Слайд 1Лекция 5
Индивидуально-приспособительная деятельность животных -
факультативное научение
Слайд 3В ранний постнатальный и ювенильный периоды онтогенеза происходит не только
проявление врожденных основ поведения, но и активное формирование индивидуальных приспособительных
реакций за счет разных форм научения, а также когнитивных процессов.
Слайд 4Научение - это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате
приобретения опыта. (Thorpe, 1963)
Слайд 5Виды научения:
Облигатное – обязательное. Биологическая предрасположенность к усвоению определенных, специфических
для данного вида факторов среды. Находится под генетическим контролем. Приурочено
к определенным периодам онтогенеза.
Факультативное – индивидуальное приспособление данной особи к конкретным факторам ее среды обитания. Происходит на протяжении всей жизни.
Слайд 6Примеры облигатного научения:
- запечатление (импринтинг);
- формирование видовой песни птиц;
-
овладение приемами охоты у хищных;
- узнавание и запоминание определенной
пищи;
узнавание «хищника».
Слайд 7На факультативном научении основаны:
формирование и отработка навыков отыскания определенной
пищи;
избегание опасных участков местности;
запоминание удобных троп, мест водопоя, участков, богатых
пищей и т.п.;
запоминание членов своего сообщества;
усвоение особенностей поведения хищников и/или жертв;
и многое другое.
Слайд 8Некоторые модели для исследования способности к факультативному научению:
“слюнные” условные
рефлексы, т.е. выделение слюны уже в момент попадания в комнату,
где в процессе опытов собаку кормили;
отыскание выхода из лабиринта;
избегание болевого раздражения;
клевание кнопки или нажатие на педаль при действии определенных стимулов;
выбор стимула, соответствующего образцу.
Слайд 9Подробно о классификации и механизмах факультативного научения в курсе :
«Физиология высшей нервной деятельности»
Слайд 10Классификация форм факультативного научения - основы индивидуально-приспособительной деятельности
1. -
неассоциативное обучение,
2. - ассоциативное обучение,
3.- подражание
4. - когнитивные процессы
по Manning, Dawkins (1992), Дьюсбери (1981), Thomas (1996), Pearce (1998).
(см. Зорина, Полетаева, 2001, гл. 3)
Слайд 11Классификация форм индивидуально-приспособительной деятельности
1. - неассоциативное научение
Привыкание – наиболее
примитивная форма научения
Слайд 12Классификация форм индивидуально-приспособительной деятельности
2. - ассоциативное научение – образование временной
связи между двумя стимулами, один из которых (условный) изначально был
для животного безразличен (нейтрален), а другой (безусловный) служит вознаграждением или наказанием.
классические условные рефлексы;
инструментальные условные рефлексы.
Слайд 13 Фундаментальное значение открытия И.П.Павлова (условные рефлексы) заключается в том,
что такой вид психической активности как ассоциативное обучение стал предметом
экспериментальных физиологических исследований, тогда как до этого психологи изучали его только на основе интроспективных заключений.
Слайд 14При образовании инструментальных УР подкрепление, например, пища, дается только после
того, как животное совершает определенное действие (нажатие на кнопку, или
переход в другую половину камеры), которое не имеет прямой связи с безусловным раздражителем - подкреплением - и никак не может быть им вызвано.
УР /= БР !!!!;
пищевое подкрепление изначально никак не связано ни с протягиванием лапы, ни с побежкой в лабиринте.
Слайд 15Б. Ф.Скиннер – в 50-е гг. ХХ в. создал автоматизированные
установки для изучения инструментальных условных рефлексов у крыс и голубей
– «камера Скиннера»
Б.Ф.Скиннер
(1904 - 1990)
Слайд 16Камера Скиннера для выработки инструмен-тальных условных рефлексов у голубей
Слайд 17Камера Скиннера для выработки инструментальных условных рефлексов у крыс
Слайд 19Разные варианты выработки инструментальных УР в эксперименте воспроизводят разные способы
ассоциативного научения в повседневной жизни животного.
Слайд 20Методика свободного оперантного поведения
видоизменение поведения животного в результате последовательного подкрепления
«правильных» действий (игра «тепло, горячо»), называется методом последовательного приближения или
формированием поведения (shaping). Основа дрессировки цирковых и служебных животных.
В опытах Скиннера голуби:
“играли” в пинг-понг;
крысы могли подтянуть к себе с помощью бечевки бильярдный шар, взять его в передние лапы и засунуть в трубку, расположенную на 5 см выше пола клетки.
Слайд 21Сложные цепи двигательных УР – основа многих форм приспособительного поведения.
Они дополняют его врожденную основу – ФКД, которые обеспечивают только
необходимый для всего вида минимум.
Навыки – автоматизированные двигательные условные рефлексы.
Операция – система движений, связанных с выполнением конкретного действия и направленных на достижение его цели.
Слайд 22Разные варианты выработки инструментальных УР в эксперименте воспроизводят разные способы
ассоциативного научения в повседневной жизни животного.
Слайд 23Методика свободного оперантного поведения
видоизменение поведения животного в результате последовательного подкрепления
«правильных» действий (игра «холодно, тепло, горячо»), называется методом последовательного приближения
или формированием поведения (shaping). Основа дрессировки цирковых и служебных животных.
В опытах Скиннера голуби:
“играли” в пинг-понг;
крысы могли подтянуть к себе с помощью бечевки бильярдный шар, взять его в передние лапы и засунуть в трубку, расположенную на 5 см выше пола клетки.
Слайд 24Можно заставлять животное совершить какое-то действие и тут же подкрепить
эту реакцию пищей:
Пример - выработка команды «голос» у собаки.
Слайд 25К.Прайер «Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей»
Слайд 26Механизм последовательного приближения – основа спонтанного научения животных в естественных
условиях
Домашние животные, наблюдая за поведением хозяев, могут формировать достаточно сложные
реакции
Слайд 27Примеры:
Феномен «Умного Ганса»
попугай;
Китти;
выключение компьютера – сигнал скорой прогулки для собак.
Слайд 28Классификация форм индивидуально-приспособительной деятельности
1. - неассоциативное обучение,
2. - ассоциативное обучение,
3. – подражание,
4. - когнитивные процессы
по Manning, Dawkins (1992),
Дьюсбери (1981), Thomas (1996), Pearce (1998).
(см. Зорина, Полетаева, 2001, гл. 3)
Слайд 29Подражание — самостоятельное копирование действий, воспринятых у других особей.
Слайд 30Шимпанзе подражают действиям человека
Лада с еженедельником и карандашом
Лада мажет иодом
рану
Слайд 31У животных подражание лежит в основе «культурной преемственности». Оно способствует
распространению и закреплению в группе или в популяции навыков, приобретенных
отдельными особями.
Подражание – одна из форм социального научения или научения наблюдением (observational learning).
Слайд 32
Роль подражания в создании особенностей пищевого поведения как «культурной традиции»,
характерной для некоторых популяций животных в природе
«ужение» термитов и разбивание
орехов у шимпанзе;
мытье бататов у японских макаков;
Использование горячих источников;
разбивание раковин у каланов;
изготовление орудий у новокаледонских ворон;
Слайд 34«Культура» животных - наличие вгруппе или популяции нескольких особых форм
поведения, передаваемых от поколения к поколению путем подражания или др.
форм социального научения.
Слайд 35В Гомбе- Стрим
Одни популяции шимпанзе разбивают пальмовые орехи камнями,
другие
- деревянными «молотками»,
третьи не едят орехов вообще
Гудолл, 1992.
Слайд 37Cамостоятельное освоение деревянного «молотка»
Слайд 38
Примеры орудийной деятельности как «культурной традиции», характерной для некоторых популяций
животных в природе
«ужение» термитов и разбивание орехов у шимпанзе;
мытье
бататов у японских макаков;
Использование горячих источников;
разбивание раковин у каланов;
изготовление орудий у новокаледонских ворон;
Слайд 39Японские макаки - «мойщики картофеля»
16-месячная самка Имо в 1950 г.
впервые помыла картофель, прежде чем съесть.
Ей подражали только молодые животные.
В
настоящее время картофель моют все обезьяны поголовно.
Слайд 40Купание японских макаков в термальных источниках - также результат подражания
действиям первой «купальщицы»
Слайд 41«Социальное облегчение» (social facilitation)
Повышение частоты совершения обычных действий в
присутствии сородичей
Слайд 42
Расклевывание фольги на молочных бутылках синицами в городах Великобритании.
(50-е гг. ХХ в.)
Слайд 43Классификация форм индивидуально-приспособительной деятельности
1. - неассоциативное обучение,
2. - ассоциативное обучение,
3. – подражание,
4. - когнитивные процессы
по Manning, Dawkins (1992),
Дьюсбери (1981), Thomas (1996), Pearce (1998).
(см. Зорина, Полетаева, 2001, гл. 3)
Слайд 44Когнитивные процессы (в отличие от ассоциативных) основаны на образовании внутренних
представлений, или психических образов, которые хранятся в памяти и извлекаются
в соответствующий момент для обеспечения необходимых решений и операций.
Слайд 45Термины (синонимы), употребляемые в когнитивной науке
Представления (репрезентации)
Internal representation
Психические образы
И.С.Бериташвили
– психонервные образы, психонервные представления.
Е.Н.Соколов – нервная модель стимула.
Л.А.Фирсов, Т.А.Натишвили
– образная память.
Метод оценки образной памяти – отсроченные реакции
Слайд 46Метод оценки образной памяти (наличия представлений) – отсроченные реакции
У.Хантер (1913)
У
шимпанзе – не просто ожидание пищи, а образ конкретной приманки.
Слайд 49Образная память = декларативная и
условно-рефлекторная память = процедурная,
= ассоциативная
имеют тонкие функциональные отличия.
От
их объема и особенностей их взаимодействия зависят различия в организации поведения высших и низших обезьян Фирсов, 1987
Слайд 50Episodic memory –
так наз. эпизодическая память (неудачный перевод !!!)
- запоминание конкретных эпизодов.
Слайд 53Классификация когнитивных процессов. (Manning, Dawkins, 1992), Д.Дьюсбери (1981), Р.Томас (1996)
и Дж.Пирс (Pearce, 1998)
* Когнитивное научение:
латентное;
выбор по образцу;
обучение, основанное на представлениях о: пространстве;
порядке стимулов;
времени;
числе.
* элементарное мышление.
Слайд 55Модели для изучения когнитивных процессов:
Обучение в лабиринтах (фильм!!!)
Запоминание и отыскание
птицами кладовок
Слайд 56Радиальный лабиринт для изучения пространственного обучения и памяти
Слайд 57ГИГАНТСКИЙ РАДИАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ
It consists of a central part of 250
cm diameter, and has arms of 650 cm length, 170
cm height and 80 cm width
55
1
Слайд 58The subjects were birds of different species:
9 domestic chickens (Gallus
domesticus)
6 domestic guinea fowls (Numida meleagris)
8 domestic geese (Anser domesticus)
All birds were 2.5-3 months old
2
Слайд 59Hooded crows in the giant radial maze
Hooded crows learned fast
to find all baits without errors (Lipp et al., 2001).
The results in domestic birds were worse in spite of their less fearfulness
7
Слайд 61Модели для изучения когнитивных процессов:
пространственное научение
*Обучение в лабиринтах (фильм!!!)
*Запоминание и
отыскание птицами кладовок:
4 вида соек и 2 вида кедровок
– облигатное запасание корма, точное запоминание мест кладовок и их отыскание спустя недели и месяцы.
Изучена роль гиппокампа в запоминании местоположения кладовок.
Слайд 62
Лабораторная установка для изучения пространственной памяти у видов врановых, запасающих
пищу на зиму
Clayton et al., 2000
Слайд 63Способность к точному отысканию кладовок нарушается при разрушении гиппокампа
Крушинская, 1972
Слайд 64Классификация когнитивных процессов. (Manning, Dawkins, 1992), Д.Дьюсбери (1981), Р.Томас (1996)
и Дж.Пирс (Pearce, 1998)
* обучение;
латентное;
выбор по образцу;
обучение, основанное на представлениях о: пространстве;
порядке стимулов;
времени;
числе.
* Элементарное мышление
Слайд 65
Элементарное мышление животных как биологическая предпосылка мышления человека
Слайд 67Ч.Дарвин,
Н.Н.Ладыгина-Котс,
А.Р.Лурия,
А.В.Брушлинский,
Л.В.Крушинский,
С.Л.Рубинштейн,
W.Kohler,
O.Koehler,
R.W.Byrne,
D.Rumbaugh,
и мн. др.
Слайд 68Мышление — это “процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует
различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории, составляющие внутреннюю
картину его мира” (Данилова, 2004).
Мышление – отыскание и открытие существенно нового, решение новых задач в неожиданно возникших ситуациях.
(Ладыгина-Котс, В.Келер, Брушлинский, Лурия, Крушинский, Byrne, Rumbaugh, Данилова и др.)
Слайд 69Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий
мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда
субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения - привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного»
(Лурия, 1973).
А.Р. Лурия
(1902-1977)
Слайд 70 Элементарная рассудочная деятельность - это способность животных улавливать простейшие эмпирические
законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать
этими законами при построении программы поведения в новых ситуациях” (Крушинский, 1986, С. 27)
«Биологические основы рассудочной деятельности»
(1977, 1986, 2009)
«Записки московского биолога. Загадки поведения животных» (2006)
Слайд 71 …При рассмотрении высших когнитивных функций животных «...следует отбрасывать все обычно
взаимно перемеши-ваемые понятия, такие как ум, разум, рассудок, и заменять
их термином “мышление”, подразумевая под этим последним только логическое, самостоятельное мышление, сопровождающееся процессами абстрагирования, образованием понятий, суждений, умозаключений»
Ладыгина-Котс, 1925.
Слайд 72«О наличии интеллекта может свидетельствовать установление животным лишь новых адаптивных
связей в новой ситуации».
Ладыгина-Котс, 1963
Слайд 73g
Важнейшие категории поведения (условно): «ИНСТИНКТ», «ОБУЧЕНИЕ» «РАЗУМ».
Они обеспечивают разные способы
приспособления к условиям среды и вносят разный вклад в адаптивность
поведения.
Слайд 74Индивидуально «приобретенное» приспособление животного к условиям среды может осуществляться двояко:
обучение дает возможность постепенно приспособиться к систематически и многократно действующим
факторам среды обитания;
мышление (рассудочная деятельность) позволяет животному ответить экстренной и адекватной реакцией на непредвиденные изменения привычных условий при первом же их появлении.
Слайд 75 Как и любая классификация, любые деления поведенческих актов достаточно
условны.
!!! РЕАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНОГО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СЛОЖНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ НАЗВАННЫХ
КАТЕГОРИЙ.
Слайд 76 адаптивности поведения животных лежат не только инстинкты и способность к
обучению, но также и элементарное МЫШЛЕНИЕ
Согласно современным представлениям в основе
Слайд 77Н.Н.Ладыгина-Котс
- элементарное мышление животных
Л.В.Крушинский
- элементарная рассудочная
деятельность
Слайд 78Мышление – отыскание и открытие существенно нового, решение новых задач
в неожиданно возникших ситуациях.
Брушлинский, 2003, Крушинский, 1986,
Ладыгина-Котс, 1963.
Слайд 79Примеры из фильма «Разум животных»:
Подтягивание приманки воронами;
Расклевывание грачами добычи на
дороге с сильным движением транспорта;
Решение задач дельфином.