике публикацию в жанре очерка (с описанием поступков героев).
Сформулировать в

1 предложении концепцию созданного образа.
Дать характеристику приемов поэтики по представленной в лекции классификации (первая часть: образ автора, хронотоп (пейзаж, деталь, м.д)).
Задание на практическое занятие(обязательное для зачета 2 ЗЕ)Найти в текущей периодике публикацию в жанре очерка (с описанием

Слайд 24Задание на практическое занятие(обязательное для зачета 3 зе)
Найти в текущей

периодике публикацию в жанре очерка (с описанием поступков героев).
Дать характеристику

сюжета и системы персонажей.
Дать характеристику приемов создания образа героя (психологическая хар-ка, портретная хар-ка, речевая хар-ка).
Задание на практическое занятие(обязательное для зачета 3 зе)Найти в текущей периодике публикацию в жанре очерка (с описанием

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика