Слайд 2
Структура общения
Коммуникативная сторона – использование вербальных и невербальных средств общения,
взаимный обмен субъективным опытом людей, которые могут видеть, слышать и
осязать друг друга.
Слайд 3
Интерактивная сторона – взаимодействие людей, которое предполагает определенную форму организации
деятельности.
Перцептивная сторона – процесс восприятия партнеров друг другом.
Слайд 4
Уровни общения
Ритуальный уровень общения – цель общения: выполнение ожидаемой роли,
демонстрация знания норм поведения в данной социальной среде.
Слайд 5
Деловой уровень – цель общения: организация совместной деятельности.
Интимно-личностный уровень –
удовлетворение потребностей в понимании и сопереживании характеризуется психологической близостью.
Слайд 6
Виды общения
Контактное - дистантное
Кратковременное – длительное
Законченное - незаконченное
Межличностное – массовое
Личностноорентированное
- социальнооретированное
Слайд 7
Функции общения
Инструментальная функция – функция обслуживания какой-либо деятельности.
Слайд 8
Психологическая функция – обуславливает развитие процессов, свойств общения.
Социально-психологическая функция –
обеспечивает установление контактов, развитие отношений в различных группах.
Социальная функция –
обеспечивает передачу общественного опыта, организацию общественного взаимодействия.
Слайд 9
Перцептивная сторона общения (межличностное восприятие (МЛВ)
Слайд 10
Эффекты МЛВ. Эффекты межличностного восприятия являются составной частью перцептивной стороны
общения. При манипулятивном стиле общения перцептивная сторона используется для произвольного
управления восприятием партнера по общению в корыстных целях. Выделяют следующие эффекты:
Слайд 11
Галла-эффект( эффект ореола) связан с информацией о субъекте общения, полученной
до момента непосредственного общения с ним и выражается в преувеличении
отдельных личностных характеристик этого субъекта.
Слайд 12
Эффект инерционности – эффект стабильного продолжительного восприятия субъекта общения, не
связанного с возможными текущими изменениями в поведении этого субъекта.
Слайд 13
Эффект ужесточения (снисхождения) – предполагает длительное более негативное восприятие, после
того как в отношении субъекта сформировалась негативная оценка. Обратный эффект
(снисхождения) связан с сохранением положительной оценки, сформированный в первый момент контакта, невзирая на возможные ухудшения в поведении субъекта общения.
Слайд 14
Эффект упреждения связан с влиянием на отношения с субъектом общения
имеющейся у нас информации о нем.
Слайд 15
Эффект первичности состоит в том, что любая последующая информация, противоречащая
изначальной, воспринимается более критично и рассматривается как менее достоверная.
Слайд 16
. Эффект новизны состоит в том, что любая информация о
хорошо знакомом человеке, отличающаяся от имеющейся, вносит существенные изменения в
восприятие этого человека.
Слайд 17
Механизмы МЛВ
Эмпатия – способность сопереживать, понимание чувств другим человеком. Эмпатия
связана с идентификацией.
Слайд 18
Идентификация – способность поставить себя на место другого человека.
Рефлексия
– механизм МЛВ, который заключается в способности понимать, как субъекта
общения воспринимают другие.
Слайд 19
Стереотипизация – устойчивое представление о каких-либо явлениях и людях,
свойственное представителям той или иной группы. Социальный стереотип – это
не личный опыт человека, а представление о внешней действительности той группы, к которой он принадлежит. И люди пользуются этим стереотипом, если они принадлежат этой группе. Задача стереотипа – быстрая ориентировка в общении.
Слайд 20
Аттракция – механизм МЛВ, который выражается в «притяжении» на эмоциональном
и поведенческом уровнях к собеседнику, основанному на положительных эмоциях к
нему.
Слайд 21
Каузальная атрибуция – приписывание причины поведения своего партнера по общению.
Правильность восприятия зависит от того, на сколько мы воспринимаем адекватно
или нет причину поведения партнера по общению. (Занимались этим вопросом Хайдер, Келли, Джунса и Дэвис).
Слайд 22
Модель Хайдера.
В любой ситуации поведения человека можно выделить два компонента,
которые определяют действие: его старание и умение.
Слайд 23
По модели Джунса Дэвиса конечный вывод связан с личностными диспозициями.
Если мы не можем объяснить его личностными причинами, то мы
вообще не можем объяснить его поведение. Модель имеет ограничения в том плане, что она дает информацию на основании одного поступка человека.
Слайд 24
Келли.
Оценивается по трем параметрам:
согласованность;
стабильность;
различие.