Слайд 1ПОЗНАНИЕ
Процесс получения знаний
ГНОСЕОЛОГИЯ
Слайд 2Понятия темы
Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной
деятельности человека.
Познание – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных,
полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
Слайд 3Сущность познания
Мотив познавательной деятельности: познать объективную реальность – окружающий мир,
чтобы в нем ориентироваться.
Цель познания: получить новое знание о мире.
Антипод
знания: невежество, незнание
Слайд 5Подходы к решению проблемы познаваемости мира
Решающую роль играют ощущения и
восприятия
Сенсуализм
(Дж. Локк)
Решающую роль играют мыслительные операции
Рационализм
(Р. Декарт)
Решающую роль
играют опыт, эксперимент
Эмпиризм
(Ф. Бэкон)
Два уровня познания
Слайд 6Формы чувственного познания
Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и
восприятий
Представление
Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений
Восприятие
Элементарное отражение отдельных
сторон и свойств явлений и предметов
Ощущение
Слайд 7Формы рационального познания
Вывод нового знания на основе имеющихся суждений
Умозаключение
Логическая связь
понятий
Суждение
Логически обобщенный образ предмета
Понятие
Слайд 8?
Рациональное познание, в отличие от чувственного:
дает истинные знания о предмете
опирается
на ощущения
расширяет представления о мире
использует логические умозаключения
В процессе чувственного познания,
в отличие от рационального, происходит:
непосредственное восприятие предмета
систематизация информации
классификация полученных данных
формирование понятий
Слайд 9Основные мыслительные операции
анализ
синтез
сравнение
абстрагирование
обобщение
разложение целого на части
объединение частей в единое целое
сопоставление
ряда явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий
формирование образов
реальности посредством
отвлечения и
пополнения
переход от единичного к общему
Слайд 10?
Что такое абстрагирование?
Приведите пример абстрагирования.
Слайд 11Роль практики в познании
Практика – материальное освоение человеком окружающего мира.
Слайд 12Истина
Истина – соответствие представлений о предмете самому этому предмету.
Относительная истина
Абсолютная
истина
Субъективность
Объективная истина
Главный критерий истины – практика!
Слайд 13Противоположности истины
Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету.
Ложь –
преднамеренное введение в заблуждение.
Слайд 14?
Полное, исчерпывающее знание называется:
относительной истиной
абсолютной истиной
объективной истиной
теорией
Слайд 15Наука – основная форма познания
стремление к объективности
рационалистическая обоснованность
целенаправленность
определенные методы
точность, проверяемость
особый
язык
выявление законов и закономерностей, более глубоких знаний ( системность знаний)
+
искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт…
Слайд 18Этапы теоретического познания
постановка цели и задач
анализ литературы по теме
формулировка гипотезы
организация
и проведение исследования
анализ и обобщение полученных данных
проверка гипотезы
формулировка законов ,
научных прогнозов
предположение
Слайд 19Методы научного познания
Метод – совокупность приемов получения определенного результата.
Слайд 21Основные отрасли научного познания
Физика
Химия
Биология
Информатика
Генная инженерия
История
Социология
Политология
Филология
Психология
Этика
Слайд 23Многообразие человеческого знания
Мифология
Жизненный опыт
Народная мудрость
Паранаука (околонаучное знание)
Искусство (использует для познания
художественный образ, выражает эстетическое отношение к действительности)
Слайд 241. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука представляет собой
сложную систему субъектов, методов, объектов и результатов организованной познавательной деятельности.
Б.Наука
формирует эмоционально-чувственный образ материального мира.
1) верно А
2)верно Б
3) верно А и Б
4) нет верного ответа
Слайд 252. Верны ли суждения об истине?
А.Относительной истиной называется знание, обязательно
порождающее разные точки зрения.
Б.Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь
в определенных условиях.
1)верно А
2)верно Б
3) верно А и Б
4) нет верного ответа
Слайд 263.Истинное знание
1) обычно практически применимо
2)может получить только наука
3)соответствует предмету познания
4)
всегда представлено в форме теории
Слайд 274. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне
научного познания?
1) описание научных фактов
2)проведение наблюдений
3)описание экспериментальных данных
4)выдвижение гипотезы
Слайд 285.Относительную истину отличает то, что она
1) имеет определённые ограничения
2)не подвержена
эмпирически
3) не была теоретически обоснована
4)получена ненаучным путём
Слайд 296. Что отличает научное знание?
1) обоснованность, логичность
2)образность, эмоциональность
3)признанность обществом
4)истинность всех
утверждений
Слайд 307.Что отличает познавательную деятельность?
1) получение практически полезного результата
2) затрата физических
и интеллектуальных усилий человека
3) необходимость совместных действий с другими людьми
4)
направленность на получение новой информации
Слайд 318. Эмпирические знания не могут быть получены путём
1)наблюдений
2) эксперимента
3) опыта
4)
математического моделирования
Слайд 32
9.Предположение, исходящее из фактов , либо умозаключение, пытающееся проникнуть в
сущность ещё недостаточно изученной области мира называется
1) опытом
2) гипотезой
3) экспериментом
4)
теорией
Слайд 3310. Форма умозаключения, обеспечивающая возможность перехода от единичных фактов к
общим положениям называется
1) индукцией
2) дедукцией
3) силлогизмом
4) теорией
Слайд 3411. Утверждение, которое надо доказать
1) аксиома
2) основание
3) тезис
4) аргумент
Слайд 3512. Утверждение, с помощью которого обосновывают тезис
1) гипотеза
2) основание
3) аксиома
4)
аргумент
Слайд 37Задание 1.
Запишите слово, пропущенное в таблице:
Слайд 38Задание 2.
Определите к какому направлению – рационализму или сенсуализму –
принадлежат авторы следующих высказываний. Свой ответ обоснуйте.
А) «Высшее благо заключено
в разуме, а не в чувствах. Силой разума человек превосходит животных и идет вровень с богами». Сенека
Б) «Истина не познается расчетами. Лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению».
Н. Рерих
Слайд 39Задание 3.
Прочитайте два высказывания. Какое из них, на ваш взгляд,
правильное? Обоснуйте свою точку зрения.
А) Мир находится в покое, он
не изменяется, поэтому доступен пониманию.
Б) Окружающая нас действительность находится в постоянном развитии, изменении, поэтому познать мир невозможно.
Слайд 40Задание 4.
Поэту С. А. Есенину принадлежат следующие строки: «Лицом к
лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Можно ли
эти строки соотнести с познанием истины, его относительного и абсолютного характера? Обоснуйте свою точку зрения.
Слайд 41Домашнее задание
Параграф 6.
Документ к параграфу (письменно все вопросы к документу)
Задания
№ 1, 2 (письменно).