Разделы презентаций


ФОНЕТИКА

Содержание

1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ФОНЕТИКИФонетика (от греч. звук, голос) – наука о звуковом материале языка, об использовании этого материала в звучащей речи, об исторических изменениях в этом материале и приёмах его

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФОНЕТИКА
Лекция 8

ФОНЕТИКАЛекция 8

Слайд 21. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ФОНЕТИКИ
Фонетика (от греч. звук, голос) –

наука о звуковом материале языка, об использовании этого материала в

звучащей речи, об исторических изменениях в этом материале и приёмах его использования.

1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ФОНЕТИКИФонетика (от греч. звук, голос) – наука о звуковом материале языка, об использовании

Слайд 3Фонетика существовала во всех лингвистических традициях, но уровень её был

различным.
Наиболее развита была фонетика в Индии и в арабских

странах, где она имела большое практическое значение. Там нужно было сохранять каноническое произношение (канон), т.е. общие для всего мусульманского мира традиции произнесения вслух текста Корана.

Фонетика существовала во всех лингвистических традициях, но уровень её был различным. Наиболее развита была фонетика в Индии

Слайд 4В Европе приоритетной задачей было обучение чтению и письму, а

произносительной норме обычно не обучали.
Следовательно, фонетика не сразу вошла

в европейскую науку о языке. Даже в первой половине 19 в. ещё плохо различали буквы и звуки.

В Европе приоритетной задачей было обучение чтению и письму, а произносительной норме обычно не обучали. Следовательно, фонетика

Слайд 5Предпосылки выделения фонетики:
Необходимость создавать грамматики бесписьменных языков;

Изучение бесписьменных диалектов

Предпосылки выделения фонетики:Необходимость создавать грамматики бесписьменных языков;Изучение бесписьменных диалектов

Слайд 62. Три аспекта изучения звуков речи:
Акустический изучает звуки как физическое

явление;
Анатомо-физиологический (артикуляционный) изучает звуки с точки зрения производимой человеком работы

при произнесении звуков и их слуховом восприятии;
Лингвистический (функциональный) изучает функции звуковых единиц языка. Этот аспект составляет предмет фонологии, который представляет собой более высокую ступень фонетики.
2. Три аспекта изучения звуков речи:Акустический изучает звуки как физическое явление;Анатомо-физиологический (артикуляционный) изучает звуки с точки зрения

Слайд 73. АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА
Звуки речи - физическое

явление, результат колебательного движения упругой среды (через воздух) и воспринимаемое

человеческим слухом. Колебательные движения характеризуются определёнными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет акустический аспект в изучении звуков языка и речи.


3. АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА	Звуки речи - физическое явление, результат колебательного движения упругой среды (через

Слайд 8Колебательные движения :
тоны (равномерные и периодические);
шумы (аритмичные и непериодические) возникают

в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом

канале.
гласные – тоны;
сонанты – [l, r, m, n] тон преобладает над шумом;
звонкие согласные [g, b, d, z…] – шум преобладает над тоном;
глухие согласные [k, t, s, f…] – шумы.


Колебательные движения :	тоны (равномерные и периодические);	шумы (аритмичные и непериодические) возникают в результате преодоления воздушной струёй разного рода

Слайд 9Звуки характеризуются:
высотой, зависящей от частоты колебаний и от степени напряжения

связок;

силой (интенсивностью), зависящей от амплитуды колебаний;

длительностью (долготой) большей или меньшей;

Тембром

-наиболее важным для языка различием, или специфической окраской.

Звуки характеризуются:высотой, зависящей от частоты колебаний и от степени напряжения связок;силой (интенсивностью), зависящей от амплитуды колебаний;длительностью (долготой)

Слайд 10 Специфический тембр каждого звука создаёт резонансные характеристики – дополнительные тоны,

которые наслаиваются на основной тон и на шумы.
Явление резонанса состоит

в том, что колебания звучащего тела вызывают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т.д..
Специфический тембр каждого звука создаёт резонансные характеристики – дополнительные тоны, которые наслаиваются на основной тон и на

Слайд 11При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа

и глотки, причём благодаря разнообразным движениям органов речи (языка, губ,

нёбной занавески) форма и объём резонатора, а отчасти и степень упругости его стенок меняются, что и ведёт к появлению то одних, то других (разных по высоте и интенсивности) резонаторных тонов. Этим и создаётся качественное разнообразие звуков речи).

При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причём благодаря разнообразным движениям органов

Слайд 12Акустически звуки делятся на:
сонорные, определяющиеся резонаторными тонами; шумы в них

или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально, например, [r]

разного типа;
шумные (согласные), в которых тембр определяется характером данного шума.
Акустически звуки делятся на:сонорные, определяющиеся резонаторными тонами; шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют

Слайд 13В звуках речи крайними по сонорности являются гласная [а] и

шумная [п].
Характерное для [a] звучание состоит из чисто тонального

эффекта, т.е. определяется только данным резонаторным тоном, шумов нет.
Для звука [п] тональные эффекты сведены к нулю. То, что характеризует [п], состоит именно в характерном шуме взрыва сомкнутых губ, голос в образовании этого звука не участвует.

В звуках речи крайними по сонорности являются гласная [а] и шумная [п]. Характерное для [a] звучание состоит

Слайд 14Диапазон звуков «сонорные – шумы»:
Сонорные [a, э, о, и, у];
Сонорные

согласные [м, н, л, р, й, w];
Звонкие шумные длительные [в,

з, ж,];
Звонкие шумные мгновенные [б, д, г];
Глухие шумные длительные [ф, с, ш, х];
Глухие шумные мгновенные [п, т, к].
Акустически гласные выделяются как чисто тональные звуки, согласные звуки состоят только из шума или сочетания тона и шума.
 




Диапазон звуков «сонорные – шумы»:Сонорные [a, э, о, и, у];Сонорные согласные [м, н, л, р, й, w];Звонкие

Слайд 154. Анатомо-физиологический (артикуляционный аспект)
Речевой, или произносительный аппарат включает:
органы дыхания (диафрагма,

лёгкие, бронхи, трахею, дыхательное горло). Эти органы при выходе создают

воздушную струю, необходимую для образования звуковых колебаний.
4. Анатомо-физиологический (артикуляционный аспект)	Речевой, или произносительный аппарат включает:органы дыхания (диафрагма, лёгкие, бронхи, трахею, дыхательное горло). Эти органы

Слайд 16гортань (хрящевое образование, состоящее из 4 хрящей, надгортанник, голосовые связки);

сочленение этих хрящей образует вход в гортань. Надгортанник – плоский

хрящ. Голосовые связки (прикреплены к хрящам гортани) представляют собой две расположенные друг против друга складки. При образовании голоса связки смыкаются, становясь препятствием на пути идущей из лёгких воздушной струи.
3. надгортанные полости (глотка, рот и нос) выполняют функцию подвижного резонатора. Здесь образуется всё разнообразие звуков речи.
гортань (хрящевое образование, состоящее из 4 хрящей, надгортанник, голосовые связки); сочленение этих хрящей образует вход в гортань.

Слайд 17Произносительные органы:
Активные, выполняющие движения, необходимые для произнесения звука:

Голосовые связки создают

тон, который называется голосом. Звуки, произносимые без участия голосовых связок

– глухие согласные. При сужении голосовой щели и при её полном смыкании возникают шумы.
Надгортанные полости - полость глотки, рта и носа. При образовании всех согласных (кроме гортанных), в полости рта возникают разные препятствия на пути воздушной струи.

Произносительные органы:Активные, выполняющие движения, необходимые для произнесения звука:Голосовые связки создают тон, который называется голосом. Звуки, произносимые без

Слайд 18Язык играет самую активную роль при артикуляции, он создаёт преграду

при образовании согласных.
Оттягиваясь назад, он освобождает резонаторное пространство в

передней части полости рта (гласные заднего ряда [o, y]).
Подаваясь вперёд, он расширяет резонаторное пространство позади (гласные переднего ряда [e, i]).


Язык играет самую активную роль при артикуляции, он создаёт преграду при образовании согласных. Оттягиваясь назад, он освобождает

Слайд 19Губы вытягиваясь и удлиняясь, они увеличивают резонаторный объём и меняют

форму резонаторной полости. Огубленные (лабиализованные звуки) [o, u].
При произнесении

губных согласных губы создают препятствие на пути воздушной струи. Так образуются губно-губные смычные [p, b], щелевой [w], губно-зубные [v, f].

Губы вытягиваясь и удлиняясь, они увеличивают резонаторный объём и меняют форму резонаторной полости. Огубленные (лабиализованные звуки) [o,

Слайд 20Нёбная занавеска открывает и закрывает проход в носовую полость.
Маленький

язычок задействован при произнесении дрожащих и картавого [r];
Задняя стенка глотки

активизируется при произнесении глоточных (фарингальных) согласных, например [h] в англ. House или украинского [г] – гора..

Нёбная занавеска открывает и закрывает проход в носовую полость. Маленький язычок задействован при произнесении дрожащих и картавого

Слайд 21Пассивные произносительные органы:
служат лишь «точкой опоры» для активных органов. При

произнесении язычных согласных, язык контактирует с: нёбом, альвеолами, задней стенкой

верхних зубов, образуя либо смычку, либо щель. Она закрывается при произнесении всех неносовых звуков. И открывается, подключая носовой резонатор. В данном случае образуются носовые согласные [m, n…].


Пассивные произносительные органы:служат лишь «точкой опоры» для активных органов. При произнесении язычных согласных, язык контактирует с: нёбом,

Слайд 225. Анатомо-физиологическая (артикуляционная) классификация звуков речи

В её основе лежит работа

произносительных органов.
Артикуляция – работа органов речи,
направленная на производство звуков

5. Анатомо-физиологическая (артикуляционная)  классификация звуков речи	В её основе лежит работа произносительных органов.Артикуляция – работа органов речи,направленная

Слайд 23Артикуляционно звук речи – последовательность 3-х фаз (состояний речевого аппарата)


Приступ (экскурсия) – подготовка органов к работе;
Выдержка – установка органов

для данной артикуляции;
Отступ (рекурсия) – возвращение органов в нерабочее состояние
Артикуляционно звук речи – последовательность 3-х фаз  (состояний речевого аппарата) Приступ (экскурсия) – подготовка органов к

Слайд 24Звуки с мгновенной выдержкой: п, б, д, ц, ч, к,

г – их протягивать или вовсе нельзя, или же при

протягивании они дают другое слуховое ощущение – ц, ч.
Звуки с более или менее продолжительной выдержкой – длительные звуки, т.е. гласные, а также: м, н, л, р, ф, в, с, з, ш, ж, й, х, щ. Щ– всегда длительно.
Вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, тогда получаются долгими и п, б, т, д, ц, к, г, но долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания.

Звуки с мгновенной выдержкой: п, б, д, ц, ч, к, г – их протягивать или вовсе нельзя,

Слайд 25Артикуляционно звуки делятся на:
Гласные – при произнесении воздух проходит

через органы речи свободно (гласные состоят из голоса);
Согласные – при

произнесении воздушная струя встречает преграды (зубы, губы и т.п.) и возникает шум (звонкие согласные состоят из голоса и шума; глухие – только из шума).

Артикуляционно звуки делятся на: Гласные – при произнесении воздух проходит через органы речи свободно (гласные состоят из

Слайд 26Артикуляционная классификация гласных
Движение языка по горизонтали (вперёд – назад) определяет

ряд

а) гласная переднего ряда [э];
б) гласные среднего ряда [ы, а];
в)

гласные заднего ряда [у, о]
Артикуляционная  классификация гласныхДвижение языка по горизонтали (вперёд – назад) определяет ряд	а) гласная переднего ряда [э];	б) гласные

Слайд 272. Движение языка по вертикали (вверх – вниз)определяет подъём
а)

гласные верхнего подъёма [ы, у] (самое высокое положение языка);
б) гласная

среднего подъёма [а] (среднее положение языка в полости рта);
в) гласные нижнего подъёма [э, о] (самое низкое положение языка).
2. Движение языка по вертикали (вверх – вниз)определяет подъём 	а) гласные верхнего подъёма [ы, у] (самое высокое

Слайд 28Классификация гласных

Классификация гласных

Слайд 29В зависимости от участия или неучастия губ выделяются:
Лабиализованные (огубленные) [у,

о];
Нелабиализованные [а, ы, э, ].
В зависимости от работы нёбной занавески,

гласные могут быть:
чистыми (неносовыми);
носовыми.
Носовые гласные свойственны французскому, польскому языкам.

В зависимости от участия или неучастия губ выделяются:Лабиализованные (огубленные) [у, о];Нелабиализованные [а, ы, э, ].	В зависимости от

Слайд 30Параметры артикуляционной классификации гласных звуков:
Степень продвижения языка вперёд и назад

(ряд);
Степень продвижения языка вверх и вниз (подъём);
Лабиализованность;
Назальность.


Параметры артикуляционной классификации гласных звуков:Степень продвижения языка вперёд и назад (ряд);Степень продвижения языка вверх и вниз (подъём);Лабиализованность;Назальность.

Слайд 31Классификация согласных
I. По соотношению шума и голоса:
а) сонанты (голос преобладает

над шумом):
- дрожащие [r, l, j, w];
- носовые [m, n].
б)

шумные :
- звонкие;
- глухие.

Классификация согласныхI. По соотношению шума и голоса:	а) сонанты (голос преобладает над шумом):		- дрожащие [r, l, j, w];		-

Слайд 32II. По способу образования шума (характеру

преграды)
Щелевые (фрикативные) – в ротовой полости образуется щель:

а) между

губами и зубами [в, ф];
б) между языком и зубами [с, з, ж, ш];
в) между языком и нёбом [й, х].

II. По способу образования шума      (характеру преграды)  Щелевые (фрикативные) – в

Слайд 332. Смычные (при их образовании органы плотно смыкаются):
а) Взрывные

[б, п, д, т, к, г]:
б) Аффрикаты (смычно-щелевые) [ц,

ч]:
в) Смычно-проходные
1) носовые [м, н];
2) боковые [л];
3) дрожащие (вибранты) [р]
2. Смычные (при их образовании 	органы плотно смыкаются): а) Взрывные [б, п, д, т, к, г]: б)

Слайд 343. По месту образования (активному артикуляционному органу):
Губные
а) губно-губные

[б, п, м];
б) губно-зубные [в, ф];
2. Язычные
а) переднеязычные
-

межзубные [D, T];
- зубные [з, с, д, т, ц, л, н];
- передненёбные [ж, ш, щ, ч, р].
б) среднеязычные [й];
в) заднеязычные [к, г, х].
3. По месту образования (активному артикуляционному органу): Губные 	а) губно-губные [б, п, м]; 	б) губно-зубные [в, ф];2.

Слайд 354. Русские звуки подразделяются по мягкости – твёрдости
Палатализованные;
Непалатализованные.

4. Русские звуки подразделяются по мягкости – твёрдостиПалатализованные; Непалатализованные.

Слайд 36Параметры артикуляционной классификации согласных
Глухость, звонкость, сонорность;
Способ образования;
Место образования;
Палатализованность /

непалатализованность.

Параметры артикуляционной классификации согласных Глухость, звонкость, сонорность;Способ образования;Место образования;Палатализованность / непалатализованность.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика