Слайд 1Вспомним
Кто такие финно-угры?
Как они здесь появились?
Почему они смогли сохраниться до
наших времен?
Откуда появилось название Корела?
Как они смогли сохраниться до
наших дней?
Что нам напоминает об этом племени?
Слайд 2Финно-угорские племена на берегах Невы и Ладоги
(Весь (Вепсы) и
Водь)
История Санкт-Петербурга
7 класс ФГОС
Герб
Ленинградской области
Слайд 4Вепсов около 20 000 тысяч человек. Место их проживания- территория
между озерами Ладога, Онега и Белое –Карелия, а также Ленинградская
и Вологодская области.
Впервые упоминается этот народ историком Иорданом в 6 веке (вису), в русских летописях -весь. Значение слова неясно.
Язык образования и культура –русский.
Слайд 5Одежда вепсов
Вепсская одежда была проста, но красива: мужчины надевали рубаху
и штаны из домотканого холста; рубахи украшались вышивками. Вепсские женщины
носили рубаху рятсин, поверх надевали сарафан сарафон или полосатую юбку юпк.
Слайд 6Женский национальный костюм состоял из рубашки с длинными рукавами, с
юбкой и передником.
В праздничные дни женщины одевались в костюмы
ярких цветов.
Украшений носили мало. Верхней одеждой у мужчин в будни служили брюки и спорок (что-то среднее между рубахой и пиджаком).
Зимой мужчины носили полушубки, сделанные из овчины.
Их обыкновенно подвязывали кушаком. На голове мужчины носили шапку из заячьей шкуры.
Одежда
Слайд 7Изба вепсов
Вепсские деревни стояли по берегам рек и озёр. Дома
строились из сосновых брёвен и были двухэтажными.
Традиционное жилище вепсов близко
к северорусскому. Стол ставился у фасадной стены, там где размещался «божий» или «красный» угол с иконами. Большая часть домашней утвари делалась из дерева, корней и бересты.
Слайд 8Фольклор
Развит сказочный эпос –
волшебные, бытовые,
сатирические сказки.
Широко бытуют
разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения.
Пели вепсы «долгие» и обрядовые
песни, веселили всех шуточными песнями и частушками. Музыкальных инструментов вепсы почти не изготавливали. Редким старинным музыкальным инструментом было кáнтеле — его делали из сосновой доски. В начале ХХ века кантеле вытеснила гармонь
Слайд 9Кухня вепсов
Вепсы говорили:
«Без хлеба не проживёшь!».
Обычной пищей вепсов
был кислый хлеб из ржаной муки, который выпекали круглыми караваями.
Готовили вепсы каши из ржи и ячменя, рыбные блюда, картофель. Праздничная еда вепсов - калитки и сканцы. Любили вепсы репу — её парили, сушили, варили кашу. Сушёная репа была любимым лакомством детей.
В каждом доме готовили овсяный кисель.
Слайд 11Вепсы
Народ, проживающий в юго-восточной части территории, расположенной между тремя крупнейшими северными
озерами — Онежским, Ладожским и Белым (область Межозерья) чересполосно с русскими на стыке Ленинградской,
Вологодской областей и Республики Карелия РФ.
Численность — 8 тыс. (2002 г.).
Слайд 12Водь (самоназвание ва́ддялайн (водск. vaďďalain), вадьякко, водь, редкоевожане) — малочисленный финно-угорский народ
в Российской Федерации.
Расселение и численность
По переписи 1926 года на территории
Ингерманландии, включая Ленинград, води проживало 694 человек. А всего в СССР в 1926 году води проживало 705 человек.
В настоящее время в России водь проживает в основном на севере Кингисеппского района Ленинградской области, в Санкт-Петербурге, а также на северо-востоке Эстонии. Основной район проживания — деревни Краколье и Лужицы (Luuttsa / Лууттса).
Численность в России составляет 73 человека (2002), из них на родине, в Ленинградской области — 12 чел., в Санкт-Петербурге — ещё 12 чел.
В прошлом — достаточно многочисленный народ, давший название Водской пятине Новгородской земли. В 1848 году насчитывалось 5 148 вожан.
Слайд 13Народом сейчас называют любое образование, если принадлежащие к этому образованию
люди обладают соответствующим самосознанием, признают общность своей истории, культуры, языка.
Самое главное - национальное самосознание.
Народ водь
Слайд 14Водь
Водь - одна из древнейших народностей. Эти племена населяли обширную
территорию. Их границы простирались от южного берега Финского залива на
север, до верховья рек Луга и Плюсса на юг и от реки Нарва на запад, до реки Нева на Восток. В русских летописях эти земли упоминаются как Водская земля, затем возобладало название Ижорская земля.
Слайд 15Это был очень известный, великий в свое время народ, о
котором писали и русские летописцы, и западные авторы. Еще в
XVIII веке на водь обратили внимание ученые, а в XIX столетии очень многие исследователи занялись её изучением.
Их внимание привлекала уникальная культура, магические верования, совершенно фантастические обряды, фольклор, загадочные символы, костюм води.
Слайд 16Трудно отыскать среди народов Северо-Запада России население, более полно сохранившее
свои древние верования и обычаи, нежели водь. Еще в середине
ХХ века вожане по-прежнему поклонялись старым деревьям, огромным камням,
родникам и колодцам, сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана, змеи и др.
Слайд 17Постановлением правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Единый перечень
коренных малочисленных народов Российской Федерации» водь внесена в Единый перечень
малочисленных народов.
13 октября 2008 года
Слайд 18Води в переводе с водского звучит как «здешний». Народ включен
в список ЮНЕСКО исчезающих и малочисленных народов России. