Слайд 1ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ и ДРЕВНЕГО РИМА
План:
Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до н.э.
Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э.
Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э.
Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э.
Христианская церковь о государстве и праве. Августин Блаженный
Слайд 2Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до
н.э.
На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир
носят мифологический характер.
В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения.
Слайд 3В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти
и порядка.
Слайд 4Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до
н.э.
В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические
моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику.
Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.
Слайд 5Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного
существования раннеклассовых обществ и государств.
Древние мифы теряют свой сакральный
характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода.
Слайд 10Политические и правовые учения Античной Греции
Подлинной вершиной политической мысли Древнего
Мира по праву считается философия Древней Греции.
Она изначально развивалась
как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.
Слайд 11Политические и правовые учения Античной Греции
Постоянная борьба между отдельными государствами,
особенно между крупнейшими из них- Афинами и Спартой, сопровождавшаяся государственными
переворотами, частыми изменениями форм государственного строя и т.п., привлекала внимание к политическим вопросам, способствовала развитию политической идеологии.
Слайд 12Основные политико-правовые идеи, концепции и понятия древнегреческой и древнеримской мысли
прочно вошли в сокровищницу всей последующей истории европейской культуры.
Слайд 13Древняя Греция в I тысячелетии до н.э. Ранняя Древность.
Слайд 14. Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв.
до н.э.
Ранний период (9-6 вв. до н.э.) связан со временем
возникновения древнегреческой государственности.
В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно – знаменитых “семи мудрецов” Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон) и формируется философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит).
Слайд 15Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и
смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой
принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами, но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни.
Слайд 16Гомер
Гомер (греч. Ὅμηρος) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание
«Илиады» и «Одиссеи».
Бюст Гомера в Лувре
Дата рождения: VIII век
до н. э.
Дата смерти: VIII век до н. э.
Место смерти: остров Иос
Слайд 18Гомер
(VIII в. до нашей эры).
В поэмах Гомера (описываемые в
«Илиаде» и «Одиссее» события относятся к XIII в. до н.э.),
Зевс в нравственно-правовом отношении выступает как верховный борец за всеобщую справедливость , сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд.
Слайд 19Гесиод
По Гесиоду, право занимает свое незыблемое место в божественном устройстве
мира.
Рано или поздно наказание восстанавливает необходимое равновесие там, где
человеческая спесь (гибрис) перешла границы правомерного.
Слайд 20Гесиод и муза
Картина Гюстава Моро, 1891
Поэма «Труды и дни» написана
в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт
с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом.
. В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами.
Слайд 21Семь мудрецов Древней Греции
Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки
рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и
отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции.
К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон.
Слайд 22Благоразумие со справедливостью и шесть античных мудрецов.
Слайд 24Фалес: "Познать себя трудно, советовать другим легко"
Слайд 25Фалес
Ему приписывают изречения:
Старше всех вещей – Бог, ибо он не
рожден.
Прекраснее всего – космос, ибо он – творение Бога.
Больше всего
– пространство, ибо оно вмещает всех.
Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает всё.
Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.
Слайд 26Солон
Соло́н (Σόλων, между 640 и 635 — около 559 до н. э.)
— афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов»
Древней Греции.
Слайд 27солон
.В обстановке острой политической борьбы между афинским демосом и знатью,
между богатыми и бедными, должниками и кредиторами Солон был избран
первым архонтом и наделен широкими полномочиями «посредника» между враждующими силами.
Слайд 28Солон. Законодательство в античности
Взяв государственные дела в свои руки, Солон
издал новые законы в 594 г. до н.э. и существенно
реформировал социально-политический строй афинского полиса.
Слайд 29Солон
Он произвел отмену частных и государственных долгов - так называемую
сисахфию (стряхивание бремени).
Упразднив кабалу за прошлые долги, он запретил и
на будущее обеспечение ссуды личной кабалой.
Слайд 30Солон
В соответствии с различием имущественного положения афинского населения разделил его
на четыре класса:
пентакосиомедимнов,
всадников,
зевгитов и фетов.
Представителям первых трех
классов, по законодательству Солона, был открыт доступ ко всем государственным должностям.
Слайд 31Феты могли участвовать лишь в народном собрании и судах.
Вновь
учрежденный Совет четырехсот (по 100 членов от каждой из 4
афинских фил) заметно подорвал главенствующую роль ареопага, бывшего оплотом аристократии.
Слайд 32Солон
Против тех граждан, которые во время смуты в полисе ведут
себя безразлично, мирясь со всем, что происходит, Солон издал особый
закон, гласивший:
«Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав» (Аристотель, Афинская полития).
