Слайд 1Понятие десоциализации. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния
Выполнила студентка 3 курса
факультета психологии
Сочнева Анна Владимировна
Слайд 2Социализация индивида - усвоение им социального опыта, которое проходит по
мере все более активного включения в многоплановые и разносторонние общественные
отношения.
Показателем социальной зрелости личности служит ее готовность быть активным, сознательным, полноценным членом общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные, внутрисемейные, товарищеские и другие функции и обязанности.
Социально зрелая личность способна не только успешно адаптироваться к своей среде, но и активно влиять на нее, перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями.
Слайд 3Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса
социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его
поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления.
Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами. Скажем, инфантильность, социальная незрелость, возникающие в результате "тепличных условий" воспитания, преднамеренного ограждения подростка, юноши от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению каких-либо жизненных целей и т.д. Либо социальная дезадаптация, проявляющаяся в различных социальных отклонениях корыстного, агрессивного, социально-пассивного типа как на докриминогенном уровне, когда происходят нарушения норм морали, так и на криминогенном уровне, выражающемся в преступных, уголовно-наказуемых действиях.
Слайд 4Необходимо различать нарушения социализации, при которых социальная дезадаптация, неадекватность поведения
не носят асоциального и тем более противоправного характера, и нарушения
социализации, дезадаптация при которых носит антиобщественный характер, противоречащий нормам морали и права, когда правомерно говорить о процессе десоциализации.
Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права, и которые, в конечном счете, обусловливают, по словам Л. С. Выготского, "врастание в человеческую культуру". Формирование личности в данном случае идет под влиянием различных асоциальных либо преступных субкультур с собственными групповыми, корпоративными нормами и ценностями, носящими антиобщественный характер.
По сути дела, десоциализация - это не что иное как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности.
Слайд 5Александр Рувимович Ратинов (на фото) (1920-2007) - выдающийся ученый, один из
основоположников отечественной юридической и криминальной психологии. Доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки России, разработавший теорию личности преступника, подчеркивает, что для личности преступника, в первую очередь, характерно определенное искажение системы ценностно-нормативных представлений, выражающееся в неправильном отношении либо неправильном трактовании существующих норм морали и права, что приводит к совершению преступления, служит защитными механизмами самооправдания.
Слайд 6Л. И. Аувяэрт (на фото) , исследуя проблему правовой социализации
несовершеннолетних, отмечает, что процесс усвоения правовых норм складывается из четырех
аспектов:
осведомленность о нормах и понимание их содержания;
отождествление своего поведения с нормой;
желание следовать норме;
способность реализовать норму;
При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом (когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом) уровне. Прежде всего, это может выражаться в формировании негативных, антиобщественных ценностных ориентаций и асоциальных установок, в формировании своего рода криминогенной противоправной направленности личности.
Слайд 7Г. М. Миньковский (на фото)(доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель
науки РСФСР, действительный член Международной академии информатизации, заслуженный работник МВД,
почетный работник прокуратуры) выделяет четыре типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности.
1. Несовершеннолетние с преступной направленностью (10 -- 15%). Для них характерны примитивные, низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают организаторами.
2. Отрицательная направленность личности (30 -- 40%). Эта категория подростков характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам. Преступление они совершают не в результате активной подготовки, а как бы "плывя по течению".
3. Неустойчивая личностная направленность (25 -- 30%), Конкуренция положительных и отрицательных свойств. Преступления совершаются, прежде всего, по престижным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении.
4. Положительная направленность. Преступления такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой "детской мотивации" -- легкомысленности или неправильной оценки действия и его последствий (25 -30%)
Слайд 8Прямые десоциализирующие влияния
Прямые десоциализирующие влияния оказываются со стороны ближайшего окружения,
которое прямо демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений,
когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности асоциального типа.
В таких случаях мы имеем дело с так называемыми институтами десоциализации. В роли таких институтов десоциализации могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, алкоголиков, спекулянтов, лиц без определенных занятий и т.д. Эту же роль может играть и часть семей аморального либо асоциального типа, где пьянство, аморальный образ жизни, пьяные скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.
Слайд 9Косвенные десоциализирующие влияния
Косвенные десоциализирующие влияния среды могут быть обусловлены разнообразными
факторами социально-психологического, психолого-педагогического и психологического характера.
Так, социально-психологические факторы, приводящие
к косвенной десоциализации, заключаются в отсутствии необходимых условий для реализации, "запуска" ведущих механизмов и способов социализации, посредством которых происходит усвоение, "трансформация" системы внешней регуляции во внутреннюю, что, как правило, характеризует неорганизованную должным образом воспитывающую среду.
Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальной семьи, асоциально ориентированной группы и т.д.), но и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных детских учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков и тем самым в полную меру выполнять свои функции ведущих институтов социализации.