Разделы презентаций


Понятие об имитационном моделировании

Содержание

Примерами таких имитационных моделей в геодезии могут служить модели, устанавливающие зависимость геодезических измерений от внешних условий или модели, предназначенные для изучения движений и деформаций инженерных объектов по геодезическим данным. Возникновение имитационного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Понятие об имитационном моделировании

Понятие об имитационном моделировании

Слайд 2Примерами таких имитационных моделей в геодезии могут служить модели, устанавливающие

зависимость геодезических измерений от внешних условий или модели, предназначенные для

изучения движений и деформаций инженерных объектов по геодезическим данным.

Возникновение имитационного моделирования
связано с необходимостью изучения сложных объектов и систем, недоступных для натурного или лабораторного эксперимента.

Первоначально имитационные модели использовались для имитации физических или информационных процессов с целью установления зависимости фазовых переменных от времени.

Примерами таких имитационных моделей в геодезии могут служить модели, устанавливающие зависимость геодезических измерений от внешних условий или

Слайд 3При имитационном моделировании на компьютере воспроизводится моделируемая система так, что

имеется возможность, управляя ходом процесса имитации и обозревая полученные результаты,

делать вывод о её свойствах и качестве поведения.

Поэтому под имитацией следует понимать численный метод проведения на компьютере экспериментов с математическими моделями, описывающими поведение системы для определения интересующих нас функциональных характеристик.

При имитационном моделировании на компьютере воспроизводится моделируемая система так, что имеется возможность, управляя ходом процесса имитации и

Слайд 4При имитационном моделировании на компьютере выделяют следующие основные этапы:
1.    формулировка

проблемы;
2.    построение математической модели системы;
3.    составление и отладка программы;
4.    планирование

имитационных экспериментов;
5.    проведение экспериментов и обработка
результатов.

При имитационном моделировании на компьютере выделяют следующие основные этапы:1.    формулировка проблемы;2.    построение математической модели системы;3.    составление и

Слайд 5Особенность имитации на компьютере сводится к определению правила развёртывания квазипараллельных

процессов функционирования множества элементов в системе в последовательный моделирующий алгоритм.



При решении задачи программной имитации составляется содержательное описание процесса функционирования, формализованное в виде математической модели.

При имитационном моделировании построенная математическая модель преобразуется в моделирующий алгоритм, в котором сохраняется логическая структура, последовательность протекания процесса во времени, характер и состав информации
о состояниях процесса.

Особенность имитации на компьютере сводится к определению правила развёртывания квазипараллельных процессов функционирования множества элементов в системе в

Слайд 6Прямой путь решения данной задачи следующий. Интервал времени [0;T], в

течение которого рассматривается работа системы, разбивается на интервалы длиной Δt

(принцип Δt).

В пределах каждого интервала последовательно вычисляются приращения всех процессов в модели, и производится, если это необходимо, изменение состояния отдельных элементов модели.

При достаточно малых Δt получают хорошее приближение имитируемых процессов к процессам в реальной системе с параллельным выполнением операций. Однако, точность моделирования при этом достигается ценой больших затрат времени.

Принцип Δt

Прямой путь решения данной задачи следующий. Интервал времени [0;T], в течение которого рассматривается работа системы, разбивается на

Слайд 7Принцип особых состояний
Принцип Δt является наиболее универсальным принципом построения моделирующих

алгоритмов, хотя и наименее экономичным с точки зрения вычислительных ресурсов.


Чаще всего он применяется для моделирования непрерывных динамических систем.
Однако данный способ мало пригоден для имитации систем, динамика которых состоит в переходе из состояния в состояние, причём в промежутках между переходами состояние системы остаётся неизменным

Каждый такой переход связан с наступлением некоторого события в системе, например, приход входного или управляющего дискретного сигнала, отказ элемента, достижение некоторой характеристикой системы заданного порогового значения и другие.
Для такого класса систем наиболее часто используется принцип особых состояний.

Принцип особых состоянийПринцип Δt является наиболее универсальным принципом построения моделирующих алгоритмов, хотя и наименее экономичным с точки

Слайд 8При построении алгоритма имитации в соответствии с данным принципом функционирование

системы, формализованное в математической модели, рассматривается как совокупность параллельно протекающих

процессов, причём каждый процесс есть некоторая последовательность событий, с каждым процессом связано изменение состояния системы.

Событие, возникающее в системе, определяется как особое состояние.
Процессы в общем случае не являются независимыми, а взаимодействуют между собой.
При построении алгоритма имитации в соответствии с данным принципом функционирование системы, формализованное в математической модели, рассматривается как

Слайд 9 Анализ показывает, что для развёртывания совокупности параллельно

протекающих процессов в последовательный необходимо упорядочить во времени моменты наступления

событий каждого из процессов.
Далее, сканируя по временной упорядоченной последовательности и имитируя в каждый наступивший момент особого состояния все необходимые действия, заданные в содержательном описании процесса функционирования системы, как реакции системы на событие, получим имитационную модель алгоритма функционирования системы.

В этом и состоит содержание принципа особых состояний.
Анализ показывает, что для развёртывания совокупности параллельно протекающих процессов в последовательный необходимо упорядочить во

Слайд 10С целью формализации принципа особых состояний определим для каждого выделенного

процесса момент Ti наступления очередного события i-го процесса и, если

таких процессов будет n, то выбор наиболее раннего момента наступления особого состояния определится в соответствии с операцией

где r - номер процесса, в котором наступило ближайшее событие.

Моменты Тi называются моментами системного времени, в отличие от реального времени, в котором работает моделирующий компьютер. Развёртывание квазипараллельных процессов функционирования системы в последовательный в соответствии с принципом особых состояний называется диспетчеризацией по принципу узловых точек. Чтобы сократить количество вариантов вычислений применяют методы планирования эксперимента.

С целью формализации принципа особых состояний определим для каждого выделенного процесса момент Ti наступления очередного события i-го

Слайд 11Планирование эксперимента

Планирование эксперимента

Слайд 12Планирование эксперимента раздел математической статистики, изучающий рациональную организацию опытов, подверженных

случайным ошибкам.
Его содержание составляет процедура выбора числа и условий

проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью.

Пример: Кодовый замок

0,1…9

Всего вариантов эксперимента : 104

Достаточно вариантов эксперимента : 10n

Планирование эксперимента раздел математической статистики, изучающий рациональную организацию опытов, подверженных случайным ошибкам. Его содержание составляет процедура выбора

Слайд 13Объективно существует три типа эксперимента:
Активный, когда имеется неограниченная возможность вмешательства

в эксперимент и сознательного изменения его условий.
Пассивный, когда имеется лишь

возможность регистрации результатов и никакое вмешательство в эксперимент невозможно.
Смешанный (активно - пассивный), когда имеется ограниченная возможность вмешательства в эксперимент, например, возможность выбора некоторых условий эксперимента или выбора значений некоторых параметров.

Объективно существует три типа эксперимента:Активный, когда имеется неограниченная возможность вмешательства в эксперимент и сознательного изменения его условий.Пассивный,

Слайд 14Эксперимент всегда выполняется над некоторым объектом. В теории планирования эксперимента

объект рассматривается как "чёрный ящик" - система, у которой доступны

для наблюдения лишь внешние воздействия (факторы) и её реакция на эти воздействия в виде численных характеристик целей исследования. Связь между внешними воздействиями и реакцией системы на них определяется вектор - функцией

где Y, X - векторы, составленные из значений внешних факторов и реакций системы. Эта функция называется функцией отклика. После того как функция отклика определена, остаётся только спланировать и провести эксперимент. Рассмотрим два варианта постановки задачи планирования эксперимента.

Эксперимент всегда выполняется над некоторым объектом. В теории планирования эксперимента объект рассматривается как

Слайд 151.    Из теории игр и статистических решений
Пусть имеется m возможных

стратегий: А1, А2,...,Аm(внешних воздействий) и n вариантов реакции объекта на

каждое из этих воздействий. Предположим, что известна функция отклика и имеется возможность оценить "стоимость" аij (i=l,2,...,m; j=l,2,...n) использования каждой стратегии относительно каждой возможной реакции объекта. Требуется выбрать такую стратегию А, которая является предпочтительной (более выгодной) по сравнению с другими. (Здесь можно рассмотреть решения, основанные на критериях Вальда, Гурвица, Сэвиджа и выяснить следует ли проводить эксперимент, чтобы уменьшить неопределённость).

ПРИМЕР 1

1.    Из теории игр и статистических решенийПусть имеется m возможных стратегий: А1, А2,...,Аm(внешних воздействий) и n вариантов

Слайд 16ПРИМЕР 2
2.    Из планирования оптимального эксперимента
Задача формулируется в терминах "чёрного

ящика". Состояние "Ч.Я." и численных значений факторов определяют условия одного

из возможных опытов. Необходимо выбрать количество и условия проведения опытов, минимально необходимых для отыскания оптимальных условий, выполнить математическую обработку результатов и на основании этого принять решение о продолжении или завершении эксперимента.

ПРИМЕР 22.    Из планирования оптимального экспериментаЗадача формулируется в терминах

Слайд 17Основные задачи необходимые при планировании эксперимента следующие:

1.    выбор области,

где имеет смысл планировать эксперимент,
2.    определение внешних воздействий и реакции

объекта на них,
3.    определение функции отклика,
4.    составление плана эксперимента по имеющимся данным,
5.    выполнение активных и пассивных экспериментов в
автоматическом и диалоговом режиме,
6.    анализ результатов и принятие решений о необходимых
дальнейших действиях.

Основные задачи необходимые при планировании эксперимента следующие: 1.    выбор области, где имеет смысл планировать эксперимент,2.    определение внешних

Слайд 18Не смотря на успехи в теории планирования эксперимента, имитационные модели

не всегда могут быть реализованы из-за неопределённости выбора вариантов моделирования

среди множества альтернатив или неопределённости возможной реакции объекта на внешние воздействия. В таких условиях в имитационную модель вводится неформальный элемент, с помощью которого разрешаются эти проблемы. Включение неформального элемента в имитационную модель осуществляется за счёт организации диалога "человек - компьютер".

