Разделы презентаций


Лекция № 3 презентация, доклад

Содержание

ПЛАН1. Гарантии адекватности культурологических реконструкций:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция № 3
ПРОБЛЕМА МЕТОДА
КУЛЬТУРОЛОГИИ
(часть II)

Лекция № 3ПРОБЛЕМА МЕТОДАКУЛЬТУРОЛОГИИ(часть II)

Слайд 2ПЛАН
1. Гарантии адекватности культурологических реконструкций:

ПЛАН1. Гарантии адекватности культурологических реконструкций:

Слайд 3ПЛАН
а) «бинарные оппозиции»
как метод моделирования картины мира;

б) культурные универсалии;

ПЛАНа) «бинарные оппозиции»	как метод моделирования картины мира;б) культурные универсалии;

Слайд 4в) исследовательская дистанция

в) исследовательская дистанция

Слайд 5
2. История культуры
и теория культуры.

3. Текст культуры: проблема фактичности
исторических исследований.


2. История культурыи теория культуры.3. Текст культуры: проблема фактичности	исторических исследований.

Слайд 6ЛИТЕРАТУРА: 1 вопрос
1. Иванов В.В. Чет и нечет: асимметрия мозга

и знаковых систем. М., 1978.
2. Лотман Ю.М. Феномен культуры.
3. Лотман

Ю.М. Динамическая модель семиотической системы.

ЛИТЕРАТУРА: 1 вопрос1. Иванов В.В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.2. Лотман Ю.М.

Слайд 7ЛИТЕРАТУРА: 3 вопрос
4. Лотман Ю.М. Проблема исторического факта.


ЛИТЕРАТУРА: 3 вопрос4. Лотман Ю.М. Проблема исторического факта.

Слайд 8БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ
Универсальное средство моделирования картины мира (системы представлений о реальности)

в виде пар противоположных признаков

БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИУниверсальное средство моделирования картины мира (системы представлений о реальности) в виде пар противоположных признаков

Слайд 9Физиологическая основа

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

Физиологическая основаФункциональная асимметрия полушарий головного мозга

Слайд 11Структурализм
На материале архаических культур
(критика эволюционистского концепта «примитивное» / «дологическое» мышление)

СтруктурализмНа материале архаических культур(критика эволюционистского концепта «примитивное» / «дологическое» мышление)

Слайд 12Примеры бинарных оппозиций
Верх – низ
Правое – левое
Свой – чужой
Близкое –

далекое
Свет – тьма
Мужское – женское
Вареное – сырое




Примеры бинарных оппозицийВерх – низПравое – левоеСвой – чужойБлизкое – далекоеСвет – тьмаМужское – женскоеВареное – сырое…

Слайд 13Материал реконструкции – мифы (прежде всего космогонические)

Материал реконструкции – мифы (прежде всего космогонические)

Слайд 141 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля

же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и

Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
1 В начале сотворил Бог небо и землю.  2 Земля же была безвидна и пуста, и

Слайд 16«Матрица»: способ дифференцирования своих и чужих – «правильная» и «неправильная» еда

«Матрица»: способ дифференцирования своих и чужих – «правильная» и «неправильная» еда

Слайд 17Наиболее абстрактные

Доля – недоля
Чёт – нечет
(индоевропейская и славянская традиция)
Инь –

Ян
(категория древнекитайской мысли)






Наиболее абстрактныеДоля – недоляЧёт – нечет(индоевропейская и славянская традиция)Инь – Ян(категория древнекитайской мысли)

Слайд 19Инь – Ян («монада Дао»)
Противоположность особого рода

На Западе осознана в

ХХ в. – ср. принцип дополнительности Н. Бора

Инь – Ян («монада Дао»)Противоположность особого родаНа Западе осознана в ХХ в. – ср. принцип дополнительности Н.

Слайд 20Культурные универсалии
Инвариантные элементы культуры, присущие всем культурам независимо от:
географического

положения,
исторического времени и
цивилизационного типа

Культурные универсалииИнвариантные элементы культуры, присущие всем культурам независимо от: географического положения, исторического времени и цивилизационного типа

Слайд 21Дж. Мёрдок – 1959 г.

Дж. Мёрдок – 1959 г.

Слайд 22Но!
Реальное наполнение универсалий – бесконечно вариативно

Но!Реальное наполнение универсалий – бесконечно вариативно

Слайд 241. Возрастная градация
ДЕТСТВО – ЗРЕЛОСТЬ – СТАРОСТЬ

НО
В Европе детства в

нашем смысле
не существовало до XVII века

Ф. Арьес. Ребенок и семейная

жизнь при старом порядке

1. Возрастная градацияДЕТСТВО – ЗРЕЛОСТЬ – СТАРОСТЬНОВ Европе детства в нашем смыслене существовало до XVII векаФ. Арьес.

Слайд 25
В неевропейских цивилизациях детство разительно отличается от европейского

Мид М. Взросление

на Самоа; Как растут на Новой Гвинее // Культура и

мир детства: избранные произведения / М. Мид. –
М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1983.

В неевропейских цивилизациях детство разительно отличается от европейскогоМид М. Взросление на Самоа; Как растут на Новой Гвинее

Слайд 262. Календарь, структурирование времени, праздник
Светский
Церковный
Земледельческий
Астрологический…

2. Календарь, структурирование времени, праздникСветскийЦерковныйЗемледельческийАстрологический…

Слайд 273. Гостеприимство
Варианты
1) Почему аборигены съели Кука…



3. ГостеприимствоВарианты1) Почему аборигены съели Кука…

Слайд 282) ЯПОНСКАЯ
«БАНЯ»
ФУРО

2) ЯПОНСКАЯ«БАНЯ»ФУРО

Слайд 29 3) Жена для гостя: обычай народов циркумполярного Севера

3) Жена для гостя: обычай народов циркумполярного Севера

Слайд 304. Религия
Так называемые «атеистические» культуры –
не исключение:

Эпоха Французской революции;
Советская эпоха

4. РелигияТак называемые «атеистические» культуры –не исключение:Эпоха Французской революции;Советская эпоха

Слайд 355. Уважение к старшим
В традиционном Китае

5. Уважение к старшимВ традиционном Китае

Слайд 366. Табу
Табу убийства
Табу инцеста (→ «проблема» тёща – зять в

психоанализе)

«Допустимые» нарушения:
Сакральные



6. ТабуТабу убийстваТабу инцеста (→ «проблема» тёща – зять в психоанализе)«Допустимые» нарушения:Сакральные

Слайд 377. Ухаживание
«Любовная сцена начинается с того, что она "подержала его

за щеки"»
М. Мид. Горные арапеши

7. Ухаживание«Любовная сцена начинается с того, что она

Слайд 38Вопрос о количестве и статусе культурных универсалий остается открытым

Вопрос о количестве и статусе культурных универсалий остается открытым

Слайд 39Исследовательская дистанция
при реконструкции менталитета

Исследовательская дистанция при реконструкции менталитета

Слайд 40
Носитель менталитета
не может знать
о том, каков его менталитет

Носитель менталитетане может знатьо том, каков его менталитет

Слайд 41Необходима дистанция:
Хронологическая
или
Культурная
Этнометодология

Необходима дистанция:ХронологическаяилиКультурнаяЭтнометодология

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика