Разделы презентаций


Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА –

Содержание

Все основные характеристики работы в целом сохранены.Изменено задание С2.Исключено альтернативное задание (С2.2).Спецификацияконтрольных измерительных материалов для проведенияв 2013 году государственной (итоговой) аттестации(в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся,освоивших основные общеобразовательные программыосновного общего

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013)
Готовимся к

ГИА по русскому языку
в 9 классе
Иванова Светлана Юрьевна, учитель

МБОУ СОШ №49 г.о. Самара, методист Центра развития образования г.о. Самара, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Методика работы  над сочинением-рассуждением  на лингвистическую тему (ГИА – 2013)Готовимся к ГИА по русскому языку

Слайд 2Все основные характеристики работы в целом сохранены.
Изменено задание С2.
Исключено альтернативное

задание (С2.2).
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2013 году государственной (итоговой)

аттестации
(в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся,
освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования

Изменения в КИМ ГИА-2013 года по русскому языку по сравнению с 2012 годом

Ответы Цыбулько И.П. на вопросы участников августовского педсовета ФИПИ 2012

Все основные характеристики работы в целом сохранены.Изменено задание С2.Исключено альтернативное задание (С2.2).Спецификацияконтрольных измерительных материалов для проведенияв 2013

Слайд 3 «На фоне происходящих изменений в образовании и в ситуации

внедрения новых образовательных стандартов, мы должны быть готовы к профильной

школе в 10-11 классе. Данный вид работы поможет отобрать
школьников в профильные классы.

Мы должны быть готовы к новому стандарту, который говорит о когнитивно-коммуникативной направленности курса и деятельностном подходе».
Цыбулько И.П.,
председатель федеральной предметной комиссии ФИПИ по русскому языку

Цель введения задания С2 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему за заданной цитате учёного-языковеда (писателя, философа, филолога)

«На фоне происходящих изменений в образовании и в ситуации внедрения новых образовательных стандартов, мы должны быть

Слайд 4Формулировка задания
Ответы Цыбулько И.П. на вопросы участников августовского педсовета ФИПИ

2012

Формулировка заданияОтветы Цыбулько И.П. на вопросы участников августовского педсовета ФИПИ 2012

Слайд 5Изменена система оценивания задания С2

Изменена система оценивания задания С2

Слайд 6Источники примеров :
ГИА -2013. Русский язык:
Типовые экзаменационные варианты. 36

вариантов /под ред. И.П. Цыбулько, – М: Национальное образование, 2012

– 192 с. – (ГИА-2013. ФИПИ - школе).

Цитатный материал

Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 кл. – Ростов н /Д: Легион, 2012. – 74 с.

Источники примеров : ГИА -2013. Русский язык:Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов /под ред. И.П. Цыбулько, – М:

Слайд 7В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата, соответствующая

определённым требованиям и специфике конкретного текста.
Методика работы над сочинением-рассуждением на

лингвистическую тему (задание С2)

На экзамене могут быть предложены высказывания о языке, которые можно классифицировать в различные тематически блоки.

Распределение высказываний по тематическим разделам

В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата, соответствующая определённым требованиям и специфике конкретного текста.Методика работы

Слайд 8Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
раскрыть понимание содержания приведённой в

задании цитаты лингвистического характера;
убедить в своей правоте с помощью подобранных

из текста примеров-аргументов, указав их роль в тексте.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:раскрыть понимание содержания приведённой в задании цитаты лингвистического характера;убедить в своей правоте

Слайд 10С2.К4. Композиционная стройность сочинения-рассуждения

С2.К4. Композиционная стройность сочинения-рассуждения

Слайд 11Композиция (план) сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Вступление: введение предложенной в задании

цитаты, принятой в качестве тезиса, выражение согласия с компетентным мнением

учёного-лингвиста (писателя, поэта, филолога, философа).
Основная часть
теоретическое рассуждение, т.е. краткий комментарий к цитате (понимание смысла) (возможно сделать во вступлении);
доказательства (аргументы; языковой материал только из предложенного текста):
а) пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;
б) пример 2 и его роль в тексте.
III. Заключение (вывод)

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Композиция (план) сочинения-рассуждения на лингвистическую темуВступление: введение предложенной в задании цитаты, принятой в качестве тезиса, выражение согласия

Слайд 12Алгоритм действий при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Алгоритм действий при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Слайд 14Прочитайте внимательно высказывание. Выделите в нём ключевые слова, связанные с

лингвистикой (языкознанием).
Найдите в тексте Пример 1 и Пример 2, подтверждающие

(иллюстрирующие) понятия, обозначенные ключевыми словами. Отметьте номера нужных предложений или подчеркните карандашом часть текста, которую будете цитировать.
В Абзаце 1 напишите вступление. Начать сочинение можно как фразой, предложенной в задании, так и собственным высказыванием, интерпретирующим ключевые слова (используйте речевые клише).
Постройте логично и последовательно композицию основной части, включив в Абзац 2 Пример 1 и а в Абзац 3 Пример 2 из текста (используйте речевые клише).
В Абзаце 4 напишите заключение (используй речевые клише).

ПАМЯТКА выпускнику, пишущему сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Прочитайте внимательно высказывание. Выделите в нём ключевые слова, связанные с лингвистикой (языкознанием).Найдите в тексте Пример 1 и

Слайд 15Тематический раздел «МОРФОЛОГИЯ»
1. ЧИТАЕМ высказывание и выделяем ключевые слова
«Сходство между

наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они…

выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня

«Местоимённые слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений ”обесценено”».
Александр Александрович Реформатский

«Русский язык… богатглаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой
Примеры высказываний из пособия под редакцией И.П. Цыбулько
Тематический раздел «МОРФОЛОГИЯ»1. ЧИТАЕМ высказывание и выделяем ключевые слова«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том,

Слайд 16Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
3. Вспоминаем теорию
Морфологический уровень

языковой системы:
Морфология – это раздел грамматики, изучающий слова как части

речи;
К одной части речи относятся слова, которые имеют одно и то же грамматическое значение (для сущ. – предметность, для глагола – действие и состояние и т.д.), определённый морфемный состав.
Слова одной части речи имеют общие морфологические признаки (н-р, сущ. – одуш/неодуш, род, число, падеж); синтаксическая функция, которую выполняет слово в предложении.

2. Ставим задачу
Рассказать об указанной в теме-цитате части речи (формах части речи), указав её (их) роль в тексте. Например: рассказать о сходстве глагольных форм повелительного и условного наклонения и их роли в тексте.

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса3. Вспоминаем теорию Морфологический уровень языковой системы:Морфология – это раздел грамматики, изучающий

Слайд 184. Пишем вступление

4. Пишем вступление

Слайд 195. Находим примеры в тексте
Во-первых, в предложениях 11, 14 глаголы

«нажарил бы», «раздал бы», «спасло бы» в форме условного наклонения

обозначают «нереальное» действие, но возможное при определённых условиях.
Во-вторых, это же можно сказать и о глаголе «пожалели бы» в предложении 13. Кроме того, данная форма условного наклонения употреблена в значении повелительного (= пожалейте).
Или
Форма повелительного наклонения глагола «пойдёмте» (предложении 49) употреблёна для того, чтобы выразить просьбу, дать совет. Данный глагол также обозначает желаемое действие.
5. Находим примеры в текстеВо-первых, в предложениях 11, 14 глаголы «нажарил бы», «раздал бы», «спасло бы» в

Слайд 206. Пишем заключение
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

6. Пишем заключениеРЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Слайд 21Модель 1 (от общего к частному)
Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник

издательства «Легион»; автор пособий по русскому языку; кандидат филологических наук,

заведующий кафедрой русского языка ТГПИ им. А.П.Чехова
http://distant-plus.ru/node/119
Модель 1 (от общего к частному)Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русскому языку;

Слайд 22 Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы

в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и

условном – возможные, желательные или необходимые.
Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6) .
Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки.
Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.

Модель 1. Пример сочинения

Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а

Слайд 23Модель 2 (от частного к общему)

Модель 2 (от частного к общему)

Слайд 24 Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В

этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева.
В начале текста

автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д. В последнем же абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные.
Таким образом, А.А. Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.

Модель 2. Пример сочинения

Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева.

Слайд 25Тематический раздел «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ»
Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса

Тематический раздел «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ»Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса

Слайд 26Е.В.Бузина "Анализ средств художественной выразительности в тестовых заданиях ЕГЭ«. Омск,

2004
I. Универсальные лексические категории
СИНОНИМЫ - это слова одной и

той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить. Значение: свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и яркого, глубокого выражения чувств, настроений, переживаний.
АНТОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например: рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.  Значение: делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания противопоставления, контраста (контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера, поступков героев и т.п.).

Лексические явления русского языка (для аргументации в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему С2.)

Е.В.Бузина

Слайд 27ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и

написанию. Например: Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет

никакой системы в работе.   Значение: придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. Например: Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.
ПАРОНИМЫ - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. Например: отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы).

II. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА (активный запас) - слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная. Например, весна, вода, земля, ночь. 
Значение: обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления. 
ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например: Водопроводная система систематически выходит из строя, а

Слайд 28АРХАИЗМЫ (пассивный запас) - устаревшие слова, у которых есть современные синонимы,

заменившие их в языке. Например: младой - молодой, злато - золото;

око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть. Значение: служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.
ИСТОРИЗМЫ - слова, служившие названием исчезнувших предметов. понятий, явлений. Например: тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах.
Значение: служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.
НЕОЛОГИЗМЫ – новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений. Например: видеотелефон, аэробус, Интернет. 
Значение: служат для обозначения тех новых понятий. которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности.
АРХАИЗМЫ (пассивный запас) - устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Например: младой - молодой,

Слайд 29III. Лексика с точки зрения происхождения

ИСКОННО РУССКИЕ СЛОВА , образовались

непосредственно в русском языке (мать, отец, двор, шуба, свеча, небо,

зима и др.)

НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - слова, характерные для устной народной поэзии. Например: детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка.
Значение: создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например: грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, комфорт (из английского). 
Значение: источник пополнения словаря, в художественном тексте могут служить средством речевой характеристики героя.
III. Лексика с точки зрения происхожденияИСКОННО РУССКИЕ СЛОВА , образовались непосредственно в русском языке (мать, отец, двор,

Слайд 30СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием

духовной культуры.
Особенности:
а)  сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО,

ЕРЕ. Например: нрав - норов, врата - ворота, злато - золото, брег - берег, плен - полон.
б)  сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж. Например: вождь, одежда, нужда.
г)  суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ. Например: действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий.
д)  приставки ИЗ, ИС, НИЗ. Например: изыди, низвергнуть.
Значение: воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок.
ТРАДИЦИОННО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник - славянизмы.Например: брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница.
Значение: в прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация.
СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием духовной культуры.Особенности:а)  сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие

Слайд 31IV. Лексика с точки зрения сферы употребления
ДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, принадлежащие к

определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в

своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Например: кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг. 
Значение: вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки. Например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика);  окно - свободное время между уроками (в речи учителя).  Значение: используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, производственной обстановки, речевой характеристики человека определённой сферы деятельности.
IV. Лексика с точки зрения сферы употребленияДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные

Слайд 32
ЖАРГОНИЗМЫ - слова, ограниченные в своём употреблении определённой   социальной или возрастной

средой. Например,выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного

знака), лагерный жаргон.
Значение: жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

4. АРГО - диалект определённой социальной группы людей (первоначально воровской язык - "феня"), создаваемый с целью языкового обособления (аргонизмы употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов).Например: балерина - отмычка; кипиш - беспорядок, шу; шухер - опасность; малина - притон.
Значение: используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания особого колорита.

ЖАРГОНИЗМЫ - слова, ограниченные в своём употреблении определённой   социальной или возрастной средой. Например,выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ

Слайд 33V. Лексика с точки зрения стилистической окраски

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА – общеупотребительная

лексика, которая лишена экспрессии, эмоциональной оценки, предназначена для безоценочного, нетерминологического

обозначения предметов, понятий повседневной жизни, явлений природы, состояний человека, отрезков времени, веса, и т.п.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. Например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо). Значение: средство речевой характеристики героев, явлений.


V. Лексика с точки зрения стилистической окраскиНЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА – общеупотребительная лексика, которая лишена экспрессии, эмоциональной оценки, предназначена

Слайд 34РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи,

имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной

и книжной речи. Например: газировка (газированная вода), белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка).
Значение: в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.
ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА - слова. выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. Например: башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).
Значение: средство речевой характеристики героев.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Например: работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса. Значение: придают речи яркость и выразительность.
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда

Слайд 35КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ - яркие и меткие выражения писателей, учёных,

общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. Например: Не в

коня корм. Как мало прожито, как много пережито. Значение: образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики), выражают отношение говорящего к предметам, признакам, действиям и т.д. Экспрессивные слова выражают ласку, иронию, шутку, неодобрение, пренебрежение и т.п. Эмоциональная лексика – это бранные слова (подлец, негодяй), междометия (Ах!, Ой!). Например: кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нахально), жаждать (не просто желать, а желать страстно); слова с положительной окраской - доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской - выскочка, брехня.
Значение: служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего.
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ - яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и

Слайд 36Что такое грамматика?

ГРАММАТИКА - (греч. grammatike - от gramma

- буква, написание), 1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства,

синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения; 2) раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис).
Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.
Чтобы быть понятым, нужно выражать свои мысли грамотно, то есть в соответствии с правилами грамматики.

Тематический раздел «ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА»

Примеры работ

Что такое грамматика? ГРАММАТИКА - (греч. grammatike - от gramma - буква, написание), 1) строй языка, т. е. система языковых

Слайд 37Тематический раздел «СИНТАКСИС»
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
словосочетания с

разными видами связи;
предложения по цели высказывания;
предложения по эмоциональной

окраске;
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и предложения;
обращения;
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные);

Примеры работ

Тематический раздел «СИНТАКСИС»Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания;

Слайд 38Отделение друг от друга на письме реплик диалога;
отделение друг от

друга на письме отрезков монологического текста с целью
а) логико-смыслового выделения;


б) экспрессивно-эмоционального выделения.

Функции абзаца

«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина)

Тематический раздел «ПУНКТУАЦИЯ»

Отделение друг от друга на письме реплик диалога;отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста с

Слайд 39Тематический раздел «Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности»
Путь жизни, длинный,

трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а

совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки.
Да нет же, всё не так: путь жизни – это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни – это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку.
Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит совершить.
Да самого себя! Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе жить. Я каждый день строю дом, который всегда со мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься и на другой не обменяешь.
Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее.
С. Соловейчик
Тематический раздел «Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности»	Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек

Слайд 40Текст с пропусками
Как отмечает М. Кожина, ________________________________.
Эту мысль можно

подтвердить на примере текста С.Соловейчика. Автор пишет очень эмоционально

и выразительно. Размышляя о человеческой жизни, он использует синонимы (например,_______________), для того чтобы_________________________________________________
Особую роль в тексте играет метафора: _____________________
__________________________________. С помощью этого тропа С. Соловейчик хочет подчеркнуть, что_________________
_______________________________________.
Итак, использованные автором языковые средства создают художественные образы произведения и помогают читателю открыть их смысл.

Текст с пропусками	Как отмечает М. Кожина, ________________________________. 	Эту мысль можно подтвердить на примере текста С.Соловейчика.  Автор

Слайд 41Таблица- матрица сочинения
Схема написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Таблица- матрица сочиненияСхема написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Слайд 42Словообразование
Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии, благодаря

богатству и разнообразию суффиксов субъективной оценки. Наиболее сильной экспрессией обладают

суффиксы существительного и прилагательного:
размерно-оценочные суффиксы:
уменьшительно-ласкательные суффиксы: -еньк- (дороженька), -оньк- (березонька),
-ц- (зеркальце), -ок- (дружок, снежок), -ик- (билетик, букетик), -к- (головка, ночка), -инк- (пылинка, росинка), -ишк- (домишко), -очек- (листочек), -ечк- (семечко), -ышек-(колышек). -ушек- (воробушек), - ышк- (солнышко), -очк- (звездочка, мордочка), -еньк- (добренький), -оньк- (легонький), -ехоньк- (смирнехонький), -ешеньк- (скорёшенький), -ошеньк- (легошенький) и др;
увеличительные (как правило, включают оттенок негативной оценки, хотя часто имеют и шутливую, ироническую окраску окраску): -ин- (домина, детина), -ищ- (домище);

Грамматические явления русского языка (для аргументации в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему С2.1)

СловообразованиеСловообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии, благодаря богатству и разнообразию суффиксов субъективной оценки. Наиболее

Слайд 43суффиксы, указывающие на категорию лица (выражают разнообразные экспрессивные оттенки негативной

оценки): гуляка, кривляка, слабак, вертун, ловкач, рвач.

В наше время яркой

экспрессией выделяются многие глаголы, получающие сниженную окраску, благодаря словообразованию: Пооткормили меня, поотлежался, да вдругорядь на фронт (В.Белов); Кормёжка подналадилась (В.Белов); Сгуляли свадьбу (В.Лихоносов); Рая пуганула их (И.Зверев).

II. Морфология
Части речи с их морфологическими признаками.

III. Синтаксис
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и предложения;
обращения;
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные).
суффиксы, указывающие на категорию лица (выражают разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки): гуляка, кривляка, слабак, вертун, ловкач, рвач.В

Слайд 44Вступление (введение предложенной в задании цитаты, принятой в качестве тезиса):


«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика –

как они думают», - утверждает известный лингвист Г. Степанов.
Известный лингвист  Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 
Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста Г. Степанова, который писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 
Все хорошо помнят из школьного курса русского языка, что грамматика и лексика – разделы языкознания. Но как точно заметил известный лингвист Г. Степанов, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Человек – существо разумное. Ему даны во владение бесценные богатства – язык, речь. Как правильно, разумно распорядиться этим богатством? Что необходимо знать, чтобы быть понятым? Словарный запас языка помогает человеку выразить содержание мысли, а знание грамматики родного языка – оформить эту мысль грамотно. Вот как об этом писал известный лингвист Г. Степанов: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 


Вступление (введение предложенной в задании цитаты, принятой в качестве тезиса): «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди,

Слайд 45Основная часть
выражение согласия с компетентным мнением лингвиста, краткий комментарий к

цитате (понимание смысла)

Трудно не согласиться с мнением компетентного человека,

известного учёного лингвиста. О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания? (Мне предстоит поразмышлять над этими словами. Задумаемся: что стоит за этими словами? Попробуем разобраться в смысле этого афоризма).

Смысл этих слов я понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1 – 3 предложения). Мне кажется, что здесь речь идёт о… Я считаю, что… Я понимаю эти строки так: …
Я думаю, что… По-моему, речь идёт о…
Основная частьвыражение согласия с компетентным мнением лингвиста, краткий комментарий к цитате (понимание смысла) Трудно не согласиться с

Слайд 46Мне кажется, что речь идёт о содержании мысли человека и

форме её выражения. Содержание мысли определяется словарным запасом (лексикой): чтобы

говорить и даже думать о каких-то предметах, явлениях, событиях, необходимо их именовать, называть. А грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования, употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. Чтобы быть понятым, нужно выражать свои мысли грамотно, то есть в соответствии с правилами грамматики.

Поразмышляем над смыслом высказывания известного лингвиста. Действительно, речь человека может многое сказать о нём: о его не только явных, но и тайных мыслях и чаяниях. И помогают нам понять это именно словарь (лексика) и грамматика, если мы, конечно, будем внимательны к речи собеседника и сами, безусловно, будем обладать знаниями о языке, иметь большой словарный запас.

Трудно не согласиться с мнением известного учёного-лингвиста. Словарь любого языка – это его лексика. Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего. Грамматика же позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.
Мне кажется, что речь идёт о содержании мысли человека и форме её выражения. Содержание мысли определяется словарным

Слайд 47доказательства (аргументы):
а) пример лексического явления (использовать языковой материал только

из предложенного текста);
б) пример грамматического явления (использовать языковой

материал только из предложенного текста).

Прочитайте фрагмент текста Б. Васильева (демоверсия 2012 г.)
Найдите аргументы для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна
ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно
сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно,
чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор
сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением
сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое
устроим, что наплачешься.

доказательства (аргументы):а)  пример лексического явления (использовать языковой материал только из предложенного текста);б)   пример грамматического

Слайд 48О чём заставляет задуматься автор данного высказывания? Мне кажется, что

речь идёт о содержании мысли человека и форме её выражения.

Содержание мысли определяется словарным запасом (лексикой). Чтобы говорить и даже думать о каких-то предметах, явлениях, событиях, необходимо их именовать, называть. Для этого и существует слово. Иначе говоря, мысли человека находят выражение благодаря слову, его лексическому значению. По словарному запасу человека можно судить о его воспитанности, культуре, степени интеллигентности, психологической уравновешенности. Обратимся к тексту Б. Васильева. Чтобы выразить «вызывающую агрессию», грубость, «невероятное презрение», коварство, сквозившие в мыслях одной из школьниц, её нескрываемое недовольство тем, что не удаётся взять открыто подлинные фронтовые письма для музея, автор использует в речи ученицы соответствующую экспрессивную и разговорную (сниженную) лексику: «трус несчастный» (предложение 34), «пикни только» (предложение 35), «такое устроим, что наплачешься» (предложение 38).


О чём заставляет задуматься автор данного высказывания? Мне кажется, что речь идёт о содержании мысли человека и

Слайд 49В высказывании Г. Степанова также речь идёт о грамматике как

форме выражения мыслей. Чтобы быть понятым, нужно выражать свои мысли

грамотно, то есть в соответствии с правилами грамматики. Снова обратимся к тексту. Героиня, чтобы выразить мысль, побуждающую детей к действию («Мальчик, поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала») использует побудительные односоставные определённо-личные предложения, в которых сказуемые выражены формой повелительного наклонения глагола. При этом предложения построены в соответствии с правилами грамматики: использован прямой порядок слов. Например, в предложении 31 на первом месте стоит глагол-сказуемое («поставь»), далее прямое дополнение («шкатулку») и обстоятельство («на место»).



В высказывании Г. Степанова также речь идёт о грамматике как форме выражения мыслей. Чтобы быть понятым, нужно

Слайд 50доказательства (аргументы):
а) пример лексического явления (использовать языковой материал только

из предложенного текста);
б) пример грамматического явления (использовать языковой

материал только из предложенного текста).

(1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала Наташка.
(2)К тете Марье родственник приехал. (3)Вышел на лужайку и прыгает через голову... — начала тарахтеть она.
— (4)То-то ты повырядилась, — сказал Мишка…
(41)А какой породы Орион? — снова спросила Наташка.
(42)Ньюфаундленд, — сказал Женя
— (43)А что это такое?
— (44)Такую чепуху не знает... — сказал Мишка. — (45)Полуостров в Америке.
— (46)Остров, — опять поправил мальчишка. — (47)От Америки он отделяется проливом.
(48)Мишка готов был лопнуть от злости.
— (49)А ты... видел когда-нибудь ропуху? — спросил он.
— (50)Ропуху? — удивился Женя. — (51)А что это такое?
— (52)То-то, — сказал Мишка и кивнул мне. — (53)Пошли отсюда!



доказательства (аргументы):а)  пример лексического явления (использовать языковой материал только из предложенного текста);б)   пример грамматического

Слайд 51Поразмышляем над смыслом высказывания известного лингвиста. Действительно, речь человека может

многое сказать о нём: о его не только явных, но

и тайных мыслях и чаяниях. И помогают нам понять это именно словарь (лексика) и грамматика, если мы, конечно, будем внимательны к речи собеседника и сами, безусловно, будем обладать знаниями о языке, иметь большой словарный запас.
В тексте В. Козлова описана ситуация знакомства деревенских подростков (героя-повествователя, Мишки и Наташки) с городским мальчиком Женей. Всего одно слово из реплики Мишки («ропуха» в предложении 49) даёт нам понять многое: мальчишка специально использует диалектное словечко, малопонятное для городского жителя, чтобы поставить на место городского «всезнайку» и произвести впечатление прежде всего на Наташку, в которую влюблён.
Словообразование (а это раздел грамматики) в русском языке является ярким источником речевой экспрессии, благодаря богатству и разнообразию суффиксов.
Обратим внимание на слова Мишки, обращённые к Наташке в тот момент, когда она буквально «тарахтела» о новом мальчике, приехавшем в гости к тёте Марье: «То-то ты повырядилась» (предложение 4). Разговорное слово «вырядилась» приобретает ещё большую речевую экспрессию благодаря присоединению к нему приставки «по-», которая придаёт здесь слову сниженную окраску, потому что Мишкой сейчас руководят чувство ревности и обида, его злит Наташкино любопытство по отношению к новому знакомому.


Поразмышляем над смыслом высказывания известного лингвиста. Действительно, речь человека может многое сказать о нём: о его не

Слайд 52Возможный вариант. В последней реплике Мишки используется глагол изъявительного наклонения

в значении повелительного в восклицательном предложении «Пошли отсюда!». Использование глагола

повелительного наклонения даёт понять, что Мишка демонстрирует всем: интерес к собеседнику потерян, руководить ситуацией далее будет он, Мишка. Так влюблённый мальчишка наслаждается своей победой.

доказательства (аргументы):
а) пример лексического явления (использовать языковой материал только из предложенного текста);
б) пример грамматического явления (использовать языковой материал только из предложенного текста).

Прочитайте фрагмент текста С. Соловейчика
Найдите аргументы для сочинения-рассуждения
(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.

Возможный вариант. В последней реплике Мишки используется глагол изъявительного наклонения в значении повелительного в восклицательном предложении «Пошли

Слайд 53 Трудно не согласиться с мнением известного учёного-лингвиста. Словарь любого языка

– это его лексика. Человек использует в своей речи слова

и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего. Обратимся к тексту С.Соловейчика. Здесь автор использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые снижают пафосный, эмоциональный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Например, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения. Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.




Трудно не согласиться с мнением известного учёного-лингвиста. Словарь любого языка – это его лексика. Человек использует в

Слайд 54Заключение (вывод).

Всё имеет своё содержание и форму выражения. И

если говорить о мышлении человека, то оно тесно связано с

языком.
Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.
Итак, утверждение Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как – они думают» - является справедливым.
Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.



Заключение (вывод). Всё имеет своё содержание и форму выражения. И если говорить о мышлении человека, то оно

Слайд 55Образцы сочинений-рассуждений на лингвистическую тему по тексту Б.Васильева (демонстрационная версия

2012 г.)
Язык - это сложная многоуровневая, но в то же

время взаимосвязанная система. Лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «бабуля» (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в этом же предложении существительное «бабуля» ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают».
Борисов Сергей Александрович (интернет-портал "ProШколу.ru")
Найдите существенный недочёт в данном сочинении, позволяющий снизить баллы по критерию С1.К2.
http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/11/21-2012.html#more


Образцы сочинений-рассуждений на лингвистическую тему по тексту Б.Васильева (демонстрационная версия 2012 г.)Язык - это сложная многоуровневая, но

Слайд 56Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том,

что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика

– как они думают». 
Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем. Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям печальную историю о том, как подростки собирали материалы для школьного музея о героях военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».
Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла» из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении (предложения №26, 31, 32). По этой причине атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая. 
Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его умение выразить своё отношение к описываемой ситуации.
 


Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают

Слайд 57Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём

думают люди, а грамматика – как они думают». Задумаемся: что

стоит за этими словами?
«Словарь языка» - это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
В качестве примера приведём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.
Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.

В качестве примера возьмём составное именное сказуемое «была сосредоточена» (предложение 40). Именная часть «сосредоточена» передаёт основное лексическое значение: Анна Федотовна была напряжена, «ждала скрипа задвигаемого ящика». Глагол-связка «была» выражает грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.    


Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они

Слайд 58Бузина Е.В."Пишем сочинение на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс.

Подготовка к итоговой аттестации" Омск, ОмГПУ. 2012 .

Известный лингвист

Г.Степанов утверждал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
К примеру, использование контекстных синонимов ("мужчина лет тридцати" и "приезжий" из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии.
А однородные сказуемые показывают последовательность действий героя (предложение 40).
Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.
 


Бузина Е.В.

Слайд 59Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс

этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: «Словарь

языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 
Так, например, синонимы служат для характеристики разных оттенков явления, разнообразия его проявлений (предложения 10, 22), что придаёт тексту яркость и образность.
К примеру, использование обращений в речи позволяет указать не только на адресность, но и выразить отношение говорящего к собеседнику (предложение 16).
Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.

Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г. Степанова, который утверждал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Во-первых, словарь языка, то есть лексика, фиксирует мысль человека. Например, антонимы образно акцентируют внимание читателя на контрасте явлений ("хорошо" и "плохо" в предложениях 23-24).
Во-вторых, грамматика демонстрирует логику размышлений. К примеру, эти же антонимы с точки зрения грамматической структуры являются разнокорневыми ("хорошо" и "плохо" из предложений 23-24).
Следовательно, лексика и грамматика неразделимы.

 


Лексика языка - свидетельство размышлений людей, а грамматика - процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова,

Слайд 60Прочитайте текст, найдите аргументы для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, приняв

в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка

свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Недосмотренные грибы

(1)Разнообразие грибов в наших лесах неслыханное.
(2)Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухоморчик! (3)Стоит под невысокой мохнатой ёлочкой. (4)Сам тёмно-красный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталончики, и даже со складочками. (5)Симпотяга! (6)Рядом с ним сидит хорошенькая волнушечка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая и умненькая…
(7)А маслёнок маслёнку рознь: то весь дрызглый, червивый, а то попадётся такой упругий, жирненький, что даже из рук выскочит, да ещё и пискнет.
(8)А вот стоит не сорванный никем моховичок: вырастая, он попал на прутик, тот разделил шляпку и сделал гриб похожим на заячью губу.
(9)…Так вот жалко становится недоросшего, недосмотренного гриба в лесу, что так просто пропадёт и никому не достанется.
(По М.Пришвину)
 


Прочитайте текст, найдите аргументы для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.

Слайд 61 


Человек – существо разумное. Ему даны во владение бесценные богатства

– язык, речь. Как правильно, разумно распорядиться этим богатством? Что

необходимо знать, чтобы быть понятым? Словарный запас языка помогает человеку выразить содержание мысли, а знание грамматики родного языка – оформить эту мысль. Вот как об этом писал известный лингвист Г. Степанов: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем доказать эту мысль, обратившись к тексту художника слова высочайшего класса М.М. Пришвина.
Читая текст мастера, где он описывает картину природы, мы понимаем, что для него здесь важно передать читателю чувство восхищения, умиления красотой, открывшейся ему в осеннем лесу, где остались не досмотренные, не увиденные никем грибы, которые так хороши, что автор даже выражает в конце сожаление о том, что эти красавцы никому не достанутся. Безусловно, восторг и умиление автора передаёт выбранная им лексика (и здесь надо отметить, что Пришвин был высочайшим мастером в отборе лексических средств выразительности): эпитеты «мохнатая» (ёлочка, предложение 3), «мокренькая и умненькая» (волнушечка, предложение 5), «упругий, жирненький» (маслёнок, предложение 7), олицетворения (волнушечка «губки округлила, облизывается» (предложение 6), эмоционально-экспрессивные слова («Симпотяга!»). Даже и не знаешь, когда читаешь, восхищаться картиной природы или сочным, ярким языком автора! И ведь не «мокрая и умная волнушка», а «мокренькая и умненькая волнушечка»! Именно так думает автор, поэтому и прибавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы к корням. А это уже грамматика приходит на помощь! Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии, благодаря богатству и разнообразию суффиксов субъективной оценки. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы существительного («мухоморчик», «волнушечка», «моховичок») и прилагательного («хорошенькая», «умненькая», «жирненький»), которые в таком обилии использует здесь автор, умиляясь увиденным.
Итак, утверждение Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как – они думают» - является справедливым.


 


 Человек – существо разумное. Ему даны во владение бесценные богатства – язык, речь. Как правильно, разумно распорядиться

Слайд 62Прочитайте текст, найдите аргументы для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, приняв

в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка

свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

- (1)Какой весёленький ситец! – воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.
- (2)Да, очень весёленький. (3)Прасковья Фёдоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубенькие. (4)Сестре её прислали материйку: это такое очарованьице, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубенький и через полоску всё глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки… (5)Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
(Н.В.Гоголь)


Фесто́н (фр. feston) — в прикладном искусстве и живописи, а также в портновском искусстве декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников...
 


Прочитайте текст, найдите аргументы для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика