Слайд 1Поле
русской славы
Куликовская битва
в изобразительном искусстве
Слайд 2«Должно приучить россиян к уважению собственного; должно показать, что оно
может быть предметом сильных действий искусства на сердце. Не только
историк и поэт, но и живописец и ваятель бывают органами патриотизма…»
Карамзин Н.М.
Карамзин Николай Михайлович
Слайд 3В 1959 году реставраторы работали над одной из икон ярославской
школы и обнаружили под слоем олифы и красок что-то новое.
Слайд 4Это была «наделка» (т.е. дополнение к иконе) с сюжетом о
Мамаевом побоище.
Слайд 5Все историки икону расценивают как шедевр не только ярославской живописи,
но и всего русского искусства XVII столетия. В центре иконы
изображен Сергей Радонежский, а внизу икону дополняет «Сказание о Мамаевом побоище», написанное на длинной и сравнительно узкой (30 см) доске. Неизвестный художник создал единственную в русской иконописи по обилию фигур и сложности композицию, снабженную поясняющими надписями. Икона находится в собрании Ярославского художественного музея.
Преподобный Сергий Радонежский. Житийная икона
Слайд 6Победное шествие Наполеона по Европе, война 1812 года, – эти
события так или иначе коснулись практически всех сфер русской жизни
и определили всплеск интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны.
Слайд 7Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий
Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен
быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя».
Слайд 8Кипренский
Орест Адамович
В 1805 году, молодой художник Орест Кипренский
взялся за разработку сюжета и написал картину «Дмитрий Донской на
Куликовом поле». Основным ориентиром для живописца послужили лучшие произведения итальянской и фламандской школы живописи. Наверное, поэтому на его картине героический защитник отечества, князь Дмитрий Донской, меньше всего похож на русского князя, каким мы привыкли его себе представлять. Отсутствие национального колорита ничуть не смущало автора, как не удивило оно и экзаменационную комиссию.
Слайд 9Тяжело раненый князь Дмитрий возносит руки к небу и благодарит
Бога за благую весть о победе над врагом. За эту
работу Кипренский был удостоен Большой золотой медали.
Слайд 10Точно с таким же названием, «Дмитрий Донской на Куликовом поле»,
есть картина у другого живописца – Василия Сазонова .
Крепостной графа
Николая Румянцева Василий Сазонов был определен своим патроном в 1804 году на учебу в Академию художеств. Успехи молодого человека в области рисования были настолько выдающимися, что граф дал крепостному вольную и поддержал его учёбу в Италии.
За эту картину в 1830 году Василий Сазонов был удостоен звания Академика.
Слайд 11Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Перед ним коленопреклоненные
казаки и человек в латах и царской мантии. По всей
видимости, это боярин Михаил Бренок, с которым князь поменялся одеждой и конем в самом начале сражения.
Слайд 12К середине XIX века история Куликовского сражения исчезает из поля
зрения художников, уступая место сюжетам современности. И вот, в 1850
году по заказу Николая I французский баталист Ивон Адольф в Париже пишет монументальное полотно «Битва на Куликовом поле».
Ивон Адольф
Слайд 13Сегодня работа украшает пролет лестницы (аванзал), ведущий в Георгиевский зал
Большого Кремлевского дворца.
1859 год
Слайд 14В 1870-е годы «Куликовская битва» как тема включалась в программу
оформления интерьеров Исторического музея. Одно из панно было заказано Валентину
Серову, историческим консультантом которого стал Иван Забелин. Забелин на стенах музея желал видеть народный эпос, который не оставит зрителя равнодушным и даст почувствовать связь времен.
Валентин Серов
Слайд 15 Хорошая идея, ни Серовым и другими художниками, так и
не была осуществлена. Слишком много противоречий возникало между заказчиками и
исполнителями.
После Куликовской битвы.
Слайд 16Чуть раньше к теме событий Куликовской битвы обратился выходец из
уфимского купечества Михаил Нестеров. Этого живописца интересовала не столько батальная
сторона событий 1380 года, а скорее духовная.
Слайд 17Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуты, когда Сергий
Радонежский благословляет коленопреклоненного князя Дмитрия на битву
Слайд 18В 20 веке, в дни тяжёлых испытаний Великой Отечественной войны,
русские художники вновь обратились к теме Куликовской битвы. Александр Бубнов
пишет свое знаменитое «Утро на Куликовом поле» (1943-47), а баталист Михаил Авилов создает «Поединок на Куликовом поле» (1943).
Бубнов А.П.
Слайд 19В картине Бубнова «Утро на Куликовом поле» есть не только
историческая правда, в ней читается эпический размах и посыл: главный
герой любого сражения – народ.
Слайд 20За картину «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов
был удостоен Государственной премии СССР. Его картина, репродукции которой вошли
в учебники по истории, находится в собрании Третьяковской галереи, в Москве.
Москва. Третьяковская галерея
Слайд 21Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской
войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство
живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен. К теме поединка богатыря-монаха Александра Пересвета и татарского мурзы Челубея Авилов обратился еще в 1917 году. Но тогда картина не получилась и даже была уничтожена автором.
Авилов М.И.
Слайд 22 В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем
на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени.
В настоящее время картина находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
Слайд 23В 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы.
К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова,
триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».
Слайд 24Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов, как и многие, потерял в той
страшной войне родителей. После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт
живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.
Слайд 25Илья Глазунов цикл "Поле Куликово". Илья Глазунов. 1980
Слайд 26Засадный полк 1998 год Из цикла «Поле Куликово»
Подробнее на Снип1:
http://snip1.ru/cikl-kartin-pole-kulikovo-xudozhnika-ili-glazunova/
Слайд 27Юрий Ракша с детства увлекался не только рисованием, но и
историей. Он с серебряной медалью окончил Суриковскую художественную школу, ВГИК,
работал на Мосфильме, участвовал в съемках десятка фильмов и никогда не оставлял живопись. Работать над триптихом «Поле Куликово» Юрий Ракша начал в1979 году и уже тогда понял, что она станет его главным и последним творением. Жена художника вспоминает, как Юрий работал до изнеможения, мужественно боролся со смертью и старался скрыть физические муки. «Он торопился, — вспоминала Ирина Ракша, – держался за кисть, как за спасательный круг, и тогда же сказал, что у каждого должно быть свое поле Куликово».
Слайд 28Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось
в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера
в русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью…»
Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово».
Слайд 29Спасибо за внимание!
Подготовила: Кудринских Н.Я.
Детское отделение
Троицкая поселковая библиотека
2020г.