Слайд 1Понятие, законодательная и нормативная основа экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза ведет
начало с 1988 года, с момента образования Государственного комитета СССР
по охране природы.
К началу 90-х годов сформирована система, позволяющая организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу на всех уровнях административного деления: на федеральном, уровне субъектов РФ (республик, краев, автономных образований), на областном и городском уровнях.
С 2000 г. эти функции переданы Министерству природных ресурсов и экологии.
Слайд 2Законодательная основа экологической экспертизы определена в:
федеральном законе «Об экологической
экспертизе» (1995),
законе «Об охране окружающей среды» (2002),
ряде подзаконных
документах: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1996), «Положение о регламенте проведения государственной экологической экспертизы» (1997).
В ряде субъектов РФ и на областном и городском уровнях также приняты и принимаются нормативные правовые акты в области экспертизы.
Слайд 3Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям, и определение допустимости реализации объекта экспертизы в целях
предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Слайд 4Экологическая экспертиза устанавливает:
1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству
РФ и субъектов РФ.
2. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия
намечаемой деятельности на окружающую среду.
3. Допустима ли намечаемая деятельность с точки зрения безопасности окружающей среды и населения.
4. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Слайд 5Основной вопрос, на который должна ответить государственная экспертиза – это
возможность реализации проекта: рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект
к реализации, отправить проект на доработку с указанием направлений его совершенствования.
Виды экологической экспертизы:
Государственная и общественная экологические экспертизы.
Помимо этих юридически обоснованных экспертиз существуют также: ведомственная, научная, коммерческая экологические экспертизы.
Слайд 6Государственная экологическая экспертиза является правовой мерой обеспечения выполнения экологических требований
при принятии значимых решений.
Проводилась экспертной комиссией (с 2000 по
2004 гг.), образованной приказом министра природных ресурсов и экологии на федеральном уровне или органами государственной власти субъектов РФ. Выводы ее имеют юридическую силу.
Слайд 7Общественная экологическая экспертиза выступает средством вовлечения заинтересованной общественности в механизм
принятия экологически значимых решений.
Организуется и проводится по инициативе граждан
и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или органу государственной власти субъекта РФ.
Слайд 8Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его
федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом
государственной власти субъекта РФ.
Ведомственная экологическая экспертиза носит ярко выраженную технологическую направленность, она оценивает новые технологии, которые разрабатывает само ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы.
Слайд 9Научная и коммерческая экологические экспертизы приобретают правовой статус при включении
их либо в общественную экологическую экспертизу, либо при использовании их
заключений при проведении государственной экологической экспертизы. Без этого они могут иметь только рекомендательный характер (не имеют юридической силы).
Слайд 10Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
-- Проекты правовых актов РФ
нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным
воздействиям на окружающую среду.
-- Материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ:
1. проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду.
2. проекты генеральных планов развития территорий.
Слайд 113. проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ.
4. проекты межгосударственных
инвестиционных программ, в которых участвует РФ, и федеральных инвестиционных программ.
5.
проекты комплексных схем охраны природы.
Слайд 12Подлежат также государственной экологической экспертизе:
1. технико-экономические обоснования и проекты строительства,
реконструкции, технического перевооружения, ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности
РФ, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую среду.
2. материалы по организации добывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов.
3. проекты международных договоров.
Слайд 134. материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности, способной оказать воздействие
на окружающую среду.
5. проекты технической документации на новые технику, технологию,
материалы и сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень экологической экспертизы.
6. материалы обследования участков территорий, обосновывающие придание статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.
Слайд 147. проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и
других природных ресурсов.
8. виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность,
которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов РФ.
9. доработки проектов объектов по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы.
Слайд 15В настоящий момент на федеральном уровне полномочиями специально уполномоченного федерального
органа по проведению экологической экспертизы наделена Федеральная служба по надзору
в сфере природопользования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347.
Слайд 16Росприроднадзор (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) является специально
уполномоченным федеральным государственным органом в области экологической экспертизы.
На данный
орган также возложено полномочие по контролю за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области экологической экспертизы.
Слайд 17Федеральным органом по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и регулированию
передачи субъектам Российской Федерации полномочий в сфере экологической экспертизы является
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2581.
Слайд 18В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с совершенствованием разграничения полномочий» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.
