Разделы презентаций


ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Содержание

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ РУБЕЖА ВЕКОВЭпоха сложных противоречий и напряжённых духовных исканий.Революционные преобразования и кризис неудач.Удовлетворение людьми своих материальных потребностей и крушение веры в Бога.Ощущение катастрофы.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПОЭЗИЯ
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
КАК
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

ПОЭЗИЯСЕРЕБРЯНОГО ВЕКАКАКЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Слайд 2ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ РУБЕЖА ВЕКОВ
Эпоха сложных противоречий и напряжённых духовных исканий.
Революционные

преобразования и кризис неудач.
Удовлетворение людьми своих материальных потребностей и крушение

веры в Бога.
Ощущение катастрофы.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ РУБЕЖА ВЕКОВЭпоха сложных противоречий и напряжённых духовных исканий.Революционные преобразования и кризис неудач.Удовлетворение людьми своих

Слайд 3СОВРЕМЕННИКИ ОБ ЭПОХЕ.

ИСПЕПЕЛЯЮЩИЕ ГОДЫ.

ГОДЫ БЕЗУМЬЯ И НАДЕЖДЫ

НЕЛЬЗЯ ВВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА В

СХЕМУ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ.

А.БЛОК
СОВРЕМЕННИКИ ОБ ЭПОХЕ.ИСПЕПЕЛЯЮЩИЕ ГОДЫ.ГОДЫ БЕЗУМЬЯ И НАДЕЖДЫНЕЛЬЗЯ ВВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА В СХЕМУ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ.

Слайд 4ЗАРОЖДЕНИЕ МОДЕРНИЗМА

МОДЕРНИЗМ – (франц. Модерн)—культурно-идеологическое течение, в основе которого лежит

опора на прошлое, отрицание настоящего, взгляд в будущее и устремлённость

в запредельное.

Модернизм создаёт новые миры.

ЗАРОЖДЕНИЕ МОДЕРНИЗМАМОДЕРНИЗМ – (франц. Модерн)—культурно-идеологическое течение, в основе которого лежит опора на прошлое, отрицание настоящего, взгляд в

Слайд 5ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
ВЕДУЩИЕ ТЕМЫ:
«МНЕ СТРАШЕО ВСЮ ЖИЗНЬ НЕ ЛЮБИТЬ НИКОГО»
«НЕ

СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА НИ НА ЗЕМЛЕ, НИ В НЕБЕСАХ»
«И МНОГО

ЧАР, И МНОГО ЗВУКОВ»

ПРИНЦИПЫ:
Передача смятения, дисгармонии, разочарования.
Претензия на индивидуальность.


Всё достойно внимания.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.ВЕДУЩИЕ ТЕМЫ:«МНЕ СТРАШЕО ВСЮ ЖИЗНЬ НЕ ЛЮБИТЬ НИКОГО»«НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА НИ НА ЗЕМЛЕ,

Слайд 6НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗМА
СИМВОЛИЗМ
ФУТУРИЗМ
АКМЕИЗМ
ИМАЖИНИЗМ

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗМАСИМВОЛИЗМФУТУРИЗМАКМЕИЗМИМАЖИНИЗМ

Слайд 7СИМВОЛИЗМ: взгляд на мир.

СИМВОЛИЗМ: взгляд на мир.

Слайд 8СИМВОЛИЗМ В МИРЕ

СИМВОЛИЗМ В МИРЕ

Слайд 9СИМВОЛИЗМ: любимые сюжеты

СИМВОЛИЗМ: любимые сюжеты

Слайд 10СИМВОЛИЗМ в мире

СИМВОЛИЗМ в мире

Слайд 11СИМВОЛИЗМ В ЖИВОПИСИ
К.Сомов
«Дама в голубом» или
«Портрет Лизы Мартыновой»

СИМВОЛИЗМ В ЖИВОПИСИК.Сомов«Дама в голубом» или «Портрет Лизы Мартыновой»

Слайд 12Поэзия серебряного века.
Символизм - первое и самое значительное из модернистских

течений в России.
В 1890-е годы дебютировали поэты, которых называют «старшими

символистами»:
Д. Мережковский, К.Бальмонт, З.Гиппиус,
В. Брюсов.

В 1900-е годы в символизм влились новые силы - А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов - «младосимволисты».

Поэзия серебряного века.Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России.В 1890-е годы дебютировали поэты,

Слайд 13СИМВОЛИЗМ В ПОЭЗИИ
С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ:

Лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и

новых течениях современной русской литературы»

Три сборника стихов «Русские символисты»

СИМВОЛИЗМ В ПОЭЗИИС ЧЕГО НАЧАЛОСЬ:Лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»Три сборника стихов

Слайд 14ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ
Платон:

Кант:

Ницше:

Соловьёв:

Шопенгауэр:
«Миром правит абсолютная идея»
«Мир непознаваем и необъясним»
«Бог умер, но

осталась сильная личность»
«Всем правит символ»
«Уныние, тревога»

ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИПлатон:Кант:Ницше:Соловьёв:Шопенгауэр:«Миром правит абсолютная идея»«Мир непознаваем и необъясним»«Бог умер, но осталась сильная личность»«Всем правит символ»«Уныние, тревога»

Слайд 15Философская основа символизма.
Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили

идею конструирования мира в процессе творчества. От художника требуется сверхрациональная

чуткость и тончайшее владение искусством намека.

Главные средства передачи тайных смыслов - символ и музыка.

Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, утончала его восприятие. Читатель выступал в роли соавтора.

Философская основа символизма.Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. От

Слайд 16ВОПЛОЩЕНИЕ СИМВОЛИЗМА:
Центр пропаганды идей—
издательства «ГРИФ» и «СКОРПИОН».

Проводники идей—
журналы «ВЕСЫ» и

«ЗОЛОТОЕ РУНО»

Место общения—БАШНЯ В. ИВАНОВА.

ВОПЛОЩЕНИЕ СИМВОЛИЗМА:Центр пропаганды идей—издательства «ГРИФ» и «СКОРПИОН».Проводники идей—журналы «ВЕСЫ» и «ЗОЛОТОЕ РУНО»Место общения—БАШНЯ В. ИВАНОВА.

Слайд 17ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЗМА:
1. ДВОЕМИРИЕ: сочетание реального и потустороннего миров.
2. СИМВОЛИКА:

соединяет два мира звезда или некий образ-предмет.
3. Ведущая роль ИНТУИЦИИ,

ПРЕДУГАДЫВАНИЯ, МИСТИКИ.
4. ТРЕХЧАСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ:
А) ощущение катастрофы
Б) двоемирие: реальный и воображаемый
В) мечта о слиянии миров, гармонии
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЗМА:1. ДВОЕМИРИЕ: сочетание реального и потустороннего миров.2. СИМВОЛИКА: соединяет два мира звезда или некий образ-предмет.3.

Слайд 18В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма.
Современники называли Брюсова «поэтом бронзы

и
мрамора».
Он описывает природные явления как скульптор, любит камни, скалы,

гранит, утесы.
Его краски выраженные и четкие: земля, покрытая первым снегом, становится у него
«целым миром из серебра».

Часто в подзаголовках присутствуют скульптурные жанровые определения: «море как будто литое»,
«зеркало ясных небес»

В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма.Современники называли Брюсова «поэтом бронзы и мрамора».Он описывает природные явления как скульптор,

Слайд 19В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название

мифа преобразуется у него в «Орфей и аргонавты». Подобно античному

поэту, он отмечает заслуги многих героев: «зоркий Линкей», «мудр Нелей», «мощен Геракл», но над всеми возвышается сильная и покоряющая личность- певец Орфей.

Мощен Геракл,благороден Ментоний,
Мудр многоопытный старец Нелей,-
Ты же предвидел в священной дремоте
Путь предстоящий, Орфей!
Славь им восторг достижимой награды,
Думами темных гребцов овладей
И навсегда закляни Симплегады
Гимном волшебным, Орфей!

В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название мифа преобразуется у него в «Орфей и

Слайд 20Пейзаж в лирике Брюсова.
«Создал я в тайных мечтах мир идеальной

природы…»

В. Я. Брюсов

Поэта не привлекают обычные среднерусские пейзажи – он делает предметом своей лирики особенные природные картины: пейзажи Крыма, граниты балтийских побережий, северные моря.
Наряду с образами застывшей «стихии» встречаются у Брюсова и картины «взбунтовавшейся природы»:

«Волны взбегают упорные, Мечутся, дикие, пленные , Гибнут в борьбе непокорные…»

Пейзаж в лирике Брюсова.«Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…»

Слайд 21Отличительные черты поэтики Брюсова – строгая организованность , гармоничная уравновешенность

, тяготение к риторическим способам организации стиха.
«Ритм брюсовского стиха –

это алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова…» М. Волошин
Отличительные черты поэтики Брюсова – строгая организованность , гармоничная уравновешенность , тяготение к риторическим способам организации стиха.«Ритм

Слайд 22Образная символика лирики Брюсова.
Мифологический герой Брюсова - избранник небес.

Эта исключительность обусловлена тем, что он, как и Орфей, Одиссей,

отравлен волшебным ядом искусства .

Брюсов провозглашает безраздельную власть искусства над миром , его магическую , заклинающую силу.

Образная символика лирики Брюсова. Мифологический герой Брюсова - избранник небес. Эта исключительность обусловлена тем, что он, как

Слайд 23« И всем богам я посвящаю стих…»

В. Я .Брюсов

На страницах его лирики мы встречаем образы легендарных полководцев, властелинов, великих художников, поэтов, которые могли бы служить образцами героики –
(«Ассаргадон» , «Александр Великий», «Антоний»).

На материале прошлых культурно -исторических эпох Брюсов рассматривает такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность.

« И всем богам я посвящаю стих…»

Слайд 24Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов.
Поэты-символисты заимствовали сюжеты

из мифологии и творили свой миф. Особенно привлекала поэтов Греция.
Герои

античного эпоса появляются в стихах символистов: «Персей» Н.Гумилева, «Орфей и Эвридика» В. Брюсова, «Игры кентавров»А. Белого.

Согласно греческому мифу, главным героем похода является Ясон. Его цель - добыть золотое руно, стать царем Итаки и доказать, что он настоящий герой. Остальные участники похода даны фоном, основная сюжетная линия связана с Ясоном.

Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов.Поэты-символисты заимствовали сюжеты из мифологии и творили свой миф. Особенно

Слайд 25Музыкально-композиционные приемы.
Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики.
Прочитайте

строку стихотворения К. Бальмонта,
обратите внимание на повторяющиеся звуки.
Чуждый чарам черный

челн…

Звуковая «ворожба», используемая символистами, продолжает традиции Фета и Тютчева.

Музыкально-композиционные приемы.Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики.Прочитайте строку стихотворения К. Бальмонта,обратите внимание на повторяющиеся

Слайд 26Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина;

острие)
Возник в 1910-е годы и «кружке молодых», поначалу близких символизму

поэтов.
В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов».
Руководителями «Цеха» стали Н. Гумилев и С.Городецкий
Акмеизм  (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина; острие)Возник в 1910-е годы и «кружке

Слайд 27Поэтика акмеизма.
Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного

и яркого земного мира.
Особенности поэтики акмеизма:
Живописная четкость образов;
Вымеренная композиция;
Эстетизация

детали;
Стилистическое равновесие;
Поэтика акмеизма.Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Особенности поэтики акмеизма:Живописная

Слайд 28 Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место

в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. «Тоской по мировой культуре»

-
называл акмеизм О. Мандельштам.

Ключевые категории акмеизма.

Акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей, культура для них была тождественна общей памяти человечества .

Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. «Тоской

Слайд 29Н. С . Гумилев – поэт и теоретик акмеизма .
Начал

свой путь в литературе в период расцвета символизма , ориентировался

в своем творчестве на Брюсова. Их сближала апология сильной личности. Однако для его лирического героя нет пропасти между мечтой и действительностью. Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты,фантазий, причудливых грез .

Лирический герой Н.Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, а устроитель и открыватель земной красоты .

Н. С . Гумилев – поэт и теоретик акмеизма .Начал свой путь в литературе в период расцвета

Слайд 30Сборники стихотворений Н.С. Гумилева.
1905 год – «Путь конквистадоров»
1908 год –

«Романтические цветы»
1910 год – «Жемчуга»
1912 год – «Чужое небо»
1915 год

– «Колчан»
1918 год – «Костер»
1921 год – «Огненный столп»

Сборники стихотворений Н.С. Гумилева.1905 год – «Путь конквистадоров»1908 год – «Романтические цветы»1910 год – «Жемчуга»1912 год –

Слайд 31« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую

впоследствии поэт старался забыть: так четвертую по счету книгу «Чужое

небо» он называл третьей, решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой дебют.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом…
(«Память»)

Однако в этом сборнике были такие стихи, которые поэт перепечатывал. Среди них стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…». В нем действительно было найдено нечто индивидуальное, что в гумилевской лирике навсегда осталось: находкой была маска конквистадора – надменного, неуязвимого и бесстрашного покорителя далеких пространств.

« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую впоследствии поэт старался забыть: так четвертую по

Слайд 32Во втором сборнике «Романтические цветы» поэт поставил перед собой задачу

постепенно свести поэзию на землю.
В этой книге он

по-прежнему говорит из-под маски. Маска Гумилева соответствует тому миру, где она появляется, то есть в Абиссинии это маска абиссинца, в Египте – египтянина, а в Турции – шейха… Больше того – он может превратиться в ягуара.

И к людскому крался я жилищу
По пустому сумрачному полю…

Во втором сборнике «Романтические цветы» поэт поставил перед собой задачу постепенно свести поэзию на землю.  В

Слайд 33«Муза Гумилева – Муза Дальних Странствий»
Путешествие в неведомые страны было

давней мечтой поэта. Еще будучи слушателем Сорбонны, он задумал побег

в южные страны.

Возможно, последней каплей, переполнившей его желание, были выставленные в Салоне полотна Гогена, от которых Гумилев пришел в восхищение. Он хотел быть похожим на художника, который сам сделал свою судьбу.

«Муза Гумилева – Муза Дальних Странствий»Путешествие в неведомые страны было давней мечтой поэта. Еще будучи слушателем Сорбонны,

Слайд 34«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел

не только от европейского искусства, но и от европейской культуры

и большую часть своей жизни прожил на островах Таити. Его преследовала мечта О Будущей Еве, идеальной женщине грядущего…Он искал ее под тропиками с их странной простотой линий и яркостью красок .

Он понимал, что оранжевые плоды среди зеленых листьев хороши только в смуглых руках красивой туземки… Он создал новое искусство, глубоко индивидуальное и гениально простое…»

«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только от европейского искусства, но и

Слайд 35В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего

сущего на две контрастные стихии. Небо и земля, добро и

зло, красота и уродство даны у него в романтическом противостоянии. Мир – расколотое двуединство. Привкус горечи и тревоги - один из важнейших лирико-трагедийных аспектов его книги.
В одном из стихотворений возникает образ паруса, борющегося с морской волной, и отважного кормчего:

И загорелый кормчий ловок,
Дыша волной растущей мглы
И - от натянутых веревок -
Бодрящим запахом смолы.

В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего сущего на две контрастные стихии. Небо и

Слайд 36Поэтика поздней лирики Гумилева.
Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от формальных

принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Мотив бренности всего сущего

–главный мотив его поздней лирики.
Поэтика поздней лирики Гумилева.Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Мотив

Слайд 37ФУТУРИЗМ В ПОЭЗИИ
ФУТУРИЗМ—(от франц. Футур)—направление в искусстве, опирающееся на неприятие

реального и построение мира будущего.
1910 –1917 годы.

ФУТУРИЗМ В ПОЭЗИИФУТУРИЗМ—(от франц. Футур)—направление в искусстве, опирающееся на неприятие реального и построение мира будущего.1910 –1917 годы.

Слайд 38Футуризм
Лат. «futurum»-будущее.
Человек-центр мира.
Искусство для масс-лозунг футуристов.
Новые ритмы,рифмы,жанры.
Обновление поэтического языка:слово-новшество.

ФутуризмЛат. «futurum»-будущее.Человек-центр мира.Искусство для масс-лозунг футуристов.Новые ритмы,рифмы,жанры.Обновление поэтического языка:слово-новшество.

Слайд 39Главное- эпатировать публику!!! Разбудить ее ото сна!!!

Главное- эпатировать публику!!! Разбудить ее ото сна!!!

Слайд 40ЗАДАЧИ ФУТУРИСТОВ:
Отказ от старой культуры («Сбросим Пушкина, Толстого и Достоевского

с корабля современности») и создание сверхновой культуры мира.

Неприятие равнодушия, сознательный

эпатаж общества, побуждение человека к действию.
ЗАДАЧИ ФУТУРИСТОВ:Отказ от старой культуры («Сбросим Пушкина, Толстого и Достоевского с корабля современности») и создание сверхновой культуры

Слайд 41ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ:
Теоретическое обоснование—книга Д.Бурлюка, В.Хлебникова , В.Каменского «СУДОК СУДЕЙ».

Проводники идей—сборники

стихов «ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ», «ДОХЛАЯ ЛУНА», «РЫКАЮЩИЙ ПАРНАС».

ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ:Теоретическое обоснование—книга Д.Бурлюка, В.Хлебникова , В.Каменского «СУДОК СУДЕЙ».Проводники идей—сборники стихов «ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ», «ДОХЛАЯ ЛУНА», «РЫКАЮЩИЙ

Слайд 42ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
1. Обострённое ощущение предстоящего «мирового переворота», «краха старья» и

прославление «нового человека».
2. Интерес к урбанизации.
3. Концентрация внимания на антиэстетическом.
4.

Эксперименты в области речетворчества, рифмы, стиля.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:1. Обострённое ощущение предстоящего «мирового переворота», «краха старья» и прославление «нового человека».2. Интерес к урбанизации.3. Концентрация

Слайд 43ОРГАНИЗАЦИИ ФУТУРИСТОВ.
Петербургские эгофутуристы
(И. Северянин)
Московские эгофутуристы
(В.Хлебников)
Группа «ЦЕНТРИФУГА» (Б.Пастернак)
КУБОФУТУРИСТЫ (В.Маяковский, Д.Бурлюк).

ОРГАНИЗАЦИИ ФУТУРИСТОВ.Петербургские эгофутуристы(И. Северянин)Московские эгофутуристы(В.Хлебников)Группа «ЦЕНТРИФУГА» (Б.Пастернак)КУБОФУТУРИСТЫ (В.Маяковский, Д.Бурлюк).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика