Слайд 1Понятия: сопровождение, психологическое сопровождение, психолого-педагогического сопровождение
Выполнила студентка 1 курса, гр.4
«Начальное
образование»
Малаева Елизавета
Руководитель:
к. п. н, доц. Лебеденко О. А.
асс. Моргунова Ю.
А.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Академия психологии и педагогики
Кафедра начального образования
Ростов-на-Дону
2019
Слайд 2Содержание:
I.Понятие«сопровождение»
II.Сущность понятия «психологическое сопровождение»
II.1.Принципы психологического сопровождения
II.2.Направления психологического сопровождения
II.3.Функции психологического сопровождения
III.Психолого-педагогического
сопровождения
III.1.Основные формы сопровождения
III.2.Основные направления психолого-педагогического сопровождения
Вывод
Список использованной литературы
Слайд 3I.Понятие «сопровождение»
Понятие «сопровождение» в современной педагогике и психологии все рассматривается
в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов
обеспечения, поддержки, защиты, помощи и самостоятельности субъекта в принятии решений. В словаре русского языка С.И. Ожегова «сопровождение» трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь»
Слайд 4«сопровождение»
В психологии «сопровождение» – это системная ком-плексная технология социально-психологической помощи
личности (Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Н.А. Менчинская, В.С.
Мухина, Ю.В. Слюсарев, Л.М. Шипицина, И.С. Якиманская).
Слайд 5«сопровождение»
Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для
принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора».
По мнению Е.И. Казаковой, сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Слайд 6II.Сущность понятия «психологическое сопровождение»
Процесс психологического сопровождения представляет собой не только
непосредственное участие в образовательном процессе. При возникновении у ребенка психологических,
учебных, социальных трудностей, наличие рядом с ним соответствующего специалиста службы психологического сопровождения поможет решить возникшую проблему. Специалист службы сопровождения координирует деятельность ребенка, педагогов и родителей в решении проблем ребенка.
Слайд 7II.1.Принципы психологического сопровождения
Рекомендательный характер советов сопровождающего. Ведущая идея – необходимая
самостоятельность ребенка в решении актуальных для его развития проблем;
Приоритет интересов
сопровождаемого, «на стороне ребенка» - специалист сопровождения должен пытаться решить проблему ребенка с максимальной пользой для него;
Непрерывность сопровождения – ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи вплоть до полного решения проблемы;
Комплексный подход к сопровождению – данный принцип требует согласованной работы всех специалистов сопровождения, которые включены в единую модель организации сопровождения;
Стремление к автономизации – предполагает относительную независимость от образовательного учреждения, его решений и мнений педагогов, работающих в нем.
Слайд 8II.2.Направления психологического сопровождения
Организация среды: материальной, методической, психологической;
Помощь непосредственно ученику;
Помощь преподавателям;
Работа
с родителями;
Сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений.
Слайд 9II.3.Функции психологического сопровождения
Диагностика возникшей проблемы;
Информация о проблеме и путях ее
решения;
Консультация на этапе принятия решения и выработка плана проблемы;
Первичная помощь
на этапе реализации плана решения.
Слайд 103.Смысл психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность,
в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного
обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Слайд 11III.Смысл психолого-педагогического сопровождения
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является
обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в
соответствующем возрасте).
Слайд 12В.А. Сластенин, подробно раскрывает в своей трактовке педагогического сопровождения методы актуальной
педагогической деятельности.
С его точки зрения, педагогическое сопровождение — это
«процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога»
Слайд 13III.1.Основные формы сопровождения
Консультирование
Профилактика
Развивающая работа
Диагностика
Просвещение
Экспертиза
Коррекционная работа
Слайд 14III.2.Основные направления психолого-педагогического сопровождения
-Сохранение и укрепление психологического здоровья;
-Мониторинг возможностей и
способностей обучающихся;
-Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
-Выявление и поддержка
детей с особыми образовательными потребностями;
-Поддержка детских объединений и ученического самоуправления;
-Формирование коммуникативных навыков разновозрастной среде и среде сверстников;
-Дифференциация и индивидуализация обучения.
Слайд 15Вывод:
Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от
трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия
для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути.
Слайд 16Список использованной литературы:
Берулава,Г.А. Методологические основы практической психологии: учебное пособие /
Г.А. Берулава. –М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. –192 с;
Дети с
ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденциив обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. –448 с;
Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. [Текст] / Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – Москва: Издательский центр «Академия», 1998. - 144с;
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: / Под ред. Шипицыной Л.М.- СПб., 2001.
Слайд 17Благодарю за внимание!
liza.malaeva.96@mail.ru