Слайд 1Методика работы
над сочинением-рассуждением
на лингвистическую тему
(ГИА – 2013)
Готовимся к
ГИА по русскому языку
в 9 классе
Иванова Светлана Юрьевна, учитель
МБОУ СОШ №49 г.о. Самара, методист Центра развития образования г.о. Самара, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Слайд 2Все основные характеристики работы в целом сохранены.
Изменено задание С2.
Исключено альтернативное
задание (С2.2).
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2013 году государственной (итоговой)
аттестации
(в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся,
освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования
Изменения в КИМ ГИА-2013 года по русскому языку по сравнению с 2012 годом
Ответы Цыбулько И.П. на вопросы участников августовского педсовета ФИПИ 2012
Слайд 3 «На фоне происходящих изменений в образовании и в ситуации
внедрения новых образовательных стандартов, мы должны быть готовы к профильной
школе в 10-11 классе. Данный вид работы поможет отобрать
школьников в профильные классы.
Мы должны быть готовы к новому стандарту, который говорит о когнитивно-коммуникативной направленности курса и деятельностном подходе».
Цыбулько И.П.,
председатель федеральной предметной комиссии ФИПИ по русскому языку
Цель введения задания С2 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему за заданной цитате учёного-языковеда (писателя, философа, филолога)
Слайд 4Формулировка задания
Ответы Цыбулько И.П. на вопросы участников августовского педсовета ФИПИ
2012
Слайд 5Изменена система оценивания задания С2
Слайд 6Источники примеров :
ГИА -2013. Русский язык:
Типовые экзаменационные варианты. 36
вариантов /под ред. И.П. Цыбулько, – М: Национальное образование, 2012
– 192 с. – (ГИА-2013. ФИПИ - школе).
Цитатный материал
Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 кл. – Ростов н /Д: Легион, 2012. – 74 с.
Слайд 7В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата, соответствующая
определённым требованиям и специфике конкретного текста.
Методика работы над сочинением-рассуждением на
лингвистическую тему
(задание С2)
На экзамене могут быть предложены высказывания о языке, которые можно классифицировать в различные тематически блоки.
Распределение высказываний по тематическим разделам
Слайд 8Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
раскрыть понимание содержания приведённой в
задании цитаты лингвистического характера;
убедить в своей правоте с помощью подобранных
из текста примеров-аргументов, указав их роль в тексте.
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
Слайд 10С2.К4. Композиционная стройность сочинения-рассуждения
Слайд 11Композиция (план) сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Вступление: введение предложенной в задании
цитаты, принятой в качестве тезиса, выражение согласия с компетентным мнением
учёного-лингвиста (писателя, поэта, филолога, философа).
Основная часть
теоретическое рассуждение, т.е. краткий комментарий к цитате (понимание смысла) (возможно сделать во вступлении);
доказательства (аргументы; языковой материал только из предложенного текста):
а) пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;
б) пример 2 и его роль в тексте.
III. Заключение (вывод)
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Слайд 12Алгоритм действий при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Слайд 14Прочитайте внимательно высказывание. Выделите в нём ключевые слова, связанные с
лингвистикой (языкознанием).
Найдите в тексте Пример 1 и Пример 2, подтверждающие
(иллюстрирующие) понятия, обозначенные ключевыми словами. Отметьте номера нужных предложений или подчеркните карандашом часть текста, которую будете цитировать.
В Абзаце 1 напишите вступление. Начать сочинение можно как фразой, предложенной в задании, так и собственным высказыванием, интерпретирующим ключевые слова (используйте речевые клише).
Постройте логично и последовательно композицию основной части, включив в Абзац 2 Пример 1 и а в Абзац 3 Пример 2 из текста (используйте речевые клише).
В Абзаце 4 напишите заключение (используй речевые клише).
ПАМЯТКА выпускнику, пишущему сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Слайд 15Тематический раздел «МОРФОЛОГИЯ»
1. ЧИТАЕМ высказывание и выделяем ключевые слова
«Сходство между
наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они…
выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня
«Местоимённые слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений ”обесценено”».
Александр Александрович Реформатский
«Русский язык… богатглаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой
Примеры высказываний из пособия под редакцией И.П. Цыбулько
Слайд 16Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
3. Вспоминаем теорию
Морфологический уровень
языковой системы:
Морфология – это раздел грамматики, изучающий слова как части
речи;
К одной части речи относятся слова, которые имеют одно и то же грамматическое значение (для сущ. – предметность, для глагола – действие и состояние и т.д.), определённый морфемный состав.
Слова одной части речи имеют общие морфологические признаки (н-р, сущ. – одуш/неодуш, род, число, падеж); синтаксическая функция, которую выполняет слово в предложении.
2. Ставим задачу
Рассказать об указанной в теме-цитате части речи (формах части речи), указав её (их) роль в тексте. Например: рассказать о сходстве глагольных форм повелительного и условного наклонения и их роли в тексте.
Слайд 195. Находим примеры в тексте
Во-первых, в предложениях 11, 14 глаголы
«нажарил бы», «раздал бы», «спасло бы» в форме условного наклонения
обозначают «нереальное» действие, но возможное при определённых условиях.
Во-вторых, это же можно сказать и о глаголе «пожалели бы» в предложении 13. Кроме того, данная форма условного наклонения употреблена в значении повелительного (= пожалейте).
Или
Форма повелительного наклонения глагола «пойдёмте» (предложении 49) употреблёна для того, чтобы выразить просьбу, дать совет. Данный глагол также обозначает желаемое действие.
Слайд 206. Пишем заключение
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Слайд 21Модель 1 (от общего к частному)
Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник
издательства «Легион»; автор пособий по русскому языку; кандидат филологических наук,
заведующий кафедрой русского языка ТГПИ им. А.П.Чехова
http://distant-plus.ru/node/119
Слайд 22 Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы
в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и
условном – возможные, желательные или необходимые.
Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6) .
Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки.
Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.
Модель 1. Пример сочинения
Слайд 24 Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В
этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева.
В начале текста
автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д. В последнем же абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные.
Таким образом, А.А. Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.
Модель 2. Пример сочинения
Слайд 25Тематический раздел «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ»
Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
Слайд 26Е.В.Бузина "Анализ средств художественной выразительности в тестовых заданиях ЕГЭ«. Омск,
2004
I. Универсальные лексические категории
СИНОНИМЫ - это слова одной и
той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.
Значение: свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и яркого, глубокого выражения чувств, настроений, переживаний.
АНТОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например: рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.
Значение: делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания противопоставления, контраста (контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера, поступков героев и т.п.).
Лексические явления русского языка (для аргументации в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему С2.)
Слайд 27ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и
написанию. Например: Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет
никакой системы в работе.
Значение: придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. Например: Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.
ПАРОНИМЫ - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. Например: отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы).
II. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса
ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА (активный запас) - слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная. Например, весна, вода, земля, ночь.
Значение: обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.
Слайд 28АРХАИЗМЫ (пассивный запас) - устаревшие слова, у которых есть современные синонимы,
заменившие их в языке. Например: младой - молодой, злато - золото;
око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть. Значение: служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.
ИСТОРИЗМЫ - слова, служившие названием исчезнувших предметов. понятий, явлений. Например: тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах.
Значение: служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.
НЕОЛОГИЗМЫ – новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений. Например: видеотелефон, аэробус, Интернет.
Значение: служат для обозначения тех новых понятий. которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности.
Слайд 29III. Лексика с точки зрения происхождения
ИСКОННО РУССКИЕ СЛОВА , образовались
непосредственно в русском языке (мать, отец, двор, шуба, свеча, небо,
зима и др.)
НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - слова, характерные для устной народной поэзии. Например: детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка.
Значение: создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера.
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например: грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, комфорт (из английского).
Значение: источник пополнения словаря, в художественном тексте могут служить средством речевой характеристики героя.
Слайд 30СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием
духовной культуры.
Особенности:
а) сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО,
ЕРЕ. Например: нрав - норов, врата - ворота, злато - золото, брег - берег, плен - полон.
б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж. Например: вождь, одежда, нужда.
г) суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ. Например: действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий.
д) приставки ИЗ, ИС, НИЗ. Например: изыди, низвергнуть.
Значение: воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок.
ТРАДИЦИОННО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник - славянизмы.Например: брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница.
Значение: в прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация.
Слайд 31IV. Лексика с точки зрения сферы употребления
ДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, принадлежащие к
определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в
своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Например: кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг.
Значение: вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки. Например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика); окно - свободное время между уроками (в речи учителя). Значение: используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, производственной обстановки, речевой характеристики человека определённой сферы деятельности.
Слайд 32
ЖАРГОНИЗМЫ - слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной
средой. Например,выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного
знака), лагерный жаргон.
Значение: жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.
4. АРГО - диалект определённой социальной группы людей (первоначально воровской язык - "феня"), создаваемый с целью языкового обособления (аргонизмы употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов).Например: балерина - отмычка; кипиш - беспорядок, шу; шухер - опасность; малина - притон.
Значение: используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания особого колорита.
Слайд 33V. Лексика с точки зрения стилистической окраски
НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА – общеупотребительная
лексика, которая лишена экспрессии, эмоциональной оценки, предназначена для безоценочного, нетерминологического
обозначения предметов, понятий повседневной жизни, явлений природы, состояний человека, отрезков времени, веса, и т.п.
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. Например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо).
Значение: средство речевой характеристики героев, явлений.
Слайд 34РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи,
имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной
и книжной речи. Например: газировка (газированная вода), белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка).
Значение: в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.
ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА - слова. выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. Например: башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).
Значение: средство речевой характеристики героев.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Например: работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса.
Значение: придают речи яркость и выразительность.
Слайд 35КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ - яркие и меткие выражения писателей, учёных,
общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. Например: Не в
коня корм. Как мало прожито, как много пережито.
Значение: образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики), выражают отношение говорящего к предметам, признакам, действиям и т.д. Экспрессивные слова выражают ласку, иронию, шутку, неодобрение, пренебрежение и т.п. Эмоциональная лексика – это бранные слова (подлец, негодяй), междометия (Ах!, Ой!). Например: кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нахально), жаждать (не просто желать, а желать страстно); слова с положительной окраской - доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской - выскочка, брехня.
Значение: служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего.
Слайд 36Что такое грамматика?
ГРАММАТИКА - (греч. grammatike - от gramma
- буква, написание), 1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства,
синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения; 2) раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.
Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис).
Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.
Чтобы быть понятым, нужно выражать свои мысли грамотно, то есть в соответствии с правилами грамматики.
Тематический раздел «ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА»
Примеры работ
Слайд 37Тематический раздел «СИНТАКСИС»
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
словосочетания с
разными видами связи;
предложения по цели высказывания;
предложения по эмоциональной
окраске;
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и предложения;
обращения;
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные);
Примеры работ
Слайд 38Отделение друг от друга на письме реплик диалога;
отделение друг от
друга на письме отрезков монологического текста с целью
а) логико-смыслового выделения;
б) экспрессивно-эмоционального выделения.
Функции абзаца
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина)
Тематический раздел «ПУНКТУАЦИЯ»
Слайд 39Тематический раздел «Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности»
Путь жизни, длинный,
трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а
совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки.
Да нет же, всё не так: путь жизни – это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни – это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку.
Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит совершить.
Да самого себя! Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе жить. Я каждый день строю дом, который всегда со мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься и на другой не обменяешь.
Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее.
С. Соловейчик
Слайд 40Текст с пропусками
Как отмечает М. Кожина, ________________________________.
Эту мысль можно
подтвердить на примере текста С.Соловейчика. Автор пишет очень эмоционально
и выразительно. Размышляя о человеческой жизни, он использует синонимы (например,_______________), для того чтобы_________________________________________________
Особую роль в тексте играет метафора: _____________________
__________________________________. С помощью этого тропа С. Соловейчик хочет подчеркнуть, что_________________
_______________________________________.
Итак, использованные автором языковые средства создают художественные образы произведения и помогают читателю открыть их смысл.
Слайд 41Таблица- матрица сочинения
Схема написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Слайд 42Словообразование
Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии, благодаря
богатству и разнообразию суффиксов субъективной оценки. Наиболее сильной экспрессией обладают
суффиксы существительного и прилагательного:
размерно-оценочные суффиксы:
уменьшительно-ласкательные суффиксы: -еньк- (дороженька), -оньк- (березонька),
-ц- (зеркальце), -ок- (дружок, снежок), -ик- (билетик, букетик), -к- (головка, ночка), -инк- (пылинка, росинка), -ишк- (домишко), -очек- (листочек), -ечк- (семечко), -ышек-(колышек). -ушек- (воробушек), - ышк- (солнышко), -очк- (звездочка, мордочка), -еньк- (добренький), -оньк- (легонький), -ехоньк- (смирнехонький), -ешеньк- (скорёшенький), -ошеньк- (легошенький) и др;
увеличительные (как правило, включают оттенок негативной оценки, хотя часто имеют и шутливую, ироническую окраску окраску): -ин- (домина, детина), -ищ- (домище);
Грамматические явления русского языка (для аргументации в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему С2.1)
Слайд 43суффиксы, указывающие на категорию лица (выражают разнообразные экспрессивные оттенки негативной
оценки): гуляка, кривляка, слабак, вертун, ловкач, рвач.
В наше время яркой
экспрессией выделяются многие глаголы, получающие сниженную окраску, благодаря словообразованию: Пооткормили меня, поотлежался, да вдругорядь на фронт (В.Белов); Кормёжка подналадилась (В.Белов); Сгуляли свадьбу (В.Лихоносов); Рая пуганула их (И.Зверев).
II. Морфология
Части речи с их морфологическими признаками.
III. Синтаксис
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и предложения;
обращения;
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные).
Слайд 44Вступление (введение предложенной в задании цитаты, принятой в качестве тезиса):
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика –
как они думают», - утверждает известный лингвист Г. Степанов.
Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста Г. Степанова, который писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Все хорошо помнят из школьного курса русского языка, что грамматика и лексика – разделы языкознания. Но как точно заметил известный лингвист Г. Степанов, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Человек – существо разумное. Ему даны во владение бесценные богатства – язык, речь. Как правильно, разумно распорядиться этим богатством? Что необходимо знать, чтобы быть понятым? Словарный запас языка помогает человеку выразить содержание мысли, а знание грамматики родного языка – оформить эту мысль грамотно. Вот как об этом писал известный лингвист Г. Степанов: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Слайд 45Основная часть
выражение согласия с компетентным мнением лингвиста, краткий комментарий к
цитате (понимание смысла)
Трудно не согласиться с мнением компетентного человека,
известного учёного лингвиста. О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания? (Мне предстоит поразмышлять над этими словами. Задумаемся: что стоит за этими словами? Попробуем разобраться в смысле этого афоризма).
Смысл этих слов я понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1 – 3 предложения). Мне кажется, что здесь речь идёт о… Я считаю, что… Я понимаю эти строки так: …
Я думаю, что… По-моему, речь идёт о…
Слайд 46Мне кажется, что речь идёт о содержании мысли человека и
форме её выражения. Содержание мысли определяется словарным запасом (лексикой): чтобы
говорить и даже думать о каких-то предметах, явлениях, событиях, необходимо их именовать, называть. А грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования, употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. Чтобы быть понятым, нужно выражать свои мысли грамотно, то есть в соответствии с правилами грамматики.
Поразмышляем над смыслом высказывания известного лингвиста. Действительно, речь человека может многое сказать о нём: о его не только явных, но и тайных мыслях и чаяниях. И помогают нам понять это именно словарь (лексика) и грамматика, если мы, конечно, будем внимательны к речи собеседника и сами, безусловно, будем обладать знаниями о языке, иметь большой словарный запас.
Трудно не согласиться с мнением известного учёного-лингвиста. Словарь любого языка – это его лексика. Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего. Грамматика же позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.
Слайд 47доказательства (аргументы):
а) пример лексического явления (использовать языковой материал только
из предложенного текста);
б) пример грамматического явления (использовать языковой
материал только из предложенного текста).
Прочитайте фрагмент текста Б. Васильева (демоверсия 2012 г.)
Найдите аргументы для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна
ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно
сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно,
чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор
сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением
сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое
устроим, что наплачешься.
Слайд 48О чём заставляет задуматься автор данного высказывания? Мне кажется, что
речь идёт о содержании мысли человека и форме её выражения.
Содержание мысли определяется словарным запасом (лексикой). Чтобы говорить и даже думать о каких-то предметах, явлениях, событиях, необходимо их именовать, называть. Для этого и существует слово. Иначе говоря, мысли человека находят выражение благодаря слову, его лексическому значению. По словарному запасу человека можно судить о его воспитанности, культуре, степени интеллигентности, психологической уравновешенности. Обратимся к тексту Б. Васильева. Чтобы выразить «вызывающую агрессию», грубость, «невероятное презрение», коварство, сквозившие в мыслях одной из школьниц, её нескрываемое недовольство тем, что не удаётся взять открыто подлинные фронтовые письма для музея, автор использует в речи ученицы соответствующую экспрессивную и разговорную (сниженную) лексику: «трус несчастный» (предложение 34), «пикни только» (предложение 35), «такое устроим, что наплачешься» (предложение 38).
Слайд 49В высказывании Г. Степанова также речь идёт о грамматике как
форме выражения мыслей. Чтобы быть понятым, нужно выражать свои мысли
грамотно, то есть в соответствии с правилами грамматики. Снова обратимся к тексту. Героиня, чтобы выразить мысль, побуждающую детей к действию («Мальчик, поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала») использует побудительные односоставные определённо-личные предложения, в которых сказуемые выражены формой повелительного наклонения глагола. При этом предложения построены в соответствии с правилами грамматики: использован прямой порядок слов. Например, в предложении 31 на первом месте стоит глагол-сказуемое («поставь»), далее прямое дополнение («шкатулку») и обстоятельство («на место»).
Слайд 50доказательства (аргументы):
а) пример лексического явления (использовать языковой материал только
из предложенного текста);
б) пример грамматического явления (использовать языковой
материал только из предложенного текста).
(1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала Наташка.
(2)К тете Марье родственник приехал. (3)Вышел на лужайку и прыгает через голову... — начала тарахтеть она.
— (4)То-то ты повырядилась, — сказал Мишка…
(41)А какой породы Орион? — снова спросила Наташка.
(42)Ньюфаундленд, — сказал Женя
— (43)А что это такое?
— (44)Такую чепуху не знает... — сказал Мишка. — (45)Полуостров в Америке.
— (46)Остров, — опять поправил мальчишка. — (47)От Америки он отделяется проливом.
(48)Мишка готов был лопнуть от злости.
— (49)А ты... видел когда-нибудь ропуху? — спросил он.
— (50)Ропуху? — удивился Женя. — (51)А что это такое?
— (52)То-то, — сказал Мишка и кивнул мне. — (53)Пошли отсюда!
Слайд 51Поразмышляем над смыслом высказывания известного лингвиста. Действительно, речь человека может
многое сказать о нём: о его не только явных, но
и тайных мыслях и чаяниях. И помогают нам понять это именно словарь (лексика) и грамматика, если мы, конечно, будем внимательны к речи собеседника и сами, безусловно, будем обладать знаниями о языке, иметь большой словарный запас.
В тексте В. Козлова описана ситуация знакомства деревенских подростков (героя-повествователя, Мишки и Наташки) с городским мальчиком Женей. Всего одно слово из реплики Мишки («ропуха» в предложении 49) даёт нам понять многое: мальчишка специально использует диалектное словечко, малопонятное для городского жителя, чтобы поставить на место городского «всезнайку» и произвести впечатление прежде всего на Наташку, в которую влюблён.
Словообразование (а это раздел грамматики) в русском языке является ярким источником речевой экспрессии, благодаря богатству и разнообразию суффиксов.
Обратим внимание на слова Мишки, обращённые к Наташке в тот момент, когда она буквально «тарахтела» о новом мальчике, приехавшем в гости к тёте Марье: «То-то ты повырядилась» (предложение 4). Разговорное слово «вырядилась» приобретает ещё большую речевую экспрессию благодаря присоединению к нему приставки «по-», которая придаёт здесь слову сниженную окраску, потому что Мишкой сейчас руководят чувство ревности и обида, его злит Наташкино любопытство по отношению к новому знакомому.
Слайд 52Возможный вариант. В последней реплике Мишки используется глагол изъявительного наклонения
в значении повелительного в восклицательном предложении «Пошли отсюда!». Использование глагола
повелительного наклонения даёт понять, что Мишка демонстрирует всем: интерес к собеседнику потерян, руководить ситуацией далее будет он, Мишка. Так влюблённый мальчишка наслаждается своей победой.
доказательства (аргументы):
а) пример лексического явления (использовать языковой материал только из предложенного текста);
б) пример грамматического явления (использовать языковой материал только из предложенного текста).
Прочитайте фрагмент текста С. Соловейчика
Найдите аргументы для сочинения-рассуждения
(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.
Слайд 53 Трудно не согласиться с мнением известного учёного-лингвиста. Словарь любого языка
– это его лексика. Человек использует в своей речи слова
и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего. Обратимся к тексту С.Соловейчика. Здесь автор использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые снижают пафосный, эмоциональный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Например, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения. Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.
Слайд 54Заключение (вывод).
Всё имеет своё содержание и форму выражения. И
если говорить о мышлении человека, то оно тесно связано с
языком.
Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.
Итак, утверждение Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как – они думают» - является справедливым.
Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
Слайд 55Образцы сочинений-рассуждений на лингвистическую тему по тексту Б.Васильева (демонстрационная версия
2012 г.)
Язык - это сложная многоуровневая, но в то же
время взаимосвязанная система. Лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «бабуля» (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в этом же предложении существительное «бабуля» ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают».
Борисов Сергей Александрович (интернет-портал "ProШколу.ru")
Найдите существенный недочёт в данном сочинении, позволяющий снизить баллы по критерию С1.К2.
http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/11/21-2012.html#more
Слайд 56Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том,
что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика
– как они думают».
Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем. Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям печальную историю о том, как подростки собирали материалы для школьного музея о героях военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».
Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла» из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении (предложения №26, 31, 32). По этой причине атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его умение выразить своё отношение к описываемой ситуации.
Слайд 57Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём
думают люди, а грамматика – как они думают». Задумаемся: что
стоит за этими словами?
«Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
В качестве примера приведём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.
Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
В качестве примера возьмём составное именное сказуемое «была сосредоточена» (предложение 40). Именная часть «сосредоточена» передаёт основное лексическое значение: Анна Федотовна была напряжена, «ждала скрипа задвигаемого ящика». Глагол-связка «была» выражает грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.
Слайд 58Бузина Е.В."Пишем сочинение на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс.
Подготовка к итоговой аттестации" Омск, ОмГПУ. 2012 .
Известный лингвист
Г.Степанов утверждал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
К примеру, использование контекстных синонимов ("мужчина лет тридцати" и "приезжий" из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии.
А однородные сказуемые показывают последовательность действий героя (предложение 40).
Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.
Слайд 59Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс
этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: «Словарь
языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Так, например, синонимы служат для характеристики разных оттенков явления, разнообразия его проявлений (предложения 10, 22), что придаёт тексту яркость и образность.
К примеру, использование обращений в речи позволяет указать не только на адресность, но и выразить отношение говорящего к собеседнику (предложение 16).
Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.
Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г. Степанова, который утверждал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Во-первых, словарь языка, то есть лексика, фиксирует мысль человека. Например, антонимы образно акцентируют внимание читателя на контрасте явлений ("хорошо" и "плохо" в предложениях 23-24).
Во-вторых, грамматика демонстрирует логику размышлений. К примеру, эти же антонимы с точки зрения грамматической структуры являются разнокорневыми ("хорошо" и "плохо" из предложений 23-24).
Следовательно, лексика и грамматика неразделимы.
Слайд 60Прочитайте текст, найдите аргументы для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, приняв
в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Недосмотренные грибы
(1)Разнообразие грибов в наших лесах неслыханное.
(2)Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухоморчик! (3)Стоит под невысокой мохнатой ёлочкой. (4)Сам тёмно-красный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталончики, и даже со складочками. (5)Симпотяга! (6)Рядом с ним сидит хорошенькая волнушечка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая и умненькая…
(7)А маслёнок маслёнку рознь: то весь дрызглый, червивый, а то попадётся такой упругий, жирненький, что даже из рук выскочит, да ещё и пискнет.
(8)А вот стоит не сорванный никем моховичок: вырастая, он попал на прутик, тот разделил шляпку и сделал гриб похожим на заячью губу.
(9)…Так вот жалко становится недоросшего, недосмотренного гриба в лесу, что так просто пропадёт и никому не достанется.
(По М.Пришвину)
Слайд 61
Человек – существо разумное. Ему даны во владение бесценные богатства
– язык, речь. Как правильно, разумно распорядиться этим богатством? Что
необходимо знать, чтобы быть понятым? Словарный запас языка помогает человеку выразить содержание мысли, а знание грамматики родного языка – оформить эту мысль. Вот как об этом писал известный лингвист Г. Степанов: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем доказать эту мысль, обратившись к тексту художника слова высочайшего класса М.М. Пришвина.
Читая текст мастера, где он описывает картину природы, мы понимаем, что для него здесь важно передать читателю чувство восхищения, умиления красотой, открывшейся ему в осеннем лесу, где остались не досмотренные, не увиденные никем грибы, которые так хороши, что автор даже выражает в конце сожаление о том, что эти красавцы никому не достанутся. Безусловно, восторг и умиление автора передаёт выбранная им лексика (и здесь надо отметить, что Пришвин был высочайшим мастером в отборе лексических средств выразительности): эпитеты «мохнатая» (ёлочка, предложение 3), «мокренькая и умненькая» (волнушечка, предложение 5), «упругий, жирненький» (маслёнок, предложение 7), олицетворения (волнушечка «губки округлила, облизывается» (предложение 6), эмоционально-экспрессивные слова («Симпотяга!»). Даже и не знаешь, когда читаешь, восхищаться картиной природы или сочным, ярким языком автора! И ведь не «мокрая и умная волнушка», а «мокренькая и умненькая волнушечка»! Именно так думает автор, поэтому и прибавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы к корням. А это уже грамматика приходит на помощь! Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии, благодаря богатству и разнообразию суффиксов субъективной оценки. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы существительного («мухоморчик», «волнушечка», «моховичок») и прилагательного («хорошенькая», «умненькая», «жирненький»), которые в таком обилии использует здесь автор, умиляясь увиденным.
Итак, утверждение Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как – они думают» - является справедливым.
Слайд 62Прочитайте текст, найдите аргументы для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, приняв
в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
- (1)Какой весёленький ситец! – воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.
- (2)Да, очень весёленький. (3)Прасковья Фёдоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубенькие. (4)Сестре её прислали материйку: это такое очарованьице, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубенький и через полоску всё глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки… (5)Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
(Н.В.Гоголь)
Фесто́н (фр. feston) — в прикладном искусстве и живописи, а также в портновском искусстве декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников...