Слайд 1PR как наука и профессиональная деятельность. Организация PR-структур.
PR-подразделения в
государственных организациях.
PR-подразделения в коммерческом секторе
. Специализированная PR-фирма
Слайд 2PR-подразделения в государственных организациях
В зависимости от размера организации, уровня ее
полномочий и ресурсов количественный состав PR-подразделения и его функции будут
различаться.
Уровень минимальной достаточности пресс-служба (информационный центр) или один сотрудник, ответственный за связь со средствами массовой информации (СМИ).
Слайд 3 При наличии ресурсов в PR-структуру вместе с пресс-службой могут
входить и другие формирования:
информационно-аналитическая служба,
подразделение по работе с заявлениями
и жалобами граждан;
телевизионный, радио, фото-отдел, редакция собственного издания и пр.
Слайд 4Пресс-служба Государственной Думы РФ
Функции пресс-службы и связей с
общественностью в Государственной Думе РФ (http://www.duma.gov.ru/) были объединены в одном
подразделении — пресс-службе (в середине 2000-х годов она насчитывала около 70 сотрудников).
Слайд 5Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Государственной
Думы РФ
Отдел пресс-службы
отдел общественных связей
отдел аккредитации и мониторинга СМИ
отдел парламентского
телевидения и радио
отдел парламентского телевидения и радио
отдел по работе с обращениями граждан (приемная Государственной Думы
Слайд 6Задачи и функции каждого отдела прописывались отдельно и подробно. В
положении об отделе СМИ:
Анализ на основе публикаций в российских и
зарубежных СМИ развития политической и социально-экономической жизни в стране, прежде всего через вопросы, относящиеся к деятельности Государственной Думы.
Подготовка для депутатов Госдумы информационно-аналитических обзоров по актуальной проблематике на базе комплексного изучения материалов прессы, телевидения, радио; публикация их в «Думском вестнике».
Слайд 7Подготовка специальных обзоров печати по законотворческой тематике, публикация их в
«Информационном бюллетене».
Проведение аккредитации при Госдуме корреспондентов российских федеральных и
региональных СМИ.
Содействие аккредитованным журналистам в освещении ими деятельности Госдумы - пленарных заседаний, парламентских слушаний, работы фракций, депутатских групп, комитетов, комиссий (информирование о намечаемых мероприятиях, обеспечение документами и справочными материалами, консультирование и т.д.).
Организационная работа по подготовке и проведению пресс-конференций, брифингов, интервью.
Слайд 8Комплектование оперативных групп российских и зарубежных журналистов, освещающих протокольные мероприятия
руководства Госдумы
(приёмы, встречи, беседы).
Систематическая оперативная оценка опубликованных аккредитованными журналистами материалов
о деятельности Госдумы - их объективности, достоверности, конструктивности. Собеседования в случае необходимости с авторами
публикаций, выяснение причин допущенных неточностей, искажений с целью их исправления.
Слайд 9Решение совместно с соответствующими подразделениями аппарата и управления делами Государственной
Думы вопросов организационного и технического обеспечения деятельности аккредитованных журналистов(выделение
рабочих помещений,
обеспечение документами и справочными материалами, пользование Интернет, факсами, телефонами).
Поддержание рабочих контактов с пресс-секретарями фракций, депутатских групп, комитетов Государственной Думы…
Слайд 10Специальные функции - экскурсионная деятельность. Проводились экскурсии с осмотром залов
трех зданий Государственной Думы, тематические встречи в депутатских объединениях, комитетах,
подразделениях думского аппарата; создавались краткосрочные курсы по оказанию организационно-методического содействия помощникам депутатов в экскурсионной работе.
Управление готовит популярные иллюстрированные издания о Государственной Думе, ее депутатском корпусе, которые предназначались для бесплатной раздачи гостям — членам официальных делегаций и экскурсантам.
Слайд 11Еще одно направление — содействие зарубежным журналистам в освещении работы
нижней палаты. Встречи иностранной прессы с парламентариями планировались, как правило,
еженедельно с их последующим широким освещением в российских и зарубежных СМИ, а также информационно-аналитических изданиях Госдумы.
В рамках отдела общественных связей действовали информационно-справочная и фото-службы.
Слайд 12PR-подразделения в коммерческом секторе
В госучреждении уровень минимальной о
PR-достаточности определяется наличием пресс-секретаря или пресс-службы.
В коммерческой структуре
речь может идти о менеджере по рекламе, реализующем наряду с рекламной и PR-функцию.
Слайд 13Государственный орган имеет целью доказать, разъяснить что-либо, а коммерческая структура
– продать. Отсюда начальные связи с общественностью возникают из прямой
рекламы, которая дополняется косвенной рекламой и содействовать с полноценными PR-действиями.
Слайд 14В коммерческой структуре присутствует необходимость осуществления лоббистской функции. Следовательно, появляется
необходимость должности менеджера по связям (GR) с государственными (общественными) организациями,
в функции которого входит постоянная работа по установлению и поддержанию позитивных контактов.
Слайд 15Коммерческие структуры в отличие от государственных озабочены построением корпоративных связей
и с этой целью вводят должность менеджера по персоналу (HR)
либо подобные должности. В крупных фирмах может существовать должность координатора по обучению (координатор тренинговых программ)
Слайд 16PR-структура на ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
В состав Управления информации и
общественных связей ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» входят:
- группа по работе
с властными структурами,
- общественно-политический центр,
- группа имиджевых программ и наглядной агитации,
- группа по работе с общественно-политическими партиями и движениями,
- группа организации событий и подготовки мероприятий,
- группа внутренней информации,
- блок работы со СМИ (включая городскую газету «Магнитогорский металл», телекомпанию «ТВ-ИН» и редакцию радиопрограмм).
Слайд 17В числе важнейших методов работы управления использовался метод подбора ключевых
(приоритетных) событий и опережающего информирования о них целевых групп. Здесь
действовал следующий алгоритм:
- выбор события, осуществляемый с точки зрения поддержания позитивного имиджа и социальной направленности комбината;
- подготовка ожиданий, включающая обработку аудитории, когда заранее информируется население и подчеркивается направленность мероприятия;
- организация и проведение события, в котором комбинат принимает непосредственное участие;
- широкое освещение события в СМИ,
- получение обратной связи, анализ.
Слайд 18Профессиональные PR-агентства имеют большее сходство с PR-подразделениями коммерческих структур, чем
с соответствующими государственными службами. Более того, располагая товаром, который должен
быть продан (PR-услуги), и ориентируясь на покупателя (клиента), который его потенциально может купить, они как бы заимствуют у коммерческих фирм необходимые для этих целей должности.
Слайд 19Общие функции организационного обеспечения различного рода PR-проектов выполняет в ряде
случаев отдел по работе с клиентами (проектами). В крупных агентствах
может существовать несколько таких отделов (практик), которые обычно строятся по отраслевому признаку.
Для руководства проектом в каждом случае назначается менеджер, у которого могут быть ассистенты.
В больших PR-структурах имеются свои менеджеры или даже небольшие отделы рекламы и «паблик рилейшнз», обеспечивающие создание благоприятного рыночного облика PR-фирмы во внешнем окружении.
Слайд 20Функциональное сходство и с государственными, и с коммерческими организациями заключается
в том, что интенсивно работающее PR-агентство располагает обычно группой внештатных
консультантов и региональных представителей, которые не имеют фиксированной зарплаты, но получают гонорары за работу с конкретными проектами.
Слайд 21PR-агентство – это в первую очередь креативный бутик, осуществляющий главным
образом интеллектуальную деятельность. В нем обязательно присутствует группа менеджмента, способная
не только произвести творческие разработки, но и обеспечить выполнение проекта «под ключ». Сопутствующие услуги (например, изготовление полиграфической продукции, сувениров; съемка фильмов, запись дисков, проведение масштабных исследований) отдаются на аутсорсинг, то есть выполняются по заказу и под контролем агентства сторонними организациями.
Слайд 22Агентство «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» состояло из четырех
подразделений, которые назывались практиками, и управления проектного обеспечения.
Слайд 23Направления деятельности агентства.
Экспертиза маркетинговых коммуникаций и коммуникационный аудит.
Проведение маркетинговых исследований.
Разработка стратегии комплексных маркетинговых коммуникаций.
Разработка концепции рекламной кампании.
Концептуальная
и креативная разработка бренда.
Разработка и реализация программ по продвижению бренда.
Проведение мероприятий по повышению лояльности потребителей.
Оптимизация связей с партнерами и дилерами.
Слайд 24В задачу практики корпоративных коммуникаций входило:
Разработка концепций и программ развития корпоративных
коммуникаций.
Консультирование в области управления корпоративными коммуникациями.
Разработка и внедрение системы корпоративной
идентификации.
Формирование и внедрение корпоративной культуры.
Оптимизация партнерских связей компании.
Развитие связей компании с отраслевыми, общественными и государственными организациями.
Организация и проведение корпоративных мероприятий.
Репутационный аудит.
Слайд 25Практика финансовых коммуникаций, услуги:
Экспертиза финансовых коммуникаций компании и коммуникационный аудит.
Формирование
взаимоотношений с экспертами и аналитиками.
Информационное сопровождение процессов слияний и поглощений, реструктуризации.
Сопровождение
IPO, проектов по выпуску корпоративных облигаций.
Информационное обслуживание процесса поиска инвесторов и инвестиционных институтов.
Управление кризисными ситуациями.
Слайд 26Практика социальных коммуникаций обеспечивала:
Экспертизу социальных коммуникаций компании и коммуникационный аудит.
Разработку
и реализацию социальных программ.
Формирование репутации социально ответственной компании.
Проведение мероприятий
по повышению лояльности трудовых коллективов.
Сопровождение программ по сокращению рабочих мест и прочих «непопулярных» мероприятий.
Подготовка социальных и экологических отчетов.
Слайд 27Управление проектного обеспечения включало в себя отдел по развитию связей
со СМИ, отдел организации и проведения мероприятий, редакционный отдел, информационно-аналитический
отдел, исследовательский отдел, центр управления знаниями.
Деятельность Агентства выстраивалась таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективную проработку и исполнение клиентских заказов. Важным моментом являлось то, что в процессе реализации контракта клиент всегда имел дело только с одним человеком в Агентстве – руководителем проекта. Этот менеджер брал на себя на себя все контакты с подразделениями Агентства, координировал все работы по контракту и нес полную ответственность за их выполнение.
Слайд 28Вывод: структуры PR-служб и специализированных агентств формируются в первую очередь
по функциональному признаку. В то же время при распределении обязанностей
используются такие признаки, как территориально-отраслевой, когда каждая группа или отдельный специалист отвечает за работу с конкретными регионами или отраслями, и ситуационный, когда один и тот же специалист сегодня менеджирует один проект, а завтра — другой.
Слайд 29Наконец, обязанности могут распределяться в соответствии с направлениями PRдеятельности (например,
взаимодействие со СМИ, управление кризисными ситуациями, отношения с инвесторами и
т.д.), а также направленностью на выполнение внутренних или внешних функций (обучение собственного персонала или выпуск внутрифирменного издания, с одной стороны, и проведение PR-кампании для некоторого заказчика — с другой).
Слайд 30Даже в тех случаях, когда организация имеет собственную PR-службу, существует
целый ряд ситуаций, обуславливающих необходимость обращаться в специализированные PR-фирмы:
1. Руководство
организации и PR-отдел никогда ранее не реализовывали масштабных или особенных по содержанию PR-программ и поэтому не имеют соответствующего опыта их осуществления.
Слайд 312. Центральный офис организации расположен вдали от коммуникативных и финансовых
центров, поэтому она не может без специализированной PR-фирмы или отдельных
консультантов провести запланированные PR-мероприятия.
3. Организация планирует одновременно осуществить большое количество PR-контактов или акций, не имея возможности своевременно сделать это собственными силами.
Слайд 324. Организация, имеющая в своей структуре PR-отдел, нуждается в услугах
особого содержания, с которыми она не в состоянии справиться самостоятельно,
либо содержание таких специалистов на постоянной основе не выгодно для компании, или же подобные услуги носят временный или одноразовый характер.
5. У PR-фирмы налажен широкий спектр контактов, отвечающих требованиям текущего момента.
6. Для выполнения дел особой важности необходимо узнать мнение независимого от организации авторитетного и высококвалифицированного PR-специалиста.