Слайд 1Культура и духовная жизнь общества.
Культура – совокупность всех достижений в
развитии материальной и духовной жизни общества (технологический подход).
Культура – осуществляемая
в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность (деятельностный подход).
Культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей (ценностный подход).
Культура – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей (в широком смысле слова).
Культура – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности (в узком смысле слова).
Слайд 2Культура и духовная жизнь общества.
Духовная жизнь – это сфера деятельности
человека и общества, которая охватывает чувства и разум, объединяет усвоение
накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
Наука, религия, искусство, мораль, образование.
Слайд 3Культура и духовная жизнь общества.
Функции культуры:
А) адаптационная;
Б)накопление, хранение и
передача культурных ценностей;
В) целеполагание и регулирование общественной жизни и человеческой
деятельности;
Г) социализация:
Д) коммуникативная.
Слайд 4Культура и духовная жизнь общества.
Как вы понимаете слова:
«Народ, перестающий жить духовной жизнью, теряет владения. Он не
владеет землёй (земля не кормит), не владеет собственной душой, не владеет и телом».
Слайд 5Культура и духовная жизнь общества.
Построить легче дом,
чем выстроить себя.
Там –
силой и трудом,
тут – плача и скорбя.
Дом нынче не вопрос
–
хватило бы рублей.
А тут – не хватит слёз,
не хватит жизни всей.
О. Андрей Логвинов
Слайд 6Образование и наука
Образование - это процесс приобщения к культуре, ценностям
человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями . Оно
основано на получении и усвоении знаний и навыков.
В международной традиции государственная образовательная политика рассматривается в 2 аспектах:
а) как главный фактор развития и усиления интеллектуального потенциала нации, её самостоятельности и конкурентноспособности;
б) как фундаментальное условие осуществления человеком своих гражданских, политических, экономических и культурных прав.
Слайд 7Образование и наука
Реформы среднего и высшего образования:
Гуманизация – усиление внимания
общества к личности, её психологии, интересам, запросам, потребностям, правам и
обязанностям. Приоритет общечеловеческих ценностей, возможность индивида выбрать образовательный путь в соответствии с запросами и возможностями индивида.
Гуманитаризация – усиление внимания к общественным, гуманитарным наукам: истории, экономике, социологии, политологии, праву, а также к литературе и искусству.
Интернационализация – создание единой системы образования для развитых стран.
Образование – это ценность, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества.
Слайд 8Образование и наука
Право на образование.
1. Согласно российскому
законодательству, каждый гражданин РФ обязан получить образование:
а) среднее специальное;
б) основное общее;
в) полное среднее;
г) начальное профессиональное.
2. Реализацию права ребенка на образование призваны обеспечить:
а) школьные педагоги;
б) сотрудники правоохранительных органов;
в) родители или лица их заменяющие (законные представители);
г) органы опеки и попечительства.
3. Установите соответствие между ступенью образования и классами. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.
СТУПЕНЬ КЛАССЫ
а) начальное А) 5 – 9
б) основное общее Б) 1 – 4
в) среднее полное В) 6 – 9
Г) 10 - 11
Слайд 9Образование и наука
4. Найдите в предлагаемом перечне
виды общеобразовательных школ. Выпишите цифры в порядке их возрастания (например,
а, в, д…).
а) школы с углублённым изучением отдельных предметов;
б) курсы повышения квалификации;
в) профессиональные колледжи;
г) гимназии с гуманитарным уклоном;
д) художественные школы.
5. Общеобразовательное учреждение может осуществлять свою деятельность только при наличии:
а) попечительского совета;
б) программы развития;
в) лицензии;
г) научного руководителя.
Слайд 10Образование и наука
6. Что из перечисленного ниже запрещено
законом для общеобразовательных учреждений?
а) создание
детских общественных организаций;
б) формирование управляющих советов школ;
в) развитие органов ученического самоуправления;
г) создание обществественно - политических движений.
7. Найдите в предлагаемом перечне права обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Выпишите цифры в строку ответа в порядке возрастания (например, 134…).
а) получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными стандартами;
б) получение религиозного образования;
в) обучение по индивидуальному плану;
г) вступление в политическую партию;
д) получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;
е) получение профессионального образования.
8. Укажите лишнее в предлагаемом перечне учреждений, которые дают возможность получить высшее образование:
а) университет;
б) академия;
в) техникум;
г) институт.
Слайд 11Образование и наука
Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная
на познание и преобразование объективной действительности.
3 аспекта:
это особая система,
совокупность знаний о природе, обществе, человеке;
это особый вид деятельности, система научных исследований, направленных на получение новых знаний;
это система специфических организаций и учреждений.
Наука как социальная сила оказывает воздействие на процесс развития общества.
Слайд 12Образование и наука
Что исследуется? - Предмет науки - та сторона
объекта, на изучение которой направлены конкретные исследования в данной области
научных знаний.
Как исследуется? - Методы исследования.
Слайд 13По предмету:
- естественно – технические: изучают законы природы и
способы её освоения и преобразования;
- общественные: изучают общественные явления и
законы их развития, в т.ч. социально – экономические и самого человека как существа социального (гуманитарные науки).
Уровни познания:
эмпирический, т.е. накопленный фактический материал – итоги наблюдений и экспериментов;
теоретический, т.е обобщение эмпирического материала в теориях, законах и принципах.
Слайд 14Образование и наука
Функции науки:
Этика учёного:
- общечеловеческие требования
и запреты;
- этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины;
-
свобода научного поиска и социальная ответственность.
Слайд 15Черты науки.
Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при
которых они добыты человеком.
Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а
различные фрагменты; сама же делиться на научные дисциплины.
Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.
Обезличенность - ни индивидуальные особенности учёного, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
Систематичность - наука имеет определённую структуру, а не является бессвязным набором частей.
Незавершённость - хотя научное знание безгранично растёт, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.
Преемственность - новые знания определённым образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.
Критичность -готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.
Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.
Внеморальность - научные истины нейтральны в морально - этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.
Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений.
Чувственность - научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Слайд 16Мораль. Религия.
- Мораль и религия – наиболее древние регуляторы отношения
людей.
- Мораль – особый тип регуляции
поведения людей и отношений между
ними на основе следования определённым
нормам общения и взаимодействия.
- Этика (древнегреч. – «этос» – «место проживания») –
это наука, изучающая мораль.
Аристотель (IV в. до н.э.)
Цицерон (I в. до н.э.)
- Нравственность- это мораль, воплощённая
в поведении. Это компонент культуры, С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский – Поиск истины
содержанием которого выступают этические ценности. Это способность
человека думать, чувствовать и действовать в соответствии с моралью.
Слайд 17Мораль.
Мораль выступает в 2 формах:
1.Как характеристика личности, т.е. совокупность
моральных качеств.
2. Как характеристика отношений между людьми, т.е. совокупность
моральных норм,
господствующих в обществе.
Генетически мораль восходит к обычаю и воплощается в виде идеалов
(Добро, Истина, Справедливость).
Существуют 3 взгляда на мораль:
1. Одни считают, что у каждого человека или группы есть своя мораль.
Сколько людей – столько и моралей.
2. Другие считают, что мораль не индивидуальна, а всеобща. Она даётся
свыше и не зависит от человеческой воли, существует объективно.
3. Объединяет первые два и выражается в Золотом правиле нравственности,
которое появляется в т.н. «осевое время» ( 6-5 вв. до н.э. – прорыв в культуре:
возникают буддизм, конфуцианство, древнегреческая философия - ввёл К Ясперс).
Слайд 18Мораль.
Структура морали включает:
нравственные взгляды, традиции, идеалы, категории;
принципы морали;
нормы морали.
Слайд 19Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
«Обеспечение духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной
политики Российской Федерации …Оно определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, которые производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии...» Базовые национальные ценности- это основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Слайд 20Базовые национальные ценности
-патриотизм- любовь к России, к своему народу, к
своей малой родине, служение Отечеству;
-социальная солидарность- свобода личная и
национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-гражданственность- служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести вероисповедания;
-семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-традиционные российские религии- представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
Слайд 21Базовые национальные ценности
-искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
-природа- эволюция, родная
земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-человечество- мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Духовно-нравственное становление человека:
Нравственные чувства (любовь, совесть, долг, вера, гражданственность, отвественность, патриотизм и др.).
Нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобливость и др. ).
Нравственная позиция (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний).
Нравственное поведение (готовность к служению людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Слайд 22Духовность и нравственность
Воспитание духовности и нравственности – это:
«Повышение человеческого в
человеке» (В.И.Мурашов);
«Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора» (Л.Е.Плескач );
«Процесс становления
нравственного сознания, которое характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств» (К.Д.Ушинский).
Это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью- это главный судья в нравственных отношениях.
«Безнравственный человек - значит бессовестный». (К.Д.Ушинский).
Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Слайд 23Религия.
Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное,
включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов,
культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Другие определения религии:
одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения;
организованное поклонение высшим силам;
духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности;
это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.
Слайд 24Религия.
Термин «религия» может пониматься в 2 смыслах:
субъективно-личностный - религия
как индивидуальная «вера», «религиозность»;
объективно-общий - религия в качестве институционального явления
— «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии».
Особую важность для религии представляют такие понятия, как Добро и Зло, Нравственность, Цель и Смысл жизни и др.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми.
В религиозных сообществах заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).
Слайд 25Религия.
В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия»
(лат. Religio - «cовестливость, благочестие, набожность, предмет культа»).
Знаменитый римский
оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом.
Современные исследователи соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare.
Слайд 26Религия.
Религиоведение – наука, которая изучает религию как особую сферу культуры.
В
социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
религиозное сознание, которое может
быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
религиозные отношения (культовые, внекультовые),
религиозные организации.
Слайд 27
Основные функции религии:
Мировоззренческая - религия наполняет жизнь верующих неким особым
значением и смыслом.
Коммуникативная - общение верующих между собой, общение с богами,
ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в общении между людьми. Общение в обрядовой деятельности.
Компенсаторная (утешительная, психотерапевтическая) - связана с мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Регулятивная- осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Слайд 28Основные функции религии:
Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую
религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность
самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная - религия воздействует на распространение культуры
(письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы
Слайд 29Религия.
Виды религий:
Политеизм (многобожие) - религии Древнего Египта, Индии, Греции, Рима,
ацтеков, майя, древних германцев, Древней Руси.
Монотеизм (единобожие) - иудаизм, христианство,
ислам и др.
Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) — вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм.
Слайд 30Современные религии:
По данным христианского сайта «Laborers Together» на 2011 год
распределение населения Земли по религиозному признаку следующее:
христиане - 2,31 млрд.
(33 % населения Земли);
мусульмане - 1,58 млрд. (23 % населения Земли);
исповедующие индуизм - 0,95 млрд. (14 % населения Земли);
буддисты - 0,47 млрд. (6,7 % населения Земли);
исповедующие традиционные китайские религии - 0,46 млрд. (6,6 % населения Земли);
сикхи - 24 млн. (0,3 % населения Земли);
иудеи - 5 млн. (0,2 % населения Земли);
приверженцы местных верований - 0,27 млрд. (3,9 % населения Земли);
не религиозные - 0,66 млрд .(9,4 % населения Земли);
атеисты- 0,14 млрд .(2 % населения Земли).