Слайд 1Политика белорусизации и её итоги. Развитие науки и образования, лите-
ратуры и искусства в 1920-е - 1930-е гг.
История Беларуси
Билет 8
Слайд 2План
Политика белорусизации
Ликвидация массовой неграмотности. Образование в 1920-е - 1930-е гг.
Белорусская
наука в 1920-е - 1930-е гг.
Литература в 1920-е - 1930-е
гг.
Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
Слайд 3СССР - страна многонациональная. Ещё Х съезд РКП(б) в марте
1921 г.
считал необходимым добиваться доверия ранее угнетённых наций, раз- вивать
на их родном языке органы власти, судебные органы, курсы и школы, культурно-просветительные учреждения, прессу, театр. XII
съезд РКП(б) в 1923 г. определил уже конкретные задачи в области на- циональной политики.
Политика белорусизации
Задачи в области национальной политики
Формирование органов власти национальных
республик из местных деятелей, владеющих языком, знающих быт,
обычаи народов
Использование родного языка во всех государственных
органах и учреждениях
Организация национальных
воинских частей
Слайд 4Белорусская ССР являлась многонациональной республикой. Нацио- нальные отношения здесь имели
свои особенности.
Политика белорусизации
Особенности национальных отношений в Белорусской ССР
Большинство
населения относилось к
белорусской нации. Многонациональное меньшинство
составляло только
пятую часть населения
Белорусы жили в
основном в деревнях.
Значительную часть городского населения
составляли евреи и
русские
В БССР была специфичной
языковая ситуация: город был
русскоязычным, а
деревня -
белорусскоязычной
Слайд 5Политика белорусизации
Вокзал станции Минск-Пассажирский. Первая половина 1920-х гг.
ЦК КП(б)Б, ЦИК
и СНК БССР проводили в жизнь ту национальную поли- тику,
основные направления которой были разработаны РКП(б) и её
структурами. Политика, проводившаяся в БССР с июля 1924 г., получила
название политики белорусизации. Её можно рассматривать в качестве
составной части советской национальной политики.
Слайд 6По инициативе наркома просвеще- ния В.Игнатовского при Нарком-
просе БССР в
1922 г. был организо- ван Институт белорусской культу- ры (Инбелкульт).
При Наркомате
просвещения БССР работали курсы
белорусоведения для подготовки учителей. В 1922 г. примерно в чет- верти всех школ преподавание ве- лось на белорусском языке. В 1920 г. было создано издательство «Бе- ларусь», а в 1922 г. - кооперативное
издательство «Белтрестпечать». Появилась возможность издания книг на белорусском языке. В орга- низациях и учреждениях работали курсы по изучению белорусского
языка. Делопроизводство перево- дилось на белорусский язык.
Политика белорусизации
В.Игнатовский
Слайд 7Политика белорусизации
Основные направления политики
белорусизации
Развитие бело- русского языка и расширение сфе-
ры его использо- вания
Создание белоруско- язычных учебных и
воспитательных учреж- дений,
изучение исто- рии, географии, эконо- мики и культуры Бела-
руси
Повышение ро- ли лиц корен-
ной националь- ности в общест-
венно-полити-
ческой жизни республики
Создание в составе Белорусского военного округа национальных территориальных
воинских частей и
соединений
Всестороннее развитие бело- русской нацио- нальной куль- туры
Слайд 8В проведении политики белорусизации имелись противоречия между позициями руководства СССР
и БССР.
Политика белорусизации
ЦК КП(б)Б, ЦИК и СНК БССР
Рассматривали белорусиза- цию
как средство развития белорусского языка и куль- туры, завершения процесса формирования белорусской нации, повышения роли ко- ренной национальности в
общественно-политической жизни республики
ЦК ВКП(б), ЦИК И СНК СССР
В проведении политики бе- лорусизации видели нацио- налистические проявления, центробежные тенденции, отказ от строительства со- циализма, реставрацию ка- питализма
Слайд 9Были довольно существенные и тяжёлые для преодоления противоре- чия между
сторонниками и противниками белорусизации.
Политика белорусизации
Белорусская государст- венная, партийная, науч- ная
и культурная элита
Положительно относились к белорусизации и содей- ствовали её проведению
Чиновники, учёные, деятели культуры из среды националь- ных меньшинств
Рассматривали белорусизацию как средство насильственного распространения белорусско- го языка. Не поддерживали белорусизацию и вредили ей.
Слайд 10В конце 1920-х гг. проведение политики белорусизации было приоста- новлено.
Многие политические и государственные деятели, представи- тели научной и культурной
элиты БССР были обвинены в разжигании национализма, попытке отделить республику от СССР и повести её по капиталистическому пути развития.
Политика белорусизации
Значение политики белорусизации
Способствовала укреплению
национального
самосознания белорусов
Способствовала
повышению
политической и общественной активности
населения БССР
Содействовала научному изучению Беларуси
Содействовала развитию белорусского языка и культуры
Слайд 11Задачи хозяйственного и культур- ного строительства, подготовки квалифицированных кадров требо-
вали всеобщей грамотности. В Бе- ларуси была создана Республикан- ская
чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. В го- родах и деревнях организовыва- лись пункты по ликвидации негра- мотности, школы рабочей молодё- жи, группы индивидуального обу- чения взрослых.
Ликвидация массовой неграмотности. Образование в 1920-е – 1930-е гг.
Неграмотный - тот же слепой.
Плакат. 1920 г.
Слайд 12Ликвидация массовой неграмотности. Образование в 1920-е – 1930-е гг.
Ты помогаешь
ликвидировать неграмотность? Плакат. 1920 г.
В 1926 г. в БССР оформилось
общест-
во «Долой безграмотность». Его
председателем был избран А.Червя- ков - председатель ЦИК БССР. В этой работе по ликвидации неграмотнос- ти принимали участие комсомоль- цы, коллективы фабрик и заводов, колхозов и совхозов, организаций и учреждений, учителя, студенты,
школьники, все грамотные люди. Но полностью преодолеть неграмот-
ность к концу 1930-х гг. не удалось. Значительная часть взрослого насе- ления (особенно жителей деревни, преимущественно женщин) не учи- лись. В 1939 г. Совнарком БССР при- нял специальное постановление, в котором была поставлена задача за-
вершения ликвидации неграмотнос- ти и малограмотности в республике.
Слайд 13Ликвидация массовой неграмотности. Образование в 1920-е – 1930-е гг.
Высшие учебные
заведения
Техникумы
Рабочие факультеты
Школы крестьянской молодёжи (ШКМ), Школы фабрично-за- водского обучения (ФЗО),
профессиональные школы, профес- сиональные и общеобразовательные курсы
Семилетняя трудовая политехническая школа Массовая четырёхлетняя трудовая школа
Дошкольные учреждения
К середине 1920-х гг. в Беларуси была создана система народного обра- зования, обеспечивающая каждому реальную возможность закончить общеобразовательную школу и получить необходимую профессию.
Система народного образования БССР в середине 1920-х гг.
Слайд 14Ликвидация массовой неграмотности. Образование в 1920-е – 1930-е гг.
Проблемы системы
образования БССР в середине 1920-х гг.
Отсутствие средней школы создавало раз-
рыв между общеобра- зовательной и высшей школой. Средняя обще- образовательная шко- ла в БССР была создана
только в 1932 г.
Отсутствовала связь между четырёхлетней трудовой школой и
профессионально-тех- ническими учебными заведениями.
Не была создана школа, единая для города и деревни.
Слайд 15Одной из важных проблем культурного строительства была организа- ция всеобщего
обязательного обучения детей. В 1926 г. ЦИК и СНК БССР
приняли постановление «О введении всеобщего обязательного обучения детей от 8 до 11 лет». И к концу первой пятилетки был завершён переход ко всеобщему обязательному начальному обучению и продолжилась ра- бота по постепенному введению всеобуча на базе семилетней школы.
Ликвидация массовой неграмотности. Образование в 1920-е – 1930-е гг.
Урок арифметики в начальной школе. Конец 1920-х гг.
Слайд 16Ликвидация массовой неграмотности. Образование в 1920-е – 1930-е гг.
Структура средней
школы
БССР в 1930-е гг.
1-10-е классы
Средняя школа
Неполная средняя школа
1-7-е классы
1-4-е классы
С
1932 г. началось постепенное преобразование семилетней школы в среднюю. В общеобразовательных школах создавались 8-10-е классы. В
1935 г. началась отмена ограничений для детей былых эксплуататорских классов при приёме в высшие и средние специальные учебные заведе- ния. Перед учебными заведениями была поставлена задача вооружать молодёжь глубокими и прочными знаниями основ наук, осуществлять воспитание гражданина и патриота. XVIII съезд ВКП(б) в 1939 г. поста- вил задачу осуществления всеобщего среднего образования в городе и
завершения перехода ко всеобщему семилетнему обучению в деревне, во всех национальных республиках.
