Слайд 1Понятие
коммерческой логистики
Логистика –
это наука о планировании, организации, управлении и контроле материальных и
информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Задачи, решаемые с помощью логистики:
прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;
определение необходимой мощности производства и транспорта;
разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;
разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;
разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.
Слайд 2системность,
комплексность,
научность,
конкретность,
конструктивность,
надежность,
вариантность.
Принципы логистики
Слайд 3Правила логистики
1) продукт должен быть необходим потребителю;
2) продукт должен
быть соответствующего качества;
3) продукт должен быть в необходимом количестве;
4) продукт должен быть доставлен в нужное время;
5) продукт должен быть доставлен в нужное место;
6) продукт должен быть доставлен с минимальными затратами;
7) продукт должен быть доставлен конкретному потребителю.
Слайд 4Взаимодействие маркетингового и логистического микс
Продукт
Место
Кадры
Цена
Произ водство
Продвижение
Качество
Место
Время
Потребитель
Продукт
Коли чество
Затраты
Удовлетворение запросов потребителей
«6Р»
«7R»
Слайд 5Понятийный аппарат логистики
Логистическая операция — это обособленная совокупность действий, направленная
на преобразование материального и сопутствующих ему потоков (погрузка, разгрузка, маркировка,
сбор информации, передача информации и т. д.).
Логистическая функция – укрупненная группа логистических операций, направленная на достижение целей, поставленных перед логистической системой или ее элементами (звеньями).
К основным (базисным) логистическим функциям относят: снабжение, производство и сбыт (распределение). Комплексные функции включают: управление заказами, управление запасами, транспортировка, хранение, грузопереработка, пакетирование, сервисное обслуживание.
Слайд 6Логистическая система — это сложная организационно завершенная экономическая система, представляющая
собой совокупность элементов (звеньев), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными
и сопутствующими потоками.
Звено логистической системы — функционально обособленный объект логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими функциями и операциями (предприятия — поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т. п.)
Понятийный аппарат логистики
Слайд 7Интегрированные
Микрологистические системы
Закупка
Сбыт
Управление производством
Материальный поток
Слайд 8Поставщик
Покупатель
Транспорт
Материальный поток
Макрологистические системы
Слайд 9Структуры различных вариантов в макрологистических системах
Поставщики
Производитель
Потребители
А
Поставщики
Производитель
Потребители
Поставщики
Производитель
Потребители
Посредни ки
Посредни ки
В
Посредни ки
Посредни ки
С
«А»
- системы с прямыми связями «В» - эшелонированные системы «С»
- системы с гибкой связью
Слайд 10Логистическая цепь представляет собой упорядоченное множество физических и/или юридических лиц,
осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией.
Логистический канал
– это упорядоченное множество звеньев логистической системы, включая все логистические цепи и их участки.
Поток - это один или множество объектов (река, косяк рыбы, лава, конвейер, деньги и др.), воспринимаемое как единое целое, существующее как процесс на определенном временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах.
Параметры, характеризующих поток: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.
Понятийный аппарат логистики
Слайд 11Основные виды потоков
Материальный поток — это продукция (различные изделия,
детали, товарно-материальные ценности), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных
логистических (погрузка, разгрузка, сортировка и т. д.) и/или технологических операций (резание, ковка, плавка, сборка и т. п.) и отнесенная к определенному временному интервалу.
Финансовый поток — это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.
Информационный поток — упорядоченное множество сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимое для управления потоковым процессом. Существует в различных формах (речевой, на бумажных или магнитных носителях и т. д.).
Поток услуг — особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т. п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием, в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций.
Слайд 13Основная идея JIT: если производственное расписание задано (абстрагируясь от спроса
и заказов), то можно организовать движение материальных потоков так, что
все материалы и компоненты будут поступать в нужном кол-ве в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки.
В таком случае не нужны запасы материальных ресурсов. Таким образом, основная задача - координация снабжения с производственным менеджментом, или абстрактнее - синхронизация потребностей в МР с потоком МР.
Основное предположение - возможность синхронизации возникновения потребностей в МР с их поставками.
Можно выделить два основных предположения данной концепции:
возможно обеспечить поставку МР точно в заданный срок;
возможно предсказать спрос на готовую продукцию (ГП) хотя бы на срок поставки + срок производства.
JIT характеризуется:
минимальными (в идеале - нулевыми) запасами;
короткими логистическими цепями;
небольшими объемами производства и пополнения запасов;
взаимоотношением по закупкам с небольшим количеством поставщиков и перевозчиков;
эффективной информационной поддержкой;
высоким качеством ГП и логистического сервиса.
Общепризнанные логистические системы
и концепции управления
Концепция JUST IN TIME (JIT)- точно в срок
Слайд 14Концепция МRP - Materials requirements planning
система планирования потребностей в
материалах
Цели MRP-систем:
удовлетворение потребности в материалах, компонентах и комплектующих для планирования
производства и доставки потребителю,
поддержание низких уровней запасов МР, ГП,
планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
В процессе реализации этих целей система обеспечивает поток плановых количеств МР и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые кол-ва МР для удовлетворения потребностей производственного расписания.
Ядром MRP системы является программный комплекс, который и проводит все расчеты и анализ по определенным алгоритмам на основании базы данных о МР и их запасах, и на основании производственного расписания. На выходе программный комплекс дает набор документов, в том числе схемы доставки МР по подразделениям, объемы и сроки поставок.
Для толкающих систем характерно наличие жестко заданного производственного расписания. MRP системы используются, как правило, когда спрос на МР сильно зависит от спроса потребителя на ГП, или когда надо работать с большой номенклатурой МР. Вообще, MRP системы предпочтительнее JIT тогда, когда имеется достаточно длинный производственный цикл.
Слайд 15MRP II - Manufacturing resource planning
система производственного планирования потребностей
ресурсов
Задачей информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потока
материалов (сырья), полуфабрикатов (в том числе находящихся в производстве) и готовых изделий.
Цель системы - интеграция всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа и дистрибьюция, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства и т.д.
Результаты использования интегрированных систем стандарта MRP II:
получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия как в целом, так и с полной детализацией по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;
долгосрочное, оперативное и детальное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информации;
решение задач оптимизации производственных и материальных потоков;
реальное сокращение материальных ресурсов на складах;
планирование и контроль за всем циклом производства с возможностью влияния на него в целях достижения оптимальной эффективности в использовании производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиков;
автоматизация работ договорного отдела с полным контролем за платежами, отгрузкой продукции и сроками выполнения договорных обязательств;
финансовое отражение деятельности предприятия в целом;
значительное сокращение непроизводственных затрат;
защита инвестиций, произведенных в информационные технологии;
возможность поэтапного внедрения системы, с учетом инвестиционной политики конкретного предприятия.
В основу MRP II положена иерархия планов.
Слайд 16Логистическая концепция "Lean Production" по существу является развитием подхода "just
in time" и включает в себя такие элементы как системы
KANBAN и MRP.
Основные цели Lean Production в плане логистики:
высокие стандарты качества продукции;
низкие производственные издержки;
быстрое реагирование на потребительский спрос;
короткое время переналадки оборудования.
Ключевыми элементами реализации логистических целей являются:
уменьшение подготовительно-заключительного времени
маленькие размеры партий производимой продукции
короткое основное производственное
контроль качества всех процессов
общее продуктивное обеспечение (поддержка)
партнерство с надежными поставщиками
эластичные потоковые процессы
"тянущая" информационная система
Большое значение для реализации концепции "Lean Production" во внутрипроизводственной логистической сети имеет всеобщий контроль качества на всех уровнях производственного цикла. Как правило, большинство западных фирм использует при контроле качества своей продукции концепцию TQM и серию стандартов системы управления качеством ISO-9000.
Концепция LEAN PRODUCTION
Слайд 17ERP - Enterprise resource planning
Система управления предприятием, соответствующая концепции ERP,
должна включать:
Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management - SCM, ранее
– DRP - Distribution Resource Planning - система планирования распределения продукции/ресурсов)
Усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling -- APS)
Модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation -- SFA)
Автономный модуль, отвечающий за конфигурирование (Stand Alone Configuration Engine - SCE)
Окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning - FRP)
Интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence -- BI)
Модуль электронной коммерции (Electronic Commerce -- EC)
Управление данными об изделии (Product Data Management - PDM).
Главная задача ERP-системы - добиться оптимизации (по времени и ресурсам) всех перечисленных процессов.
ERP связывает выполнение основных операций и обеспечивает повторяемый набор правил и процедур. Обработка заказов связана с планированием производства и плановые потребности автоматически передаются к процессу закупки и обратно. Стоимость продукции и финансовый учет автоматически изменяются, а критическая информация об операциях, прибыльности продукции, результатах деятельности подразделений и так далее становятся доступны в реальном времени. Устанавливается систематическая, измеряемая методология. После внедрения такой методологии бизнеса, процесс его улучшения может быть определен, выполнен и повторен на предсказуемой основе.
Слайд 18CSRP - Customer Synchronized Resource Planning
Задача CSRP - синхронизировать покупателя
с внутренним планированием и производством CSRP использует интегрированную функциональность ERP и
перенаправляет производственное планирование от производства далее, к покупателю. CSRP предоставляет действенные методы и приложения для создания продуктов с повышенной ценностью для покупателя.
Покупательская информация существует в подразделениях из 4-х основных областей:
1. Продажа и Маркетинг
2. Обслуживание покупателей
3. Техническое обслуживание
4. Исследование и разработка.
Выгоды применения CSRP - это повышение качества товаров, снижение времени поставки, повышение ценности продуктов для покупателя и так далее, а в результате этого - снижение производственных издержек, но что более важно, это создание инфраструктуры приспособленной для создания продуктов удовлетворяющих потребности покупателя, улучшение обратной связи с покупателями и обеспечение лучших услуг для покупателей. Это не эффективность производства, которая будет обеспечивать временные конкурентные преимущества, скорее это способность создавать продукты, удовлетворяющие потребности покупателя и лучший сервис.
Слайд 19Концепция "RULES BASED REORDER" (ROP)
Данная концепция использует одну из старейших
методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа)
- "reorder poit" и статистических параметрах расхода продукции. Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса. Эффективность данного метода в сильной степени зависит от точности прогнозирования спроса, а так как данные прогнозы не отличаются особой точностью, данный метод не получил широкого распространения, но с внедрением новых информационных технологий данный метод начинает завоевывать популярность.
Сфера использования ROP относится в основном к регулированию уровней страховых запасов, причем те или иные варианты логики точек заказа используют другие DDT ориентированные методы.
Слайд 20Концепция "QUICK RESPONSE" (QR)
Переводится, как метод быстрого реагирования, представляет собой
логистическую координацию между ритейлерами и оптовиками, с целью улучшения продвижения
готовой продукции в их дистрибьютивных сетях в ответ на дополнительное изменение спроса.
Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам, и от них - производителям готовой продукции.
Применение концепции QR позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов.
Слайд 21Концепция "CONTINUOUS REPLENISHMENT" (CR)
Данная концепция является модификацией QR концепции и
предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой
продукции.
Целью СR является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров.
Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашения между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам.
Для эффективной работы СR систем необходимо выполнение двух пунктов:
1. Должна быть обеспечена достоверная информация от ритейлеров и надежная доставка готовой продукции.
2. Размеры грузовых поставок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.
Слайд 22Концепция "AUTOMATIC REPLENISHMENT" (AR)
(автоматическое пополнение запасов)
Стратегия данной концепции
обеспечивает поставщиков (производителей) готовой продукции необходимым набором правил для принятия
решений по товарным атрибутам и категориям.
Категория представляет собой комбинацию размеров, цвета и сопутствующих товаров, обычно представленных вместе в определенной торговой точке розничной сети.
Путем применения данной концепции поставщик может удовлетворить потребности ритейлеров в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия позволяет также уменьшить затраты ритейлеров, связанные с разделением запасов и обеспечением надежности их пополнения.
Слайд 23Модель «Economic order quantity – EOQ»
(модель экономичного размера заказа)
Критерием
оптимизации размера заказа на пополнение запасов в данной модели является
минимум общих затрат на выполнение заказов и поддержание запаса (МР, ГП) на складе в течение планового периода. Составляющие суммарных затрат по разному зависят от размера заказа (величины поставки партии).
Затраты на выполнение заказа возрастают прямо пропорционально размеру заказа, а затраты на поддержание запаса с увеличением его размера падают. Суммарные годовые затраты имеют характерный вид вогнутой кривой, имеющей минимум, что позволяет оптимизировать размер запаса.
EOQ
Затраты на выполнение заказа
Затраты на поддержание заказа
Общие затраты
Годовые затраты
Размер заказа (поставки) q
Слайд 24Модель с постоянным размером заказа (двухбункерная система)
Предусматривает пополнение запаса
каждый раз на одну и ту же фиксированную величину, причем
заказ на нее производится в момент, когда наличие запаса на складе снижается до определенного заданного уровня.
При неравномерном (случайном) спросе моменты заказов возникают через неравные промежутки времени.
Запас условно разделен на два бункера QI,QII.
Из первого бункера от уровня ═ QI+QII═ запас расходуется для удовлетворения потребностей в течение периода между последней поставкой и моментом заказа.
Из второго бункера запас (QII) расходуется от момента заказа до момента очередной поставки, т.е. за время выполнения заказа, которое является постоянной величиной. Запас второго бункера должен быть достаточным для удовлетворения спроса за время выполнения заказа и может включать (в случае необходимости) страховой запас.
Слайд 25Модель с постоянной периодичностью заказа
Заказ повторяется через равные промежутки времени.
В момент заказа проверяется наличие запаса на складе, размер заказа
равен разности между фиксированным необходимым (максимальным) запасом и его фактическим наличием, т.е. величина заказа является переменной.
В данной модели определению подлежит уровень максимального запаса и период между двумя смежными поставками. Применение данной модели целесообразно при установлении регулярных сроков поставки и возможности запасать продукцию в любом количестве.
Достоинством системы является то, что при ней не нужно вести регулярный (ежедневный) учет наличия запасов на складе, а лишь к моменту, когда подходит время заказа. Это сокращает трудоемкость учета.
Слайд 26Метод АВС
Метод ABC состоит в том, что вся номенклатура МР
(ГП) располагается в порядке убывания суммарной стоимости всех позиций номенклатуры
одного наименования на складе.
При этом цену единицы МР (ГП) умножают на количество их на складе, и список составляется в порядке убывания этих величин (произведений).
Затем в группу А относят все наименования в списке, сумма стоимостей которых составляет 75-80% от суммарной стоимости всего запаса, в В - 10-15%, в С - 5-10%.
Опыт показывает, что обычно в группу А попадает 10-15% всей номенклатуры, В - 20-25% и к третьей группе С относится 60-70% всей номенклатуры.
Т.о., основное внимание при контроле, нормировании и управлении запасами должно быть уделено группе А, которая при своей малочисленности составляет подавляющую часть стоимости хранимых запасов, тем самым вызывая наибольшие расходы по их хранению и содержанию в запасе.
Для группы А целесообразно применять те модели управления, в которых требуется постоянный (ежедневный) контроль за уровнем запаса. Часто в эту группу включают и наиболее дефицитные МР.
Слайд 27Функциональное «окружение» логистической системы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Слайд 28Модели и методы в логистике
Закупочная логистика. Управление закупками. Заготовительная логистика.
Слайд 29Распределительная логистика . Сбытовая логистика, дистрибьюция и физическое распределение
(Physical
distribution)
Слайд 30Логистика складирования.
Организация складских процессов с элементами логистики
Слайд 31Логистика запасов. Запасы в логистике.
Управление запасами (Inventory management)
Слайд 32Транспортировка (Transportation).
Транспортная логистика.
Слайд 33Производственная логистика. Логистика производственных процессов.
Управление производственными процедурами (Operation management)