Слайд 1Понятие, сущность и задачи коммерческой деятельности
Слайд 2Содержание
Понятие коммерческой деятельности
2. Сущность и содержание КД
3. Цели КД
4. Основные
принципы построения управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
5. Факторы, влияющие на
развитие КД
Слайд 3
1. Понятие коммерческой деятельности
Любая деятельность, в том числе и коммерческая,
имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые
можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием ее развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т. е. коммерческая деятельность. Ее цель – увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.
В отечественной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее распространенные и них:
1.коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно определению из Толкового словаря В. И. Даля);
2.коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;
Слайд 43.коммерческая деятельность – особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров,
от которой зависят конечные результаты торгового предприятия;
4.коммерческая деятельность – это
все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;
5.коммерческая деятельность – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;
6.коммерческая деятельность – оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
Слайд 5 Итак, коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на
товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь
тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги.
Профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия.
Коммерсант должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.
Объектами профессиональной деятельности коммерсанта являются материальные товары и нематериальные блага и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере обращения.
Слайд 6 Основные виды профессиональной
деятельности коммерсанта:
организационно-коммерческая;
товароведно-экспертная;
маркетинговая;
торгово-экономическая;
аналитическая;
торгово-закупочная;
внешнеторговая.
Слайд 72. Сущность и содержание КД.
В современных условиях, когда возрастает роль
коммерческой деятельности торговых предприятий, требуется более полное раскрытие ее сущности
и содержания.
Суть рассматриваемой проблемы сформулирована следующим образом: коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Вместе с тем коммерческую работу в торговле авторы выделяют отдельно и характеризуют ее следующим образом: «Коммерческая работа представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли». Такой подход конкретизирует и предопределяет направленность функций коммерческой деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от поставщика до потребителя и продажей их конечному покупателю.
Существует более широкое толкование сущности коммерческой деятельности – это не только непосредственно торговая, но и другие виды предпринимательской деятельности.
Слайд 8 В современных условиях деятельность торгового предприятия связана с предпринимательством, коммерцией,
эконометрикой, экономической кибернетикой и информатикой. Этим определяется новый качественный уровень
и экономический рост рынка. Соответствующим образом должна строиться и организационная структура управления торговым предприятием.
Коммерческая деятельность торговых предприятий имеет много общего. Однако конкретные управленческие решения, разработанные и реализованные одними торговыми предприятиями, не всегда могут быть использованы другими предприятиями. Это обусловлено факторами внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, в первую очередь изменениями потребительского рынка. Кроме того, изменяются во времени и внутренние условия функционирования торгового предприятия. Следовательно, процесс управления должен определяться параметрами окружающей среды и их переменными величинами в пределах торгового предприятия.
Слайд 93. Цели КД.
Коммерческая деятельность связанна с выполнением комплекса мер
по доведению товаров от производителя до покупателя.
Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:
1.установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;
2.изучение и анализ источников закупки товаров;
3.согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем и обновление выпускаемой продукции);
4.осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной среды;
5.расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков
6.товаров;
7.сокращение издержек обращения товаров.
Слайд 10
Коммерческая деятельность всегда связана с выполнением операций по доведению материальных
ресурсов от поставщиков до потребителей. К таким операциям относятся:
1. у
изготовителей – подготовка продукции к отправке, отгрузка, отпуск и ее документальное оформление;
2. на складах посреднических и транспортных предприятий в процессе движения продукции – ее приемка, хранение, формирование комплектных партий, отгрузка;
3. на складах предприятий-потребителей – приемка продукции по количеству и качеству, хранение, доведение приобретенных материалов до высокой степени технологической готовности к производственному потреблению, отпуск и доставка материалов к рабочим местам.
Слайд 114. Основные принципы построения управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
1.Обеспечение согласованности
между подразделениями (службами) . Каждому подразделению (службе) торгового предприятия свойственны определенная
предназначенность и выполняемые функции, т. е. они обладают в той или иной степени автономностью. Вместе с тем их действия должны быть скоординированы и согласованы во времени, что обусловливает единство системы управления торговым предприятием.
2. Обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью и целями торгового предприятия . Коммерческая деятельность формируется и изменяется в соответствии с интересами и потребностями производства. Следовательно, функции управления коммерцией реализуются с учетом целей торгового предприятия.
3. Обеспечение иерархичности структуры управления . Характерным признаком управления является иерархический ранг. Организация управления коммерческой деятельностью должна быть ориентирована на вертикальные и горизонтальные связи.
Слайд 12 4. Обеспечение комплексного подхода в управлении . С
позиции комплексности принимаются во внимание все факторы, воздействующие на управленческие
решения коммерческой деятельности. Предусматривается также связь коммерческих процессов торгового предприятия с субъектами внешней среды. Обеспечение малозвенности в структуре управления. Под малозвенностью понимается несложная структура управления. Но при этом должны достигаться стабильность и надежность управления коммерческой деятельностью.
5.Обеспечение адаптивности структуры управления . Внутренняя и внешняя среда подвержена постоянным изменениям. Особенно это проявляется в период зарождения потребительского рынка. Поэтому гибкость и приспособляемость структуры управления коммерческой деятельностью к переменам и условиям окружающей среды имеют существенное значение.
6.Обеспечение исполнительной информацией. Выработка и принятие управленческих решений основываются на исполнительной информации. Она включает получение исходной информации, обработку, анализ и выдачу результатов управляющегo воздействия.. Эта задача выполняется с помощью современных технических средств, пoзвoляющих автоматизировать процесс информационного обеспечения.
Слайд 135. Факторы, влияющие на развитие КД
Для формирования и развития коммерческой
деятельности необходимы определенные условия и конкретизация воздействующих факторов.
Коммерческие позиции
складываются под влиянием внешней и внутренней среды. Основу внешней среды в пределах деятельности торгового предприятия составляют: экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, субъекты партнерских связей, банки, финансовые учреждения, контрольно-инспекционные органы (налоговые службы, инспекции по торговле и качеству товаров, ценам), товарные и фондовые биржи, ярмарки, выставки, действующие законодательные и нормативные акты. Внутреннюю среду торгового предприятия представляют: производственные, технические, экономические, финансовые и кадровые ресурсы, функциональные службы, товарно-материальные ценности, торгово-технологические процессы, складское хозяйство, информационно- компьютерное обеспечение.
Слайд 14Инструменты анализа факторов, влияющих на развитие предприятия
При анализе факторов, влияющих
на развитие предприятия, применяются следующие инструменты:
-SWOT-анализ,
-PEST-анализ,
-матрица анализа
внешних стратегических факторов,
-матрица определения приоритетных внешних факторов,
-карта стратегических групп,
-лист анализа конкуренции,
-профильная матрица конкурентов.
Слайд 15SWOT-анализ применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды
организации и сведения их в единое целое, что позволяет по-
лучить общую картину действительности.
PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.
Матрица анализа внешних стратегических факторов предназначена для выявления и планирования влияния внешних общественных сил на непосредственное окружение компании
Карта стратегических групп применяется при анализе конкурентной среды для выявления конкурентов с аналогичными стратегиями.
Основной задачей листа анализа конкурентов является определение влияния политических, экономических, социальных и технических параметров на опасность появления новых фирм на рынке, на рыночную власть поставщиков фирмы, на рыночную власть клиентов фирмы, на опасность появления продуктов – заменителей и на интенсивность конкурентной борьбы между фирмами.
Профильная матрица конкурентов определяет основных конкурентов, анализируемой компании, их сильные и слабые стороны по отношению к ней.
Слайд 16Использованная литература
1. Панктратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для
вузов. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000
2. Половцева Ф.П. Коммерческая
деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М – М, 2001. – 248с.
3. Лапуста М.Г. Предпринимательство уч.пособие М.: «Инфра-М», 2002г.
4. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности М.: «Юнити», 1997 г.
5. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность.Учебник. М.: «Инфра-М», 2000 г.
6. Панкратов Ф.П.,Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.Учебник. М.:ИВЦ «Маркетинг», 2000 г.