Начальная школа
Слайд 17Подготовка специалистов осуществлялась в высших учебных заведе-
ниях. 30 октября 1921
г. состоялось официальное открытие Белорусского государственного университета. В 1930-1931 гг.
на базе некоторых фа- культетов БГУ было создано 6 самостоятельных институтов: Минский медицинский, Высший педагогический (сейчас Белорусский государст- венный педагогический университет им. М.Танка), Могилёвский поли- тико-просветительный, планово-экономический, кооперативный, со-
ветского строительства и права.
Ликвидация массовой неграмотности. Образование в 1920-е – 1930-е гг.
Один из корпусов БГУ.
1928 г.
Слайд 18В апреле 1919 г. возобновил свою работу Горы-Горецкий земледельчес- кий
институт. В декабре 1920 г. в Минске был создан Белорусский
поли- технический институт, а в 1922 г. на его базе был открыт Институт сель- ского и лесного хозяйства. В 1925 г. в результате объединения Горецкого сельскохозяйственного института и Минского института сельского и лесного хозяйства в Горках была создана Белорусская государственная академия сельского хозяйства им. Октябрьской революции. Для подго- товки зоотехников и ветеринарных работников в 1924 г. был создан Ви- тебский ветеринарный институт. Кадры для партийного и государствен- ного строительства готовил открытый в 1925 г. Коммунистический уни- верситет им. В.Ленина.
Ликвидация массовой неграмотности. Образование в 1920-е – 1930-е гг.
Физико-химический корпус Горецкого земледельческого института. 1920-е гг.
Слайд 19Значительное развитие получило среднее специальное образование. Бы- ли созданы новые
сельскохозяйственные, индустриальные, педагогичес- кие, медицинские и другие учебные заведения. Кадры
квалифицирован- ных рабочих готовили профессиональные школы и школы фабрично-за- водского ученичества. Осуществлялось также производственно-техни-
ческое обучение на фабриках и заводах без отрыва от производства.
Ликвидация массовой неграмотности. Образование в 1920-е – 1930-е гг.
Минск. Объединённая еврейская профессио- нально-техническая школа. Урок черчения.
1920-1930-е гг.
Слайд 201920-е гг. стали временем рождения белорусской науки. В 1922 г.
был
создан Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В 1929 г. он был
реорганизован в Белорусскую академию наук, ставшую центром научной жизни республики.
Белорусская наука в 1920-е - 1930-е гг.
Здание Инбелкуль-
та. 1920-е гг.
Слайд 211920-е гг. - период активного ис- следования белорусского этноса, его
истории и культуры. Большой вклад в это внёс историк-славист, выпускник
Московского государс- твенного университета, один из
организаторов Инбелкульта и АН БССР В.Пичета. Ему принадлежат научные труды по древней и сред- невековой истории Беларуси, осо- бенностям исторического разви- тия Западной Украины и Западной Беларуси, аграрной реформе Си-
гизмунда II Августа в Великом
княжестве Литовском и др. Всего В.Пичета опубликовал более 150 работ по истории Беларуси.
Белорусская наука в 1920-е - 1930-е гг.
В.Пичета
Слайд 22Белорусская наука в 1920-е - 1930-е гг.
М.Довнар-Запольский
Большой вклад в изучение
белорус- ской истории и культуры внёс док- тор исторических наук,
профессор, фольклорист и этнограф М.Довнар- Запольский. Наиболее крупные его научные труды посвящены преиму- щественно социально-экономичес- кой истории Беларуси и Литвы. В его магистерской диссертации исследо- валось государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягеллонах, а в докторской диссерта- ции - организация западнорусского крестьянства в XVI в. Перу М.Довнар- Запольского принадлежит брошюра
«Основы государственности Белару- си». В трудах по этнографии он с
особым вниманием изучал белорус- скую свадьбу и свадебные песни, се- мейное обычное право. Всего по эт- нографии и фольклору опубликовал более 30 работ.
Слайд 23Белорусская наука в 1920-е - 1930-е гг.
Е.Карский
Н.Щекотихин
Выдающийся учёный, филолог-славист, ос-
нователь белорусского языковедения, фи- лологии и фольклористики, академик Рос- сийской
академии наук Е.Карский создал капитальный трёхтомный труд «Белору- сы». Это главное произведение в его науч- ном наследии, памятник выдающемуся
учёному, настоящая белорусская энцикло- педия. В ней исследуются народная словес- ность, фонетика, морфология и синтаксис белорусского языка, а также древняя и но- вая белорусская литература.
Одним из основателей белорусского искус- ствоведения являлся воспитанник Москов- ского университета, преподаватель исто- ии белорусского искусства в Белорусском
государственном университете Н.Щекоти- хин. Он исследовал белорусскую архитек- туру XI-XIX вв., монументальную живопись полоцких храмов, иконопись XVII-XVIII вв., древнебелорусские гравюры, искусство книг Ф,Скорины. Много внимания уделил
изучению творчества белорусских худож- ников И.Ахремчика, В.Волкова, А.Грубе, В.Кудревича, М.Филипповича и др.
Слайд 24Крупный учёный в области матема- тики, геофизики, астрономии и геог-
рафии О. Шмидт являлся одним из
организаторов и участников освое- ния
Северного морского пути. Впер- вые в СССР он исследовал математи- ческие законы денежной эмиссии, дал математическое обоснование на- личия железных руд в Курской маг- нитной аномалии, сформулировал
новую теорию «холодного» образова- ния Земли и планет из допланетного газопылевого облака. В 1920-1930-е гг. О.Шмидт исследовал ледники Па- мира, возглавил экспедицию на ледо- коле «Г.Седов» на Землю Франца-Ио- сифа, впервые за одну навигацию
прошёл весь Северный морской путь.
Он стал Героем Советского Союза, академиком АН СССР. Российской ака- демией наук основана премия О.
Шмидта за лучшие научные труды в области исследования и освоения Арктики.
Белорусская наука в 1920-е - 1930-е гг.
О.Шмидт
Слайд 25Знаменитый советский учёный А. Чижевский - биофизик, один из ос-
нователей гелиобиологии. Он ис- следовал влияние космических факторов и воздействие
воздуш-
ных ионов на живые организмы, что используется в так называемой
«люстре Чижевского». А.Чижевский установил зависимость между цик- лами солнечной активности и мно- гими явлениями биосферы. Его
научные труды - «Земное эхо сол- нечных бурь» и «Космический
пульс жизни. Земля в объятиях
солнца. Гелиотараксия» не потеря- ли своей актуальности и сегодня.
Белорусская наука в 1920-е - 1930-е гг.
А.Чижевсикй
Слайд 26Вместе с тем политические репрессии 1920-1930-х гг. вылились в рас-
праву над представителями белорусской науки, литературы и искусства. В 1920-е
гг. были репрессированы 26 академиков и 6 членов-корреспон-
дентов Белорусской академии наук. Более половины своего состава поте- рял в результате репрессий Союз писателей Беларуси. Чудовищной рас-
правой над национальной интеллигенцией стало сфабрикованное в
1930 г. дело о «Союзе освобождения Беларуси», по которому было реп-
рессировано 108 лучших представителей белорусской интеллигенции.
Белорусская наука в 1920-е - 1930-е гг.
Анкета допроса С.Некрашевича по делу «Союза освобождения Беларуси». 1930 г.
Слайд 27Бурное развитие белорусской советской литературы началось в 1920-е гг. В
это время возникли литературные объединения «Маладняк», «Уз- вышша», «Полымя». Плодотворно
работали белорусские писатели - Я.Ку-
пала, Я.Колас, Т.Гартый, М.Горецкий.
Литература в 1920-е - 1930-е гг.
Я.Купала
Я.Колас
Т.Гартный
М.Горецкий
Слайд 28Литература в 1920-е - 1930-е гг.
Я.Купала
Я.Колас
Творчество Янки Купалы и Якуба
Коласа является летописью белорус- ского народа. Янка Купала написал поэму
«Над рекой Орессой», в кото- рой содержатся размышления поэта над историческим прошлым По- лесья, показывается судьба и переживания участников осушения полес- ских болот. Его поэма «Тарасова доля» посвящена памяти украинского
поэта Т.Шевченко. Якуб Колас написал повесть «Трясина» - произведение о борьбе белорусского народа за победу революции. Её герой дед Талаш был легендарным воплощением народного героизма времён Граждан-
ской войны. Повесть Якуба Коласа «Отщепенец» посвящена коллективи- зации сельского хозяйства.
Слайд 29Литература в 1920-е - 1930-е гг.
К.Крапива
М.Зарецкий
Жизни белорусской деревни накануне коллективизации
посвятил свой роман «Медведичи» К.Крапива. Его драма «Партизаны» рассказывает о
борьбе белорусского народа за советскую власть в Гражданскую войну, а сатирическая комедия «Кто смеётся последним» направлена против дву- рушников, карьеристов, подхалимов, клеветников. Октябрьской револю- ции в Беларуси посвятил роман «Стежки-дорожки» М.Зарецкий. Он пока- зал судьбу народа, мучительные размышления и поиски интеллигенции в переломный исторический период, переход её лучшей части на путь беззаветного служения революции. В романе «Вязьмо» М.Зарецкий ото- бражает процесс коллективизации сельского хозяйства в белорусской деревне.
Слайд 30Литература в 1920-е - 1930-е гг.
П.Бровка
П.Глебка
Ранняя лирика П.Бровки пронизана мотивами
прославления революции, нового строя жизни. В поэмах «Сквозь горы и
степи» и «1914» он раскры- вает события Гражданской войны, основные черты человеческого харак- тера, поведение людей в условиях сложной действительности. Значи- тельное место в творчестве П.Бровки занимала пейзажная и интимная лирика. П.Глебка в историко-революционных поэмах «Мужество», «В те дни» и других произведениях показывал сложный путь борьбы за власть Советов, развивал тему Октябрьской революции и Гражданской войны.
Слайд 31Литература в 1920-е - 1930-е гг.
М.Лыньков
К.Чорный
М.Лыньков в 1930-е гг. разработал
в литературе проблему воспитания в условиях социалистического строительства, создавал образы
его строи- телей, показывал особенности мировоззрения, этики и морали советс- кого человека. В романе «На красных вырубках» М.Лыньков рассказал о жизни белорусского народа в дооктябрьское время. Широко известной
является его повесть для детей «Миколака-паровоз». К.Чорный в те годы написал романы «Отечество», «Третье поколение» и другие, в которых
попытался в художественных образах рассказать о судьбе белорусского народа со времён панщины до построения социалистического общества.
Слайд 32Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
Е.Мирович
В.Голубок
Важную роль в становлении
белорусского театрального искусства сыг- рал Белорусский первый государственный театр, открытый
в Минске в сентябре 1920 г. Его режиссёром стал Е.Мирович. Одновременно в Мин- ске работала Театральная труппа В.Голубка. В 1926 г. она была преобра- зована в Белорусский государственный передвижной театр. В 1926 г. в Витебске открылся Белорусский второй государственный театр, основу которого составили выпускники Белорусской драматической студии, ра- ботавшей в Москве при Московском художественном академическом
театре. Выдающемуся деятелю белорусского искусства, драматургу и ре- жиссёру В.Голубку первому в республике было присвоено звание
«Народный артист БССР».
Слайд 33Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
Театральное искусство БССР в
1930-е гг.
Дальнейшее развитие теат- ральное искусство Беларуси получило в конце
1920-х - 1930-е гг. Передвижной театр, созданный в 1920-е
гг., был реорганизован в Бе- лорусский третий государс- твенный театр с базой в Го- меле. Были созданы также Государственный русский драматический театр БССР в Бобруйске (с 1947 г. - в Минске) и Республиканский театр юного зрителя в Мин- ске, театры рабочей моло- дёжи в Минске, Витебске и Гомеле, колхозно-совхозные театры в ряде городов рес- публики.
Слайд 34Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
Н.Чуркин
Н.Аладов
Основателями белорусской советской оперы,
симфонии, камерной музы- ки являются Н.Чуркин, Н.Аладов, Е.Тикоцкий. Все они
были учениками русских композиторов. В 1932 г. в Минске была открыта Белорусская го- сударственная консерватория. На педагогическую работу в неё были
приглашены преподаватели из Москвы и Ленинграда.
Е.Тикоцкий
Слайд 35Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
Л.Александровская
И.Болотин
В 1933 г. был
создан Государственный театр оперы и балета БССР. В его репертуаре
вместе с русской и западноевропейской классикой значи- тельное место занимали произведения национального искусства. Среди них - оперы «Михась Подгорный» Е.Тикоцкого, «В пущах Полесья» А.Бо- гатырёва (по повести Я.Коласа «Трясина»), первый национальный балет
«Соловей» М.Крошнера (по одноименной повести З.Бядули). Ведущими артистами театра оперы и балета были Л.Александровская, М.Денисов, И.Болотин. В 1937 г. была создана Белорусская государственная филар- мония. Она играла важную роль в музыкальной жизни республики.
Слайд 36Об успехах белорусской живописи свидетельствуют произведения, поя-
вившиеся в 1920-е гг.
Среди них - картины В.Волкова «Молотобоец»,
«Партизаны», «Плотогоны», М.Филипповича «Битва на
Немиге», «Ночь на Ивана Купалу», «Восстание К.Калиновского», пейзажи В.Кудревича
«Утро весны», «Над Свислочью», «На Соже».
Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
Битва на Немиге. Худ. М.Филиппович
Утро весны.
Худ. В.Кудревич
В.Кудревич
М.Филиппович Худ. М.Станюта В.Волков
Слайд 37Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
И.Ахремчик
В.Кудревич
В конце 1920-х -
1930-е гг. белорусские художники создали много произ- ведений, посвящённых борьбе
за власть Советов, Гражданской войне и социалистическому строительству. Наиболее известными из них яв-
ляются картины И.Ахремчика «Подписание Манифеста о создании БССР» и «Вступление Красной Армии в Минск», а также картины других худож- ников. Произведения 1930-х гг. художника В.Кудревича посвящены теме преобразования природы Беларуси. Среди них акварели «Углубление Орессы», «Экскаватор на осушке», а также живописные картины «Баржи на Соже», «Электростанция над Двиной», «Бел ГРЭС» и др. Живописец и
график И.Давидович написал в 1930-е гг. картины «Хоровод» и «Курлов-
ский расстрел».
Слайд 38Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
И.Лангбард и его архитектурные
творения
Выдающимися архитектурными сооружениями 1920-1930-х гг. стали Дом правительства, Дом Красной
Армии, здания Академии наук, Театра оперы и балета (архитектор И.Лангбард), Республиканского театра юно- го зрителя, Минского дворца пионеров и школьников, гостиницы «Бела- русь» (архитекторы А.Воинов, В.Вараксин) в Минске. Были созданы так-
же новые здания в Могилёве, Витебске, Гомеле и других городах.
Слайд 39По проектам архитектора Г.Лаврова были построены государственная библиотека БССР им.
В.Ленина и главный корпус Белорусского политех- нического института, а по
проекту И.Запорожца и Г.Лаврова - универси- тетский городок в Минске. В 1939 г. началось возведение здания Цент- рального Комитета Компартии (большевиков) Беларуси (сейчас рези- денция Президента Республики Беларусь).
Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
Здание государственной библиотека БССР им. В.Ленина. Арх. Г.Лавров
Здание главного корпуса Бело- русского политехнического института. Арх. И.Запорожец,
Г.Лавров
Слайд 40Белорусские скульпторы З.Азгур, А.Бембель, А.Глебов, М.Манизер и дру- гие создали
ряд монументальных композиций, украсивших Дом прави- тельства, Дом Красной Армии,
Дворец пионеров и школьников.
Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
З.Азгур
А.Бембель
М.Манизер
Слайд 41Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
В.Гардин
1920-е гг. - время
становления белорусского кино. Кинопроизводство в республике начиналось с кинохроники. Первыми
национальными худо- жественными лентами были «Лесная быль» (1926 г.) режиссёра Ю.Тарича (по повести М.Чарота «Свинопас») и «Кастусь Калиновский» (1927 г.) ре- жиссёра В.Гардина. Основные темы творчества белорусских кинематог- рафистов того времени - революционная борьба белорусского народа и
строительство социалистического общества.
Ю.Тарич
Слайд 42Развитие белорусского кинематогра- фа в 1930-е гг. связано в первую
оче- редь с именем выдающегося режиссё- ра В.Корш-Саблина. Главное место
в
его творчестве занимали ленты о Гражданской войне (он сам был её
участником) и революционном дви-
жении в Беларуси. Среди созданных им художественных лент - «Первый взвод», «Искатели счастья», «Моя любовь», «Солнечный поход», «Золо- тые огни», «Дочь Родины», «Огнен- ные годы» и др. К числу первых
произведений белорусского киноис-
кусства принадлежат фильмы для де- тей «Полесские робинзоны» и «Кон- церт Бетховена».
Белорусское искусство в 1920-е - 1930-е гг.
В.Корш-Саблин