Слайд 1ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ ВМЕСТЕ.
Речевая готовность к школе
Речевая готовность ребенка
к школе
Автор:
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга»
Антонова Н.В.
Слайд 2Переход 6-7 летнего ребенка в новый социальный статус: дошкольник школьник.
Переход от игровой деятельности к
учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы в дошкольном периоде следующие предпосылки:
Переход 6-7 летнего ребенка в новый социальный статус: дошкольник школьник. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы в дошкольном периоде следующие предпосылки:
Слайд 3 - хорошее физическое развитие ребенка;
- развитый физический слух;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функционирование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать педагога;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной работе с другими детьми, к сотрудничеству и взаимопомощи.
Слайд 4Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к
обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития.
Чем
лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.
Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.
Слайд 5 Родителям следует обратить внимание
на:
• Правильное произношение звуков
• Умение различать звуки речи на слух
•
Владение навыками звукового анализа и синтеза
• Словарный запас
• Сформированность грамматического строя речи
• Связную речь
• Речевую коммуникацию
• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
Слайд 6Звукопроизношение и фонематический слух:
В норме вся звуковая сторона речи
должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Слайд 7Владение навыками звукового анализа и синтез:
• умение выделять звук
в слове;
• слышать и выделять первый и последний звук в
слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
Слайд 8Слоговая структура слова:
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной
слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в
быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Слайд 9Словарный запас:
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно
большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен
активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова
Слайд 10Сформированность грамматического строя речи:
Ребенок должен правильно
употреблять слова с:
- уменьшительно-ласкательными суффиксами,
- образовывать слова в нужной форме,
-образовывать прилагательные от существительных,
- изменять существительные по числам, падежам,
- глаголы по видам,
- понимать и употреблять предлоги,
- согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Слайд 11Связная речь:
К 7 годам ребёнок должен уметь
• пересказывать небольшие по
объёму рассказы и сказки
• составлять описательные рассказы
• составлять рассказ по
картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращается внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
- на лексику (полнота и точность использования слов),
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Слайд 12Речевая коммуникация:
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
- уметь
слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко
входить в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
Слайд 13Мелкая моторика рук:
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая
гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и аппликатора
Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
Слайд 14Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов
произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие
дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Слайд 15Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают
звуковой стороной речи, имеют довольно развёрнутый словарный запас, умеют грамматически
правильно строить предложения.
Однако, не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. Практика показывает, что у 35 % современных дошкольников наблюдаются задержки или нарушения речевого развития.
Слайд 16Нужно знать, что нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия
ведет к :
Дисграфия – нарушение процесса письма
Дислексия – нарушение
процесса чтения
Слайд 17Ошибки при письме:
1) пропуск гласных и согласных букв (день
- 'днь', между - 'межу');
2) перестановка букв, лишние буквы
(лужа - 'нулжа');
3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - 'дожке', тишина - 'тишинына');
4) замена гласных в ударном положении (задача - 'задоча');
5) замена йотированных гласных (идёт - 'идют', посёлок - 'посялок');
6) замена согласных;
Слайд 187) обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом
- 'крюгом', люди - 'луди');
8) обозначение мягкости при помощи
ь (васильки - 'василки', большие - 'болшие');
9) недописывание слов (мышка - 'мышк');
10) замена слов, искажение слов (мишка - 'книжка', лепечут - 'требпечут');
11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу - 'полицу', столбом - 'с толбом').
Слайд 20Ошибки при чтении:
1) пропуск букв, слогов, предлогов;
2) замена
и перестановка букв, слогов;
3) 'застревание' на какой-либо букве, слоге,
слове;
4) недочитывание окончаний слов;
5) искажение слов;
6) добавление лишних букв, слогов и даже слов; 7) 'угадывание' слов.
Слайд 21
Ребенок не может преодолеть речевые нарушения самостоятельно. На оказание такой
помощи и направлена работа школьного логопеда. В первую очередь, учитель
– логопед работает с учащимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний.
Слайд 22Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к
школе?
- Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого
развития детей;
- Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка;
- Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи, обращать внимание на рекомендации воспитателя и логопеда;
- Не ругать ребенка за неправильную речь;
- Ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;
- Больше общаться с ребёнком, чаще читать.
Слайд 23Логопед советует:
- Если есть проблемы со звукопроизношением – исправить
до 1-го сентября.
- Развивать мелкую моторику рук (обводка, штриховка,
лепка, вырезание, массаж…), общую моторику (игры с мячом, скакалкой, велосипед…).
Уточнять пространственные представления (право-лево).
- Привести «словарь» ребёнка в соответствие с возрастной нормой:
- знания о себе и своей семье (день рождения, домашний адрес, полные имена родителей, профессии…);
знание времён года (их признаков), месяцев, дней недели;
- знание основных обобщений (одежда, обувь, мебель, транспорт, животные, деревья…);
знание детёнышей животных (телята, жеребята, цыплята…);
-Развивать связную речь (описание предметов- какой?, рассказывание сказок, пересказ просмотренных мультфильмов, беседы и т. п.)
Слайд 24Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку
свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии
которых есть например звук [с].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….
7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….
Слайд 25Спасибо за внимание!
С вами был ваш логопед.
Слайд 26Источники:
https://infourok.ru/prezentaciya-po-logopedii-rechevaya-gotovnost-k-shkole-707093.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/naumova-natalja-viktorovna/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-rechevaja-gotovnost-reb-nka-k-shkole.html