Слайд 1ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ PTSD
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ
РЕАЛЬНУЮ ВИТАЛЬНУЮ УГРОЗУ
Слайд 2Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Психологические особенности детей и
подростков- жертв терро-
ристических актов будет рассмотрено с учетом анализа доступной
лтературы, посвященной изучению психического состояния детей и
подростков - бывших заложников террористических актов в горо-
дах Буденовске (14-19.06.1995 г.), Кизляре (09.01.1996 г.), Москве
(«Норд-Ост, 23-26.2002) и Беслане (01-03.09.2004 г.), свидетельству-
ющего об общности процессов, развивающихся у детей и подрост-
ков в посттравматический период.
Слайд 3Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Ситуация заложничества является максимально
психотравматиччной
и обладает мощным патопси-
хологическим потенциалом.
1.В этих ситуациях
максимальных значений достигает реальная
перспектива смерти.
2.Максимально выражена фрустрация потребностей самосохра-
нения. Однако противодействовать ситуации нет возможности и,
как следствие, формирование беспомощной подверженности смер-
тельной угрозе.
3.Террористы насильственно формируют у заложников чувство
неотвратимости смерти, никчемности личности заложника. Поэ-
тому интенсивность переживания угрозы вырастает до запредель-
ных масштабов — переживаются ужас, персекуторность, парали-
зующий страх.
Травматическое событие такой силы, рассматривается как экстра-
ординарное, чрезвычайное, характеризуется внезапностью, неожидан-
ностью. Оно превосходит возможности индивида, с еще несформиро-
вавшейся психикой, справиться с ним.
Слайд 4Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Наблюдаемая у
детей динамика психического состояния в
посттравматический период имеет некоторые отличия
от времен-
ных критериев и проявлений, наблюдаемых у взрослых и представ-
ленных в DSM-IV и MKБ-10.
В большей степени особенности протекания травматического
стресса у детей соответствуют взглядам некоторых авторов (Ben
Colodzin, В.Коган, 1995) о том, что малолетний индивид, после пе-
ренесенной психической травмы с реальной витальной угрозой
последовательно проходит 3 основные стадии развития травма-
тического стресса:
-стадия острого стресса;
-стадия отсроченного стресса;
-стадия хронического стресса
Слайд 5Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Стадия I (стадия острого
стресса).
Наблюдается сразу после чрезвычайной ситуации.
Продолжительность стадии
в пределах 6-и недель от момента со-
бытия.
Отмечаются приступы страха, острое чувство беспомощности,
выраженные вегетативные проявления, инсомнические нарушения,
Плохая концентрация внимания, умственная жвачка, вспышки гне-
ва по незначачащим причинам, повторное переживание событий,
чувство вины, отдаление от людей и др.
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
По данным врачей-психиатров госпиталя
ВЦМК, которые ока-
зывали помощь жертвам террористического акта в
г. Буденновске в первые дни после освобождения
заложников, у последних отмечалась:
1. «Ураганная» скорость развития очерченных
невротических и, частично аффективных рас-
стройств.
2. Состояние освободившихся заложников определялось остаточ-
ными явлениями: аффективно-шоковых реакций с клинической
картиной адинамической депрессии, астении, апатии.
3. Характерным было нежелание
вспоминать пережитое, стремление
«скорее домой…, скорее лечь спать
и все, все быстрее забыть, скорее,
вернуться к обычной жизни».
Слайд 7Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Стадия II (стадия отсроченного
стресса).
Вторая стадия длится до 3-х месяцев с
наличием дли-
тельно наблюдаемых симптомов: нарастание тревоги,жа-
жда возмездия, отмщения, избегание ситуаций, напоми-
нающих о травме, депрессия, астения, постоянные мыс-
ли о случившемся и (или) о смерти и умирании, неспосо-
бность к концентрации внимания, вспышки пережитого в
сознании («флэшбек-эффект») и др.
Слайд 8Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Наиболее отчетливым психопатологическим феноменом
в стру-
ктуре расстройств после освобождения, явились ситуационные фо-
бии. Уже в
ближайшее время у подавляющего большинства быв-
ших заложников формировались выраженные депрессивные реак-
ции, навязчивой агорафобии) и тенденции к ограничительному
поведению (боязнь подходить к окнам в домашних условиях, боя-
знь спать в постели и желание лечь на пол под кровать и т. п.).
Этот быстрый переход ситуационных фобий в обсессивно-
фобический синдром на фоне выраженных адинамических деп-
рессивных расстройств следует рассматривать как показатель
прогредиентности собственно психопатологического процесса
(невроза регрессии).
Слайд 9Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Подобные данные приводят
военные медики, которые принимали
участие в диспансеризации учащихся средних школ
на освобожденных
территориях Чеченской Республики (январь 2000 г. ). В частности, вра-
чи-психиатры МОСНа, которым была поставлена задача:провести дис-
пансеризацию школьников перед началом обучения установили, что
25% детей и подростков (в возрасте от 9 до 14 лет) предъявляли жало-
бы по типу навязчивых агорафобий: боязнь выходить на улицу, боязнь
подходить к окнам, желание спустится в подвал и находится там, непре-
одолимое желание, передвигаясь по двору или около своего дома, дер-
жаться поближе к укрытиям и др., что также укладывалось в симптома-
тику обсессивно - фобического синдрома,
сформировавшегося под влиянием виталь-
ной угрозы во время проживания детей и
подростков на территории боевых действий.
Слайд 10Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Стадия III. (стадия хронического стресса).
Симптомы обычно возникают в пределах 6-и месяцев
и сохраняются
до полугода. Симптомы хронической фа-
зы стресса проявляются усиливающимися симптомами
депрессии, поглощенностью чувством бессилия и болью,
склонностью к агрессивным реакциям в межперсональ-
нальном общении, трудностями социализации, склоннос-
тью к аддиктивному поведению.
Слайд 11Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
К началу формирования 2-й
стадии PTSD-синдрома психоло-
гами, оказывающими психологическую помощь детям и подрос-
ткам, было
выявлено наличие у ряда пострадавших наличие так
называемого «Стокгольмского синдрома»*.
_____________________________________________
*Авторство термина «Стокгольмский синдром» приписывают
шведскому психологу и криминалисту Нильсу Биджероту (Nils
Bejerot), известному специалисту в области психологии конфл-
икта и переговорного процесса. Термин введен автором во вре-
мя анализа ситуации, возникшей в Сток-
гольме во время захвата зпложников в
августе 1973 г.
Нильс Биджерот неоднократно при-
нимал участие в переговорах с террори-
стами и даже сам дважды находился в
положении заложника, предложив себя
вместо жертвы, которую отпускали.
Слайд 12Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Среди современных психологов,
известных своими работами с
«Стокгольмским синдромом» по праву считается Джордж
Колризер
(George Kohlrieser) - специалист по организационной и клинической
психологии. Получил докторскую степень в Университете штата
Огайо. Постоянно работает психологом в полиции и участвует в пе-
реговорах с захватчиками заложников.
Область его интересов - это работа с проявлениями агрессии, пе-
реговоры с террористами и управление кризисными ситуациями.
По роду своей деятельности он четыре раза оказывался в заложни-
ках. Каждый раз, используя свои умения, он успешно проводил пере-
говоры и выходил из сложной ситуации.
Слайд 13Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
«Стокго́льмский синдром» (англ. Stockholm
Syndrome) -
термин популярной психологии, описывающий защитно-
подсознательную травматическую связь, взаимную или
одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой
и агрессором в процессе захвата, похищения и/или приме-
нения (или угрозы применения) насилия.
Под воздействием сильного шока заложники начинают
сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их дейст-
вия, и в конечном счете отождествлять себя с ними, пере-
нимая их идеи и считая свою жертву необходимой для
достижения «общей» цели.
25 августа 1973 г. Арест террориста Яна Эрика Улссона, который захватил
заложников в банке в центре Стокгольма.
И ПОДРОСТКОВ
Механизм психологической защиты,
лежащий в основе «Стокгольмского
си-
ндрома», был впервые описан в 1936 году
Анной Фрейд, когда этот синдром и полу-
чил название «Индентификация с агрес-
сором».
Современные исследователи полагают, что «Стокгольмс-
кий синдром» является не психологическим парадоксом, не
является расстройством (или синдромом), а скорее всего яв-
ляет собой нормальную реакцию человека на сильно травми-
рующее психику событие.
NB! Поэтому «Стокгольмский синдром» не включён ни
в одну международную классификацию психиатрических
заболеваний.
Слайд 15Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Характерный набор признаков «Стокгольмского
синдрома»:
1. «Стокгольмский синдром» формируется у жертвы после
3-4
дней лишения свободы и усиливается в случае дальней-
шего пребывания в плену и/или или дополнительной изоля-
ции от остальных пленников.
2. Пленники начинают отождествлять себя с захватчиками.
Вначале формируется защитный механизм, зачастую основан-
ный на неосознанной идее, что преступник не будет вредить
жертве, если действия будут совместными и положительно
восприниматься. Пленник практически искренне старается за-
получить покровительство захватчика.
3. Жертва часто понимает, что меры, принятые её потенциа-
льными спасателями, вероятно, нанесут ей вред (То есть, по-
пытки спасения могут перевернуть ситуацию: вместо терпи-
мой она станет смертельно опасной, так как велика вероятно-
сть получить случайную пулю от освободителей или же от
захватчика, когда он окажется в безвыходной ситуации.
Слайд 16Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
4. Долгое пребывание
в плену приводит к тому, что жертва узнаёт преступника, как человека. Жертве
становятся известны его пробле-
мы и устремления. Это особенно хорошо срабатывает в политичес-
ких или идеологических ситуациях, когда пленник узнаёт точку зре-
ния захватчика, его обиды на власть. В этой ситуации у жертвы фо-рмируется убеждение, что позиция преступника — единственно вер-ная.
5. Пленник эмоционально дистанцируется
от ситуации, думает, что с ним этого не могло
произойти, что всё это сон. Он может попыта-
ться забыть ситуацию, участвуя в бесполезной,
но занимающей время «тяжёлой работе».
В зависимости от степени отождествления
себя с захватчиком жертва может посчитать,
что потенциальные спасатели (и их настойчи-
вость) действительно виноваты в том, что про-
исходит.
Слайд 17Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
По данным специалистов ГНЦ
социальной и судебной пси-
хиатрии им. В.П.Сербского (г.Москва), которые изучали пси-
хофизиологическое
состояние и поведенческие реакции более
200 детей и подростков, пострадавших при террористических
актах, было установлено:
а). Даже спустя 6 и 12 месяцев после этих событий психи-
ческое состояние у обследованных значительно отличалось в
худшую сторону по сравнению с состоянием сверстников из
контрольных групп.
б). Отчетливо проявлялось наличие дезадаптационных на-
рушений в остром и отдаленном периодах, после терракта, во
многом непохожих между собой.
Слайд 18Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В первые 6 месяцев
после терракта травмирующие переживания
обладали интенсивностью и высокой личностной значимостью
для
ребенка. Ведущими были эмоциональные расстройства с фобичес-
ческими реакциями, стойким тревожно-депрессивныным фоном
настроения и признаками высокой психической истощаемости.
Кроме того отмечались психосоциальные отклонения:
-снижение интереса к общению и игровой
деятельности у детей младшего возраста;
-«социальная апатия», чувство утраты;
-неприязнь и раздражение по отношению
к сверстникам в подростковой среде, не пе-
режившим трагическую ситуацию.
Слайд 19Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В отдаленном периоде (спустя
12 месяцев) в структуре
пограничных психических расстройств у детей младшего
школьного
возраста доминировали признаки парциаль-
ной или тотальной задержки психического развития. Это проявлялось в ограниченности навыков общения,
в бедности личностной активности и в задержке форми-
рования навыков учебной деятельности.
При этом у большинства обсле-
дуемых отмечались отчетливые
признаки гипертимного и гипер-
динамического поведения*.
____________________
*Классификация болезней в психиатрии и наркологии (МКБ-10)
F90. ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (F90-F91).
«Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начи-
нающиеся в детском и подростковом возрасте»
Слайд 20Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Ведущими признаками личностных отклонений
у несовершенно-
летних подростков явилось: выраженная тенденция к делинквент-
ным и асоциальным
формам поведения на основе негативных ус-
тановок к окружающим. Это находило свое проявление в агрессив-
ных действиях (вербальных) в отношении взрослых и (физических)
в отношении детей и подростков, что в большей степени объясня-
лось остаточными явлениями ПТСР-синдроматики.
Примерно у 20%-25% подростков, с течением времени развива-
ется кондуктивное расстройство, как более серьезное антисоци-
альное поведение. Такие подростки:
-часто лгут или воруют;
-дерутся с другими или задираются;
-у них возникают проблемы в школе или
с полицией;
-такие подростки склонны к злоупотребле-
нию ПАВ и к суицидальному поведению.
Слайд 21Кондуктивное расстройство (симптоматика)
Кондуктивное расстройство - это повторяющееся
или постоянное поведение подростка,
ущемляющее права других людей или основные
соответствующие возрасту социальные нормы
и правила.
-У подростков с КР отсутствует или недостаточна чуткость по отношению к чувствам и
благополучию других людей. Они ошибочно воспринимают поведение окружающих как
угрожающее.
-Они проявляют агрессию, задираясь и запугивая, угрожая или применяя оружие, совершая
действия, связанные с физическим насилием, или принуждая кого-либо к сексуальным
действиям, при этом совершенно или практически не испытывая жалости и угрызений совести.
- В некоторых случаях их агрессия и жестокость направлены на животных.
-Подростки могут участвовать в разрушении собственности, обманывать и воровать.
-Они плохо переносят неудовлетворение потребностей и часто безответственны, нарушают
правила и запреты родителей (например, убегая из дома, часто прогулиливая школу).
-Аберрантное поведение отличается у лиц мужского и женского пола: мальчики склонны к
дракам, актам вандализма, кражам; девочки склонны лгать, убегать и заниматься проституцией.
-У лиц обоих полов часто отмечаются сложности в школе, они склонны к злоупотреблению
ПАВ. Часто встречаются суицидальные мысли, суицидальные попытки должны
восприниматься серьезно.
Слайд 22Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В ходе
изучения психологического статуса детей,
жертв самого жестокого теракта (г. Беслан, 2004)
пси-
хологом Цуциевой Ж.Ч. Были выявлены закономерно-
сти формирования PTSD-синдрома у детей и подрост-
ков спустя 2-3 месяца после психотравмы.
Для подавляющего большинства детей и подростков,
переживших террористический акт, отмечался целый
ансамбль психотических симптомов, наиболее выра-
женнымы из которых были:
-Симптомы повторного переживания.
-Симптомы избегания.
-Симптомы повышенной возбудимости.
Цуциева Ж.Ч.
Слайд 23Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Симптомы повторного переживания.
Навязчивые мысли о психотравме, неоднократные стереотипные
кошмарные сновидения, частые внезапные,
эмоционально окрашен-
ные воспоминания.
Было также отмечено, что утяжеляющим воздействием на психи-
ку обладало неоднократное участие детей в мероприятиях похорон
и траурных церемониях, что явилось формированием стойких флэш-
беков: без видимых причин эти картины «всплывали» в памяти,
вызывая яркие негативные эмоции, порой
с возникновением лакримальных реакций.
Слайд 24Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Симптомы повышенной возбудимости.
Большинство пострадавших
(особенно детей) хара-
ктеризовала гиперактивностью (чаще, бесцельной),
эмоциональной лабильностью, повышенным
уровнем
тревожности, раздражительностью, эксплозивностью.
У детей, даже спустя 2-3 года
отмечались трудности концен-
трации внимания, «провалы па-
мяти», трудности с запоминаем
учебного материала, что сказы-
валось на школьной успевае-
мости.
Слайд 25Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Симптомы избегания.
Дети и
подростки - бывшие заложники, старательно избегали все-
го, что могло напомнить
им о пережитом. Зачастую они утверждали,
что они не в состоянии вспомнить детали травмирующей ситуации. Для них также была характерна гипобулия: они становились пас-
сивными, с трудом вовлекались в игры, отмечалось снижение (вплоть
до полного отсутствия) интереса к ранее значимой деятельности.
У некоторых бывших заложников отмечались элементы сенсорных
гипопатий. На этом фоне иногда возникали
функциональные (лакунарные) амнезии.
________________________________
Повторное обследование детей, спустя 3 года после трагедии,
показало некоторое снижение частоты симптомов травматического
стресса у детей и подростков-жертв терракта, хотя о полном вос-
становлении психологического статуса речи еще не может быть (по
данным Цуциевой Ж.Ч.,2010 г.)
Слайд 26Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Дети, пострадавшие в ходе теракта
(спустя 2-3 месяца) (спустя 3
года)
1.Симптомокомплекс «Вторжение» (симптомы повторного переживания:
навязчивые мысли о травмирующем событии, неоднократные стереотипные
кошмарные сновидения, частые, эмоционально окрашенные воспоминания):
91% 76%
2.Симптомокомплекс «Избегание» (избегание всего, что напоминает о
событии, «вымывание» из памяти деталей психотравмы, чувство отчуждения,
обеднение эмоций):
79% 59%
3.Симптомокомплекс «Повышенная возбудимость» (раздражительность,
плаксивость, гиперактивность, нарушения внимания, эксплозивность, склон-
ность к дисфории):
88% 44%
Слайд 27Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Таким образом, анализ доступной
литературы о психи-
ческом состоянии детей и подростков, переживших чрез-
вычайные ситуации
с реальной витальной угрозой, сви-
детельствуют, что психологические механизмы формиро-
вания ПТСР у детей и подростков- жертв террористичес-
ких актов, или проживавших на территории локальных
вооруженных конфликтов, во многом идентичны.
Психологический статус детей и подростков, пережив-
ших реальную витальную угрозу, характеризуется нали-
чием выраженных психических нарушений (в эмоциона-
льно-волевой, ценностно-мотивационной и когнитивной
сферах), сохраняющихся длительное время, что определя-
яет необходимость проведения целенаправленных реаби-
литационных мероприятий.
Слайд 28Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
У части пострадавших
детей и подростков, у которых в ходе
терракта погибли близкие
родственники проявления PTSD-синд-
рома отмечались наиболее отчетливо.
Для планирования и осуществления психокоррекционной ра-
боты с такой категорией пострадавших клиническому психологу
важно знание закономерностей развития этапов «Ситуации горя».
Общие закономерности развития этапов «Ситуации горя».
Наиболее общие закономерности
развития этапов «Ситуации горя»
изложены в монографии Ромека
Владимира Георгиевича (зав.ка-
федры прикладной психологии
Южно-Российского университе-
та, г. Ростов-на Дону)
Слайд 29Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
5 этапов переживания (проживания) горя
В динамике этого процесс принято выделять 5
последовательно сменяющих друг
друга этапов
переживания (проживания) одной из наиболее
сильной эмоций – ГОРЯ.
Стадии переживания (проживания) горя:
-Отрицание →
-Агрессия →
-Торги →
-Депрессия →
-Принятие
Слайд 30Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Первая стадия проживания горя
(«Отрицание»)
Эта стадия наступает сразу после того, как человек
уз-
нал о горе. Оно может выразиться с самой простой реак-
ции- переспрашивании.
В данный момент он не плохо слышит, а не хочет ве-
рить, что что-то уже произошло. Переживание потенци-
ально настолько сильно, что человек его физически не
может «подпустить» и отрицает возможность случивше-
гося.
Решения, принятые на данном
этапе будут неверны, так как у че-
ловека нет точного понимания си-
туации. Как бы подробно ему не
объясняли её - он искажает своё
восприятие отрицанием.
Слайд 31Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Второй этап проживания горя («Агрессия»).
Человек не просто не верит - он активно сомневается
в
том, что ему сообщили и направляет агрессию на ис-
точник информации. В конструктивном ключе агрессия
не может быть направлена на причину, вызвавшую горе. Однако при сильных эмоциях критика снижена и век-
тор агрессии направлен на себя или на близких людей.
Не зря в древности го-
ворили: «гонцу, принес-
шему горестную весть-
голову с плеч».
Слайд 32Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Третий этап проживания горя
(«Торги»)
Человек направляет энергию второго этапа на то,
чтобы «откупиться от горя». В этот момент он мо-
жет обращаться к Богу, к любым высшим силам, с
целью заключить сделку: «…я буду (или не буду) де-
лать то-то и пусть всё вернётся к прежнему состоя-
ию.
Решения принятые в этот момент, это разные
виды платы.
Человек может платить изменением
своего поведения, делать пожертвования,
может решить посвятить время и силы
чему-то связанному с причиной горя.
Слайд 33Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Четвёртый этап проживания горя («Депрессия») Эмоциональные
реакции обедняются, нарушается
сон и аппетит, появляется раздражение, слёзы не
прино-
сят облегчения. Решения принятые на данном этапе мо-
гут причинять вред себе и другим.
Чаще всего они имеют характер «ухода от действите-
льности», снижения любой активности: формируются
астенические и депрессивные
реакции.
Решения принимаются с по-
зиции отсутствия сил:«…будь
что будет. Сил нет больше
выносить все это».
Слайд 34Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Пятый этап проживания горя («Принятие»)
Постепенно человек мыслями возвращается ко
всему хорошему, что было у
него до ситуации горя.
Возвращается ощущение внутренней опоры, возв-
ращаются силы и эмоции всего спектра.
Человек начинает строить планы на будущее.
Только на этом этапе человек
может принимать правильные
решения о том, какие выводы
сделать, изменять ли что-то и
если да, то каким образом.
Слайд 35Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В классификации DSM–III–R
специально выделены ко-
ды для состояний, которые не относятся к психическим
рас-
стройствам, но могут являться предметом внимания как пси-
хиатров, так и психотерапевтов и клинических психологов.
К этой группе расстройств относятся неосложненная реак-
ция утраты (V–62.82).
Такая реакция является нормальной реакцией индивида на
смерть близкого человека.
Клинически она характеризуется: депрессивными пережи-
ваниями, анорексией, ин(ан)сомническими расстройства-
ми, снижением веса.
При неосложненной реакции утраты может иметь место и
чувство вины.
Слайд 36Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Среди других отечественных авторов,
исследовав-
ших этапность «Реакции горя» в рамках расстройств
адаптации и являвшихся клинически
оформленной
картины психических расстройств, приводящих к дез-
адаптации, можно упомянуть работы Айны Григорь-
вны Амбрумовой, (1983) и и Геннадий Владими-
рович Старшенбаумом (1994). Моделью изучения
им послужила наиболее типичная ситу-
ация горя - смерть
любимого человека.
Слайд 37Ptsd У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В западной психологии в
большей степени имеют
хождение работы Элизабет Кюблер-Росс, посвящен-
ные переживанию горя.
В процессе переживания го-
ря можно выделить восемь стадий «работы горя»:
1. Отрицание.
2. Протест и гнев.
3. Скорбь, тоску.
4. Страх, ощущение ужаса.
5. Мысленное и эмоциональ-
ное принятие.
6. Формирование новых или
возобновление старых при-
вязанностей.
7. Прощение.
8. Признательность.