Слайд 1Понятие, формы предварительного расследования в РФ, их сходства и отличия
Выполнила
Пушкарева Полина
ЮРб1901-01-00
Слайд 2Понятие предварительного расследования в РФ
Предварительное расследование – это самостоятельная стадия
уголовного процесса, представляющая собой строго регламентированную уголовно – процессуальным законом
совокупность следственных действий по собиранию, закреплению и оценке доказательств, преследующая цель воссоздания истинной картины преступления, установления виновных лиц и обеспечение условий для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде.
Субъектами стадии предварительного расследования являются государственные органы и должностные лица, в компетенцию которых входит уголовно – процессуальная деятельность.
Предварительное расследование производится только в рамках уголовного дела и в форме предварительного следствия либо дознания.
Дознание проводится: дознавателями органов внутренних дел РФ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, Государственной противопожарной службы, следователями прокуратуры, дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ (ч.3 ст. 150 УПК).
Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов ФСБ, органов внутренних дел РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Слайд 3Понятие предварительного расследования в РФ
Подследственность – это совокупность признаков уголовного
дела, в соответствии с которой конкретное уголовное дело может быть
расследовано дознавателем или следователем того или иного органа, в пределах его компетенции.
Различают предметный (родовой), территориальный (местный) и персональный (например, преступление совершено следователем) признаки подследственности уголовного дела. При определении подследственности конкретного уголовного дела эти признаки оцениваются одновременно, в их совокупности. Правила о подследственности направлены на распределение дел между органами предварительного расследования с целью обеспечения полного, всестороннего, объективного и быстрого расследования уголовного дела.
Слайд 4Понятие предварительного расследования в РФ
Подследственность уголовных дел тем или иным
органам предварительного следствия определяется ст. 151 УПК РФ, в зависимости
от тяжести совершенного преступления и лица, его совершившего.
Статья 152 УПК РФ определяет, что предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Вместе с тем, имеется и ряд исключений. Так, в случае, если преступление было начато в месте деятельности одного дознавателя или следователя, а окончено в месте деятельности другого, уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.
Под местом деятельности дознавателя или следователя понимается та территория или местность, которая закреплена за соответствующим органом, в котором работает тот или иной дознаватель либо следователь.
Если место совершения преступления определить невозможно или если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.
Слайд 5Понятие предварительного расследования в РФ
Предварительное расследование может производиться по месту
нахождения обвиняемого или большинства свидетелей с целью обеспечения его полноты,
объективности и соблюдения процессуальных сроков (например, дознаватель или следователь выезжает в командировку в какой – либо населенный пункт с целью быстрого и полного расследования уголовного дела).
Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела. Должностное лицо, которому поручено производство расследования, выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принятию его к своему производству. Если следователь либо дознаватель получает уже возбужденное дело, он выносит постановление о принятии его к своему производству. Таким образом, стадии возбуждения уголовного дела и его расследования неразрывно связаны между собой непрерывностью течения процессуальных сроков.
Слайд 6Предварительное следствие
Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ - одна
из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого
органами предварительного следствия - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК).
Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.
Слайд 7Предварительное следствие
В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе
безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы следственные
аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.
Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским надзором и судебным контролем за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности.
Слайд 8Предварительное следствие
Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной
функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений,
своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.
По делам, не требующим обязательного предварительного следствия, оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор (ст. ст. 126, 404 УПК).
Слайд 9Предварительное следствие
Предварительное следствие осуществляется путем производства процессуальных действий и
принятия процессуальных решений. Оно включает в себя:
производство следственных действий (осмотр,
допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);
применение мер процессуального принуждения;
привлечение лица в качестве обвиняемого;
допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;
ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании предварительного следствия и т.д.
Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным.
Слайд 10Предварительное следствие
Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не
позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время
со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный законом срок предварительного следствия может быть до трех месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность - до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.
Слайд 11Предварительное следствие
Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя осуществляется ведомственный контроль
со стороны начальника следственного отдела.
Важной гарантией соблюдения законности при производстве
предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др. нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он при наличии к тому оснований может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении закона и недопущению их в будущем.
Слайд 12Дознание
Дознание, как форма предварительного расследования проводиться в двух направлениях:
1. дознание
по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно (ст.119
УПК);
2. дознание по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст.120 УПК).
Дознание, как и любая другая из форм предварительного расследования, начинается после возбуждения уголовного дела. У него есть существенные отличия от протокольного расследования. В зависимости от того, о каком виде дознания идет речь, оно может завершаться направлением уголовного дела следователю либо, также как предварительное следствие, направлением дела в суд с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.
Слайд 13Дознание
Согласно ст.120 УПК по делам, по которым производство предварительного следствия
не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные
уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При производстве данного вида предварительного расследования орган дознания вправе производить любые следственные, а равно иные процессуальные действия, принимать необходимые процессуальные решения. При этом он руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия, за некоторыми исключениями.
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, материалы этого вида дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. Перед ним стоят такие же задачи, как и перед предварительным следствием. По сроку и средствам производства они тоже могут не различаться. Именно это обстоятельство позволяет ученым именовать данный вид дознания: дознанием в полном объеме или особой формой "предварительного следствия".
Слайд 14Дознание
Стоит выделить деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное
следствие обязательно. Именно эта разновидность уголовно-процессуальной деятельности в большей степени,
чем какая-либо другая заслуживает наименования - "дознание".
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания должен немедленно уведомлять прокурора. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания десятидневного срока, обязан передать дело следователю.
Дознание как этап расследования характеризуется: определенным положением в уголовном процессе, моментом начала и окончания, а главное, спецификой осуществляемой в это время деятельности. Последняя, хотя и не может входить в содержание промежутка времени (этапа), безусловно, характеризует его.
Слайд 15Дознание
Дознание - вид деятельности, как производство неотложных следственных действий, осуществляется
во временном промежутке между возбуждением уголовного дела и направлением его
по подследственности.
Существенным для рассматриваемого понятия в первую очередь является то, что это: регулируемая уголовно-процессуальным законом, преследующая свои цели, деятельность, осуществляемая специальным субъектом - лицом, производящим дознание, (органом дознания); в строго определенной процессуальной форме (следственные действия и процессуальные решения).
Другие же признаки являются лишь отражением требований, предъявляемых к дознанию уголовно-процессуальным законом. К ним относятся:
ограниченный круг действий и решений, образующих содержание дознания;
сроки производства;
правовой статус субъектов, его осуществляющих.
Слайд 16Дознание
Задачи дознания, описываемые процессуалистами, разнообразны. Среди них можно назвать следующие:
обнаружение
преступлений.
обнаружение (установление) следов преступления.
обнаружение (установление) лиц, совершивших преступление; раскрытие преступлений
и розыск "виновных".
предупреждение преступлений и ликвидация причин, их порождающих.
пресечение преступлений, как правило, приводится наравне с предупреждением, но иногда и как самостоятельная задача.
Реже в литературе встречаются упоминания о таких задачах, как:
расследование в полном объеме;
"изобличение виновных", а равно лиц, их совершивших;
"обеспечение успешного хода расследования" или же "ведения по уголовному делу предварительного следствия ";
"собирание доказательств", "закрепление следов преступления", "фиксирование первичных доказательств" и другие.
Слайд 17Дознание
Исходя из результатов анализа всей уголовно-процессуальной функции органа дознания, дознанием
последовательно называть осуществляемую средствами стадии предварительного расследования уголовно-процессуальную деятельность органа
дознания, направленную на обеспечение всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, но не само расследование в полном объеме.
Слайд 18Сходства форм предварительного расследования
Сходство сводится к тому, что и органы
дознания, и органы предварительного следствия применительно к различным видам преступлений
выполняют одни и те же задачи; при наличии признаков преступления они обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело. Объединяет их и единое правовое обеспечение: свою деятельность и органы дознания, и органы предварительного следствия осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.
Слайд 19Различия форм предварительного расследования
Различия дознания и предварительного следствия не ограничиваются
тем, что они осуществляются разными органами. Главное отличие органов дознания
от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания не только не единственной, но даже не основной (за исключением органов внутренних дел).
Производство предварительного расследования для них является вспомогательной функцией. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сферах их административной деятельности. Кроме того, органом предварительного следствия является конкретное должностное лицо — следователь. Органами же дознания являются не только должностные лица (командиры воинских частей, начальники учреждений УИС и до.)» но и органы в целом (органы внутренних дел, таможенные органы и др.). Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознания, в сроках производства дознания и следствия и т.д.
Слайд 20Вывод
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что система расследования
преступлений в России сложна, и некоторые её звенья дублируют друг
друга. Подавляющее большинство опасных преступлений, особенно совершенных преступными сообществами и группами, раскрывается не дознавателями и следователями, а оперативно-разыскными службами.
Государство возложило на себя обязанность обеспечивать правопорядок. Существенную часть этой функции предписано осуществлять органам дознания и предварительного следствия, чтобы у них была возможность реализовывать свои задачи, им предоставлены определенные полномочия, и они в настоящее время являются минимальными. Для более успешного решения служебных задач необходимо расширить права сотрудников ОВД.