Слайд 1Понятие «педагогическая поддержка» введено в педагогику…
1. Ш. А. Амонашвили
2. А.
С. Макаренко
3. К. Д. Ушинским
4. О. С. Газманом
Использование отметки как
оценивания деятельности ребенка в технологии Ш. А. Амонашвили…
1. оценивание не играет существенной роли
2. очень ограниченно, вместо количественной отметки – качественное оценивание
3. оценивания результатов не происходит
4. разработана своя оценочная шкала
Слайд 2Какой принцип был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности
мышления младших школьников, согласно этому принципу отработка понятий, отношений, связей
внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков?
1. принцип ведущей роли теоретических знаний
2. принцип обучения на высоком уровне трудности
3. принцип прочности
4. принцип наглядности
Этот принцип развивающего обучения предполагает отказ от однообразного повторения пройденного, при этом самое важное - непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями.
1. принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом
2. принцип ведущей роли теоретических знаний
3. принцип обучения на высоком уровне трудности
4. принцип прочности
Слайд 3Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук,
научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской
обл.).
Акценты целей
Формирование человека самосовершенствующегося
Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.
Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.
Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
Концептуальные положения
Ученик - субъект, а не объект процесса обучения. -,
Обучение приоритетно по отношению к развитию.
Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ.
Ведущая роль теоретических, методологических знаний.
Слайд 4Технология саморазвивающего обучения
1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В
учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента -курс «Самосовершенствование
личности» с I по XI класс.
2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.
3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.
Слайд 5Теория поэтапного формирования умственных действий
Достоинства технологии:
созданием условий для
работы ученика в индивидуальном темпе;
сокращением времени формирования умений и
навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий;
достижением высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;
обеспечением доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций
Слайд 6Проблемное обучение
- такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под
руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по
их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
• Условия успешности обучения:
проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Слайд 7Технологическая схема проблемного обучения
Слайд 8Игровые технологии
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
Структура игры как деятельности:
- целеполагание, - планирование, - реализация цели, - анализ результатов
Структура игры как процесса:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Слайд 9Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения
и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены
в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В современном образовании педагогическая игра используется:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Слайд 10Развивающие игр
• развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих
способностей с самого раннего возраста;
• их задания-ступеньки всегда создают условия,
опережающие развитие способностей;
• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
• развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Слайд 11Деловые игры
имитационные
операционные
ролевые игры
«деловой театр»
психо и социодрама.
Слайд 12Технология программированного обучения
- это управляемое усвоение программированного учебного материала с
помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный
учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.
Слайд 13Виды обучающих программ:
• Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие
блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный
ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.
• Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная ин формация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.
• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изме нять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, по собиям и т.д.
• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Слайд 14Блочное и модульное обучение
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы,
обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые
знания при решении учебных задач.
Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Обучающий модуль - автономная часть учебного материала, состоящая из следующих компонентов:
• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
• методическое руководство по достижению целей;
• практические занятия по формированию необходимых умений;
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Слайд 15Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
В функции учителя компьютер представляет:
- источник
учебной информации (частично или полностью заменяющий учи теля и книгу);
-
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки текстов, их хранения;
- текстовый редактор;
- графопостроитель, графический редактор;
- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
- средство моделирования.
Слайд 16Альтернативные технологии
это радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического
процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и
методических принципов, и замена их другими, альтернативными.
Слайд 17Педагогические технологии авторских школ
Авторские школы ищут и указывают пути и
способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содержание обучения, изобретают
и апробируют новые педагогические технологии и системы.
Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).
Слайд 18Для самостоятельного изучения:
Лекция 3 Инновационные психолого-педагогические технологии в современном образовании
1. Коммуникативно-диалоговые технологии: виды, характеристика.
2. Проблемно-поисковые технологии: виды,
характеристика.
3. Имитационно-игровые технологии: виды, характеристика.
4. Рефлексивные (психотехнологии): виды, характеристика