Слайд 1Гносеология как наука о познании
Слайд 2Гносеология - это
раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру
познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности
знания, его природу и границы.
Слайд 3Предмет гносеологии
Предмет изучения гносеологии — научное знание. Параллельно с основным
вопросом, она изучает специфику научного знания, его отличие от обыденного
знания, особенности видов познавательной деятельности, их взаимосвязь.
Слайд 4Становление гносеологии
Становление этого раздела философии началось в эпоху античности. Тогда,
учение о познании занималось только рассмотрением предметов — их вида,
функций, и возможности трансформировать полученную информацию в знание. В Средневековье, гносеология постепенно стала развиваться, и превратилась в учение о жизни, приближенное к классическому пониманию познания.
Слайд 5Философия Канта
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо
него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого
заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.
Слайд 6Особенности гносеологии
Критичность
Нормативизм
Субъектоцентризм
Наукоцентризм
Слайд 7Гносеологический оптимизм
Приверженцы этого подхода полагают, что все мировые процессы доступны
изучению и осознанию. Даже если современная наука не способна объяснить
отдельные явления, в будущем это будет возможно. Задача оптимистического подхода — стирание границ познаваемого, и увеличение инструментальных возможностей изучения мира.
Слайд 8Гносеологический пессимизм
Для пессимистов, возможность изучения мира остается сомнительной. По их
мнению, способности человеческого разума ограничены, и всегда будут оставаться вопросы,
на которые у ученых не будет ответов. В пессимистическом подходе выделяют 2 разновидности:
Скептицизм
Агностицизм
Слайд 9Античный период
Парменид один из первых задавался вопросами познания. Он разграничил
истину и мнение, назвав истину неизменной, непротиворечивой и вневременной. Авторство
одного из первых методов познания — майевтики, принадлежит Сократу. Аристотель разработал основные принципы рационализма и аналитику в качестве одного из методов познания.
Слайд 10Средневековая эпоха
В этот период, изучением познания занимаются схоласты. Философ
Ориген выдвигает теорию о трехуровневом понимании.
Слайд 11Новоевропейский период
Научный подход становится основным методом познания. Рационалисты, в
лице Декарта и Лейбница, конфликтуют с эмпириками — Локком, Юмом,
Бэконом. Они выдвигают противоположные методы — дедукцию и опыт. Дедуктивный подход опирается на логические умозаключения на основе наблюдений, а опыт основывается на личном восприятии.
Слайд 12Немецкая классическая философия
Возможность познания мира ставится под сомнение. Кант
задается вопросом о предпосылках знания. Гегель апеллирует к логике, как
единственному методу познания. Остальные виды познавательных способностей он представляет, как недоразвившиеся методы мышления.
Слайд 13Классическое неокантианство
Благодаря неокантианству, гносеология обретает статус самостоятельной науки. Представители
различных ответвлений этой школы сходились во мнении, что гносеология —
это учение о знании и границах познания. Определение гносеологии было сформулировано русским философом — Введенским.
Слайд 14Марксизм
Энгельс выделяет учение о мышлении в отдельную отрасль философии,
которое базируется на формальной логике. Все остальные сферы науки опираются
на анализ истории и культуры.