Слайд 1Зарубежный опыт государственно-частного партнерства
Государственно-частные партнерства сочетают в себе лучшее из
«двух миров»: частный сектор и его ресурсы, управленческие навыки и
технологии, и государственный сектор с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов»
Европейская экономическая комиссия
Слайд 2ГЧП в мире
Области развития ГЧП в мире
Транспортная инфраструктура (железные
дороги, дороги, аэропорты),
Здравоохранение(больницы и диагностические центры),
Аренда жилья с
доступной арендной платой,
Отходы (в том числе утилизация отходов),
Электроэнергетика (особенно возобновляемые источники энергии),
Телеинформационные инфраструктуры (доступ в Интернет),
Общественный транспорт,
Тюрьмы и т.д
Слайд 3ГЧП в мире
За последние 16 лет с 1994 – 2009
были реализованы почти 1,200 контрактов ГЧП на сумму почти 290
млн. EURO,
В странах с ГЧП широко используется управление, выполняются необходимые и обоснованные условия двух упомянутых групп, общественного обслуживания,
Предпочтения относительно ГЧП устанавливаются по разному (например в Испании – это инфраструктура и больницы; в Германии – школы и больницы), но в каждом случае имеется последовательная целенаправленная стратегия назначения органов государственной власти, предпочтительный курс действий на всех уровнях,
Во всех странах существуют специальные институты – для программирования и координации действий государственных властей в области ГЧП и содействию в широком смысле, выбору данной формы действий.
…
Слайд 4
=> Глобально, система концессий, систематизированная в 19 веке, зарекомендовала себя
для общественных служб, которые могут само-финансироваться дорожными пошлинами (инженерные сооружения)
или отчислениями (водопроводная сеть …)
⮚ для других служб, не финансируемых конечными пользователями ("социальные инфраструктуры "): государственный сектор более не способен отвечать на постоянно возрастающие ожидания граждан и потребителей,
⮚ экономические и финансовые противоречия ограничивают доступные средства для общественных служб,-отсюда деградирующие инфраструктуры, и отсроченные инвестиции в здравоохранение, образование или транспорт:
за 20 лет доля инвестиций в государственный бюджет была сокращена в 2 раза, до 5 %.
Историческая справка
Слайд 54
История ГЧП на уровне Евросоюза
7 мая 2003 г. Комиссия обнародовала „Стратегию
единого внутреннего рынка – первоочередные задачи на 2003 – 2006
гг.“, в которой говорится о потребности в разработке правовых вопросов ГЧП. Объявление о выпуске «зеленой книги» по ГЧП.
21 мая 2003 г. Комиссия представила «зеленую книгу» по услугам общей направленности. В ней приводится критический анализ политики Комиссии в области услуг и ставится вопрос о необходимости и целесообразности общих правовых рамок для этих услуг на уровне Евросоюза.
На 2-е полугодие 2003 г. Комиссией планируется обнародование «зеленой книги» по работе с публичным размещением заказов и ГЧП.
30 апреля 2004 г. Принятие Комиссией «зеленой книги»
4 апреля 2006 г. Европейский совет, Европейский парламент и Комиссия согласовали финансовые рамки на 2007-2013 гг.
26 октября 2006 г. Решение Европейского парламента
30 мая 2007 г. Принятие Европейским парламентом Постановления о дотациях за счет фонда трансъевропейской транспортной сети на 2007-2013 гг. на сумму ок. 8 млрд. евро.
20 июня 2007 г. Опубликование Постановления о дотациях за счет фонда трансъевропейской транспортной сети на 2007-2013 гг. в Официальном бюллетене Евросоюза.
5 февраля 2008 г. Комиссия обнародовала сообщение по толкованию вопросов применения правовых норм Евросоюза по публичным заказам и концессиям применительно к институционализированным государственно-частным партнерствам (ИГЧП).
16 сентября 2008 г. ЕИБ и Комиссия учредили Европейский центр компетентности по ГЧП (EPEC - European PPP Expertise Centre).
Слайд 6ГЧП
ГЧП - всемирное явление
ГЧП не знает никаких границ
Государственно-(ЧП): национальные центры
ГЧП
Г Частное П: частный сектор организован на международнoм уровне
Слайд 7Центры ГЧП
Политика
советник национального правительствa по созданию благоприятной политики изаконодательства
в рамках ГЧП
Центр аналитики
общий центр, который делится своим знанием
по ГЧП
Управление проектами ГЧП
стимулирование и осуществление проектов, а в некоторых случаях непосредственно осуществление трансакций
Монитор практики ГЧП
обеспечение оптимального соотношения цены и качества во время срока действия контракта и постоянноe иcпользование опытa
Слайд 9Влияние финансововго кризиса на рынок ГЧП
Сокращение банковских активов
ГЧП на 50% в Европе
Сокращение на 50% способностей банков,
оставшихся активными
Слайд 10Влияние финасововго кризина на рынок ГЧП
Source: Ernst & Young,
EPEC research
Эволюция банковских марж для проектов ГЧП ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Слайд 11КЛЮЧЕВЫЕ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЧП
Транспорт
автодороги, мосты, развязки
скоростные трамваи
ж/д инфраструктура
аэропорты
порты
Экология
инфраструктура управления
отходами
Вода
инфраструктура водоснабжения и канализации
ливневая канализация
Энергоэффективность
системы коммунального теплоснабжения
муниципальный фонд недвижимости
системы
уличного освещения
Подготовка территорий
обеспечение инфраструктурой площадок под комплексную застройку
обеспечение инфраструктурой площадок под технопарки
Социальное развитие
инфраструктура здравоохранения
инфраструктура образования
инфраструктура спорта и туризма
инфраструктура культуры
Безопасность и правопорядок
Объекты обороны
объекты министерства внутренних дел
объекты МинЮст
объекты МЧС
Информатизация и госуправление
многофункциональные административные центры
инфраструктура электронного правительства
инфраструктура широкополосного доступа в
Интернет
Слайд 12Сектора экономики, где проекты
ГЧП особенно успешны
Слайд 13Особенности применения ГЧП в странах Европы и США
Всего в мире
в течение 1980-х – 2000-х гг. было реализовано несколько тысяч
крупных проектов ГЧП, не говоря об огромном количестве региональных и муниципальных проектов.
Первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552 г. ГЧП в концессионной форме использовалось многими странами, в том числе и Россией, на рубеже XIX - XX веков, особенно для строительства железных дорог.
Анализ опыта применения ГЧП в странах с разным уровнем социально-экономического развития, реализованных с помощью концессионной формы ГЧП, показал, что такие партнерства успешно применяются в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, развлечение, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение и др.), в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы). При этом лидирующей является транспортная инфраструктура, за ней с небольшим отрывом следует социальная инфраструктура.
Анализ зарубежного опыта использования ГЧП показал, что в каждой из стран «Большой семерки» имеется своя наиболее приоритетная отрасль по использованию ГЧП. Так, в США такой отраслью являются автодороги (32 из 36 проектов), в Великобритании – здравоохранение (123 из 352 проектов) и образование (113 из 352 проектов), в Германии – образование (24 из 56 проектов), в Италии, Канаде и Франции – здравоохранение.
Слайд 14Особенности применения ГЧП в странах Европы и США
В других развитых
странах (Австрия, Бельгия, Дания, Австралия, Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия,
Греция, Южная Корея, Сингапур) на 1-м месте по числу использования ГЧП находится отрасль, связанная со строительством и реконструкцией автодорог (93 проекта), а за ней уже следуют с весьма значительным отрывом здравоохранение (29 проектов), образование (23 проекта) и средства размещения (22 проекта).
Существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью ГЧП. В связи с высоким уровнем социально-экономического развития стран «Большой семерки» и других развитых стран приоритетность отраслей здравоохранения и образования обусловлена также политикой этих государств и их социально-экономическим развитием.
Слайд 15Особенности применения ГЧП в странах Европы и США
Напротив, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой указанные
отрасли (за исключением автодорог) не будут приоритетными. Учитывая более низкий уровень экономического развития в этих странах, на 1-е место по приоритетности привлечения инвестиций с помощью ГЧП должна выйти транспортная инфраструктура, а именно строительство и реконструкция автодорог, аэропортов, железных дорог и др. Так, в странах с переходной экономикой (37 из 915 проектов)– страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния); страны Балтии (Латвия); страны СНГ (Украина), отрасли «Здравоохранение» и «Образование» находятся уже далеко не на 1-м месте по применению ГЧП – лидируют автодороги, строительство мостов и тоннелей, легкого наземного метро, аэропортов.
Слайд 16Особенности применения ГЧП в странах Европы и США.
В развивающихся
странах (22 из 915 проектов) – Индия, Бразилия, Чили, Гонконг,
Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты – как и в предыдущей группе стран, на 1-м месте по количеству ГЧП находятся автодороги, на 2-м месте – аэропорты, тюрьмы и водоочистные сооружения.
Такое распределение отражает в первую очередь заинтересованность
стран в развитии этих отраслей (индивидуальных для каждого типа
стран), так как ГЧП позволяет привлечь инвестиции частного сектора, снизить затраты государственного сектора, распределить риски между партнерами.
Слайд 19ГЧП в США на сегодняшний день:
Разрозненность системы ГЧП
В отличие от
многих стран, правительство США не имеет центрального органа ГЧП, отвечающего
за контроль политики и программ ГЧП. Каждое крупное ведомство имеет свою собственную уникальную нормативно-правовую базу для анализа, оценки и реализации ГЧП, при этом общее руководство осуществляется Административно-бюджетным управлением. В результате в различных ведомствах системы участия в ГЧП имеют отличия друг от друга.
На уровне штатов и местном уровне, политика ГЧП раздробленна аналогичным образом. Например, на сегодняшний день в 23 штатах законодательство разрешает ГЧП в транспортной инфраструктуре, а в 27 нет. Существующие законы штатов отличаются друг от друга.
В США основная деятельность в рамках ГЧП, осуществляется на субнациональном уровне.
По причине такой разрозненности системы трудно определить в полном объеме деятельность в рамках ГЧП.
Слайд 20Формы ГЧП применяются в следующих секторах:
Транспорт
Отходы/Сточные воды
Городское строительство
Коммунальные услуги
Школы
Здравоохранение
Городское хозяйство
Слайд 21Завершенные проекты ГЧП (США)
Железнодорожная станция, Вашингтон
Порт Галвестон, Техас
Монорельсовая дорога Лас-Вегас,
Невада
ДВК Международный терминал, Нью Йорк
Слайд 22Завершенные проекты ГЧП (США)
Школа Джеймса Ф. Ойстера, Вашингтон
Завод, Сиэтл, Вашингтон
Стоянка для автомашин, Фредериксберг, Виржиния
Оздоровительный Центр для пожилых людей,
Уильямсберг, Виржиния
Слайд 23
Рынок
государственно-частных
партнерств (ГЧП)
в Германии
Слайд 24
Организация избранных секторов жизнеобеспечения
Слайд 25
История инициативы Германии по ГЧП
Quelle: PPP Task Force, Bundesministerium für
Verkehr, Bau und Stadtentwicklung
Слайд 26Структура рынка ГЧП в Германии
Больше ГЧП
Рамочные условия
Больше проектов/более крупные проекты
Законы
Постановления
Административ-ная
структура
Оборона
Образование,
научн. исследования
Транспорт
Образцы
Изменение правил:
Конкурентное зак-во
Налоговое зак.
Положения об учете и балансах
Правила статистики
Изменение
правил о публичном размещении госзаказов
Адаптировать:
контракты
WB
PSC
бюджетные сметы
VGR
учет по методу начисления
Больше частного капитала для публичных задач
Больше предприятий в сфере жизнеобеспечения
Здравоохранение
WB = Расчеты эффективности
PSC = Показатель сопоставления (Public Sector Comparator)
VGR = Система национальных счетов
Слайд 27Организация фед. правительством ГЧП в Германии
Федеральное министерство финансов
Надземное строит.
Транспорт Гражданская Оборонная
сферы
Проектная рабочая группа ГЧП
Автодороги
жел. дорога,
водный транспорт,
воздушный транспорт
Фед. земли
Восток Запад
Оператив-ная группа
VIFG
Deges
Фед. министерство обороны
Фед. министерство транспорта
Фед. министерство экономики
⮡ общество по разработке проектов
= общества по проектному менеджменту
Deutsche Einheit
Fernstraßenplanungs-
und -bau GmbH
Verkehrsinfrastruktur-
entwicklungsgesellschaft mbH
Департамент M / группа M I, фирма «g.e.b.b.»
Gesellschaft für
Entwicklung, Beschaffung
und Betrieb mbH
Слайд 28
Развитие ежегодного объема инвестиций в проекты ГЧП в Германии
в млн.
евро, с 2002 г.
2 проекта
12 проектов
14 проектов
22 проекта
33 проекта
18 проектов
Quelle:
BDI