Слайд 1Понятие информационной технологии
Слайд 2Технология в переводе с греческого - означает искусство, мастерство, умение,
а это не что иное, как процессы.
Под процессом следует
понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.
Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.
Слайд 3Под технологией материального производства понимают процесс обработки, изготовления, изменения состояния,
свойств, формы сырья или материала различными средствами и методами.
Технология
изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта переработки материальных ресурсов.
Слайд 4Проведем аналогию между технологией материального производства и информационной технологией
Цель технологии
материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель
информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Слайд 5Определение
Информационной технологии
Информационная технология: Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических
средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление,
обработку, поиск, вывод, копирование, передачу и распространение информации (ГОСТ 7.0-99)
Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ)
Слайд 6Определение
Информационной технологии
Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и
методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения
информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта)
Автоматизированная информационная технология (АИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) с использованием средств вычислительной техники и коммуникаций.
Слайд 7Сравнение компонентов обеих технологий
Известно, что, применяя разные технологии к одному
и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты.
То же самое будет справедливо и для информационной технологии.
Слайд 8Уровни информационных технологий
Слайд 9Уровни информационных технологий
1-й уровень — этапы, на которых реализуются сравнительно
длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней
(например, выбор программной среды).
2-й уровень — операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на 1-м уровне программной среде.
3-й уровень — действия — совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к достижению поставленной в соответствующей операции цели. Каждое действие изменяет содержание экрана.
4-й уровень — элементарные операции по взаимодействию с устройствами ввода и вывода информации.
Слайд 11Рассмотрим информационные технологии с точки зрения их формализации.
С учетом этого
получим следующие виды ИТ:
Информационная технология первичной обработки данных
Информационная технология
управления
Автоматизация офиса
Информационная технология поддержки принятия решений
Слайд 121. Информационная технология первичной обработки данных (ИТ ПОД)
Информационная технология первичной
обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым
имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки.
Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда.
Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повышает производительность труда персонала, освобождает его от рутинных операций, возможно, даже приводит к необходимости сокращения численности работников.
Слайд 13Информационная технология первичной обработки данных (ИТ ПОД)
На уровне операционной деятельности
решаются следующие задачи:
обработка данных об операциях, производимых фирмой;
создание периодических контрольных
отчетов о состоянии дел в фирме;
получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.
Слайд 14Информационная технология первичной обработки данных
Основные компоненты
Сбор данных. По мере того
как фирма производит продукцию или услуги, каждое ее действие сопровождается
соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые фирмой.
Слайд 15Информационная технология первичной обработки данных
Основные компоненты
Обработка данных. Для создания из
поступающих данных информации, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции:
классификация или группировка. Первичные данные обычно имеют вид кодов, состоящих из одного или нескольких символов. Эти коды, выражающие определенные признаки объектов, используются для идентификации и группировки записей.
сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей;
вычисления, включающие арифметические и логические операции. Эти операции, выполняемые над данными, дают возможность получать новые данные;
укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.
Слайд 16Информационная технология первичной обработки данных
Основные компоненты
Хранение данных. Многие данные на
уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь
же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.
Создание отчетов (документов). В информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы или в связи с проведенной фирмой операцией так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года.
Слайд 172. Информационная технология управления (ИТ У)
Целью информационной технологии управления является
удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело
с принятием решений.
ИТ управления полезна на любом уровне управления
Слайд 18 Информационная технология управления (ИТ У)
Ориентирована на работу в среде
информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач,
если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.
Идеально подходит для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном: будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.
Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения.
Слайд 19Информационная технология управления (ИТ У)
Решаются следующие задачи обработки данных:
оценка планируемого
состояния объекта управления;
оценка отклонений от планируемого состояния;
выявление причин отклонений;
анализ возможных
решений и действий
Слайд 20Информационная технология управления (ИТ У)
Информационная технология управления направлена на создание
различных видов отчетов:
Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком,
определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.
Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное.
Слайд 21Информационная технология управления (ИТ У)
Все виды отчетов могут иметь форму
суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.
В суммирующих отчетах данные объединены в
отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям
Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения
Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера
Слайд 22Информационная технология управления (ИТ У)
Использование отчетов для поддержки управления оказывается
особенно эффективным при реализации управления по отклонениям.
Управление по отклонениям предполагает,
что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния).
Слайд 23Информационная технология управления (ИТ У)
При использовании на фирме принципов управления
по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:
отчет должен создаваться
только тогда, когда отклонение произошло;
сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;
все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь;
в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы.
Слайд 24Информационная технология управления (ИТ У)
Основные компоненты
Слайд 25Информационная технология управления (ИТ У)
Основные компоненты
Содержимое базы данных при помощи
соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие
к специалистам, участвующим в принятии решений в организации.
База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:
данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
Слайд 263. Автоматизация офиса (ИТ АО)
Автоматизация офиса призвана не заменить существующую
традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и
приказами), а лишь дополнить ее новыми компьютерными компонентами. Используясь совместно, обе эти системы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев информацией.
Информационная технология автоматизированного офиса - это организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.
Слайд 27Автоматизация офиса (ИТ АО)
В настоящее время известно несколько десятков программных
продуктов для компьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологию автоматизации
офиса:
текстовый процессор,
табличный процессор,
электронная почта,
электронный календарь,
аудио почта,
компьютерные и телеконференции,
видеотекст,
хранение изображений,
а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д.
Также широко используются некомпьютерные средства:
аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники
Слайд 28Автоматизация офиса (ИТ АО)
Основные компоненты
Слайд 294. Информационная технология поддержки принятия решений (ИТ ППР)
Системы поддержки принятия
решений и соответствующая им информационная технология появились усилиями в основном
американских ученых в конце 70-х - начале 80-х гг., чему способствовали широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи в создании систем искусственного интеллекта.
Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера
Слайд 30 Информационная технология поддержки принятия решений (ИТ ППР)
Выработка решения,
что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного
процесса в котором участвуют:
система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;
человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере
Слайд 31 Информационная технология поддержки принятия решений (ИТ ППР)
Окончание итерационного
процесса происходит по воле человека.
В этом случае можно говорить
о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений.
Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления.
Решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.
Слайд 32Информационная технология поддержки принятия решений
Отличительные характеристики:
ориентация на решение плохо структурированных
(формализованных) задач;
сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с
возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
направленность не на непрофессионального пользователя компьютера, а специалиста предметной области;
высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя
Слайд 33Информационная технология поддержки принятия решений
Основные компоненты
В состав системы поддержки принятия
решений входят три главных компонента:
база данных,
база моделей
и
программная подсистема, которая состоит из:
системы управления базой данных (СУБД),
системы управления базой моделей (СУБМ)
системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.
Слайд 34Информационная технология поддержки принятия решений
Основные компоненты: База моделей
База моделей. Целью
создания моделей являются описание и оптимизация некоторого объекта или процесса.
Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений.
Используют модели с применением статистических методов и методов финансового анализа.
Моделирование ситуаций типа "что будет, если ?" или "как сделать, чтобы?»
Слайд 35Информационная технология поддержки принятия решений
Основные компоненты : База моделей
База моделей
Существует
множество типов моделей и способов их классификации, например:
по цели
использования,
способу оценки переменных
области возможных приложений, и т. п.
Слайд 36Информационная технология поддержки принятия решений
Основные компоненты : База моделей
Классификация моделей
По
цели использования модели подразделяются на
оптимизационные, связанные с нахождением точек
минимума или максимума некоторых показателей (например, управляющие часто хотят знать, какие их действия ведут к максимизации прибыли или минимизации затрат)
описательные, описывающие поведение некоторой системы и не предназначенные для целей управления (оптимизации)
Слайд 37Информационная технология поддержки принятия решений
Основные компоненты : База моделей
Классификация моделей
По
способу оценки модели классифицируются на
детерминированные, использующие оценку переменных одним
числом при конкретных значениях исходных данных
стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами, так как исходные данные заданы вероятностными характеристиками
Детерминированные модели более популярны, чем стохастические, потому что они менее дорогие, их легче строить и использовать. К тому же часто с их помощью получается вполне достаточная информация для принятия решения.
Слайд 38Информационная технология поддержки принятия решений
Основные компоненты: База моделей
Классификация моделей
По области
возможных приложений модели разбираются
на специализированные, предназначенные для использования только
одной системой
Универсальные - для использования несколькими системами
Специализированные модели более дорогие, они обычно применяются для описания уникальных систем и обладают большей точностью.
Слайд 39Информационная технология поддержки принятия решений
Основные компоненты : База моделей
Состав базы
моделей
В системах поддержки принятия решений база моделей состоит из
стратегических
тактических
оперативных моделей, а также
математических моделей в виде совокупности модельных блоков, модулей и процедур, используемых как элементы для их построения.
Слайд 40Информационная технология поддержки принятия решений
Основные компоненты: База моделей
Состав базы моделей
Математические
модели состоят из совокупности модельных блоков, модулей и процедур, реализующих
математические методы.
Сюда могут входить процедуры линейного программирования, статистического анализа временных рядов, регрессионного анализа и т.п.
Модельные блоки, модули и процедуры могут использоваться как поодиночке, так и комплексно для построения и поддержания моделей.