Разделы презентаций


ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА

Содержание

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Психологические особенности детей и подростков- жертв терро-ристических актов будет рассмотрено с учетом анализа доступной лтературы, посвященной изучению психического состояния детей и подростков - бывших заложников

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА


ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ PTSD
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ

РЕАЛЬНУЮ ВИТАЛЬНУЮ УГРОЗУ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВАОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ PTSD У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ РЕАЛЬНУЮ ВИТАЛЬНУЮ УГРОЗУ

Слайд 2Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Психологические особенности детей и

подростков- жертв терро-
ристических актов будет рассмотрено с учетом анализа доступной


лтературы, посвященной изучению психического состояния детей и
подростков - бывших заложников террористических актов в горо-
дах Буденовске (14-19.06.1995 г.), Кизляре (09.01.1996 г.), Москве
(«Норд-Ост, 23-26.2002) и Беслане (01-03.09.2004 г.), свидетельству-
ющего об общности процессов, развивающихся у детей и подрост-
ков в посттравматический период.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Психологические особенности детей и подростков- жертв терро-ристических актов будет рассмотрено с

Слайд 3Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Ситуация заложничества является максимально
психотравматиччной

и обладает мощным патопси-
хологическим потенциалом.
1.В этих ситуациях

максимальных значений достигает реальная
перспектива смерти.
2.Максимально выражена фрустрация потребностей самосохра-
нения. Однако противодействовать ситуации нет возможности и,
как следствие, формирование беспомощной подверженности смер-
тельной угрозе.
3.Террористы насильственно формируют у заложников чувство
неотвратимости смерти, никчемности личности заложника. Поэ-
тому интенсивность переживания угрозы вырастает до запредель-
ных масштабов — переживаются ужас, персекуторность, парали-
зующий страх.
Травматическое событие такой силы, рассматривается как экстра-
ординарное, чрезвычайное, характеризуется внезапностью, неожидан-
ностью. Оно превосходит возможности индивида, с еще несформиро-
вавшейся психикой, справиться с ним.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Ситуация заложничества является максимальнопсихотравматиччной и обладает мощным патопси-хологическим потенциалом.

Слайд 4Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Наблюдаемая у

детей динамика психического состояния в
посттравматический период имеет некоторые отличия

от времен-
ных критериев и проявлений, наблюдаемых у взрослых и представ-
ленных в DSM-IV и MKБ-10.
В большей степени особенности протекания травматического
стресса у детей соответствуют взглядам некоторых авторов (Ben
Colodzin, В.Коган, 1995) о том, что малолетний индивид, после пе-
ренесенной психической травмы с реальной витальной угрозой
последовательно проходит 3 основные стадии развития травма-
тического стресса:

-стадия острого стресса;
-стадия отсроченного стресса;
-стадия хронического стресса

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ    Наблюдаемая у детей динамика психического состояния в посттравматический период

Слайд 5Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Стадия I (стадия острого

стресса).
Наблюдается сразу после чрезвычайной ситуации.
Продолжительность стадии

в пределах 6-и недель от момента со-
бытия.
Отмечаются приступы страха, острое чувство беспомощности,
выраженные вегетативные проявления, инсомнические нарушения,
Плохая концентрация внимания, умственная жвачка, вспышки гне-
ва по незначачащим причинам, повторное переживание событий,
чувство вины, отдаление от людей и др.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Стадия I (стадия острого стресса).  Наблюдается сразу после чрезвычайной ситуации.

Слайд 6 Ptsd

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
По данным врачей-психиатров госпиталя

ВЦМК, которые ока-
зывали помощь жертвам террористического акта в
г. Буденновске в первые дни после освобождения
заложников, у последних отмечалась:
1. «Ураганная» скорость развития очерченных
невротических и, частично аффективных рас-
стройств.

2. Состояние освободившихся заложников определялось остаточ-
ными явлениями: аффективно-шоковых реакций с клинической
картиной адинамической депрессии, астении, апатии.

3. Характерным было нежелание
вспоминать пережитое, стремление
«скорее домой…, скорее лечь спать
и все, все быстрее забыть, скорее,
вернуться к обычной жизни».

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ   По

Слайд 7Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Стадия II (стадия отсроченного

стресса).
Вторая стадия длится до 3-х месяцев с

наличием дли-
тельно наблюдаемых симптомов: нарастание тревоги,жа-
жда возмездия, отмщения, избегание ситуаций, напоми-
нающих о травме, депрессия, астения, постоянные мыс-
ли о случившемся и (или) о смерти и умирании, неспосо-
бность к концентрации внимания, вспышки пережитого в
сознании («флэшбек-эффект») и др.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Стадия II (стадия отсроченного стресса).   Вторая стадия длится до

Слайд 8Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Наиболее отчетливым психопатологическим феноменом

в стру-
ктуре расстройств после освобождения, явились ситуационные фо-
бии. Уже в

ближайшее время у подавляющего большинства быв-
ших заложников формировались выраженные депрессивные реак-
ции, навязчивой агорафобии) и тенденции к ограничительному
поведению (боязнь подходить к окнам в домашних условиях, боя-
знь спать в постели и желание лечь на пол под кровать и т. п.).
Этот быстрый переход ситуационных фобий в обсессивно-
фобический синдром на фоне выраженных адинамических деп-
рессивных расстройств следует рассматривать как показатель
прогредиентности собственно психопатологического процесса
(невроза регрессии).

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Наиболее отчетливым психопатологическим феноменом в стру-ктуре расстройств после освобождения, явились ситуационные

Слайд 9Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Подобные данные приводят

военные медики, которые принимали
участие в диспансеризации учащихся средних школ

на освобожденных
территориях Чеченской Республики (январь 2000 г. ). В частности, вра-
чи-психиатры МОСНа, которым была поставлена задача:провести дис-
пансеризацию школьников перед началом обучения установили, что
25% детей и подростков (в возрасте от 9 до 14 лет) предъявляли жало-
бы по типу навязчивых агорафобий: боязнь выходить на улицу, боязнь
подходить к окнам, желание спустится в подвал и находится там, непре-
одолимое желание, передвигаясь по двору или около своего дома, дер-
жаться поближе к укрытиям и др., что также укладывалось в симптома-
тику обсессивно - фобического синдрома,
сформировавшегося под влиянием виталь-
ной угрозы во время проживания детей и
подростков на территории боевых действий.
Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ   Подобные данные приводят военные медики, которые принимали участие в диспансеризации

Слайд 10Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Стадия III. (стадия хронического стресса).

Симптомы обычно возникают в пределах 6-и месяцев
и сохраняются

до полугода. Симптомы хронической фа-
зы стресса проявляются усиливающимися симптомами
депрессии, поглощенностью чувством бессилия и болью,
склонностью к агрессивным реакциям в межперсональ-
нальном общении, трудностями социализации, склоннос-
тью к аддиктивному поведению.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВСтадия III. (стадия хронического стресса).   Симптомы обычно возникают в пределах 6-и

Слайд 11Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
К началу формирования 2-й

стадии PTSD-синдрома психоло-
гами, оказывающими психологическую помощь детям и подрос-
ткам, было

выявлено наличие у ряда пострадавших наличие так
называемого «Стокгольмского синдрома»*.
_____________________________________________
*Авторство термина «Стокгольмский синдром» приписывают
шведскому психологу и криминалисту Нильсу Биджероту (Nils
Bejerot), известному специалисту в области психологии конфл-
икта и переговорного процесса. Термин введен автором во вре-
мя анализа ситуации, возникшей в Сток-
гольме во время захвата зпложников в
августе 1973 г.
Нильс Биджерот неоднократно при-
нимал участие в переговорах с террори-
стами и даже сам дважды находился в
положении заложника, предложив себя
вместо жертвы, которую отпускали.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  К началу формирования 2-й стадии PTSD-синдрома психоло-гами, оказывающими психологическую помощь детям

