Разделы презентаций


Понятие и сущность морального выбора. Основные условия ситуации морального

Содержание

Понятие и сущность морального выбораМоральный выбор – это выбор в поле противостояния добра и зла, это выбор между добродетелью и пороком.Моральный выбор - это выбор чего-либо как должного варианта поведения.Моральный

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Понятие и сущность морального выбора. Основные условия ситуации морального выбора.

Виды морального выбора. Типы нравственных позиций личности в моральном выборе.

Понятие и сущность морального выбора. Основные условия ситуации морального выбора. Виды морального выбора.  Типы нравственных позиций

Слайд 2Понятие и сущность морального выбора

Моральный выбор – это выбор в

поле противостояния добра и зла, это выбор между добродетелью и

пороком.
Моральный выбор - это выбор чего-либо как должного варианта поведения.
Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация нравственного самоопределения личности.

Понятие и сущность  морального выбораМоральный выбор – это выбор в поле противостояния добра и зла, это

Слайд 3Моральный выбор – это именно выбор
Выбор – это разрешение неопределенности

в деятельности человека в условиях множественности альтернатив путем принятия на

себя ответственности за реализацию одной из имеющихся возможностей.
(Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.)

Моральный выбор –  это именно выборВыбор – это разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности

Слайд 4Бакштановский Владимир Иосифович пишет:
Выбор – слово, подразумевающее целый комплекс

понятий, характеризующих ключевой акт человеческой деятельности: искания и обретения; свобода

и ответственность; намерение и результат; цель и средства; принятие решения и его исполнение; рациональность и гуманность.

Бакштановский Владимир Иосифович пишет: Выбор – слово, подразумевающее целый комплекс понятий, характеризующих ключевой акт человеческой деятельности: искания

Слайд 5Моральный выбор имеет две стороны
Объективная сторона морального выбора связана с

наличием некоторого числа вариантов поведения (как минимум, двух вариантов -

совершить определенный поступок или воздержаться от его совершения).
Моральный выбор имеет две стороныОбъективная сторона морального выбора связана с наличием некоторого числа вариантов поведения (как минимум,

Слайд 6Диалог Платона «Критон»
Позиция Критона: он и его друзья не хотят

потерять в лице Сократа самого близкого друга, также Критон не

желает, чтобы люди обвиняли его как человека состоятельного в нежелании спасти Сократа и в трусости Последствий в виде преследования властей за побег Сократа Критон не боится. Он обещает Сократу безопасность и благополучие за пределами Афин. И упрекает Сократа в том, что он пренебрегает семьей и делает своих детей сиротами (а еще проповедует какую-то добродетель!).

Позиция Сократа: Надо следовать не мнению людей, а надо следовать истине. И жить нужно не вообще, но хорошо, т.е. справедливо. Все же соображения Критона , с точки зрения Сократа, основываются не на требованиях справедливости, но на обычаях беспринципного большинства. Нарушение справедливости ни в коем случае не может иметь места здесь (и вообще нигде), равно как не может иметь место и ответ несправедливостью на несправедливость или злом на зло, согласно обычаям беспринципного большинства.
Диалог Платона «Критон»Позиция Критона: он и его друзья не хотят потерять в лице Сократа самого близкого друга,

Слайд 7Выбор между различными вариантами поведения есть в то же время

выбор между ценностями, воплощенными в разных вариантах поведения: между честью

и бесчестием, между справедливостью и несправедливостью, а может быть и между разными нравственными ценностями.
Выбор между различными вариантами поведения есть в то же время выбор между ценностями, воплощенными в разных вариантах

Слайд 8Субъективная сторона морального выбора заключается в свободе – в моральной

(нравственной) свободе.
Принятие решения в ситуации морального выбора должно быть

свободным для индивида – осознанным и добровольным.
С субъективной стороны моральный выбор всегда автономен – самостоятелен. Субъект способен самостоятельно принимать и исполнять решение (предвидеть последствия своего выбора) и он не находится под воздействием внешней принудительной силы.
Другими словами, моральный выбор возможен при наличии способности субъекта к нравственной активности.

Субъективная сторона морального выбора заключается в свободе – в моральной (нравственной) свободе. Принятие решения в ситуации морального

Слайд 10Основные условия ситуации морального выбора
- это условия, при которых человек

может действовать как свободный и моральный субъект: у него есть

объективная возможность выбора и субъективная способность выбирать. Последняя проявляется в следующем:
1) отсутствие внешнего принуждения
2) сознательность и рефлексия
3) наличие ориентиров – целей, ценностей, идеалов, которые в свою очередь определяются уровнем нравственного развития личности, степенью усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитостью чувства долга, совести и других нравственных характеристик личности.
Основные условия ситуации морального выбора- это условия, при которых человек может действовать как свободный и моральный субъект:

Слайд 11Перепутье и акт самоопределения

Перепутье и акт самоопределения

Слайд 12нравственная невозможность

нравственная невозможность

Слайд 13Ситуация морального выбора в пространственно-временном континиуме человеческой истории.
Ситуация морального выбора

разворачивается в определенном историко-культурном пространстве. А значит, существуют специфические (продиктованные

местом, временем и социальным положением и т.п.) ситуации морального выбора (например, отпуск крепостных крестьян на волю), и даже «универсальные» ситуации морального выбора могут быть осложнены действием этих факторов.

Ситуация морального выбора в пространственно-временном континиуме человеческой истории.Ситуация морального выбора разворачивается в определенном историко-культурном пространстве. А значит,

Слайд 14У ситуации морального выбора есть пространственно-временные характеристики.
Ситуация морального выбора разворачивается

во времени, а значит моральный выбор всегда осложнен жесткими временными

рамками – они могут колебаться от нескольких мгновений до месяцев (и даже лет), но они всегда присутствуют. Колебания, нерешительность, бездействие на самом деле также бесповоротно разрешают ситуацию морального выбора, как и практические действия.
Конкретное место, обстановка ситуации морального выбора может оказать влияние на принятие решения.

У ситуации морального выбора есть пространственно-временные характеристики. Ситуация морального выбора разворачивается во времени, а значит моральный выбор

Слайд 16Ситуации морального выбора могут быть разными по масштабу и напряженности,

характеру и значимости. Соответственно возникает проблема их классификации.

Ситуации морального выбора могут быть разными по масштабу и напряженности, характеру и значимости. Соответственно возникает проблема их

Слайд 17Виды ситуаций морального выбора (по В.И. БАКШТАНОВСКОМУ)
По субъекту:
1) индивидуальный моральный

выбор
2) коллективный моральный выбор
По масштабу объекта морального выбора:
1) выбор «замысла

жизни» (цель-смысл)
2) выбор единичных поступков
По значимости выбора поступка:
1) лично значимая
2) общественно значимая
По степени творчества или стереотипности в моральном выборе:
1) выбор в повторяющихся обстоятельствах
2) выбор в новых обстоятельствах, требующий поиска новых нестандартных решений
Виды ситуаций морального выбора (по В.И. БАКШТАНОВСКОМУ)По субъекту:1) индивидуальный моральный выбор2) коллективный моральный выборПо масштабу объекта морального

Слайд 19Классификация ситуаций морального выбора в зависимости от содержания выбора
1. Выбор

между нравственным и безнравственным вариантами поведения. Опасности, подстерегающие здесь человека,

это соблазн и давление.

Классификация ситуаций  морального выбора в зависимости от содержания выбора1. Выбор между нравственным и безнравственным вариантами поведения.

Слайд 202. Выбор между разными вариантами нравственного поведения. Проблема ценностей и

их иерархия. Проблема долгов и их иерархия.
Примеры:
Сыновний долг и

долг личности перед собой;
Долг благодарности и долг справедливости;
Гражданский долг и родительский долг.
Выбор между ними – всегда драма, тяжелый внутренний конфликт. В случае если моральный выбор человек совершает между двумя значимыми (для него) ценностями, он все равно будет страдать о той ценности, которой был вынужден пренебречь (любовь к детям или политический идеал).


2. Выбор между разными вариантами нравственного поведения. Проблема ценностей и их иерархия. Проблема долгов и их иерархия.

Слайд 213. Выбор между двумя вариантами безнравственного поведения.

3. Выбор между двумя вариантами безнравственного поведения.

Слайд 22Острая ситуация морального выбора называется моральным (нравственным) конфликтом. Нравственный конфликт

требует от личности совершить выбор между сталкивающимися ценностями в пользу

одной из них и в ущерб другой.
Острая ситуация морального выбора называется моральным (нравственным) конфликтом. Нравственный конфликт требует от личности совершить выбор между сталкивающимися

Слайд 23Нравственный конфликт антагони-стического типа требует бескомпромиссного решения, в неантагонистической ситуации

допустимы, а иногда даже целесообразны компромиссные решения, смягчающие жертву ценностями,

сводящие ее до минимума -«меньшего зла».
Нравственный конфликт антагони-стического типа требует бескомпромиссного решения, в неантагонистической ситуации допустимы, а иногда даже целесообразны компромиссные решения,

Слайд 24Типы нравственных позиций личности в моральном выборе
Гамлетизм (нейтрализм) – позиция

человека, который не в силах изменить обстоятельства и активно противостоять

им, тем не менее стремится не дать этим обстоятельствам поработить себя, изменить свой нравственный облик.
Эта позиция еще дает возможность принять решение о том, «чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах», но оказывается весьма слепой и беспомощной, когда речь идет о необходимости активной борьбы со злом.

Типы нравственных позиций личности в моральном выбореГамлетизм (нейтрализм) – позиция человека, который не в силах изменить обстоятельства

Слайд 25Донкихотство – это позиция, игнорирующая объективные обстоятельства. Здесь активность во

имя долга и идеала выступает как безусловная добродетель, поднимающаяся над

обстоятельствами и последствиями действия.
Но человек, не видящий пути и не знающий, куда он придет, при всех своих искренне благих намерениях нередко оказывается в стороне от действительной борьбы за счастье людей.
Донкихотство – это позиция, игнорирующая объективные обстоятельства. Здесь активность во имя долга и идеала выступает как безусловная

Слайд 26Бакштановский Владимир Иосифович пишет:
Нерассуждающей активности «донкихотского» типа, неизбежно порождающей

разочарования при каждом случае поражения, противостоят не эгоистическая пассивность и

не бесконечные колебания рефлектирующего «гамлетизма», эти антиподы действительно моральной активности, а способность совершать правильный выбор, «принимать решение со знанием дела».
Бакштановский Владимир Иосифович пишет: Нерассуждающей активности «донкихотского» типа, неизбежно порождающей разочарования при каждом случае поражения, противостоят не

Слайд 27Это способность принимать решение в соответствии с нравственной необходимостью.
В

ситуации выбора обстоятельства и решение субъекта взаимосвязаны как элементы одного

целого, составляя объективную и субъективную стороны свободы. Принимая решение, человек превращает нравственную необходимость из внешней причины в самодетерминацию, возлагает на себя бремя ответственности за выбор целей и средств, за преобразование ситуации, за ее достойное разрешение.
Это способность принимать решение в соответствии с нравственной необходимостью. В ситуации выбора обстоятельства и решение субъекта взаимосвязаны

Слайд 28Моральный выбор совершается по внутреннему убеждению человека, он делается на

основе нравственных ценностей человека, его жизненного опыта.
Внешний результат морального выбора

может быть одинаков, но продиктован быть разными моральными ориентациями личности.
Моральный выбор совершается по внутреннему убеждению человека, он делается на основе нравственных ценностей человека, его жизненного опыта.Внешний

Слайд 29Нравственные типы личности
1. Потребительский тип
2. Конформистский тип
3. Аристократический тип
4. Героический

тип
5. Религиозный тип

Нравственные типы личности1. Потребительский тип2. Конформистский тип3. Аристократический тип4. Героический тип5. Религиозный тип

Слайд 30Потребительский тип
Человек такого типа считает мораль средством получения пользы. Как

в примитивной схеме воспитания: веди себя хорошо — получишь конфетку.

Человек такого типа надеется найти в морали средство получения той или иной жизненной «конфетки».
Бескорыстие морального типа является для такого мышления еще непосильно сложной идеей.
За этими ценностными ориентациями просматривается образ активного человека, предпринимателя по роду деятельности, буржуа по социальной принадлежности, прагматика по стилю мысли, жизнелюба по мироощущению. Его можно обнаружить во все времена. Главной ценностью людей «потребительского» типа является счастье, мотивом— польза, ориентациями: индивидуализм, релятивизм, социальность и активность.
Потребительский типЧеловек такого типа считает мораль средством получения пользы. Как в примитивной схеме воспитания: веди себя хорошо

Слайд 32Конформистский тип
Главная ценность «конформистского» типа — это чувство общности с

окружающей средой. Будь то родная деревня, нация или просто круг

знакомых, именно социальная группа является для такой личности источником нравственных норм и представлений. Если в окружении укоренились высокие требования к поведению, человек вырастает прекрасно воспитанным. Если нет, то – соответственно нет.
Главный мотив поведения – быть как все.
Грань между моральным и привычным может почти стираться (АВТОМАТИЗМ морального выбора).
Очень низкая моральная автономия.


