Разделы презентаций


Урок литературы: классика жанра и современность

Содержание

«Оставляем за кадром», но принимаем во внимание контекст общих тем/проблем Урок как форма обученияИстория «урока»Дискуссия о классно-урочной системе обучения: pro

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок литературы: «классика» жанра и современность
Мастер-класс
Елены Робертовны Ядровской
(научная школа В.Г.

Маранцмана)
Санкт-Петербург-2016

Урок литературы:  «классика» жанра  и современностьМастер-классЕлены Робертовны Ядровской(научная школа В.Г. Маранцмана)Санкт-Петербург-2016

Слайд 2«Оставляем за кадром», но принимаем во внимание контекст общих тем/проблем

Урок как форма обучения


История «урока»
Дискуссия о классно-урочной системе обучения: pro at contra
Виды урока, структура урока и формы представления плана (конспект, технокарта…)
Критерии оценки урока

«Оставляем за кадром», но принимаем во внимание контекст общих тем/проблем

Слайд 3 Цель урока:
Через анализ и синтез традиционных и современных представлений

об уроке литературы выбрать /предложить свой/ и обосновать вариант ответа:
Хороший

урок литературы – это:
Опора на традиционный подход к обучению
Современный подход в формате требований ФГОС
Живая «классика системности» в новой образовательной и социокультурной среде

Цель урока:       Через анализ и синтез

Слайд 4Задачи урока:
Обозначить традиционные аспекты проблемы урока
Актуализировать представления о современном уроке

в соответствии с требованиями ФГОС
Напомнить и актуализировать традиционные «правила» и

методы организации урока

Задачи урока:Обозначить традиционные аспекты проблемы урокаАктуализировать представления о современном уроке в соответствии с требованиями ФГОСНапомнить и актуализировать

Слайд 5Методы и приемы:

Комментирование ключевых положений темы
Актуализация профессиональных знаний и педагогического

опыта
Сопоставительный анализ позиций
Методическая дискуссия
Чтение художественного текста
Моделирование элементов урока

Методы и приемы:Комментирование ключевых положений темыАктуализация профессиональных знаний и педагогического опытаСопоставительный анализ позицийМетодическая дискуссияЧтение художественного текстаМоделирование элементов

Слайд 6В путь! Напоминаем…Сущностные характеристики урока

(по Н.П. Юдиной)


Внешние (организационные):
Ограниченность во времени
Формальная законченность (завершенность)
Организационная определенность (наличие расписания, пространственная и временная определенность, стабильность класса)

В путь! Напоминаем…Сущностные характеристики урока

Слайд 7Напоминаем… Сущностные характеристики урока (по Н.П. Юдиной)
Внутренние (сущностные):
Связь со всем

педагогическим процессом
Локальность (свое место) в педагогическом процессе
Завершенность (содержательная, смысловая, деятельностная...)
Незавершенность

(перспективность, телеономичность)
Целостность

Напоминаем… Сущностные характеристики урока  (по Н.П. Юдиной)Внутренние (сущностные):Связь со всем педагогическим процессомЛокальность (свое место) в педагогическом

Слайд 8Традиционные этапы и элементы урока
Классическая композиция (оргмомент, вступление, главная

часть, завершение)
Традиционные элементы (отметка отсутствующих, проверка выполненного к уроку, опрос,

объяснение нового, указание на домашнее задание, выставление оценок)
Традиционные этапы и элементы урока Классическая композиция (оргмомент, вступление, главная часть, завершение)Традиционные элементы (отметка отсутствующих, проверка выполненного

Слайд 9Традиционные виды деятельности на уроке литературы:
Чтение художественного текста (разные

виды, включая выразительное),
Устный/письменный ответ на вопрос
Беседа/дискуссия,
Творческая работа (письменные

работы, драматизации, иллюстрирование и др.)

Традиционные виды деятельности на уроке литературы: Чтение художественного текста (разные виды, включая выразительное), Устный/письменный ответ на вопросБеседа/дискуссия,

Слайд 10Напоминаем и актуализируем…

4 правила М.А. Рыбниковой

Ученик должен

ясно понимать поставленную перед ним задачу.
Обучение должно воздействовать на разные сферы восприятия.
Учитель должен уметь открыть учащимся простое в сложном и сложное в простом.
Сочетать в методике индукцию с дедукцией
Напоминаем и актуализируем…              4

Слайд 11Напоминаем и актуализируем…

Теория установки Д.Н. Узнадзе
Проблема проблем

– мотивация к учебной деятельности
Понятие о доминанте (А. А. Ухтомский)
Предрасположенность, к определенной деятельности
Способы создания установки (источник: жизненные и «культурные» (эстетические, литературные…) впечатления
Необходимость создания установки на все этапы художественного общения (восприятие, анализ, интерпретация)

Напоминаем и актуализируем…              Теория

Слайд 12Система вопросов к художественному произведению на разные сферы восприятия
Эмоции (читателя,

автора)
Воображение (репродуктивное, творческое)
Мышление (от содержания до концепции)
Форма произведения (от детали

до композиции)
Система вопросов  к художественному произведению на разные сферы восприятияЭмоции (читателя, автора)Воображение (репродуктивное, творческое)Мышление (от содержания до

Слайд 13Напоминаем, Методы изучения литературного произведения в школе
Чтение художественного произведения
Комментирование текста

внетекстовыми материалами
Анализ художественного произведения
Претворение художественного произведения в других видах искусства
Интерпретация

(создание творческих работ разных видов)

Вопрос: а какие методы на уроке литературы чаще всего используете вы?
Напоминаем, Методы изучения литературного произведения в школеЧтение художественного произведенияКомментирование текста внетекстовыми материаламиАнализ художественного произведенияПретворение художественного произведения в

Слайд 14Напомним…Система литературного развития

(по В. Г. Маранцману)

периоды развития читателя-школьника
литературные способности
критерии литературного развития
- начитанность и направленность чтения
- качество чтения
- освоение теоретико-литературных понятий и историко-литературного контекста
- литературно-творческие умения

Напомним…Система литературного развития

Слайд 15Другими словами… «Что остается

от сказки потом,

после того, как ее рассказали?..»


Что, сколько и как читает ученик
Как использует «инструменты» анализа текста и как знает, понимает историко-литературный контекст произведения
Что в ответ создает сам и как это влияет на него как читателя и как личность

Другими словами…        «Что остается от сказки потом,

Слайд 16Актуализируем… Характеристики урока по

ФГОС

Активное взаимодействие учителя и ученика
Личностный характер обучения
Приоритет самостоятельной работы школьника
Вариативность

образования
Индивидуальные маршруты обучения
Технологичность обучения
Актуализируем…        Характеристики урока по ФГОСАктивное взаимодействие учителя и ученикаЛичностный характер

Слайд 17Этапы урока в рамках ФГОС
Целеполагание
Формирование круга проблемных вопросов
Планирование (прогнозирование) результатов
Творческая

реализация школьников
Рефлексия
Самооценка

Этапы урока в рамках ФГОСЦелеполаганиеФормирование круга проблемных вопросовПланирование (прогнозирование) результатовТворческая реализация школьниковРефлексияСамооценка

Слайд 18 Критерии выбора метода урока

(по Н.П. Юдиной)

Адекватен цели
Обусловлен содержанием
Обусловлен местом данного урока в логике изучения учебной темы
Чередование методов, оправданное замыслом педагога

Задание: проанализируйте методы, которые вы обычно используете на уроках литературы с позиций указанных критериев

Критерии выбора метода урока

Слайд 19Современные тенденции в организации деятельности учащихся на уроках литературы
Активное использование

невербальных текстов и материалов
Уменьшение времени на непосредственное чтение, в том

числе выразительное, и анализ текста
Значительное снижение доли письменных работ и их анализа, отсутствие системы творческих работ
Ориентация на требования итогового контроля (?...?)
Продолжите перечень…

Современные тенденции в организации деятельности учащихся на уроках литературыАктивное использование невербальных текстов и материаловУменьшение времени на непосредственное

Слайд 20Подчеркиваем… Урок литературы – урок искусства

Литература как

вид искусства и «Литература» как школьный предмет
Эстетический, духовный и воспитательный

потенциал предмета
Цель уроков – литературное развитие, цель чтения – создание читательской интерпретации
Школа чтения через всю жизнь


Подчеркиваем…     Урок литературы – урок искусстваЛитература как вид искусства и «Литература» как школьный

Слайд 21Урок литературы: «расчет и вдохновенье» (М.А. Рыбникова)

Первое: Учитель как

читатель
Перечитываем текст
(рефлексия, читательские открытия)
определяем свою читательскую позицию
соотносим ее

с литературоведческими концепциями, уточняем свою позицию


Урок литературы:  «расчет и вдохновенье» (М.А. Рыбникова)Первое:  Учитель как читательПеречитываем текст (рефлексия, читательские открытия) определяем

Слайд 22 Урок литературы: «расчет и вдохновенье»

Второе

Соотносим материал искусства и уровень литературного

развития конкретных учащихся с целями и задачами урока


Урок литературы:  «расчет и вдохновенье»ВтороеСоотносим материал искусства и уровень литературного развития конкретных учащихся с целями

Слайд 23 Урок литературы: «расчет и вдохновенье»

Третье:
Создаем у учащихся мотивацию к чтению

и выявляем уровень первичного восприятия художественного произведения



Урок литературы:  «расчет и вдохновенье»Третье:Создаем у учащихся мотивацию к чтению и выявляем уровень первичного восприятия

Слайд 24 Урок литературы: «расчет и вдохновенье»

Четвертое:
Создаем установку у учащихся на каждый

из этапов художественного общения
(восприятие, анализ, интерпретация)


Урок литературы:  «расчет и вдохновенье» Четвертое:Создаем установку у учащихся на каждый из этапов художественного общения

Слайд 25 Урок литературы: «расчет и вдохновенье»

Пятое:
Активизируем работу эмоций, воображения, мышления, памяти

через систему вопросов на разные сферы восприятия и систему заданий





Урок литературы:  «расчет и вдохновенье»Пятое:Активизируем работу эмоций, воображения, мышления, памяти через систему вопросов на разные

Слайд 26 Урок литературы: «расчет и вдохновенье»
Шестое:
Организуем интерпретационную деятельность на каждом этапе

учебного художественного общения

Выходим на условно итоговый продукт
(творческая работа как воплощение

читательской интерпретации)




Урок литературы:  «расчет и вдохновенье»Шестое:Организуем интерпретационную деятельность на каждом этапе учебного художественного общенияВыходим на условно

Слайд 27 Урок литературы: «расчет и вдохновенье»
Седьмое:
Анализируем полученные результаты (Сопоставляем первичное восприятие

и восприятие, опосредованное анализом; выявляем сдвиги, произошедшие в литературном развитии

учащихся)
Оцениваем свою работу
Оцениваем работу учащихся




Урок литературы:  «расчет и вдохновенье»Седьмое:Анализируем полученные результаты (Сопоставляем первичное восприятие и восприятие, опосредованное анализом; выявляем

Слайд 28Критерии урока литературы

(по В.Г. Маранцману)

насколько урок насыщен материалом самого искусства;
эмоциональность восприятия учащимися, обращенность урока к разным сторонам читательского восприятия;
наличие проблемной ситуации и способность учеников активно участвовать в ее разрешении;

Критерии урока литературы

Слайд 29Критерии урока литературы

(по В.Г. Маранцману)

cоотнесенность всей методической инструментовки с характером темы и уровнем развития класса;
разнообразие и оправданность видов деятельности школьников;
органичность включения в урок аудио- и видеоматериалов;

Критерии урока литературы

Слайд 30Критерии урока литературы

(по В. Г. Маранцману)

сопряженность проводимого урока с предшествующим и последующим;

очевидность для самих учеников сдвига в развитии, который произошел в результате урока

Вопрос: Какие из предложенных критериев являются сугубо специфическими для урока литературы, а какие общеметодическими?

Критерии урока литературы

Слайд 31 Домашнее задание

(по выбору)

Выберите свой самый лучший урок и попробуйте его проанализировать на основе предложенных критериев оценки.
Как вы понимаете выражение «живая «классика системности» в новой образовательной и социокультурной среде»?
Напишите сочинение на тему: «Каким я вижу современный урок литературы сегодня и о каком мечтаю»


Домашнее задание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика