Слайд 1Понятие о параметрическом резонансе
Параметрический резонанс – это значительное увеличение амплитуды
бортовой качки при воздействии на судно коротких волн с частотой
2n
Причина возникновения параметрического резонанса – периодическое изменение остойчивости судна при качке
Слайд 2Характер качки при параметрическом резонансе
Качка при входе судна в параметрический
резонанс происходит с быстро нарастающей амплитудой
Такая качка может представлять очень
серьезную опасность для судна – вплоть до опрокидывания
Слайд 3Качка на нерегулярном волнении
Качка судна на нерегулярном волнении имеет также
нерегулярный характер: каждый полупериод качки отличается от предыдущего полупериода
Слайд 4Обеспеченность амплитуды качки
Качка судна на реальном волнении характеризуется амплитудой
3% обеспеченности: 3%
Не более 3% из последовательных амплитуд качки могут
оказаться больше данной величины
Слайд 5Значительный и средний углы крена при качке
Значительный угол крена:
Средний угол
крена:
1/3 соответствует обеспеченности примерно 14%
Слайд 6Использование универсальной диаграммы Ремеза
Характеристики нерегулярной качки судоводитель может определить с
помощью диаграммы Ремеза
На боковых шкалах диаграммы приведены баллы волнения и
высота волны 3% обеспеченности
Слайд 7h3% = 5м (определена визуально); к= 22с
Область резонанса
к=22с
h3% = 5м
h3%
= 5м
Слайд 8Сравнение качки на регулярном и нерегулярном волнении
Средние углы крена на
нерегулярном волнении при резонансе несколько меньше, чем на регулярном волнении
Зона
резонанса на нерегулярном волнении уже, чем на регулярном волнении
Слайд 9
Около 50% аварий от потери остойчивости судном происходит при движении
судна на попутном волнении
(курсовые углы 18045о)
Слайд 10Опасность возникает при следующих условиях:
Скорость хода судна равна скорости волнения
Длина
судна равна длине волны
V = C и
L =
Судно движется вместе с волной, ватерлиния имеет волновой профиль
к = ; к = 0
Слайд 11Опасность движения на попутном волнении
Крайними положениями, занимаемыми судном, будут положения
«на вершине волны» и «на подошве волны»
Для судов, длиной менее
60-75 метров в таких условиях реальна возможность потери остойчивости и опрокидывания
Слайд 12Судно на подошве волны
Существенного изменения остойчивости не происходит
Судно на вершине
волны
Возможно значительное снижение остойчивости вследствие снижения остойчивости формы
Слайд 13Опасные скорости при движении судна на попутном волнении
Число Фруда:
При движении
на попутном волнении опасные значения Fr :
Frоп = 0,28
- 0,40
Слайд 14Опасная скорость при движении судна на попутном волнении при L
= :
Для определения опасного режима может использоваться диаграмма Ремеза
(кривая к = )
Слайд 15Рекомендации для судоводителей
Руководящий документ РД 31.00.57.2-91 - «Выбор безопасных скоростей
и курсовых углов при штормовом плавании судна на попутном волнении»
Рекомендации
дополняют «Информацию для капитана об остойчивости и прочности грузового судна»
Слайд 16Штормовая диаграмма Богданова
Диаграммы А.И. Богданова разрабатываются индивидуально для каждого судна
Диаграммы
показывают опасные сочетания скорости хода и курсового угла на попутном
и близком к попутному волнении
Слайд 17Vs, узл
h0, м
h0min
h0max
Зона усиленной бортовой качки
Безопасная зона
Безопасная зона
Зона параметрического резонанса
Зона
пониженной
остойчивости
Vsпх
Слайд 18Диаграмма Богданова
В зоне пониженной остойчивости время, в течение которого остойчивость
судна будет недостаточна, превышает ¼ периода его собственной качки
Все зоны
построены для движения судна курсом 180о 45о относительно волнения