Слайд 33Солон
Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке:
беззаконие
и междуусобица - наибольшее зло,
порядок и закон - добро
для полиса.
Слайд 34Солон
Введенная Солоном умеренная цензовая демократия была пронизана идеей компромисса знати
и демоса, богатых и бедных.
В своем обзоре политических преобразований
в афинском полисе Аристотель (Афинская полития) замечает, что именно с реформ Солона началась демократия.
Слайд 35 Биант Прие́нский
(625—540 или 642—577 до н. э.)
Известные афоризмы
Всё своё ношу с
собой.
Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало,
и много.
Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, — ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов — другом.
Слайд 37Биант Прие́нский
Друзей [надо] любить так, будто они тебе ответят ненавистью, —
ибо большинство людей злы.
Не спеши браться за дело, а взявшись,
будь твёрд.
.
Слайд 38Биант Прие́нский
Говори не торопясь: спешка — знак безумия.
Люби разумение.
О богах говори,
что они есть.
Не силой бери, а убеждением.
Что удаётся хорошего, то,
считай, от богов.
Из молодости в старость бери с припасом мудрость, ибо нет достояния надёжнее.
Надо посмотреть на себя в зеркало, и если выглядишь прекрасным — поступай прекрасно, а если безобразным — то исправляй природный недостаток добропорядочностью.
Слайд 39Периандр
(В 629 до н. э. унаследован власть отца Кипсела,
умер 585 до н.э.)
Изречения Периандра
Ничего не делай за деньги:
пусть нажива печётся о наживе.
Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью.
На вопрос, почему он остаётся тираном, он ответил: «Потому что отречение и низложение опасны одинаково».
Слайд 40Периандр
Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть.
Власть народная крепче тирании.
Наслаждение бренно
– честь бессмертна.
В счастье будь умерен, в несчастье разумен.
К друзьям
и в несчастье будь неизменен.
Сговора держись.
Тайн не выдавай.
Наказывай не только за проступок, но и за намерение.
Главное в жизни - конец.
Слайд 41Питтак из Митилены
(651 до н. э. — 569 до н. э.)
древнегреческий мудрец, один из Семи
мудрецов
Ему приписывались следующие изречения:
пользуйся мерой
желай всем нравиться
никого не брани
«С неизбежностью
и боги не спорят».
Слайд 43Семь мудрецов Древней Греции
Мудрецы настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых
законов в полисной жизни.
Многие их них сами были активными
участниками политических событий, правителями или законодателями и приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов.
Слайд 44Семь мудрецов
Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта
благоустроенного полиса.
Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где
граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.
Слайд 45пифагор
С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских
основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и
Гераклит.
Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.
Слайд 46Пифагор
(ок.580-500гг.до н.э.)
По словам Геродота, Пифагор - «величайший эллинский мудрец».
Пифагор первым употребил понятие «философия» (любовь к мудрости) в отличие
от самой мудрости (софии) и назвал себя философом, а не мудрецом, поскольку мудрым может быть лишь Бог, а не человек
Слайд 47Пифагор
Никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется,
но всегда нужно иметь какое-либо руководство и законную, хорошо организованную
власть, которой послушен каждый из граждан.
Слайд 48Пифагор
Прочным государственное установление будет, если все граждане будут равны и
никому не достанется больше, чем должно по справедливости
Слайд 49Пифагор
Более всего полезной для установления справедливости в полисе Пифагор считал
власть богов над ним, и, отправляясь именно от нее, установил
он государственное устройство, законодательство и правосудие.
Слайд 50Пифагор
Первая из властей над полисом — власть Бога и храма,
вторая — власть отцов и царя,
третья - власть законодательного
собрания граждан,
четвертая власть — судебная,
пятая власть — должностные лица.
Слайд 51Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.)
Пифагор учил:
«Первым из зол проникает в
домохозяйства и в полисы роскошь, вторым — разнузданность и презрение
к законам, третьим —погибель».
Слайд 52Пифагор
Пифагор создал тайное общество, которое не только ставило перед собой
политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным
образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души).
Слайд 53По Пифагору , вечная душа переселяется с небес в бренное тело
человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит
права вернуться обратно на небеса.
Слайд 54Пифагорейцы
Философ- пифагореец, математик.
Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло
их учение о числах.
Слайд 56Пифагорейцы
Число - это начало и сущность мира. Исходя из этого,
они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым
явлениям.
Слайд 57Гимн пифагорейцев восходящему солнцу
Слайд 58Пифагорейцы
При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую
разработку понятия “равенство”, столь существенного для понимания роли права как
равной меры при регулировании общественных отношений.
Слайд 59Пифагорейцы
Справедливость состоит в воздаянии равным за равное.
Идеалом пифагорейцев является
полис, в котором господствуют справедливые законы.
Законопослушание они считали высокой
добродетелью, а сами законы - большой ценностью.
Слайд 60Пифагорейцы
Наихудшим злом считали анархию (безвластие).
Критикуя её, они отмечали, что
человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства
и надлежащего воспитания.
Слайд 61Пифагорейцы
Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены
от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и
гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.
Слайд 62Фалей Халкедонский ( VI в. до н. э.?
автор одной из
таких идеальных моделей полиса.
Он утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки
возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо уравнять земельную собственность всех граждан.
Слайд 63Фалей Халкедонский
В этом он усматривал защиту от стремлений к государственным
переворотам и залог долголетия государственного строя.
Слайд 64Фалей Халкедонский
Идея Фалея о равновеликих земельных наделах граждан была наилучшим
образом реализована в Херсонесе Таврическом, колонии Гераклеи Понтийской, которая, в
свою очередь, была колонией Халкедона.
Возможно, это и стало основой долголетия этого полиса, дожившего до XIV в. н. э.
Слайд 65Гераклит Эфесский (544-483гг.до н.э.)
Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.
Автор известной фразы
«Всё течёт, всё меняется»;
(более правильный перевод:
«Все течет и движется, и ничего не пребывает».)
Слайд 66Плачущий Гераклит
Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его
философская система контрастировала с идеями Демокрита.
Слайд 69Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит
Слайд 70Гераклит:
Политические взгляды Гераклита характеризуются изречением: «Для меня один стоит десяти,
если он –лучший».
Люди не равны между собой.
Мышление - великое
достоинство. Но большинство людей неразумно, не понимает смысла того, с чем встречается, хотя и полагает, что понимает.
Слайд 71Гераклит:
Демократия - это правление «неразумных» и «худших».
Отвергая демократию и считая
разумным правление «лучших», Гераклит тем самым выступает как сторонник аристократии,
т.е. «правления лучших».
Слайд 72Гераклит
Гераклит активно участвовал в политической борьбе против рабовладельческой демократии на
стороне аристократических сил.
Сравнивая демократическое правление с правлением несовершеннолетних (т.е.
слабых своим разумом, пониманием государственных дел),
Слайд 73Гераклит
Гераклит дает иронический совет гражданам своего родного города Эфеса, установившим
у себя демократию:«Эфесеянам следовало бы перевешать у себя всех взрослых
и представить свой город несовершеннолетним».
Слайд 74Карта "Древняя Греция
(до середины V в. до н .э.)"
Слайд 755-4 в. до н.э. Древняя Греция Эпоха расцвета.
Слайд 76в Древней Греции одежда в виде прямоугольного куска ткани.
Слайд 77Святилище Аполлона. VIII-VII вв. до н.э. Дельфы, Греция.
Слайд 78Первые сведения о прическах - Древний Египет и Древняя Эллада.
Слайд 79В Древней Греции вступающих в брак девушек одевали красиво ...
Слайд 81Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до
н.э.
Второй период (5-первая половина 4 в. до н.э.) – время
расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, нашедшего свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.
Слайд 82Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало
углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и
права.
Слайд 83Демокрит
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни
много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон,
Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором.
Слайд 84Хендрик Тербрюгген, «Смеющийся Демокрит » (1628)
Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит
потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству.
Однако растрата наследства
в Абдерах преследовалась в судебном порядке.
На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.
Слайд 85Демокрит
Агостино Карраччи,
Неаполь, (1598 год).
На суде, вместо своей защиты, Демокрит
зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан:
сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.
Слайд 86Демокрит
Демокриту принадлежит одна из первых попыток рассмотреть возникновение и
становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса
мирового развития.
Слайд 87Демокрит
В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды,
подражая природе и животным и опираясь на свой собственный опыт,
приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.
Слайд 88Демокрит
Человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного
изменения исходного природного состояния.
В этом смысле общество, полис, законодательство
созданы искусственно, а не даны по природе.
Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.
Слайд 89Демокрит
В государстве представлены общее благо и справедливость.
Интересы государства превыше
всего.
Заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и
управлению.
Для сохранения государственного единства требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство.
Слайд 90Демокрит
Законы призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе.
Чтобы действительно достигнуть
этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей,
их повиновение закону.
Законы, соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны.
Слайд 91В древней Греции появляются платные учителя - софисты
Слайд 92Софисты
Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные
преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во
2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э.
Слайд 93Софисты
Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и
смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, политики
и права.
Слайд 94Софисты
не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические
и правовые взгляды.
Различали два поколения софистов:
Слайд 95Различали два поколения софистов:
Старшее поколение
Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.
Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений.
Младшее
поколение
Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.
Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании)
Слайд 97Сократ
(ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г.
до н. э.)
Был принципиальным критиком софистов
Уже при жизни он
был признан мудрейшим из всех людей.
Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.
Слайд 98Сократ
Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок,
нравственной природы государства и права.
Слайд 99Сократ
Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий.
Тем самым
закладывались начала собственно теоретического исследования в данной области.
Слайд 100Сократ:
различал естественное право и закон полиса;
считал, что и естественное право
и полисный закон восходят к разумному началу.
На этом пути
он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного.
Слайд 101Сократ
В плане практической политики сократовские идеи означали правление знающих, т.е.
обоснование принципа компетентного правления,
а в теоретическом плане - попытку
выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.
Слайд 102Сократ
В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение
в том, что «он не чтит богов, которых чтит город,
а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество».
Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты, но — если судить по симптомам — болиголова пятнистого).
Слайд 104Платон
(428 или 427 – 348 или 347 гг.до н.э.)
древнегреческий
философ,
ученик Сократа,
учитель Аристотеля.
Слайд 105Статуя Платона в Дельфах
В 407 г. дон.э. он стал учеником
Сократа, после смерти учителя Платон путешествовал, служил у правителя Сиракуз,
пытался убедить его провести реформы в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве.
Слайд 106Платон
В результате Платон однажды был насильно увезен на остров
Эгину, где его выставили на рынке рабов для продажи.
Один
великодушный человек купил его и возвратил друзьям и философии.
В 387 г. до н.э. Платон купил участок земли в пригороде Афин. Там основал свою школу - Академию.
Остаток жизни Платон посвятил работе с учениками и литературному труду.
Слайд 107Политико-правовое учение Платона
Основные политические произведения:
трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».
Исходная
точка поисков Платона наилучшей формы правления заключается в убеждении, что
афинская демократия - это неудачная попытка.
Слайд 108Трактат «Государство»
Государство - это своеобразный мир, противоположный демократии.
Оно основано на
неравенстве, определенном самой природой, являющемся следствием неравенства образа жизни людей
и тех занятий, которые им свойственны.
В государстве Платона три класса людей, за исключением рабов, которые рассматриваются лишь как мускульная сила, набор орудий.
Слайд 109Трактат «Государство»
В самом низу общественного здания находится самый многочисленный класс,
трудящиеся массы - торговцы, ремесленники и земледельцы.
Этот класс должен
своим трудом поддерживать все общество, удовлетворяя его потребности в пище, одежде, жилище.
Слайд 110Трактат «Государство»
Над ними класс воинов, которых Платон именует также стражами,
ибо государство испытывает необходимость не только в одежде и пище,
оно нуждается также и в защите.
Третий класс - правители-философы, которые создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм.
Слайд 111Трактат «Государство»
Сословия не только не равны, но наследственны и замкнуты.
Принадлежность
к сословию определяется не личными качествами и наклонностями, а происхождением.
Слайд 112Трактат «Государство»
В порядке исключения Платон допускает перевод из первого сословия
во второе и наоборот.
Но на третье сословие такой порядок
не распространяется.
Проникновение выходцев из него в ряды правителей ведет к гибели государства.
Слайд 113Трактат «Государство»
Корень общественных противоречий и конфликтов - в частной собственности,
раскалывающей общество на бедных и богатых и побуждающей каждого гражданина
думать прежде всего о своих личных интересах.
Слайд 114Трактат «Государство»
Идеальное общественное устройство предполагает упразднение частной собственности среди правителей
и воинов, т.е. первых двух сословий.
Назначение воинов (стражей) в том,
чтобы, подчиняясь философам, служить защитой полису.
Слайд 115Трактат «Государство»
Стремление к собственности, семейные интересы могут отвлечь их от
служения государству.
У представителей первых двух сословий нет семей. Их браки
- временные союзы, регулируемые должностными лицами посредством жеребьевки, к тому же подтасованной.
Слайд 116Трактат «Государство»
Женщины пользуются одинаковыми правами с мужчинами. Половая связь в
целях деторождения регламентируется и ограничивается сословными рамками. Жены и дети
общие.
Детей воспитывает государство. Забранные с рождения у матерей, они не знают, кто их родители, и называют отцом и матерью всех, кто подходит для этого по возрасту, а братьями и сестрами считают всех детей, рожденных приблизительно в то же время, что и они.
Слайд 117Трактат «Государство»
Эти ограничения не распространяются на сословие производителей.
Но регулирование
предполагается и там.
Платон, не вдаваясь в детали, поручает его
правителям.
Слайд 118Трактат «Государство»
Всю жизнь правителей и воинов предполагается организовать на началах
общности имущества и коллективизма.
«Прежде всего, никто не должен обладать никакой
частной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий»
Слайд 119Трактат «Государство»
Средства к существованию поставляет третье сословие.
Стражи живут
и питаются сообща. Им запрещается не только иметь в своем
распоряжении золото и серебро, но даже прикасаться к ним.
Слайд 120Трактат «Государство»
В идеальном государстве правит сословие философов.
Платон считает аристократию
лучшей формой правления и различает в ней два подвида:
если
среди правителей выделяется кто-то один - это царская власть,
если же правят несколько человек - это аристократия.
Слайд 121Трактат «Государство»
Суждение философов (правителей) Платон ставит выше законов, полагая, что,
не будучи связаны формальными рамками, они лучше найдут справедливое решение
в каждом случае.
Слайд 122Трактат «Государство»
Идеальное аристократическое правление, по мнению Платона, было неосуществимо в
его время, но в прошлом, золотом веке, оно имело место
в частной жизни и экономической деятельности.
Производители платят гражданским бесправием - они не участвуют в делах управления.
Слайд 123Трактат «Государство»
Платон регламентирует все стороны человеческой жизни:
социальные и экономические
отношения,
политический строй,
материальные условия,
деторождение, семью,
воспитание,
культуру.
Слайд 124Трактат «Государство»
Завоевания преумножают богатство частных лиц, богачи стремятся к власти
и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей. Это называется олигархией.
Слайд 125Трактат «Государство»
При аристократии принцип власти- достоинство,
при олигархии– деньги.
Усиливается раскол на бедных и богатых. Народ запугивают и подавляют
с помощью армии. Это приводит к перевороту и установлению демократии.
Слайд 126Трактат «Государство»
Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а
также плохим управлением.
Слайд 127Трактат «Государство»
Главные недостатки демократии :
уравнивание людей разного «достоинства»,
некомпетентность, пренебрежение к знанию, к заслугам, -
все отдано на
откуп случаю, применяется жеребьевка при замещении должностей.
Слайд 128Трактат «Государство»
И наконец, воспользовавшись излишней свободой и беспорядками , к
власти приходит тиран, выдающий себя за ставленника народа.
Тирания - худшая
из форм правления, там царит беззаконие, доносы, уничтожение противников и всех людей, имеющих свое мнение, а следовательно, способных, хотя бы потенциально, к сопротивлению.
Слайд 129Диалог «Политик»
Дается более подробная и более типичная типология форм правления:
1.
монархия, построенная на основе законов - царская власть;
2. монархия
при несоблюдении законов - тирания;
3. законная власть немногих - аристократия;
4. незаконная власть немногих - олигархия;
5. демократия на основе законов;
6. демократия, не соблюдающая законы.
Слайд 130Среди законных форм государства демократия является наихудшей, т.е. она хуже
царской власти и аристократии.
Среди форм, основанных на беззаконии, демократия-
лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании.
Слайд 131«Законы»
Платон признал, что идеал, изложенный в «Государстве», неосуществим.
Идет на компромисс:
если в «Государстве» он полагается прежде всего на мудрость правителей-философов,
то здесь большая роль отводится установленному законом порядку осуществления власти.
Слайд 132«Законы»
Платон отступает от своего сословно - коммунистического проекта. Всем гражданам
разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом или
участок земли. Каждый получает их по жребию и пользуется ими на правах владения.
Надел считается общей собственностью государства, но он переходит по наследству, причем только к одному из детей, чтобы избежать дробления.
Слайд 133«Законы»
Деления на сословия (правителей, стражей, производителей) нет.
Но все граждане делятся
на четыре класса, в зависимости от их имущественного состояния.
Явное
вытеснение аристократического принципа олигархическим - уступка действительности, ибо влияние богатства постоянно росло.
Переход из одного класса в другой проходит беспрепятственно при изменении имущественного состояния
Слайд 134«Законы»
Четыре класса не во всем равноправны.
На народное собрание обязаны
ходить лишь граждане первого и второго классов (под страхом наказания).
Для граждан третьего и четвертого классов - это добровольное дело.
Слайд 135«Законы»
Вместо упразднения частной собственности для правителей вводится уравнивание, устанавливаются пределы
обогащения, исключается роскошь, частным лицам запрещается иметь золото и серебро,
не допускается ростовщичество.
Семьи и браки по-прежнему считаются общим делом.
Слайд 136«Законы»
Большое значение придается единомыслию.
Помимо граждан есть и неграждане. Это рабы
и иностранцы.
Граждане должны быть снабжены достаточным числом рабов. Они
занимаются ремеслами, земледелием, торговлей.
Слайд 137«Законы»
Политически рабы бесправны,
но Платон заботится о том, чтобы
своим имущественным положением они оставались довольны, более того, чтобы их
положение существенно не отличалось от положения господ.
Слайд 138«Законы»
«Часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных
двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для
чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества».
Слайд 139«Законы»
Бесправие компенсируется материальным довольством.
Положение рабов и иностранцев в «Законах»
напоминает положение производителей в «Государстве».
Как и в «Государстве», сохраняется жесткая
регламентация частной жизни, воспитывается чувство единства и коллективизма.
Слайд 140«Законы»
Платон предусматривает суровые карательные меры - смерть и изгнание
не только за преступления, нарушения закона, но и за инакомыслие.
Он предлагает провести «очищение» государства от неугодных лиц и оставить лишь «хороших людей».
Слайд 141И «Государство», и «Законы» утопичны, т.к. изложенные в них проекты
несбыточны.
Платон чувствовал, что греческая цивилизация приходит в упадок.
Смириться
с этим он не мог, а выход представлялся ему только в форме возврата к прошлому, к прежним добродетелям.
Слайд 142Его аристократическое правление философов и стражей - воспоминание о родовой
аристократии, о героических временах, оттуда пошли идеи единства, общности имуществ.
Слайд 143Платон
Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к
знанию, основанному на рассуждениях
Существует легенда, согласно которой Диоген Синопский на
определение Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», ощипал курицу и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с широкими ногтями»[
Слайд 145Аристотель
(384-322 до н.э.)
древнегреческий философ.
Ученик Платона.
С 343 до
н. э. — воспитатель Александра Македонского.
В 335/4 г. до н. э.] основал
Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики.
Слайд 146Аристотель
был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все
сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику
Слайд 147Аристотель
Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр.
Аристотель кисти Рафаэля
Слайд 148Аристотель и Платон
Аристотель преклонялся перед своим старым, но вечно юным
душой «подобно зеленой ветке весны» учителем; он горячо любил его,
что, однако, не мешало ему критиковать Платона.
Слайд 149Аристотель и Платон
О разногласиях между двумя философами древние сложили немало
анекдотов, но они же извлекли из этих разногласий великолепное изречение,
приписываемое Аристотелю: «Amicus Plato, sed magis arnica Veritas» («Платон мне друг, но истина дороже»).
«Жеребенок лягает свою мать», - шутя говорил Платон по поводу критики Аристотеля.
Слайд 150Аристотель
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве
Он считал, что
предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению
государства.
Слайд 151Аристотель
был убеждённым защитником:
прав индивида,
частной собственности,
моногамной семьи,
а
также сторонником рабства.
Слайд 152Аристотель
Аристотеля считают основателем политической науки.
Политические взгляды нашли наиболее полное
и систематическое выражение в работах «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика».
Государство (по Аристотелю) - творение природы, продукт естественного развития. к общению
Слайд 153Аристотель
Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо
(«политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий
как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.
Слайд 154Аристотель
Как существо общественное человек несёт в себе инстинктивное стремление к
совместной жизни.
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж
и жена, родители и дети…
Далее – расширенная семья - несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями.
Слайд 155Аристотель
Полис - высшая форма объединения. Цель полиса – благо граждан.
Согласно
Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой
жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Слайд 156Аристотель
Отличительные признаки полиса-государства:
1. Единство власти и территории - целостность полиса.
2.
Нахождение полиса под властью одного правителя, имеющего одну конституцию.
3. Распространение
власти в полисе на свободных и равных граждан.
Слайд 157Аристотель
Рабовладение (по Аристотелю) было естественным и неизбежным.
Но Аристотель считал недопустимым
порабощение греков греками в результате захвата в плен или за
долги, что было тогда нормальным явлением
Слайд 158Аристотель
Общность имущества философ считал противоестественным:
«Человеку свойственно больше всего любить самого
себя».
Частная собственность - следствие себялюбия, это добродетельное начало и
стимул к труду.
То, что выгодно гражданину, выгодно и полису, богатство граждан соответствуют общему благу.
Слайд 159Аристотель
Он выделял три главных слоя граждан:
очень зажиточные, средние, крайне
неимущие.
Бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными
друг другу,
в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя».
Слайд 160Аристотель
Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом
собственности:
в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого
уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию.
Слайд 161Аристотель
По Аристотелю , кто по природе принадлежит не самому себе, а
другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе
раб.
Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами).
Слайд 162Аристотель
Те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в
большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими
крайними элементами.
Когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
Слайд 163Формы государственного правления по Аристотелю
В зависимости от целей, которые ставят
перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные
устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Слайд 164Формы государственного правления по Аристотелю
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления,
при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть
лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Слайд 165Формы государственного правления по Аристотелю
Полития- эта форма наилучшая. Она встречается
крайне «редко и у немногих».
В политии правит большинство в
интересах общей пользы.
Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём:
в нравах — умеренность,
в имуществе — средний достаток,
во властвовании — средний слой.
«Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Слайд 166Формы государственного правления по Аристотелю
Неправильный строй — строй, при котором преследуются
частные цели правителей:
Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного
правителя.
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Слайд 167Формы государственного правления по Аристотелю
Демократия — выгоды неимущих.
Среди неправильных форм государства
Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной.
Демократией
следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
Слайд 168Формы государственного правления по Аристотелю
При любом государственном строе общим правилом
должно служить следующее:
ни одному гражданину не следует давать возможность
чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.
Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Слайд 169Формы государственного правления по Аристотелю
Отступление от права означает отход от
цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в
средство деспотизма.
«Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Слайд 170Формы государственного правления по Аристотелю
Главное в государстве — гражданин, то есть
тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу
и выполняет жреческие функции.
Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля , большую часть населения.
Слайд 171Аристотель
выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие,
ровность, правдивость, любезность, дружелюбие
Слайд 172Аристотель
Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком
и недостатком.
Добродетель — она есть «способность поступать наилучшим образом во всём,
что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность».
Слайд 173Таблица добродетелей и пороков
мужество — это середина между безрассудной отвагой и
трусостью (в отношении к опасности).
благоразумие — это середина между распущенностью и
тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью»
щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам).
величавость — это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию).
Слайд 174ровность — середина между гневностью и «безгневливостью».
правдивость — середина между хвастовством и
притворством.
остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью.
дружелюбие — середина между вздорностью и
угодничеством.
стыдливость — середина между бесстыдством и робостью.
Слайд 175Таблица добродетелей и пороков
Нравственный человек, по Аристотелю , тот, кто руководит
разумом, сопряженным с добродетелью.
Названные качества были обозначены в качестве
добродетелей и пороков в IV в. до н. э.;
они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном.
Слайд 176. Политические и правовые учения в Древней Греции ( 4-2
вв. до н.э.)
Третий период (вторая половина 4-2 в. до н.э.)
– период эллинизма.
Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Слайд 177Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и
праве эллинистического периода.
В последней трети IV века до нашей эры
греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима.
Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.
Слайд 178Эпикур Самосский
(342/341-271/270 до н.э.)
Древнегреческий философ ,
основатель эпикуреизма в Афинах
(«Сад Эпикура »), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании
с Демокритовым учением об атомах.
Слайд 179Эпикур
Главная цель государственной власти и основания политического общения состоят:
в
обеспечении взаимной безопасности людей,
преодоления ими взаимного страха,
непричинения ими
друг другу вреда.
Слайд 180Эпикур
Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалению от
толпы.
Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как
результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.
Слайд 181Эпикур
Что касается формы государства, то Эпикур и его последователи- эпикурейцы
были сторонниками и защитниками умеренной рабовладельческой демократии.
Слайд 182Эпикур
Представление о происхождении государства и права из основанного на принципе
общей пользы договора, эпикурейцы используют для того, чтобы обосновать необходимость
полного подчинения законам.
Слайд 183Эпикур
проповедовал идеи невмешательства в общественную жизнь,
стремился доказать необходимость
быть как можно дальше от всего, что затрагивает область политики.
Слайд 184Эпикур
Только безумный, говорили эпикурейцы, может нарушить закон, т.к. за нарушением
следует наказание. А это неизбежно нарушает внутренний мир человека, его
спокойствие и невозмутимость духа. Поэтому – «проживи незаметно».
Эти слова приписывают Эпикуру.
Слайд 185Эпикур
Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим
родителям.
Человек есть результат биологической эволюции.
Боги, возможно, есть, но они никаким
образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела.
Слайд 186Эпикур
Судьба человека зависит от него самого, а не от богов.
Душа
человека умирает вместе с телом.
Умение хорошо жить и хорошо умереть —
это одна и та же наука.
Слайд 187Стоицизм. Зенон Китийский
(ок.336-264 до н.э.)
Стоици́зм — философская школа, возникшая во
времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного
мира.
Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.
Слайд 188Стоики
Основоположник стоицизма Зенон (336-264) и его виднейший последователь Хризипп
(280-205) учили, что в мире существует строгая необходимость и что
люди, как и все живые существа, бессильны перед ее лицом.
Поэтому мудрый человек, понимая бессмысленность своего вмешательства в происходящие вокруг него события, примиряется с действительностью, какой бы тяжелой для него она ни была.
Слайд 189Согласно стоицизму
мироздание в целом управляется судьбой.
Судьба как управляющее и
господствующее начало есть одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего
в мироздании”.
Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого”естественного закона”, который имеет в то же время божественный характер и смысл.
Слайд 190Согласно стоицизму
В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное
тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой.
Государство,
следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.
Слайд 191В противоположность эпикурейцам стоическая философия считала государство и право не
делом рук человека, а результатом действия естественных, природных сил.
В
государстве и праве находит (по учению стоиков) своё воплощение господствующий в мире божественный разум.
Слайд 192Стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане
единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.
Учение стоиков
оказало сильное влияние на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля.
Слайд 193Полибий
(201-120 до н.э.)
греческий историк, государственный деятель и военачальник, автор
«Всеобщей истории» («Истории») в 40 томах, охватывающих события в Риме,
Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах с 220 до н. э. по 146 до н. э.
Слайд 194Полибий
Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм изображает как
естественный процесс, совершающийся по “закону природы”.
Слайд 195Полибий
Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их
естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного
их цикла:
царство,
тирания,
аристократия,
олигархия,
демократия.
Слайд 196Полибий
Живя в период упадка греческих рабовладельческих государств, стремится доказать, что
причина этого - распространение в Греции демократических государственных форм.
Слайд 197Полибий
Он считает возможным предотвратить путем создания смешанной формы правления дальнейший
круговорот государственных форм и тем самым укрепить рабовладельческое государство.
В его
идеале смешанного правления преобладают аристократические элементы, демократические начала занимают в ней подчиненное положение.
Слайд 198Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до
н.э.
В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По
мере укрепления своих позиций она оттесняла как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев.
С утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных и мелких земельных собственников.
Слайд 199Марк Туллий Цицерон
3 января 106 до н. э., Арпинум — 7
декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ ,
блестящий оратор.
Слайд 200Марк Туллий Цицерон
Свои основные труды он назвал «О республике» (De
re publica; чаще переводится «О государстве») и «О законах»; оба
произведения написаны в форме диалогов.
Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.
Слайд 201Цицерон
говоря о народе в своем определении государства, имел в
виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев.
ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных
мастерских, а также всех трудящихся он относит к числу презренных людей .
С такими людьми, занятыми “грязным делом”, у достойных граждан не может быть никаких общих интересов.
Слайд 202Цицерон
Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика.
Ссылаясь на греческих мыслителей,
Цицерон различает три основные формы государства:
царскую власть –- монархию,
власть оптиматов – аристократию
и власть народа – демократию.
Среди них лучшей является монархия.
Слайд 203Цицерон
Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит
к возникновению таких порочных состояний государства, как:
тирания,
господство клики
богатых
и власть толпы (черни).
Порочные состояния не являются уже формами государства, поскольку там царят произвол и насилие, и, следовательно, распадается само государство как объединение свободных граждан.
Слайд 204Цицерон
Наиболее совершенной и устойчивой формой правления считал смешанное государство, сочетающее
начала монархии, аристократии и демократии.
К такому строю, по его
мнению, приближалась Римская республика во времена “отцов” и “дедов”.
Слайд 205Цицерон
Монархические начала были представлены в ней властью консулов,
аристократические –
правлением сената,
демократические - народным собранием и властью трибунов.
Слайд 206Цицерон запоминал факты навешивая их на лепнину потолка
Слайд 207Цицерон
пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и
прочном, так как монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в
свои противоположности.
Слайд 208Цицерон
Прочность государства также зависит и от незыблемости законов.
«Закон есть
решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с
древнейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных».
Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.
Слайд 209Контрольные вопросы и задания:
1. Почему античные мыслители Платон и Аристотель
выступали против демократии как формы государственного правления?
Как понимать утверждение
Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой».
Слайд 2102. Древнегреческий правитель Перикл как - то сказал: «Лишь немногие
могут творить политику, но судить о ней могут все» Согласны
ли вы с этим суждением? Аргументируйте свой ответ.
Слайд 2113. Аристотель различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Чем
различаются эти два вида справедливости?
По какому принципу должно осуществляться, по
мнению Аристотеля, распределения благ в обществе? Несколько этот принцип распределения применим сегодня?
Слайд 212Когда друг пытался склонить Сократа, приговоренного к смерти, совершить побег
из тюрьмы, он получил отказ со словами:»Я считаю обязательным для
каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам».
В иную эпоху, в другой стране русский политический мыслитель Б.А. Кистяковский сказал, что законопослушание характеризует не правовое, а полицейское государство.
А как считаете вы:
нужно ли повиноваться всегда и всем законам? Аргументируйте свою точку зрения.