Слайд 1
Понятие и структура обучающего тренинга
Работу выполнила Макеева Екатерина
Студентка группы УПБ 2601-01-00
Слайд 2План:
Понятие тренинга
Цели и задачи тренинга
История создания
Понятие обучающего тренинга
Структура обучающего тренинга
Виды
обучающих тренингов
Слайд 3Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка) – форма активного
обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие
умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования.
Слайд 4Цели тренинга:
- повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия
других;
- рост индивидуальной ответственности за достижение личных целей и решение
актуальных коммуникативных задач;
- рост коммуникативной открытости и качества общения;
- развитие способностей к адаптации и творчеству.
Слайд 5Задачи тренинга:
- Предоставить участникам группы профессиональную помощь в решении насущных
внутренних конфликтов, преодолении актуальных трудностей и барьеров;
- Предоставить участникам группы
опыт полноценного общения друг с другом
- Обучить навыкам конструктивного выявления и решения межличностных проблем и конфликтов, установления эффективных отношений с окружающими
- Обучить навыкам активного самостоятельного внутреннего поиска и решения насущных психологических проблем и конфликтов.
Слайд 6Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX в.
В частности в 1912 году в США автор популярных книг
по психологии Дейл Карнеги организовал свой тренинговый центр «Dale Carnegie Training», в котором стали проводиться тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения. Вместе со своими коллегами во второй половине 1940-х гг. он стал использовать занятия с тренинговыми группами (Т-группами) для развития у участников навыков общения. Успешный опыт К. Левина и его учеников способствовал открытию в США Национальной лаборатории тренинга.
Слайд 7В 1950-е – 1970-е гг. тренинг развивается как форма развития
социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников
тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов.
Слайд 8Обучающие тренинги представляют собой краткосрочные или долгосрочные группы, ориентированные на
совершенствование различных профессиональных навыков, необходимых для общения с людьми, при
этом обучение участников происходит на основе приобретения ими нового опыта.
Слайд 9Обучающие тренинги имеют своей целью формирование и присвоение, закрепление определенных
знаний, и, в особенности, умений и навыков. Это подразумевает практику:
человек не просто получает некий объем знаний, должно произойти понимание и присвоение, то есть новый опыт должен органично и неотъемлемо встроиться в общую сумму опыта, которой человек уже обладает. Это очень рациональный и эффективный подход.
Слайд 10Обучающие тренинги содержат лишь необходимый минимум теории, причем такой, которая
ни в чем не расходится с практикой. Основное содержание обучающих
тренингов призвано моделировать и раскрывать те реальные жизненные ситуации, в которых необходимо применять те знания и умения, которым обучает тренинг.
Слайд 11Структура обучающего тренинга:
этап разогрева
этап действия
этап завершения сессии
Слайд 12Первый этап тренинговой сессии — этап разогрева — направлен на
повышение уровня групповой активности, доведения группы до функционального состояния, необходимого
для решения целевых задач тренинга. Собственно понятие "разогрев" применительно к тренинговой сессии заимствовано из теории и практики психодрамы. Однако им описывается гораздо более универсальная закономерность, связанная с эффективной организацией как групповой, так и индивидуальной деятельности.
Слайд 13Тематические разогревы имеют отчетливо выраженную тематику, содержательно связанную с планируемой
в рамках сессии основной деятельностью. Общие разогревы направлены на общее
повышение энергетики участников группы вне конкретного контекста — интенсивная двигательная активность, вербальные и невербальные контакты каждого с каждым и т.п. Тематические разогревы и общие не следует противопоставлять друг другу. Часто они используются в связке. Нередко в начале сессии участникам тренинга необходимо просто подвигаться, чтобы "проснуться" — речь идет не только о психологической, но и о физиологической готовности к деятельности.
Слайд 14Следующий этап тренинговой сессии — этап действия, или интенсивной совместной
деятельности, направленный на решение предметных задач данной сессии. Такого рода
тренинговые задачи, как уже отмечалось выше, весьма многообразны. К наиболее типичным в рамках формирования и развития лидерских компетенций относятся:
• развитие коммуникативной компетентности (включая навыки публичного выступления);
• развитие навыков ассертивного (уверенного) поведения в различных ситуациях;
• развитие креативности;
• развитие эмоционального интеллекта;
• продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;
• подготовка и проведение переговоров;
• отработка навыков и приемов группового принятия решения.
Слайд 15Наступает третий этап — этап завершения сессии. Это тот самый
момент, когда не только можно, но и необходимо отрефлексировать полученный
опыт, соотнести его с практикой, сделать необходимые выводы, согласовать планы дальнейшей работы. Особо следует подчеркнуть, что этап завершения — это ни в коем случае не формальный ритуал, а важнейшая составляющая обучения и развития в тренинге. В известном смысле, вся предшествующая деятельность инициируется и организуется именно ради нее.
Слайд 16Условно можно разделить направления обучающих тренингов на:
1. Узкоспециализированные: обучение профессиональным
знаниям, навыкам, умениям, техникам.
2. Коммуникативные, то есть обучение коммуникативным умениям
и стратегиям общения и другого межличностного, которые полезны не только в целом ряде сфер профессиональной деятельности, но и вообще необходимы в жизни всесторонне.
Слайд 17К первым можно для примера отнести планирование, делегирование, управление временем,
техники эффективных продаж, ведение переговоров, создание презентаций, управление исполнением.
Слайд 18Ко второй категории относится тренинговое обучение, повышающее личностную эффективность, например,
разрешению конфликтов, лидерскому поведению, ораторскому мастерству, распознаванию манипуляций и противостоянию
им, убеждению и так далее. Нетрудно заметить, что вторая группа целей обучения дополняет первую и повышает профессиональную ценность личности наряду с общей жизненной компетентностью.
Слайд 19Источники:
Обучающие тренинги//[Электронный ресурс]// Режим доступа:https://studopedia.ru/13_150395_obuchayushchie-treningi.html
Понятие обучающих тренингов//[Электронный ресурс]// Режим доступа:https://studbooks.net/1480617/menedzhment/ponyatie_obuchayuschih_treningov
Тренинг:
структура, виды, базовые техники//[Электронный ресурс]// Режим доступа:https://studme.org/1056041222536/psihologiya/trening_struktura_vidy_bazovye_tehniki
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА//[Электронный
ресурс]// Режим доступа:https://studwood.ru/1268536/psihologiya/tseli_zadachi_treninga