Слайд 1Понятие о внутренних болезнях
Терапия (с греч.therapeia
означает лечение,
уход,
забота), клиническая
дисциплина, которая
является главным
разделом медицинского
образования.
Внутренние болезни-
эта область медицины,
которая изучает причину,
проявления (клинику),
диагностику, лечение и
профилактику заболеваний
внутренних органов.
Слайд 2История развития учения
о внутренних болезнях
Отцом современной клинической
медицины считается Гиппократ,
живший
в 5-6 веках до нашей эры.
Он положил начало
методу «наблюдения у постели больного», уделял большое внимание жалобам больного, развитию болезни, исследованию тела больного.
Слайд 3История развития учения
о внутренних болезнях
Он учитывал внешний
вид больного, выражение его лица, форму грудной клетки, состояние кожи,
языка; оценивал температуру тела, дыхание, пищеварение, пульс, сон и различные выделения больного (пот, моча, мокрота) и др.
Слайд 4История развития учения
о внутренних болезнях
Гиппократ использовал методы
объективного обследования больного, которые применяются и сегодня: ощупывание,
выстукивание, выслушивание.
Он выслушивал хрипы в легких, пальпировал печень и селезенку.
Слайд 5История развития учения
о внутренних болезнях
( Гиппократ дает
лекарство больному)
В своей лечебной практике Гиппократ использовал различные
лекарственные средства: рвотные, мочегонные, слабительные, а также банки и кровопускание. Важное место отводилось гигиеническим рекомендациям и диете.
Слайд 6История развития учения
о внутренних болезнях
Абу Али Ибн
Сина (Авиценна) Он считал, что причинами болезней являются условия жизни
больного, особенности его организма, а также влияние эмоционально-психических факторов.
Абу Али Ибн Сина родился в 980 году
в с. Афшана, близ Бухары
Слайд 7История развития учения
о внутренних болезнях
Абу Али Ибн Сина описал
разновидности
пульса,
считал важным фиксировать
наполнение пульса,
ровность(ритмичность),
неровность(аритмичность),
частоту,
твердость (напряжение) и
полноту.
Слайд 8История развития учения
о внутренних болезнях
Отрывок из«Трактата о пульсе»
«Колеблется
пульсацией частота,
Как распознать - задача не проста
Он вьется наподобие хвоста
…
«Хвостом мышиным» назван неспроста,
Бывает пульс, что режет, как пила,
Бывает звонкий, словно пиала.
Высокий он и хлесткий, словно плетка,
Прерывистый и частый как чечетка.
Один подобен юрким муравьям,
Другой подобен мчащимся волнам.
Упадок сил приходит вместе с ним.
Все виды пульса трудно перечесть,
Знать многие из них — большая честь.
Врач, точно зная пульса отклонения,
Быстрей назначит верное леченье.»
Слайд 9История развития учения
о внутренних болезнях
В 1761г венский врач Леопольд
Ауэнбруггер предложил метод перкуссии и выпустил труд о способе перкуссии
грудной клетки.
Слайд 10История развития учения
о внутренних болезнях
В 1816 г. Рене Лаэннек
разработал метод аускультации.
Был личным врачом Напалеона.
В 1819 г. опубликовал «Трактат
об аускультации и изобретении стетоскопа» – что явилось важнейшим шагом в развитии науки диагностики.
Слайд 11История русской терапевтической школы
Мудров Матвей
Яковлевич
(1776-1831 г.г.)
Основоположник русской терапевтической
школы. Разработал систему опроса и осмотра больного ,ввел историю болезни.
придавал особое значение профилактике и гигиене, связывал возникновение заболеваний с неблагоприятным воздействием окружающей среды.
Придавал большое значение физическому труду, считал, что посильные физические нагрузки сохраняют и укрепляют здоровье.
Слайд 12История русской терапевтической школы
Захарьин
Григорий Антонович
(1829-1897 г.г.)
Захарьин Г.А.
основал московскую терапевтическую школу. Разработал методику непосредственного обследования больного- сбор
анамнеза (расспрос больного). считал что лечение заболеваний должно быть комплексным и должно включать гигиенические мероприятия, диетотерапию, медикаментозное лечение.
Много сделал для развития отечественных курортов и лечению минеральными водами.
Разработал классификацию и методы диагностики
туберкулеза.
Описал способ лечения цирроза печени.
Описал зоны повышенной чувствительности кожи при заболеваниях внутренних органов.
Слайд 13История русской терапевтической школы
Боткин
Сергей Петрович
(1832-1889 г.г)
Боткин С.П. основал петербургскую терапевтическую
школу.
Предположил инфекционную
этиологию желтухи.
создал Общество сестер милосердия Святого
Георгия, где обучались
будущие медицинские
сестры. Впервые организовал
бесплатную амбулаторию, а позже и больницу.
Считается основоположником военно-полевой
терапии.
Слайд 14История русской терапевтической школы
Зимницкий
Семен Семенович
(1837-1937 г.г)
Предложил
простую в выполнении, функциональную пробу для определения концентрационной способности почек.
Слайд 15История русской терапевтической школы
Разработали метод глубокой скользящей
пальпации брюшной полости. Эти ученые в 1910 году(до появления ЭКГ)
описали классическую картину инфаркта миокарда.
Василий Парменович
Образцов
(1851-1920)
Николай Дмитриевич
Стражеско
(1876-1952)
Слайд 16История русской терапевтической школы
Пастернацкий Федор Игнатьевич
(1845-1902г.г.)- основоположников бальнеологии и курортологии
в России.
Ввел в практику симптом
Пастернацкого.
Предложил методику пальпации
почек, разработал
и внедрил в
практику различные методы лечения
урологических заболеваний, в том
числе элементы санаторно-курортного
лечения.
Слайд 17Историческая справка
В. Эйнтховен – изобретатель
Электрокардиографа и основоположник электрокардиографии.
ввел
три стандартных
отведения ЭКГ.
Слайд 18Понятие о болезни
Болезнь (лат. morbus) – это нарушение нормальной
жизнедеятельности организма, препятствующее или
изменяющее
нормальное его функционирование.
«Болезнь есть реакция организма на его повреждение». Василенко.
Больные – лица, предъявляющие жалобы и у которых при объективном обследовании выявляются патологические изменения тех или иных органов и систем.
Слайд 19Понятие о болезни
Повреждениями в организме при болезни считаются:
нарушения его целостности;
разрушение
структуры;
расстройство функции;
отсутствие биологически активных веществ;
недостаточность механизмов гомеостаза.
этиология - учение о
причинах болезни (биологические, механические, физические, химические, алиментарные, психические, социальные, генетические причины и пр.)
патогенез – учение о механизме развития и течении болезни.
Слайд 20Понятие о болезни
Факторы риска
Они подразделяются на факторы :
внешней среды
(экзогенные)
внутренней среды (эндогенные)
Выделяют изменяемые (модифицируемые) и
неизменяемые (немодифицируемые)
факторы риска.
Изменяемые - считаются факторы риска, степень выраженности которых может быть снижена путём медикаментозных и немедикаментозных воздействий (например: курение, гиподинамия, ожирение, артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия и др.)
Неизменяемые - не поддаются коррекции (например, возраст, пол, наследственность).
Слайд 21Понятие о болезни
Стадии или периоды болезни:
латентный (инкубационный). От первых воздействий
повреждающего фактора до первых клинических проявлений.
продромальный - появление первых неспецифических
признаков болезни (до развития полной клинической картины)
развития болезни - появление специфических признаков или развернутая клиническая картина болезни.
исход болезни:
благоприятный (выздоровление)
неблагоприятный (летальный - смертельный), ему предшествует терминальный период
ограничение (утрата) трудоспособности (инвалидность)
Слайд 22Понятие о болезни
Прогноз болезни:
благоприятный,
сомнительный,
неблагоприятный.
Ремиссия – относительное благополучие
Рецидив
– обострение, возникновение вновь симптомов болезни.
Слайд 23Понятие о диагностики
Диагностика – учение о методах распознавания болезней. Необходим
для определения состояния больного, распознавания заболеваний с целью назначения необходимого
лечения и профилактических мер.
Диагностическая техника:
сбор анамнеза
объективное обследование пациента с использованием физикальных методов:
осмотра,
перкуссии - выстукивания,
пальпации - ощупывания,
аускультации – выслушивания
обследование пациента с использованием лабораторных и инструментальных методов
Слайд 24Понятие о диагностики
Семиология
Симптом болезни – это отклонение того или
иного показателя от границ его нормальной величины или возникновение качественного
нового, не свойственного здоровому организму явления.
симптомы можно разделить на:
Субъективные – отражающие ощущения больного и выражающиеся в жалобах
Объективные – изменения, выявленные при физическом, лабораторном и инструментальном методах обследованиях.
Слайд 25Понятие о диагностики
Диагноз – краткое врачебное заключение о состоянии больного
и сущности заболевания, выраженное в терминах современной медицинской науки.
Виды диагноза.
Предварительный.
на основе данных опроса и объективного исследования пациента.
Клинический. Он более достоверный, полный и точный. на основании наблюдения, результатов дополнительных обследований. Выставляется на 3-4 день
Заключительный. выставляется после окончания курса лечения при выписке. Он наиболее полный, включает сопутствующие заболевания и осложнения.
Слайд 26Понятие о лечении
Лечение
- это методы, направленные на восстановление здоровья.
Комплексное лечение
включает:
Лечебный режим
Диетотерапию
Медикаментозные средства
Физиотерапевтические меры
Психологическую поддержку
Нетрадиционные методы
Слайд 27Понятие о лечении
Лечение может быть:
Амбулаторное
Стационарное
Санаторно - курортное
Медикаментозное лечение может быть:
Этиотропное
Патогенетическое
Симптоматическое
Нетрадиционные методы:
Фитотерапия
Рефлексотерапия
Магнитотерапия
Бальнеотерапия
Аэротерапия
Гипнозотерапия
и пр.
Слайд 28Диспансеризация
Диспансеризация – проводят начиная с 21 летнего возроста 1 раз
в 3 года, направлена на раннюю диагностику заб.
Диспансерное наблюдение –
у которых хрон заб.
Слайд 29Профилактика
Первичная
Вторичная
Индивидуальная
Групповая
Массовая
Специфическая
Виды профилактики
Профилактика – комплекс
мер по предупреждению возникновения
заболеваний и их обострению