Главным в организации диалога является создание своеобразного алгоритма - системы вопросов, ответы на которые получают в процессе имитационного моделирования, используя формальные и неформальные методы анализа. В условиях неопределённости для повышения эффективности имитационного моделирования заблаговременно формулируются гипотезы о возможных состояниях и поведении объекта и создают модели, соответствующие этим гипотезам и сравнительно просто и эффективно реализуемые в условиях диалога.

Не смотря на успехи в теории планирования эксперимента, имитационные модели не всегда могут быть реализованы из-за неопределённости

Слайд 19Имитационные модели эффективно применяются для решения, например, следующих задач:

1.   

изучение недоступных объектов,
2.    создание методик изучения объекта,
3.    выявление наиболее существенных

параметров объекта,
4.    использование в качестве тренажёра для приобретения
профессиональных навыков обучения методам анализа и
принятия решений

Имитационные модели эффективно применяются для решения, например, следующих задач: 1.    изучение недоступных объектов,2.    создание методик изучения объекта,3.   

Слайд 20Для успешного решения этих задач имитационная система должна:

·         состоять

из математических моделей, адекватно отражающих реальность,
·         иметь надёжную и доброкачественную

исходную информацию,
·         иметь хорошо функционирующую систему визуализации результатов и предельно облегчённый ввод новой информации,
·         техническая база должна соответствовать требованиям, предъявляемым к имитационной системе, и обеспечивать достижение поставленных целей.

Имитационное моделирование создаёт информационную базу для решения проблемных ситуаций, когда способ действия для достижения результата неизвестен, приводит к нетрадиционным способам получения новой информации.

Для успешного решения этих задач имитационная система должна: ·         состоять из математических моделей, адекватно отражающих реальность,·         иметь

Слайд 21Оценка правильности математической модели

Оценка правильности математической модели

Слайд 22Эта задача решается и до применения математической модели, и после

применения.
Её решение должно дать ответ на вопрос: правильно ли

математическая модель отображает объект, достигаются ли цели моделирования, имеют ли результаты познавательную или прагматическую ценность?
Это главные вопросы, ответы на которые зависят от целей моделирования, исходных данных, опыта и таланта разработчика и т.д. Поэтому оценка правильности модели - процедура неформальная, требующая индивидуального подхода.
Эта задача решается и до применения математической модели, и после применения. Её решение должно дать ответ на

Слайд 23Наиболее характерными причинами правильности или неправильности модели служат следующие обстоятельства:



·         в модель включены параметры, свойства и структурные элементы, которые

отсутствуют в объекте моделирования,
·         в модели не учтены параметры и свойства объекта, от которых существенно зависит достижение целей моделирования,
·         в модели используются неправильные значения параметров и характеристик объекта,
·         в модели используются неправильные функциональные зависимости свойств и состояний объекта от взаимодействия с окружающей средой,
·         в модели неправильно отображается структура объекта.
Наиболее характерными причинами правильности или неправильности модели служат следующие обстоятельства: ·         в модель включены параметры, свойства и

Слайд 24Основным источником информации о правильности модели служит практика, которая позволяет

установить, не нарушаются ли в модели законы естествознания, не противоречат

ли результаты моделирования известным фактам и экспериментальным данным, не является ли данная модель частным случаем другой более общей модели. Однако возможность практической проверки правильности модели существует не всегда, так как модели могут создаваться для объектов, которые не поддаются экспериментальной проверке.


Оценка правильности модели выполняется по результатам анализа необходимых и достаточных признаков правильности, которые называют критериями. Критерии правильности модели делятся на качественные и количественные.
Основным источником информации о правильности модели служит практика, которая позволяет установить, не нарушаются ли в модели законы

Слайд 25Качественные критерии - это совокупность постулируемых показателей, ранжированных по значимости

и характеризующих соответствие или несоответствие свойств модели и объекта.
Чаще

всего качественные показатели выражаются в форме "да - нет", но могут применяться и многоступенчатые шкалы с оценками в баллах, как это делается в виноделии или парфюмерии.
Для качественной оценки правильности модели часто используется неформальный метод экспертных оценок. Основой метода служат мнения специалистов в области, к которой относится моделируемый объект.

Количественные критерии - это один из способов выражения качества, они дают возможность видеть допустимые границы наших действий или изменений моделируемого объекта, тенденции его развития. Количественные критерии могут быть частными и общими. Частные критерии в количественной мере оценивают соответствие отдельных параметров и характеристик или свойств модели и объекта, а общие - совокупности параметров и свойств. Количественными критериями правильности модели служат различия свойств и параметров модели и объекта, выраженные в количественной мере в виде детерминированных или статистических, скалярных и векторных, интегральных, дифференциальных и др. оценок.

Качественные критерии - это совокупность постулируемых показателей, ранжированных по значимости и характеризующих соответствие или несоответствие свойств модели

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика