Слайд 1Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы
и заветы Древней Руси. Гимн любви и верности»
Повесть о Петре
и Февронии является одним из шедевров древнерусской литературы, памятником агиографической литературы. Создана в середине 16 века
Слайд 2Оригинальное название:
«Повесть от жития святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и
преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида,
и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии.»
Слайд 3«Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об
устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»
Д.С.Лихачёв
Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п.
Слайд 4 муромо-рязанский цикл
Ермолай –Еразм выдающийся
писатель и публицист
1547 год
Князь Пётр убивает змея.
Рукопись 17 века
Слайд 5Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного.
Ермолай получил поручение
от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и
Февронии, которые действительно правили в Муроме и умерли в 1228 году.
Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.
Слайд 6Словарь урока
Митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.
Митрополит
– в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе
церкви (патриарху).
«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.
Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.
Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.
Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.
Канонизация – причисление к лику святых.
Слайд 7Проверь себя
Тест-контроль
(+) 1. Змей поведал о своей
смерти жене Павла.
(–) 2. Петр убил лукавого змия топором.
(+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы.
(–) 4. Феврония была из села Майского. (из Лаского.)
(–) 5. Брат Февронии был скалолазом.
(+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один струп, чтобы проверить его.
(–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены.
(+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию.
(+) 9. Петр и Феврония заранее заказали себе гроб.
(+) 10. Их причислили к лику святых.
(+) 11. У них не было детей.
(+) 12. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых.
(–) 13. Души Петра и Февронии отошли в разное время.
(+) 14. Сразу после смерти их положили в разные гробы.
(+) 15. После смерти их пытались разлучить два раза.
Слайд 9В своём произведении автор показывает, что зло в мир приходит
от дьявола — носителя зла, но также и от корысти, глупости,
властолюбия людей.
Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно.
Слайд 13Мы выявили следующие черты сказки:
1.Сказочный зачин.
2.Первая часть похожа на
волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую
сказку о мудрой деве.
3.Есть сказочный герой змей-искуситель.
4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея
Слайд 145. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок
6. Хитроумные
задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание
Февронии сделать ткацкий станок из полена)
7. Волшебные предметы (например, Агриков меч)
8.Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
Слайд 15«Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого.
Композиция жития:
Рождение святого.
Жизнь
святого в родительском доме. Решение служить Богу.
Уход из родительского дома.
Одинокая
жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря.
Прижизненные чудеса.
Смерть святого.
Посмертные чудеса.
Слайд 16образец поведения человека
Вступление – обращение к Богу (похвала и
молитва о помощи)
Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть
и чудеса
Заключение – похвала святому
«Житие» - жизнеописание святых
Композиция
Христос
Слайд 17«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития
В
ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:
Автор прославляет
святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
Любовь героев к Богу, почитание героями Библии
Слайд 18Чудеса, которые творят герои
Необычная смерть и посмертные чудеса
Есть
похвальное слово святым.
В повести используется лексика, характерная для духовной
литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.
Слайд 19В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:
1.Указаны конкретные места
действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести
достоверность.
2.Герои повести – реальные люди
Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть»
Слайд 20«…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха:
только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо
уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…»
3.Детали
Слайд 214.На первый план выдвигается личность крестьянки
5.Тема социального неравенства
6.История рвущихся к
власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице
Слайд 22Житийная повесть
с элементами народно- сказочного характера
Слайд 24К каким эпизодам повести вы бы сделали рисунки? Почему именно
к этим? Что бы вы хотели сказать своими иллюстрациями?
Слайд 25 Но разве всегда Петр поступал по совести?
Разве не вызывал он у вас осуждения?
- Так почему же автор делает Петра главным героем?
- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.
Мудрая жена устроит дом свой,
а глупая разрушит его своими руками.
- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?
- Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?
Слайд 27Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм?
любовь – самоотречение;
любовь
– самопожертвование;
любовь – труд;
любовь требует мудрости;
если любовь истинна, то она
поможет преодолеть все невзгоды;
любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей;
настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности;
истинная любовь продолжается и на небесах;
«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».
Слайд 28«…Блаженный же князь Петр
не захотел нарушить Божиих заповедей ради
царствования в жизни этой,
… по Евангелию
поступил:
пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».
Слайд 29- Почему автор не рисует портретов героев повести?
В
чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра
и Февронии?
Слайд 32Дмитрий Сергеевич Лихачёв:
«…это повесть о любви – сильной, непобедимой, «до
гроба». Буря страстей . . . сменяется в «Повести…» тишиной
умиротворённого самоуглубления, эмоциональностью. Феврония подобна «тихим ангелам» Андрея Рублёва. Она мудрая дева. <…> Она готова на подвиг самоотречения. <…> Между её чувством ума и волей нет конфликта: отсюда та необыкновенная «тишина» её образа…»
Слайд 33 - В чем основное значение «Повести…»?
Какие жизненные ценности
утверждаются в ней?
Жизнь по заповедям Божьим,
осознанное желание
человека творить добро, любовь и верность –
ценности, над которыми не властно время.
Слайд 34- Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома
в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по
обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Рака с мощами святых под высокой иконой в золочёном окладе.
Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.
Слайд 35День Петра́ и Февро́нии — православный праздник, с 2008 года восстановлен
в России на официальном уровне как «День семьи, любви и
верности». Отмечается 8 июля.
Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника.
Слайд 36Памятники
Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» в российских
городах устанавливаются с 2009 года в рамках Общенациональной программы «В кругу
семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году. Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Установки приурочиваются к празднованию Дня Петра и Февронии (8 июля).
Слайд 37Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» устанавливаются в
российских городах с 2009 года. Цель памятников, по словам президента
программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине».
Первый памятник Петру и Февронии — «Союз любви — мудрый брак» — появился 8 июля 2008 года на их родине — в Муроме (напротив ЗАГСа). В этом же году были установлены закладные камни в Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске.
Слайд 38Муром
Архангельск
Ульяновск
Сочи
Ярославль
Абакан
Памятники Петру и Февронии
Слайд 39Подведение итогов урока.
- Чем обогатила вас история Петра
и Февронии?
- О каких вечных ценностях
заставил
вас задуматься сегодняшний урок?
Семья
Любовь Верность
Слайд 40Чем запомнился вам сегодняшний урок?
Чем обогатила вас история Петра и
Февронии?
О каких вечных темах мы говорили сегодня?
Слайд 418 июля –
Всероссийский день семьи, любви и верности
Слайд 43Домашнее задание
Закончить работу над заполнением граф таблицы.
Подготовить устно ответы на
вопросы (словесное рисование):
1)К каким эпизодам повести вы бы сделали
рисунки?
2)Почему именно к этим?
3)Что бы вы хотели сказать своими иллюстрациями?