Разделы презентаций


Современные подходы к проблеме алалии. Инновационные технологии в работе с

Содержание

Факторы развития речи в нормеврожденная языковая способность; первично сохранный интеллект;стимулы из внешней среды; мотивация к речи;полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация;полноценная

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Современные подходы к проблеме алалии. Инновационные технологии в работе с

неговорящими детьми.

Современные подходы к проблеме алалии. Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми.

Слайд 2Факторы развития речи в норме
врожденная языковая способность;
первично сохранный интеллект;
стимулы

из внешней среды;
мотивация к речи;
полноценность функционирования проводящих путей между

отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация;
полноценная связь между обоими полушариями;
Факторы развития речи в нормеврожденная языковая способность; первично сохранный интеллект;стимулы из внешней среды; мотивация к речи;полноценность функционирования

Слайд 3Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения/восприятия

на языковом (знаковом) уровне, обусловленное поражением центральной нервной системы в

пренатальный, перенатальный или ранний постнатальный периоды
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения/восприятия на языковом (знаковом) уровне, обусловленное поражением центральной

Слайд 4Этиология алалии:
неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность;
поздние беременности, которым

предшествовали прерывания беременности, мертворождения;
возраст родителей от 30 до 40

лет;
угроза прерывания беременности; патологические роды и др.
Отмечается, что около 80 % детей были рождены в асфиксии или присутствовала гипоксия, как внутриутробная, так и во время родов.
Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм могут лишь утяжелить течение алалии, но не вызывают ее!
Этиология алалии: неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность; поздние беременности, которым предшествовали прерывания беременности, мертворождения; возраст родителей от

Слайд 5Понятия «Алалия» и «ОНР» в классической и современной литературе
Под общим

недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным

интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р.Е. Левина, 1967).
Понятия «Алалия» и «ОНР» в классической и современной литературеПод общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом

Слайд 6Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у

ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное

патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга (Визель Т.Г., 2006).
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (Б.М.Гриншпун, С.Н. Шаховская, 1998).
Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный

Слайд 7Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением

высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы (Соботович Е.Ф.,

2003).
По аналогии: сенсорная алалия – недоразвитие импрессивной речи, вызванное органическим поражением языкового и гностического уровня функциональной системы речи.
Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной

Слайд 8Об уровнях ОНР: уровень развития или недоразвития?
Первый уровень речевого развития

характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в

возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет….(Р.Е.Левина, 1967)
Отметим, что правильнее говорить об уровнях речевого развития при ОНР, а не уровнях недоразвития. Обращаем так же внимание на возраст описываемых детей! В условиях современной тенденции к ранней диагностики очевидно, что не совсем верно опираться на результаты, полученные при обследовании детей 5-6 лет!
Об уровнях ОНР: уровень развития или недоразвития?Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных

Слайд 9Патогенез сенсорной алалии
Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых

связей между височными областями правого и левого полушарий мозга; либо

с локальным поражением левой височной области


Патогенез сенсорной алалииСенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого

Слайд 10Патогенез моторной алалии
При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути

между премоторной, постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в

левом (доминантном по речи) полушарии.
Патогенез моторной алалииПри моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной, постцентральной областями мозга и височной,

Слайд 11Неврологическая симптоматика алалии
Агнозии ;
Апраксии;
Снижение активности нейродинамических процессов;
Снижение функциональных

возможностей подкорковых структур.

Неврологическая симптоматика алалииАгнозии ;Апраксии; Снижение активности нейродинамических процессов; Снижение функциональных возможностей подкорковых структур.

Слайд 12Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или

стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания

и функции органов чувств.

Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли.
Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи.

Различают следующие виды зрительной агнозии: предметная агнозия, цветовая агнозия, агнозия на лица, пальцевая агнозия
Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности

Слайд 13Виды апраксии
При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные

артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз

другими.
При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).
Виды апраксииПри афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы,

Слайд 14Характер ЭЭГ исследования при алалии:
отмечаются дисритмический тип;
недостаточная выраженность альфа-ритма

или даже его отсутствие;
гиперсинхронные колебвания био-потенциалов;
снижение реактивности центральной нервной системы;
дисфункция

стволовых регуляторных систем;

Характер ЭЭГ исследования при алалии: отмечаются дисритмический тип;недостаточная выраженность альфа-ритма или даже его отсутствие;гиперсинхронные колебвания био-потенциалов;снижение реактивности

Слайд 15Речевая симптоматика при алалии
Речевой негативизм;
Нарушения понимания речи;
Замена вербальных средств коммуникации

невербальными;
Системное нарушение речи: стойкий аграммтизм, нарушения актуализации в лексике и

нарушения слоговой структуры;
Речевая симптоматика при алалииРечевой негативизм;Нарушения понимания речи;Замена вербальных средств коммуникации невербальными;Системное нарушение речи: стойкий аграммтизм, нарушения актуализации

Слайд 16Уровни понимания речи у неговорящих детей
Нулевой: ребенок не воспринимает речи

окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения

или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени.

Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).

Уровни понимания речи у неговорящих детейНулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже

Слайд 17Состав активного словаря безречевых алаликов:
Звукоподражания;
Звуковые комплексы;
Квазислова;
Слова лепетного происхождения;
Звуковые жесты;
Простые

общеупотребительные слова

Состав активного словаря безречевых алаликов: Звукоподражания;Звуковые комплексы;Квазислова;Слова лепетного происхождения;Звуковые жесты;Простые общеупотребительные слова

Слайд 18Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов:
Частое сочетание алалии с дизартрией.


Недостаточная реализация артикуляционных возможностей;
Недостаточная сформированность операций выбора фонем.
Стойкие

трудности в усвоении коартикуляций.
Стойкость нарушений слоговой структуры слова: элизии, перестановки, персеверации, добавление слогообразующих гласных, сокращение количества слогов.
Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов: Частое сочетание алалии с дизартрией. Недостаточная реализация артикуляционных возможностей; Недостаточная сформированность операций

Слайд 19Образовательная технология -
совокупность научно и практически обоснованных методов и

инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования: социальной,

управленческой, культурологической, психолого-педагогической, медико-педагогической, экономической.
Образовательная технология - совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой

Слайд 20Инновационные технологии
внедренные, новые, обладающие повышенной эффективности методы и инструменты,

приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога

Инновационные технологии внедренные, новые, обладающие повышенной эффективности методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога

Слайд 21Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели,

содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и

ребенка (Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. На наш взгляд, любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной

Слайд 22Инновационные технологии в логопедии:
Информационные технологии;
Современные технологии логопедического массажа;
Нейропсихологические

и психолингвистические приемы диагностики и коррекции;
Современные технологии сенсорного воспитания;
Арт-терапевтические

технологии;
Современные методы оздоровления;
Телесноориентированные техники;
Игровые Lego-технологии
Инновационные технологии в логопедии: Информационные технологии; Современные технологии логопедического массажа;Нейропсихологические и психолингвистические приемы диагностики и коррекции; Современные

Слайд 23Основа коррекционного воздействия арт-терапии
Подключение дополнительных анализаторов, построение работы на

основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей

в головном мозге
Основа коррекционного воздействия арт-терапии Подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности

Слайд 24Виды арт-терапии
Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных

инструментах,);
Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика);
Имаготерапия (куклотерапия,

образно-ролевая драмтерапия, психодрама);
Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, ниткопись, работа с глиной);
Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия);
Креативная игротерапия (песочная терапия).

Виды арт-терапии Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,); Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика,

Слайд 25Использование музыкотерапии в логопедии:
Коррекционные задачи:
стимуляция слухового восприятия (активизация

правополушарных функций);
увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и

нечастотного);
формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);
нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.
Использование музыкотерапии в логопедии: Коррекционные задачи: стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); увеличение объема внутреннего и внешнего

Слайд 26Коррекционные возможности танцевальной терапии:
Стимуляция слухового и речевого внимания и

восприятия;
активизация регулирующий и планирующей функции речи;
совершенствование невербального общения

и фатической функции речи;
формирование лексикона, его активизация;
совершенствование пространственных представлений;
формирование слоговой структуры слова;
нормализация нервной деятельности.
Коррекционные возможности танцевальной терапии: Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия; активизация регулирующий и планирующей функции речи;

Слайд 27Техники изо-терапии, используемые при формировании речи:
рисование мыльными пузырями«;
техника "кляксография»;
пальцевая

живопись (лексическая тема: ягоды);
рисование мягкой бумагой (лексическая тема: зима);
Ниткография;


тычком жесткой полусухой кистью («Чей хвост» - формирования притяжательных прилагательных);
Рисование на манке;
Техника «овощных печатей»;
Техника «монотипия»;
Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.
Техника отпечатывания ватой.
Техника «оттиск пробками»
Рисование ладошками.
Техники изо-терапии, используемые при формировании речи: рисование мыльными пузырями«;техника

Слайд 28Понятие «информационная технология»
информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая

технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио-

и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Понятие «информационная технология» информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические

Слайд 29Возможности использования ИТ в логопедии:
Повышение мотивации к логопедическим занятиям;
Организация

объективного контроля развития и деятельности детей;
Повышение возможностей социальной и

трудовой адаптации;
Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
Возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
Визуализация акустических компонентов речи;
Расширение спектра невебральных заданий;
Обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной;
Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи, т.е. ИТ облегчают процесс интериоризации;
За счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;




Возможности использования ИТ в логопедии: Повышение мотивации к логопедическим занятиям;Организация объективного контроля развития и деятельности детей; Повышение

Слайд 30Современные технологии логопедического массажа
Японская методика пальцевого массажа;
Массаж ладонных поверхностей каменным,

металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз);
Прищепочный массаж;
Массаж орехами;
Массаж шестигранными карандашами;
Массаж

аппликаторами;
Массаж четками;
Массаж травяными мешочками;
Массаж камнями;
Массаж зондами, зондозаменителями, зубными щетками;
Массаж приборами су-джок терапии.
Современные технологии логопедического массажаЯпонская методика пальцевого массажа;Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз);Прищепочный массаж;Массаж

Слайд 31Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях:
Логопедический

массаж;
Коррекция мелкой моторики;
Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова;
Расширение атрибутивного

словаря (цвета и оттенки, оттенки холода);
Профилактика заикания.

Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях: Логопедический массаж;Коррекция мелкой моторики;Автоматизация звуков и формирование слоговой

Слайд 32Психотерапевтическое воздействие камней:
Аквамарин (цвет морской волны) – его использование

позволяет преодолевать стрессы и фобии;
Амазонит (ярко-зеленый) – снимает головную боль,

преодолевает страхи, обладает успокаивающим действием;
Аметист (фиолетовый) – снижает уровень тревоги, улучшает засыпание;
Опал (разноцветный) – повышает тонус нервной системы;
Сапфир (синий, лазурный) – снижает уровень агрессии;
Янтарь (от молочно-зеленого до красно-коричневого)– повышает тонус нервной системы.
Психотерапевтическое воздействие камней: Аквамарин (цвет морской волны) – его использование позволяет преодолевать стрессы и фобии;Амазонит (ярко-зеленый) –

Слайд 33Цель логоработы с неговорящими
Основной целью логопедической работы с неговорящими детьми

на начальных этапах, на наш взгляд, является – развитие речевой

инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу - примитивного).
Цель логоработы с неговорящимиОсновной целью логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах, на наш взгляд, является

Слайд 34Задачи работы
Стимуляция речевой и психической активности.
Совершенствование способности к

подражанию действиям взрослого, сверстников (в т.ч. речевому подражанию).
Развитие и

коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.
Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения.
Развитие эмоционального общения со взрослым.
Профилактика возникновения заикания
Задачи работы Стимуляция речевой и психической активности. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в т.ч. речевому

Слайд 35Принципы работы
Системности и комплексности;
Систематичность проведения занятий.
Опора на разные

модальности
Экспрессия педагога (родителя)
Эмоциональный фон совместной деятельности
Опора на

разные виды деятельности ребенка, постоянно смена видов деятельности в течение занятия
Активное целенаправленное включение родителей
Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.
Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка.
Использование продуманной, визуализированной системы поощрения
Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда
Принципы работы Системности и комплексности;Систематичность проведения занятий. Опора на разные модальности Экспрессия педагога (родителя) Эмоциональный фон совместной

Слайд 36Направления работы
Формирование коммуникативной и обобщающей функций речи.
Формирование планирующей

и регулирующей функций речи.
Формирование артикуляционных навыков, физиологического и речевого

дыхания.
Формирование звуко-слоговой структуры слова.
Формирование внутреннего и внешнего лексикона.
Формирование начальных навыков грамматического оформления высказывания.
Формирование внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).

Направления работы Формирование коммуникативной и обобщающей функций речи. Формирование планирующей и регулирующей функций речи. Формирование артикуляционных навыков,

Слайд 37Дополнительные направления
Совершенствование моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.


Совершенствование перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов

восприятия.
Обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению.
Совершенствование пространственно-временных представлений.
Совершенствование разных видов мышления.
Совершенствование внимания как произвольного, так и непроизвольного (зрительного и слухового).
Коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь – преодоление негативизма.
Совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной.
Нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей.
Воспитание направленной активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.

Дополнительные направленияСовершенствование моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Совершенствование перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика