Слайд 1
ПОКРЫТИЕ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРСОНАЛЕ
Слайд 2
Определение потребности в персонале
В существующих подходах к определению состава и
содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа:
Первый —
предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в широком смысле;
Второй принцип предполагает толкование маркетинга персонала в более узком смысле, определяя его как особую функцию службы управления персоналом, направленную на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.
Слайд 3Маркетинговая деятельность в области персонала представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов
( см. схему. ). Общая методология маркетинга персонала базируется на основных положениях теории
«производственного» маркетинга.
Слайд 4
Основными направлениями маркетинга персонала являются:
разработка требований к персоналу;
определение потребности в персонале;
расчет
затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала;
выбор путей покрытия потребности
в персонале
Слайд 5
Методы определения количественной потребности в персонале
Количественная потребность в персонале
планируется путем определения его расчетной численности и ее сравнения с
фактической обеспеченностью работниками в запланированном временном периоде.
Слайд 6При расчете потребности в персонале следует учитывать три основные направления,
лежащие в основе ее формирования.
Во-первых, это потребность на планируемый объем
производства продукции (работ, услуг) в условиях заданной или меняющейся технологии с учетом имеющейся численности работников;
Во-вторых, покрытие предполагаемого (планового) выбытия персонала. К последнему относятся работники, выходящие на пенсию по достижении пенсионного возраста, уходящие в длительный (декретный) отпуск по уходу за детьми и др.
Слайд 7
В-третьих, покрытие внепланового выбытия персонала. Данная ситуация представляет большую сложность
для планирования потребности. В эту группу входят работники, уволенные по
собственному желанию, внезапно умершие или отправленные отбывать наказание по приговору
суда.
Слайд 8
Выделяют несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале:
* метод,
основанный на использовании данных о времени трудового процесса (метод трудоемкости);
*
методы расчета - по нормам обслуживания, по рабочим местам, по нормативам численности, по нормам управляемости;
* стохастические методы - расчет числовых характеристик, регрессионный анализ, корреляционный анализ;
Слайд 9 * методы экспертных оценок - простая оценка, расширенная
(однократная или многократная) оценка.
* метод экстраполяции;
* компьютерная
модель планирования персонала.
Слайд 10Остановимся подробнее на некоторых из этих методов
* Фотография рабочего места
В ходе использования данного метода менеджер по персоналу определяет задачи и действия для работника, а потом регистрирует их во времени. Результатом такого исследования станет определение целесообразности тех или иных операций (действий), а также их значимость.
Слайд 11* Метод экспертных оценок
Данный метод основан на мнении специалистов (руководителей
отделов или компаний). В основе метода лежит их интуиция и
профессиональный опыт. Это не самый точный из всех приведенных методов, но опытом компенсируется недостаток необходимой информации. Человеческий фактор многое значит, и поэтому в коммерческих предприятиях чаще
всего именно этот метод расчета.
Слайд 12
* Компьютерная модель планирования персонала
Не очень популярный метод при расчете
потребности в персонале. При его использовании задействованы линейные менеджеры, которые
должны предоставлять информацию менеджеру по персоналу. И на основе этого строится компьютерный прогноз.
Слайд 13Планирование численности персонала организации
\" Персонал предприятия - это
как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а
не сборище ярких личностей \"(Ли Якокка)
Планирование численности работников является одной из наиболее важных составляющих планирования всей деятельности организации.
Слайд 14Процесс планирования включает три этапа:
1. Оценка наличных ресурсов.
2. Оценка будущих
потребностей.
3. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей.
Слайд 15Главная задача состоит в обеспечении реализации планов организации по элементам
человеческого фактора:
* численности рабочих,
* их
квалификации,
* производительности труда и т.д.
Несовершенное планирование численности работников приводит к увеличению затрат и, наконец, к потере материальных ресурсов.
.
Слайд 16 оптимального использования персонала организации;
усовершенствование процесса приема на работу;
создание системы
интеграции работников в организации;
организации их профессионального обучения;
создание системы
подготовки кадрового резерва;
создание эффективной системы мотивации труда;
сокращение общих затрат на рабочую силу за счет взвешенной, последовательной и активной политики на рынке труда.
Вместе с тем эффективное планирование численности работников положительно влияет на результаты работы организации . Это происходит за счет:
Слайд 17На определение потребностей организации в рабочей силе влияют внешние и
внутренние факторы
К внешним факторам относится реализация тактических и стратегических зада.
Под реализацией тактических и стратегических производственных задач организации понимают планы по наращиванию выпуска продукции, проведения структурных изменений, совершенствования технологии и т.д., для которых необходимы дополнительные человеческие ресурсы.
Слайд 18* Под внутренними факторами развития рабочей силы понимают увольнении
по собственному желанию, выход работника на пенсию, нахождения в отпуске
по уходу за ребенком, заболевания и др. Отдел Управления персоналом обязан отслеживать эту динамику и заблаговременно прогнозировать ее развитие.
Слайд 19
К внутренним факторам влияния на определение потребностей организации в рабочей
силе относятся:
макроэкономические параметры среды;
политическая ситуация;
уровень технологического развития;
состояние
конкурентной среды и рынков сбыта.
Слайд 20Состояние конкурентной среды и рынков сбыта также значительно влияет на
потребность организации в человеческих ресурсах. Усиление конкуренции на стабильном рынке
или на рынке, сужающийся, как правило означает, что организации необходимо планировать сокращение численности своих работников. И наоборот, когда нет конкуренции, стабильный прогноз повышение спроса на продукцию (услуги) свидетельствует о необходимых в наращивании объемов производства, а в большинстве случаев - об увеличении численности персонала.