Конформистский типГлавная ценность «конформистского» типа — это чувство общности с окружающей средой. Будь то родная деревня, нация

Слайд 34Аристократический тип
Для данного типа личности характерно ответственность за поступки не

перед обществом, а перед самим собой. Тип личности противостоит любым

общественным условностям и правилам, если они расходятся с его совестью. Ориентируется на свои представления о нравственном, а не на общественную мораль.
Этот тип воплощает все то, что связано с автономией нравственной личности, самозаконодательством воли, свободой выбора.
Итак, главная нравственная ценность «аристократического» типа — это свобода быть самим собой, для этого он индивидуалистично сосредоточен на внутреннем мире, мотивах поведения, чистоте идеалов, следует духовным традициям. Поэтому же при общей асоциальной ориентации он пассивен по отношению к общественной среде, толерантен, а иногда и равнодушен.
Аристократический типДля данного типа личности характерно ответственность за поступки не перед обществом, а перед самим собой. Тип

Слайд 36Героический тип
Герой, по определению, всегда борется с обстоятельствами. Это могут

быть исторические события, люди, идеи. В глазах героя они являются

недостаточно нравственными и он хочет эти обстоятельства преобразовать. Как и «аристократ», «герой» выделяется на фоне социального окружения. Но противостоит ему не пассивно, а активно, и наступательно.
Опасности для этого типа: полюбить борьбу ради борьбы, забыть о соотношении целей и средств.
Главная моральная ценность – справедливость. Разницу между сущим и должным «герой» ощущает очень остро, потому люди этого типа обладают чрезвычайно развитым чувством долга.
Это «самый моральный» тип. (Иногда даже гиперморальный, когда человек забывает, что кроме нравственных ценностей есть и другие, вовсе не безнравственные ценности.)
Героический типГерой, по определению, всегда борется с обстоятельствами. Это могут быть исторические события, люди, идеи. В глазах

Слайд 38Религиозный тип
Чаще всего «религиозный» тип личности встречается у людей искренне

верующих (но не обязательно). Чувство, что я хожу под Богом

и исповедую нравственность перед лицом Бога, составляет здесь основу мироощущения.
Главная нравственная ценность «религиозного» типа нравственной личности — смысл жизни. Все нормы, принципы, идеалы — вторичны. Это частности по сравнению с чувством своей неслучайности в мире, в бытии в целом.
Если «герой» считает мир несовершенным и стремится преобразовать его, то «верующий» считает мир неисправимым и стремится сам выйти за его пределы.
Мотивом поведения выступает сильное моральное чувство, сродни любви. Рациональное обоснование поступков не играет здесь особой роли. Как и «аристократу», ему слышится внутренний голос, голос совести. Но он знает источник этого голоса.
Это внесоциальная, но активная личность, чье мировоззрение выходит за пределы чисто морального и руководствуется переживанием ценностей самого высокого порядка.
Религиозный типЧаще всего «религиозный» тип личности встречается у людей искренне верующих (но не обязательно). Чувство, что я

Слайд 40В целом моральный выбор - деятельность, в которой огромная роль

принадлежит не только рациональным компонентам, но и внерациональным компонентам сознания:

чувствам, переживаниям, привычкам, интуиции.
В целом моральный выбор - деятельность, в которой огромная роль принадлежит не только рациональным компонентам, но и

Слайд 41Моральный выбор человека является тем понятием, через которое во многом

проблематизируется нравственность как феномен индивидуального личностного сознания.
Моральный выбор принадлежит

личности как носителю этических качеств, предмету этических оценок, и тому, кто эти оценки осуществляет: именно в моральном выборе актуализирует вопрос о моральном законе и категориях морали, с помощью которых человек тематизирует для себя этические качества и оценки.
Моральный выбор человека как понятие этики очерчивает ее предметное поле как, возможно, ни одна другая моральная категория, поскольку именно моральный выбор фокусирует в себе такие важнейшие признаки морального сознания, как намеренность и произвольность (Аристотель), автономию практического разума (Кант), вопрос о критерии благого, вопросы ответственности и т.п.
БРЕМЯ ВЫБОРА И СЧАСТЬЕ ВЫБОРА

Моральный выбор человека является тем понятием, через которое во многом проблематизируется нравственность как феномен индивидуального личностного сознания.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика