Слайд 1Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени.
Урок –путешествие
по истории
для учащихся 7 класса.
Цели урока
Закрепить знания учащихся об
основных слоях населения Европы в 15-16 веках.
Создать образное представление у учащихся о повседневной жизни людей того времени.
Развивать у учащихся любознательность, интерес к истории, формировать умение воспринимать и анализировать художественные произведения как источники знаний по истории.
Слайд 3План нового материала
« Избави нас, Господи , от чумы, голода
и войны»
Крупнейшие города Европы
На улицах городов и в домах горожан
«
Скажи мне , что ты ешь, и я скажу кто ты есть»
Мода нового времени.
Слайд 4Вопросы на закрепление ранее изученного материала.
Объясните, что такое «сословие» и
какие сословия проживали в европейских странах в 15-16 веках?
Какие из
них имели привилегии, а какие не имели?
Какие новые классы появились в Европе в 15-16 веках?
Слайд 5Как вы думаете представители какого слоя общества изображены на картине
« Игра в карты»
Картина художника Теодора Ромбоутса «Игра в карты»
Слайд 6Представители какого слоя общества изображены на данной картине? Почему вы
так думаете?
Картина Арта Скаумана
« Башмачник»
Слайд 7Представитель какого сословия изображены на данной картине?По каким признакам можно
это определить ?
Портрет Франциска 1
Работы Ф. Клуэ 1525г.
Слайд 8«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны»
Почему врачи во
время бубонной чумы носили такую странную одежду?
Бубонная чума известна как
самая смертоносная эпидемия в истории человечества.
1612, 1619,1631, 1638, 1662, 1688.
1720 – Тулон и Марсель
Слайд 9Голод в городах начала нового времени
Неурожаи, войны и чума приводили
к нехватке пищи…
Слайд 10Постоянные войны
Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами.
Слайд 11На улицах маленьких европейских городов
Многочисленные европейские города мало чем отличались
сельской местности.
Улицы были кривые и грязные.
На улицах свободно разгуливали свиньи,
овцы, куры.
Канализации в городах не было. Помои выливались прямо на проезжую часть.
Летом в городах стояло страшное зловоние.
Весной и осенью на улицах тонули кареты.
Слайд 13На улицах городов и в домах горожан.
« Комната в голландском
доме» картина голландского художника Питера Элинга Янсенса
Слайд 14На улицах и в домах горожан
Картина знаменитого голландского художника
Яна
ван Эйка
« Портрет супругов Арнольфини»
Слайд 15Во дворцах знати
Интерьер во дворце французских королей
Спальня короля
Слайд 16« Скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто
ты есть»
Обеспеченные жители Европы употребляли в пищу много мясных продуктов:
свинину. Говядину, телятину, дикое мясо, птицу.
Натюрморт Ф. Снейдерса
Слайд 17« Скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто
ты есть»
Картина испанского живописца Диего Веласкеса « Завтрак»
Слайд 18Мода нового времени
Сильнее всего капризы моды сказывались на костюме
.Каждый год
менялись фасоны платьев и костюмов, то воротники вырастали до огромных
размеров, то суживались до тонкой полоски, рукава из узких превращались в широкие, штаны и плащи то удлинялись, то укорачивались.
Целые армии портных, башмачников,шляпников зарабатывали себе на жизнь благодаря изменениям моды.
Слайд 19Женская мода 15-16 веков.
На картине представительница крестьянства. Как мы видим
одета просто и без излишеств. Одежда удобная для любой работы.
Слайд 20Женская мода 15-16 веков
На данной картине мы видим представительниц города.
Эти дамы из семьи богатого горожанина. Так как видно. Что
они одеты по моде того времени.
Слайд 21Женская мода 15-16 веков
На женщине модное испанское платье. Видно, что
она принадлежит к представителям высшей знати Испании.
Слайд 22Женская мода 15-16 веков
На данной картине мы видим представительницу высшего
класса.
Дама одета по последней испанской моде, она из королевской
семьи: инфанта Изабелла.
Слайд 23Мужская мода 15-16 веков.
Представитель высшего общества: одет по последней моде.
На
мужчине короткий плащ, подбитый мехом, короткие штаны, шляпа с пером.
Слайд 24Мужская мода 15-16 веков.
Типичный представитель буржуазии: одет скромно, без излишеств,
но в добротную одежду.
Слайд 25Мода нового времени.
Мода распространялась не только на одежду.
Стало модным
курить табак – появилась мода на табакерки и курительные трубки.
Парфюмеры
трудились над созданием новых ароматов
Распространялись новинки и лучшие достижения европейских мастеров: венецианские зеркала. Стекло. Итальянские шелковые чулки. Французские кружева. Испанские клинки и кинжалы.
Слайд 26Прочитайте отрывок из свода полицейских законов г. Нюренберга (15в) .
Какую цель преследовали авторы этого закона?
«… наши бюргеры , члены
совета, постановили, что запрещается бюргерам , молодым и старым,носить серебряные пояса стоимостью больше, чем в полмарки серебром.Запрещается им носить серебряные карманы, серебряные итальянские ножи,обувь с разрезом, сюртуки с разрезом внизу или у рукавов…Запрещается также мужчинам и женщинам носить застежки, пряжки, кольца и пуговки у рукавов выше локтя…
…Запрещается также бюргершам, женам и вдовам или молодым девушкам носить платье из цендаля или шелковое платье, или платье с серебряной или золотой оторочкой. Запрещается также бюргершам иметь больше двух цельных меховых одежд, носить горностаевые шубы…
…Запрещается также женам , вдовам или дочерям бюргеров переплетать волосы золотом, серебром, жемчугом или драгоценными камнями…»
Слайд 27Прочтите стихотворение французского поэта Поля
Скаррона «Париж», скажите что представляла
собой повседневная жизнь в начале нового времени?
Везде на улицах навоз.
Везде прохожих вереницы,
Прилавки, грязь из-под колес,
Монастыри , дворцы, темницы,
Брюнеты, старцы без волос,
Ханжи, продажные девицы.
Кого-то тащат на допрос,
Измены, драки, злые лица,
Лакеи, франты без гроша,
Писак продажная душа,
Пажи, карманники, вельможи,
Нагромождение домов, кареты, кони, стук подков:
Вот вам Париж. Ну как, похоже?
Слайд 28Подведем итоги урока
Синквейн:
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по
правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка –
описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Слайд 29Мой синквейн
Повседневная жизнь в XVII в.
Страшная и болезненная
Воевать, голодать,
болеть
«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны».
Изменения
Слайд 30Домашнее задание
1. параграф 6
Доклады: Эразм Роттердамский,ильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо
да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Питер Брейгель Старший, Рембрандт,
Альбер Дюрер, Диего Веласкес.