Слайд 12Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Среди современных психологов,

известных своими работами с
«Стокгольмским синдромом» по праву считается Джордж

Колризер
(George Kohlrieser) - специалист по организационной и клинической
психологии. Получил докторскую степень в Университете штата
Огайо. Постоянно работает психологом в полиции и участвует в пе-
реговорах с захватчиками заложников.
Область его интересов - это работа с проявлениями агрессии, пе-
реговоры с террористами и управление кризисными ситуациями.
По роду своей деятельности он четыре раза оказывался в заложни-
ках. Каждый раз, используя свои умения, он успешно проводил пере-
говоры и выходил из сложной ситуации.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ   Среди современных психологов, известных своими работами с «Стокгольмским синдромом» по

Слайд 13Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
«Стокго́льмский синдром» (англ. Stockholm

Syndrome) -
термин популярной психологии, описывающий защитно-
подсознательную травматическую связь, взаимную или


одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой
и агрессором в процессе захвата, похищения и/или приме-
нения (или угрозы применения) насилия.
Под воздействием сильного шока заложники начинают
сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их дейст-
вия, и в конечном счете отождествлять себя с ними, пере-
нимая их идеи и считая свою жертву необходимой для
достижения «общей» цели.


25 августа 1973 г. Арест террориста Яна Эрика Улссона, который захватил
заложников в банке в центре Стокгольма.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ   «Стокго́льмский синдром» (англ. Stockholm Syndrome) - термин популярной психологии, описывающий защитно-подсознательную травматическую

Слайд 14 Ptsd У ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ
Механизм психологической защиты,
лежащий в основе «Стокгольмского

си-
ндрома», был впервые описан в 1936 году
Анной Фрейд, когда этот синдром и полу-
чил название «Индентификация с агрес-
сором».
Современные исследователи полагают, что «Стокгольмс-
кий синдром» является не психологическим парадоксом, не
является расстройством (или синдромом), а скорее всего яв-
ляет собой нормальную реакцию человека на сильно травми-
рующее психику событие.
NB! Поэтому «Стокгольмский синдром» не включён ни
в одну международную классификацию психиатрических
заболеваний.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ   Механизм психологической защиты,лежащий

Слайд 15Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Характерный набор признаков «Стокгольмского

синдрома»:
1. «Стокгольмский синдром» формируется у жертвы после
3-4

дней лишения свободы и усиливается в случае дальней-
шего пребывания в плену и/или или дополнительной изоля-
ции от остальных пленников.
2. Пленники начинают отождествлять себя с захватчиками.
Вначале формируется защитный механизм, зачастую основан-
ный на неосознанной идее, что преступник не будет вредить
жертве, если действия будут совместными и положительно
восприниматься. Пленник практически искренне старается за-
получить покровительство захватчика.
3. Жертва часто понимает, что меры, принятые её потенциа-
льными спасателями, вероятно, нанесут ей вред (То есть, по-
пытки спасения могут перевернуть ситуацию: вместо терпи-
мой она станет смертельно опасной, так как велика вероятно-
сть получить случайную пулю от освободителей или же от
захватчика, когда он окажется в безвыходной ситуации.


Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Характерный набор признаков «Стокгольмского синдрома»:  1. «Стокгольмский синдром» формируется у

Слайд 16Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
4. Долгое пребывание

в плену приводит к тому, что жертва узнаёт преступника, как человека. Жертве

становятся известны его пробле-
мы и устремления. Это особенно хорошо срабатывает в политичес-
ких или идеологических ситуациях, когда пленник узнаёт точку зре-
ния захватчика, его обиды на власть. В этой ситуации у жертвы фо-рмируется убеждение, что позиция преступника — единственно вер-ная.
5. Пленник эмоционально дистанцируется
от ситуации, думает, что с ним этого не могло
произойти, что всё это сон. Он может попыта-
ться забыть ситуацию, участвуя в бесполезной,
но занимающей время «тяжёлой работе».
В зависимости от степени отождествления
себя с  захватчиком жертва может посчитать,
что потенциальные спасатели (и  их настойчи-
вость) действительно виноваты в том, что про-
исходит.
 
Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ   4. Долгое пребывание в плену приводит к тому, что жертва узнаёт преступника,

Слайд 17Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
По данным специалистов ГНЦ

социальной и судебной пси-
хиатрии им. В.П.Сербского (г.Москва), которые изучали пси-
хофизиологическое

состояние и поведенческие реакции более
200 детей и подростков, пострадавших при террористических
актах, было установлено:

а). Даже спустя 6 и 12 месяцев после этих событий психи-
ческое состояние у обследованных значительно отличалось в
худшую сторону по сравнению с состоянием сверстников из
контрольных групп.

б). Отчетливо проявлялось наличие дезадаптационных на-
рушений в остром и отдаленном периодах, после терракта, во
многом непохожих между собой.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  По данным специалистов ГНЦ социальной и судебной пси-хиатрии им. В.П.Сербского (г.Москва),

Слайд 18Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В первые 6 месяцев

после терракта травмирующие переживания
обладали интенсивностью и высокой личностной значимостью

для
ребенка. Ведущими были эмоциональные расстройства с фобичес-
ческими реакциями, стойким тревожно-депрессивныным фоном
настроения и признаками высокой психической истощаемости.

Кроме того отмечались психосоциальные отклонения:
-снижение интереса к общению и игровой
деятельности у детей младшего возраста;

-«социальная апатия», чувство утраты;

-неприязнь и раздражение по отношению
к сверстникам в подростковой среде, не пе-
режившим трагическую ситуацию.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  В первые 6 месяцев после терракта травмирующие переживания обладали интенсивностью и

Слайд 19Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В отдаленном периоде (спустя

12 месяцев) в структуре
пограничных психических расстройств у детей младшего
школьного

возраста доминировали признаки парциаль-
ной или тотальной задержки психического развития. Это проявлялось в ограниченности навыков общения,
в бедности личностной активности и в задержке форми-
рования навыков учебной деятельности.
При этом у большинства обсле-
дуемых отмечались отчетливые
признаки гипертимного и гипер-
динамического поведения*.
____________________
*Классификация болезней в психиатрии и наркологии (МКБ-10)
F90. ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (F90-F91).
«Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начи-
нающиеся в детском и подростковом возрасте» 

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  В отдаленном периоде (спустя 12 месяцев) в структуре пограничных психических расстройств

Слайд 20Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Ведущими признаками личностных отклонений

у несовершенно-
летних подростков явилось: выраженная тенденция к делинквент-
ным и асоциальным

формам поведения на основе негативных ус-
тановок к окружающим. Это находило свое проявление в агрессив-
ных действиях (вербальных) в отношении взрослых и (физических)
в отношении детей и подростков, что в большей степени объясня-
лось остаточными явлениями ПТСР-синдроматики.
Примерно у 20%-25% подростков, с течением времени развива-
ется кондуктивное расстройство, как более серьезное антисоци-
альное поведение. Такие подростки:
-часто лгут или воруют;
-дерутся с другими или задираются;
-у них возникают проблемы в школе или
с полицией;
-такие подростки склонны к злоупотребле-
нию ПАВ и к суицидальному поведению.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Ведущими признаками личностных отклонений у несовершенно-летних подростков явилось: выраженная тенденция к

Слайд 21Кондуктивное расстройство (симптоматика)
Кондуктивное расстройство - это повторяющееся

или постоянное поведение подростка,
ущемляющее права других людей или основные

соответствующие возрасту социальные нормы
и правила.

-У подростков с КР отсутствует или недостаточна чуткость по отношению к чувствам и
благополучию других людей. Они ошибочно воспринимают поведение окружающих как
угрожающее.

-Они проявляют агрессию, задираясь и запугивая, угрожая или применяя оружие, совершая
действия, связанные с физическим насилием, или принуждая кого-либо к сексуальным
действиям, при этом совершенно или практически не испытывая жалости и угрызений совести.

- В некоторых случаях их агрессия и жестокость направлены на животных.

-Подростки могут участвовать в разрушении собственности, обманывать и воровать.

-Они плохо переносят неудовлетворение потребностей и часто безответственны, нарушают
правила и запреты родителей (например, убегая из дома, часто прогулиливая школу).

-Аберрантное поведение отличается у лиц мужского и женского пола: мальчики склонны к
дракам, актам вандализма, кражам; девочки склонны лгать, убегать и заниматься проституцией.

-У лиц обоих полов часто отмечаются сложности в школе, они склонны к злоупотреблению
ПАВ. Часто встречаются суицидальные мысли, суицидальные попытки должны
восприниматься серьезно.

Кондуктивное расстройство (симптоматика)   Кондуктивное расстройство - это повторяющееся или постоянное поведение подростка, ущемляющее права других

Слайд 22Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В ходе

изучения психологического статуса детей,
жертв самого жестокого теракта (г. Беслан, 2004)

пси-
хологом Цуциевой Ж.Ч. Были выявлены закономерно-
сти формирования PTSD-синдрома у детей и подрост-
ков спустя 2-3 месяца после психотравмы.





Для подавляющего большинства детей и подростков,
переживших террористический акт, отмечался целый
ансамбль психотических симптомов, наиболее выра-
женнымы из которых были:
-Симптомы повторного переживания.
-Симптомы избегания.
-Симптомы повышенной возбудимости.

Цуциева Ж.Ч.


Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ    В ходе изучения психологического статуса детей,жертв самого жестокого теракта

Слайд 23Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Симптомы повторного переживания.

Навязчивые мысли о психотравме, неоднократные стереотипные
кошмарные сновидения, частые внезапные,

эмоционально окрашен-
ные воспоминания.
Было также отмечено, что утяжеляющим воздействием на психи-
ку обладало неоднократное участие детей в мероприятиях похорон
и траурных церемониях, что явилось формированием стойких флэш-
беков: без видимых причин эти картины «всплывали» в памяти,
вызывая яркие негативные эмоции, порой
с возникновением лакримальных реакций.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Симптомы повторного переживания.  Навязчивые мысли о психотравме, неоднократные стереотипные кошмарные

Слайд 24Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Симптомы повышенной возбудимости.
Большинство пострадавших

(особенно детей) хара-
ктеризовала гиперактивностью (чаще, бесцельной),
эмоциональной лабильностью, повышенным

уровнем
тревожности, раздражительностью, эксплозивностью.
У детей, даже спустя 2-3 года
отмечались трудности концен-
трации внимания, «провалы па-
мяти», трудности с запоминаем
учебного материала, что сказы-
валось на школьной успевае-
мости.
Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВСимптомы повышенной возбудимости.  Большинство пострадавших (особенно детей) хара- ктеризовала гиперактивностью (чаще, бесцельной),

Слайд 25Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Симптомы избегания.
Дети и

подростки - бывшие заложники, старательно избегали все-
го, что могло напомнить

им о пережитом. Зачастую они утверждали,
что они не в состоянии вспомнить детали травмирующей ситуации. Для них также была характерна гипобулия: они становились пас-
сивными, с трудом вовлекались в игры, отмечалось снижение (вплоть
до полного отсутствия) интереса к ранее значимой деятельности.
У некоторых бывших заложников отмечались элементы сенсорных
гипопатий. На этом фоне иногда возникали
функциональные (лакунарные) амнезии.
________________________________
Повторное обследование детей, спустя 3 года после трагедии,
показало некоторое снижение частоты симптомов травматического
стресса у детей и подростков-жертв терракта, хотя о полном вос-
становлении психологического статуса речи еще не может быть (по
данным Цуциевой Ж.Ч.,2010 г.)

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВСимптомы избегания.   Дети и подростки - бывшие заложники, старательно избегали все-го,

Слайд 26Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Дети, пострадавшие в ходе теракта

(спустя 2-3 месяца) (спустя 3

года)

1.Симптомокомплекс «Вторжение» (симптомы повторного переживания:
навязчивые мысли о травмирующем событии, неоднократные стереотипные
кошмарные сновидения, частые, эмоционально окрашенные воспоминания): 
91% 76%
2.Симптомокомплекс «Избегание» (избегание всего, что напоминает о
событии, «вымывание» из памяти деталей психотравмы, чувство отчуждения,
обеднение эмоций): 
79% 59%
3.Симптомокомплекс «Повышенная возбудимость» (раздражительность,
плаксивость, гиперактивность, нарушения внимания, эксплозивность, склон-
ность к дисфории): 
88% 44%
 

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВДети, пострадавшие в ходе теракта   (спустя 2-3 месяца)

Слайд 27Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Таким образом, анализ доступной

литературы о психи-
ческом состоянии детей и подростков, переживших чрез-
вычайные ситуации

с реальной витальной угрозой, сви-
детельствуют, что психологические механизмы формиро-
вания ПТСР у детей и подростков- жертв террористичес-
ких актов, или проживавших на территории локальных
вооруженных конфликтов, во многом идентичны.

Психологический статус детей и подростков, пережив-
ших реальную витальную угрозу, характеризуется нали-
чием выраженных психических нарушений (в эмоциона-
льно-волевой, ценностно-мотивационной и когнитивной
сферах), сохраняющихся длительное время, что определя-
яет необходимость проведения целенаправленных реаби-
литационных мероприятий.



Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Таким образом, анализ доступной литературы о психи-ческом состоянии детей и подростков,

Слайд 28Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
У части пострадавших

детей и подростков, у которых в ходе
терракта погибли близкие

родственники проявления PTSD-синд-
рома отмечались наиболее отчетливо.
Для планирования и осуществления психокоррекционной ра-
боты с такой категорией пострадавших клиническому психологу
важно знание закономерностей развития этапов «Ситуации горя».

Общие закономерности развития этапов «Ситуации горя».

Наиболее общие закономерности
развития этапов «Ситуации горя»
изложены в монографии Ромека
Владимира Георгиевича (зав.ка-
федры прикладной психологии
Южно-Российского университе-
та, г. Ростов-на Дону)


Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ   У части пострадавших детей и подростков, у которых в ходе

Слайд 29Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
5 этапов переживания (проживания) горя

В динамике этого процесс принято выделять 5
последовательно сменяющих друг

друга этапов
переживания (проживания) одной из наиболее
сильной эмоций – ГОРЯ.
Стадии переживания (проживания) горя:
-Отрицание →
-Агрессия →
-Торги →
-Депрессия →
-Принятие
 

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ5 этапов переживания (проживания) горя   В динамике этого процесс принято выделять

Слайд 30Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Первая стадия проживания горя

(«Отрицание»)
Эта стадия наступает сразу после того, как человек

уз-
нал о горе. Оно может выразиться с самой простой реак-
ции- переспрашивании.
В данный момент он не плохо слышит, а не хочет ве-
рить, что что-то уже произошло. Переживание потенци-
ально настолько сильно, что человек его физически не
может «подпустить» и отрицает возможность случивше-
гося.
Решения, принятые на данном
этапе будут неверны, так как у че-
ловека нет точного понимания си-
туации. Как бы подробно ему не
объясняли её - он искажает своё
восприятие отрицанием.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Первая стадия проживания горя («Отрицание»)  Эта стадия наступает сразу после

Слайд 31Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Второй этап проживания горя («Агрессия»).

Человек не просто не верит - он активно сомневается
в

том, что ему сообщили и направляет агрессию на ис-
точник информации. В конструктивном ключе агрессия
не может быть направлена на причину, вызвавшую горе. Однако при сильных эмоциях критика снижена и век-
тор агрессии направлен на себя или на близких людей.

Не зря в древности го-
ворили: «гонцу, принес-
шему горестную весть-
голову с плеч».

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВВторой этап проживания горя («Агрессия»).   Человек не просто не верит -

Слайд 32Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Третий этап проживания горя

(«Торги»)
Человек направляет энергию второго этапа на то,


чтобы «откупиться от горя». В этот момент он мо-
жет обращаться к Богу, к любым высшим силам, с
целью заключить сделку: «…я буду (или не буду) де-
лать то-то и пусть всё вернётся к прежнему состоя-
ию.
Решения принятые в этот момент, это разные
виды платы.

Человек может платить изменением
своего поведения, делать пожертвования,
может решить посвятить время и силы
чему-то связанному с причиной горя.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Третий этап проживания горя («Торги»)   Человек направляет энергию второго

Слайд 33Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Четвёртый этап проживания горя («Депрессия») Эмоциональные

реакции обедняются, нарушается
сон и аппетит, появляется раздражение, слёзы не

прино-
сят облегчения. Решения принятые на данном этапе мо-
гут причинять вред себе и другим.
Чаще всего они имеют характер «ухода от действите-
льности», снижения любой активности: формируются
астенические и депрессивные
реакции.
Решения принимаются с по-
зиции отсутствия сил:«…будь
что будет. Сил нет больше
выносить все это».

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВЧетвёртый этап проживания горя («Депрессия») Эмоциональные реакции обедняются, нарушается сон и аппетит, появляется

Слайд 34Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Пятый этап проживания горя («Принятие»)

Постепенно человек мыслями возвращается ко
всему хорошему, что было у

него до ситуации горя.
Возвращается ощущение внутренней опоры, возв-
ращаются силы и эмоции всего спектра.
Человек начинает строить планы на будущее.

Только на этом этапе человек
может принимать правильные
решения о том, какие выводы
сделать, изменять ли что-то и
если да, то каким образом.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВПятый этап проживания горя («Принятие»)  Постепенно человек мыслями возвращается ко всему хорошему,

Слайд 35Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В классификации DSM–III–R

специально выделены ко-
ды для состояний, которые не относятся к психическим

рас-
стройствам, но могут являться предметом внимания как пси-
хиатров, так и психотерапевтов и клинических психологов.
К этой группе расстройств относятся неосложненная реак-
ция утраты (V–62.82).
Такая реакция является нормальной реакцией индивида на
смерть близкого человека.
Клинически она характеризуется: депрессивными пережи-
ваниями, анорексией, ин(ан)сомническими расстройства-
ми, снижением веса.
При неосложненной реакции утраты может иметь место и
чувство вины.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ   В классификации DSM–III–R специально выделены ко-ды для состояний, которые не

Слайд 36Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Среди других отечественных авторов,

исследовав-
ших этапность «Реакции горя» в рамках расстройств
адаптации и являвшихся клинически

оформленной
картины психических расстройств, приводящих к дез-
адаптации, можно упомянуть работы Айны Григорь-
вны Амбрумовой, (1983) и и Геннадий Владими-
рович Старшенбаумом (1994). Моделью изучения
им послужила наиболее типичная ситу-
ация горя - смерть
любимого человека.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  Среди других отечественных авторов, исследовав-ших этапность «Реакции горя» в рамках расстройствадаптации

Слайд 37Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В западной психологии в

большей степени имеют
хождение работы Элизабет Кюблер-Росс, посвящен-
ные переживанию горя.

В процессе переживания го-
ря можно выделить восемь стадий «работы горя»:
1. Отрицание.
2. Протест и гнев.
3. Скорбь, тоску.
4. Страх, ощущение ужаса.
5. Мысленное и эмоциональ-
ное принятие.
6. Формирование новых или
возобновление старых при-
вязанностей.
7. Прощение.
8. Признательность.

Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  В западной психологии в большей степени имеют хождение работы Элизабет Кюблер-Росс,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика