Разделы презентаций


Познавательные процессы: память

Содержание

Общая характеристика памяти Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опытаМнемозина – богиня памяти мнемическая задача, мнемическая деятельность, мнемическая направленностьТ. Рибо (1839-1916):

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Познавательные процессы: память

Познавательные процессы: память

Слайд 2Общая характеристика памяти
Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения

прошлого опыта


Мнемозина – богиня памяти

мнемическая задача, мнемическая деятельность, мнемическая направленность


Т. Рибо (1839-1916): «Память в ее нормальном и болезненном состоянии»

Общая характеристика памяти Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опытаМнемозина – богиня памяти

Слайд 3Нарушения памяти
Амнезия:
Антероградная – трудности с запоминанием информации, полученной после травмы


Ретроградная – трудности с припоминанием информации, полученной до травмы
Органическая
Аффектогенная
Эксперименты:
Э.

Лофтус «Эффект оружия»
Ф.Д. Горбов: +4, -1, -8, +5 и т.д.
Корсаковский синдром
Нарушения памятиАмнезия:Антероградная – трудности с запоминанием информации, полученной после травмы Ретроградная – трудности с припоминанием информации, полученной

Слайд 4Основные виды памяти

В соответствии с типом запоминаемого материала: моторная, эмоциональная,

образная, вербальная. П.П. Блонский – генетические ступени развития памяти
В зависимости

от анализатора, который принимает наибольшее участие в запоминании материала: зрительная, слуховая, моторная и т.п.
В зависимости от длительности хранения информации: сенсорная, кратковременная и долговременная

Основные виды памятиВ соответствии с типом запоминаемого материала: моторная, эмоциональная, образная, вербальная. П.П. Блонский – генетические ступени

Слайд 5Сенсорная память
Сенсорная память удерживает довольно точную и полную картину мира,

воспринятую органами чувств
Способ хранения информации:
иконическая память (250-500мс)

эхоическая память (1-2 с)
Содержание исчезает под воздействием:
исчезновения следов (затухание)
новой информации (интерференция)




Сенсорная памятьСенсорная память удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринятую органами чувствСпособ хранения информации:  иконическая

Слайд 6Эксперимент Дж. Сперлинга

Эксперимент Дж. Сперлинга

Слайд 7Виды памяти
Кратковременная память:
Длительность хранения информации – до 30 с.


Объем: 7±2 объекта
Долговременная память:
Постоянное хранение информации
Объем:

практически безграничен

Эксплицитная
Имплицитная

Рабочая (оперативная)память – блок памяти, в котором циркулирует информация, необходимая для осуществления текущей деятельности


Виды памятиКратковременная память: Длительность хранения информации – до 30 с. Объем: 7±2 объекта Долговременная память: Постоянное хранение

Слайд 8
АК 65387594 Ф

АК 65387594 Ф

Слайд 9Долговременная память








Автобиографическая


(личностно значимые события)


Долговременная память          Автобиографическая

Слайд 10Семантическая память: сетевая модель

Семантическая память: сетевая модель

Слайд 11Виды памяти

Виды памяти

Слайд 12Виды запоминания: непроизвольное и произвольное
Факторы, влияющие на непроизвольное запоминание:
Эмоциональная окрашенность

материала (З. Фрейд vs П.П. Блонский)
Причастность материала к основному руслу

деятельности (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко)
Связь материала с целью действия (П.И. Зинченко)
Характер деятельности
Активность, самостоятельность индивида
Значимость мотивов деятельности
Характер протекания деятельности (эффект Зейгарник)
ВН/ВЗ = 1.9




Виды запоминания: непроизвольное и произвольноеФакторы, влияющие на непроизвольное запоминание:Эмоциональная окрашенность материала (З. Фрейд vs П.П. Блонский)Причастность материала

Слайд 13Факторы, влияющие на произвольное запоминание (1)
Особенности мнемической цели
Применение приемов (смысловое

запоминание, мнемотехника)
Эмоциональность, значимость материала
Уровень обработки информации:
поверхностный (первичный анализ сенсорных качеств

объекта, распознавание отдельных признаков)
промежуточный (семантическая обработка)
глубинный (соотнесение с Я-концепцией)

Факторы, влияющие на произвольное запоминание (1)Особенности мнемической целиПрименение приемов (смысловое запоминание, мнемотехника)Эмоциональность, значимость материалаУровень обработки информации:поверхностный (первичный

Слайд 14Факторы, влияющие на произвольное запоминание (2)
Особенности материала (эффект фон

Ресторф)
Эффект повторения (частота воспроизведения)
Правильная организация запоминания (закон Йоста)

Факторы, влияющие на произвольное запоминание (2) Особенности материала (эффект фон Ресторф)Эффект повторения (частота воспроизведения)Правильная организация запоминания (закон

Слайд 15Виды запоминания: непосредственное и опосредствованное








Параллелограмм развития памяти

Эксперимент А.Н. Леонтьева –

методика двойной стимуляции
Зависимость эффективности воспроизведения от способа запоминания

Виды запоминания: непосредственное и опосредствованноеПараллелограмм развития памятиЭксперимент А.Н. Леонтьева – методика двойной стимуляцииЗависимость эффективности воспроизведения от способа

Слайд 16Параллелограмм развития памяти
Общая закономерность развития памяти: начиная с дошкольного возраста

темп развития запоминания с помощью внешних средств значительно превышает темп

развития запоминания без помощи карточек; и, наоборот, начиная со школьного возраста повышение показателей внешне непосредственного запоминания идет быстрее, чем запоминание внешне опосредствованное.
Принцип параллелограмма развития памяти: внешне опосредствованное запоминание превращается во внутренне опосредствованное запоминание

Параллелограмм развития памятиОбщая закономерность развития памяти: начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств

Слайд 17Процессы памяти: воспроизведение
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит

актуализация закрепленного ранее материала
Узнавание - процесс памяти, в результате которого

происходит актуализация закрепленного ранее материала при его повторном предъявлении
Уровень узнавания выше уровня воспроизведения
Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными
Готовность памяти к воспроизведению
Феномен «déjà vu» («уже видел»)
Феномен «на кончике языка» («вертится на языке»)
Припоминание – процесс воспроизведения, протекающий как активный волевой и мыслительный процесс
Воспоминание – воспроизведение, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни

Процессы памяти: воспроизведениеВоспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материалаУзнавание - процесс памяти,

Слайд 18Сохранение и забывание: кривая забывания Г. Эббингауза








Кривая забывания Г. Эббингауза

Процент

сбереженного материала при повторном заучивании

Сохранение и забывание: кривая забывания Г. ЭббингаузаКривая забывания Г. ЭббингаузаПроцент сбереженного материала при повторном заучивании

Слайд 19Сохранение и забывание: реминисценция
Реминисценция – явление, при котором воспроизведение материала

по прошествии некоторого времени с момента его запоминания дает лучшие

результаты, нежели непосредственно после него

Сохранение и забывание: реминисценцияРеминисценция – явление, при котором воспроизведение материала по прошествии некоторого времени с момента его

Слайд 20Сохранение и забывание: позиционный эффект
Фактор края (позиционный эффект): при заучивании

в ряд расположенных элементов, лучше запоминаются элементы, смещенные от центра

к краю ряда










Феномен ретроактивной интерференции

Воспроизведение материала после
бодрствования и сна

Сохранение и забывание: позиционный эффектФактор края (позиционный эффект): при заучивании в ряд расположенных элементов, лучше запоминаются элементы,

Слайд 21Концепции забывания
Теория постоянного угасания следов (разрушающихся следов)
Теория преобразующихся следов
(Ф.

Бартлетт: память – конструктивный процесс)
Теория интерферирующего торможения следов. (Выделяют два

вида интерференции: ретроактивную и проактивную)
Мотивационные теории
Мотивационно обусловленная природа забывания (З.Фрейд)

Концепции забыванияТеория постоянного угасания следов (разрушающихся следов)Теория преобразующихся следов (Ф. Бартлетт: память – конструктивный процесс)Теория интерферирующего торможения

Слайд 22Индивидуальные особенности памяти







А.Р. Лурия (1902 – 1977)
«Маленькая книжка о

большой памяти»(1968)
Память дифференцируется
по характеру наилучше запоминаемого материала
по той сенсорной

области, которая служит наилучшей основой для запоминания
по быстроте запоминания
по прочности и длительности сохранения
по объему запоминаемого материала
по точности и легкости воспроизведения
Феноменальная память

Индивидуальные особенности памятиА.Р. Лурия (1902 – 1977) «Маленькая книжка о большой памяти»(1968)Память дифференцируется по характеру наилучше запоминаемого

Слайд 23СПАСИБО!

СПАСИБО!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика