Слайд 1Управление программами и проектами в регионе
Бревнова Анна Григорьевна,
СибГАУ, каф.
Международного кадрового и проектного менеджмента
Слайд 2Портфель –
набор проектов, программ и других работ, объединенных вместе
с целью эффективного управления для достижения бизнес-целей организации
Программа –
ряд связанных друг с другом проектов, управление
которыми координируется для достижения преимуществ и степени
управляемости, недоступным при управлении ими по отдельности
Слайд 4Долгосрочная целевая программа
1. разрабатывается органом исполнительной власти, органом местного самоуправления
и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного
самоуправления.
2. Формирование перечня ДЦП осуществляется органом исполнительной власти, органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом СЭР РФ и прогнозом СЭР соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
.
4. Заказчиком долгосрочной целевой программы может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Бюджетный кодекс. Статья 179. Долгосрочные целевые программы
Слайд 5ДЦП, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств
или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать
технико-экономическое обоснование;
прогноз ожидаемых социально-экономических
(экологических) результатов реализации указанной программы;
наименование заказчика указанной программы;
сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;
другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения
Слайд 6Ведомственная целевая программа
Ведомственная целевая программа – утвержденный (планируемый к утверждению)
субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс
мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов);
Слайд 7Ведомственные целевые программы могут формироваться в 2 видах:
- утверждаемая ведомственная
целевая программа (или целевая программа ведомства) - утверждаемый субъектом бюджетного
планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами.
- аналитическая ведомственная целевая программа (или аналитическая программа ведомства) - выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой целевыми индикаторами.
Слайд 9Принципы программно-целевого подхода
целенаправленность как целевая ориентация программ на достижение конечных
результатов;
системность как разработка всей совокупности мер, необходимых для реализации;
комплексность как соответствие промежуточных подцелей генеральной цели;
обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;
приоритетность через ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;
экономическая безопасность проектов программы;
согласованность программ различных уровней;
своевременность достижения требуемого конечного результата.
Слайд 10Общими чертами всех программ, независимо от их содержания, объема и
т. д., являются
—направленность на цель, на конечный результат, подчинение всех
мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату
— наличие в программе системы не только количественных, но и качественных показателей
— объединение в определенных организационных рамках под общим руководством и управлением всех организаций, исполнителей, независимо от их ведомственной и территориальной принадлежности от самого начала до окончания работ;
— четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми организациями, исполнителями, ориентация исполнителей и особенно руководителей всех уровней на результат конечный и результаты промежуточные, являющиеся средством, этапом, звеном в достижении конечной цели;
— строгая и четкая координация и увязка функций организаций, звеньев как различных уровней (по вертикали), так и одного уровня (по горизонтали);
— гибкая система управления, отвечающая особенностям программы, максимально приближенная к исполнителям.
Слайд 11В любой программе должны содержаться ответы на вопросы
— какова главная
цель программы;
— кто, каким путем и в какие сроки будет
ее реализовывать;
— какие ресурсы требуются для реализации программы и каковы источники их поступлений;
— кто, где, когда и как именно будет использовать результаты реализованной комплексной программы.
Слайд 12Преимущества проектного подхода
обоснование проекта, при подготовке которого используются инструменты управления
проектами, оказывается более точным и близким к реальности;
планирование проекта осуществляется
по единым правилам, что позволит унифицировать и процесс его реализации;
проектное управление позволяет систематизировать и унифицировать процедуры контроля, отчетности, мониторинга;
значительно облегчается управление проектами, входящими в программу;
появляется возможность оценки проекта с единых позиций в соответствии с выбранными ключевыми показателями эффективности;
разрабатываемые на основе проектного подхода программы социально-экономического развития области становятся обоснованными и целостными, поскольку сформулированные цели логично превращаются в задачи и в проекты.
Слайд 13Процессы управления программой проектов
Слайд 17Типовые ошибки и проблемы, связанные с качеством планирования
Слайд 20Процессы управления портфелем проектов
Слайд 21Категоризация проектов
Процесс объединения компонентов в однородные группы, имеющие общие цели, критерии
оценки, селекции, независимо от места происхождения в организации. Категоризация, среди
прочего, позволяет произвести балансирование портфеля.
Примеры категорий проектов:[2]
увеличение прибыльности
снижение риска
увеличение производительности
выполнение обязательств
увеличение доли на рынке
улучшение процессов
требования ведения бизнеса
Каждая категория может иметь подкатегорию для получения сравнительных таблиц, графиков и т. д. Пример:
размер (бюджеты, доступные ресурсы и т. д.)
продолжительность
степень привлекательности для покупателя
тип (проект, портфель, программа)
жизненный цикл
Слайд 22Оценка проектов
анализ отдельных проектов, для составления итогового инвестиционного портфеля компании,
позволяющий ей правильно оценить и выгодно распределить финансовые средства по
различным проектам, и получить с этого максимальную прибыль.
Примеры критериев оценки компонентов портфеля:
Общий критерий бизнеса
Финансовый критерий
Критерий оценки риска
Критерий соответствия нормам регулирования/законам
Критерий оценки кадрового потенциала
Критерий маркетинга
Критерий оценки технических возможностей
Выбор критериев оценки компонентов состоит в том, чтобы отобрать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют целям компании, так как в дальнейшем избранные критерии могут быть использованы в измерении размера привнесенной выгоды от выбора компонента в портфель.
На данной стадии управления портфелем проектов возможно применение следующих инструментов и методов:
Скоринговая модель;
Графическое представление результатов оценки;
Экспертные оценки;
Слайд 23Отбор проектов
процесс, необходимый для того, чтобы сформировать подмножество организационных компонент
основанных на рекомендациях по процессу оценки и организационному критерию отбора.
Анализ
по трудовым ресурсам
Анализ по финансовым ограничениям
Анализ по физическим ограничениям
Экспертная оценка
Слайд 24Определение приоритетов
ранжирование компонентов в соответствие со стратегией или финансовыми аспектами
(например, инновации, экономия в расходах, рост, техническое обслуживание), периодом инвестирования
(краткосрочный, средний, долгосрочный), значением риска и доходности, организационными аспектами (такими как потребитель, поставщик, внутренние характеристики).
Слайд 25Ранжирование целей
Для того чтобы проранжировать проекты по их стратегической значимости,
мы сначала должны проранжировать стратегические цели – чтобы определить, какая
из них более важна, а какая – менее.
Слайд 27Ранжирование потенциальных проектов (по степени влияния на цель)
Слайд 28Балансирование портфеля
процесс формирования комплекса проектов с учетом их приоритетов, взаимосвязи,
синергии и каннибализма, влияния на достижение целей организации. Целью данного
процесса является подбор наборов компонент портфеля с наибольшим потенциалом к реализации организационных стратегических инициатив и достижению стратегических целей.
Добавляем новую компоненту, которая была выбрана, и присваиваем приоритет в соответствии с критериями
Рассчитываем показатели портфеля с учетом новой компоненты
Определяем компоненты, которые не удовлетворяют текущим критериям
Исключаем компоненты, которые приостановлены или ликвидированы
Слайд 29Отбор проектов и карта инвестиций
Слайд 30Авторизация проектов
формализация принятых решений, выделение и распределение ресурсов (финансовых, человеческих, и
др.) необходимых для развития бизнеса или выполнения отдельных компонентов.
Слайд 31Пересмотр портфеля и составление отчетов
Обзор компонентов портфеля, их взаимосвязей, масштабов,
рисков, финансовых показателей в сравнении с портфельными контрольными критериями;
Обзор ожидаемого
влияния бизнес-прогнозов использования ресурсов, ограничений на реализацию проектов;
Определение целесообразности продолжения или прекращения разработки проектов, добавления новых, реприоритезации, пересмотра соответствия стратегиями;
Разработка при необходимости рекомендаций по управлению отдельными проектами портфеля;
Предложения изменения по управлению портфелем;
Отчет о достижении целей компании и получении выгод от портфеля.
Слайд 32Стратегические изменения
В течение бизнес-цикла менеджер по управлению проектами осуществляет мониторинг
и утверждает компоненты портфеля проектов в соответствии с:
корпоративной стратегией компании;
их жизнеспособностью как
часть портфеля, основываясь на ключевых показателях эффективности и приемлемом уровне риска;
их ценностью по отношению к другим компонентам портфеля;
доступными ресурсами и приоритетами портфелей;
необходимостью добавить или удалить компоненты портфеля