В связи с этим объекты подразделяются на два уровня: федеральный и региональный.
Слайд 19С 1 января 2009 года вопросы проведения государственной экологической экспертизы
объектов регионального уровня в соответствии с постановлением Правительства Пермского края
от 18.12.2008 № 724-п переданы в Министерство природных ресурсов Пермского края.
Слайд 20Государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня (ежегодный экологический доклад 2018
г.).
(По материалам Управления федеральной службы по надзору в сфере
природопользования по Пермскому краю в 2018 году – 10 объектов: 9 положительных и 1 отрицательное заключение)
проектная документация объектов, связанная со строительством и обустройством нефтяных скважин, межпромыслового нефтепровода (7 объектов);
материалы обоснования общих допустимых уловов водных биоресурсов в водоемах Пермского края (1 объект);
проектная документация по объекту термического обезвреживания и утилизации отходов (1 объект);
проектная документация, связанная с размещением отходов (1 объект).
Слайд 21Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня
(по материалам Министерства природных
ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в 2018 году
– 9 объектов: положительное заключение)
проектная документация по обустройству наземной инфраструктуры кустовых площадок нефтяных и газовых скважин, расположенных на особо охраняемых природных территориях регионального значения (1 объект);
проектная документация по реконструкции объектов капитального строительства и реконструкции автомобильных дорог на территории Пермского края с обустройством остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта, расположенных на особо охраняемых природных территориях регионального значения (4 объекта);
материалы обоснования утверждаемых постановлением Правительства Пермского края региональных нормативов допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах Пермского края (1 объект);
проектная документация по реконструкции линейных объектов: строительство межпоселковых газовых сетей, линий электропередач (ВЛ), волокно-оптических линий связи (4G интернет) в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения (2 объекта);
материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в Пермском крае (1 объект).
Слайд 22Краевое государственное автономное учреждение «Управление госэкспертизы Пермского края» создано на
основании распоряжения Правительства Пермского края от 21.05.2008 № 57-рп, переименованного
на основании постановления Правительства Пермского края от 09.03.2007 № 25-п из Управления государственной вневедомственной экспертизы Пермской области, созданного на основании постановления главы администрации Пермской области от 02.03.1992 № 49 «О государственной вневедомственной экспертизе Пермской области».
Учреждение является единственным территориальным государственным экспертным органом Пермского края, осуществляющим проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Слайд 23Принципы экологической экспертизы
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и
иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о
реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
Слайд 24Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
Независимости экспертов экологической
экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
Научной
обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Слайд 25Процедура проведения экспертизы
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной приказом
министра природных ресурсов (на федеральном уровне с 2000 по 2004
гг.). С 2004 г. – руководителем Росприроднадзора (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования).
Расходы по проведению экспертизы несет проектная организация, которая обязана в течение 30 дней со дня получения сметы и счетов оформить оплату (согласно закону «Об экологической экспертизе и Постановления правительства РФ № 698 от 11.06.1996).
Слайд 26В приказе утверждается председатель комиссии, его заместители (один или два),
ответственные секретари (один – представитель министерства, другой – представитель организации
председателя комиссии).
Определяется перечень и персональный состав рабочих групп, в каждую из которых обычно входит от 3 до 5 человек.
Эксперты – в основном приглашенные ученые и специалисты (РАН, университетов, проектных организаций и т. д.). В состав экспертной комиссии могут включаться и штатные работники МПР.
Слайд 27Общая численность экспертов проектов:
малой и средней сложности составляет 25-50
человек,
сложных 80-100 человек (Катунская ГЭС, комплексной схемы охраны оз.
Байкал и его бассейна – 186 человек).
Объект экспертизы представляется в 2 экземплярах, дополнительные материалы в одном.
Срок проведения экспертизы:
для простых проектов – до 30 дней,
средней сложности – до 60 дней,
для сложных – до 120 дней.
Слайд 28В виде исключения сроки проведения могут быть продлены до 6
месяцев на основании представления председателя комиссии, приказом руководителя Росприроднадзора.
Первый этап
– начало: пленарное заседание, нередко с участием средств массовой информации. Представление председателя экспертизы, его заместителей, руководителей рабочих групп. Главный инженер проекта излагает его цели и задачи, основные положения ОВОС. Далее вопросы и ответы, без дискуссии.
Слайд 29Второй этап – рассмотрение проекта экспертами по рабочим группам. Обмен
информацией и обсуждения с проектировщиками. Возможен выезд на места для
уточнения деталей.
Продолжительность один-два месяца. Он завершается составлением индивидуального заключения эксперта, которое передается руководителю группы.
Третий этап – завершение работы на уровне групп, руководитель на основании индивидуальных заключений составляет общее заключение по группе и оно доводится до сведения проектировщиков. После обсуждения на заседании группы оно принимается и передается ответственному секретарю экспертной комиссии.
Слайд 30Четвертый этап – составление сводного заключения на базе заключений отдельных
групп. Это нормативный документ, состоит:
1. Вводная часть. Состав экспертной комиссии,
перечень представленных проектных материалов.
2. История проекта.
3. Характеристика проекта и альтернативных вариантов.
4. Оценочная (аналитическая часть) по основным группам экспертной комиссии.
5. Замечания и предложения.
6. Выводы.
Слайд 31Сводное заключение доводится до проектной организации.
После заключительной корректировки созывается
обычно пленарное заседание экспертной комиссии, на котором председатель и руководители
рабочих групп докладывают итоги работы. И приглашается общественность для обсуждения.
После этого заключение подписывается председателем, заместителями, секретарями и всеми членами комиссии. Заключение может быть положительным или отрицательным. Если мнения экспертов разошлись, то решает большинство.
Слайд 32Эксперт, подписав Сводное заключение, но не согласный с рядом выводов,
имеет право письменно высказать свое особо мнение с указанием причин
несогласия, которое прилагается к итоговому документу.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией, утверждается приказом руководителя Росприроднадзора и приобретает статус официального документа, в котором также определен срок действия решения.
Положительное заключение является обязательным условием начала финансирования проекта.
Слайд 33Отрицательное заключение налагает запрет на реализацию проекта, оно может быть
двух видов:
а) о недопустимости в принципе реализации проекта ввиду
несоблюдения требований экологической безопасности,
б) о необходимости доработки представленных материалов проекта по замечаниям и предложениям. В этом случае заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний.
Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке.
Слайд 34Недостатки организации экологической экспертизы на современном этапе
Приводятся в статье: Хаустов
Д.В. Актуальные проблемы правового регулирования экологической экспертизы на современном этапе
("Экологическое право", 2012, № 4).
1. Существенная зависимость экспертов от органа государственной власти, уполномоченного на организацию проведения экологической экспертизы. Подбор экспертов осуществляется не на прозрачной конкурсной основе, а по усмотрению сотрудников соответствующего государственного органа, зачастую зависимого от политических и административных установок.
Слайд 352. Проведение экологической экспертизы происходит по принципу конвейера, т.е., как
правило, одни и те же эксперты включаются в состав экспертных
комиссий. Они не вникают в существо объекта экспертизы, а готовят заключение по единому общему шаблону с учетом указаний.
3. Экологическая экспертиза зачастую предусматривается по ряду незначительных объектов, оценку соответствия экологическим требованиям которых можно было бы проводить по более простым процедурам. На практике это влечет отвод сил и внимания от глобальных объектов экспертизы, а также порождает лишние временные и материальные затраты.
Слайд 364. По ряду экологически значимых объектов (например, по проектной планировочной
документации в сфере градостроительной деятельности) экологическая экспертиза вообще не предусмотрена.
Оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям по таким объектам если и происходит, то совершенно по иным процедурам, не обеспечивающим надлежащей экологической оценки проектной документации.
Слайд 375. Нечеткость законодательства об объектах экологической экспертизы и об уровне
их проведения позволяет избегать применения экспертной процедуры по ряду объектов.
Данный
пробел провоцирует недопустимый спор о компетенции по проведению экологической экспертизы между федеральными исполнительными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данное обстоятельство влечет возможность появления на практике двух противоречащих друг другу заключений экологической экспертизы (федерального и регионального уровня).
Слайд 38Градостроительный кодекс Российской Федерации (2004, с дополнениями до 2019 г.),
где дается перечень объектов, которые подлежат и выведены из Государственной
экспертизы.
Слайд 39Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов
капитального строительства:
отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не
более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три;
отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан;
Слайд 40Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для
строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство.
Выдача
разрешения на строительство не требуется в случае:
строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других), а также сооружений вспомогательного использования.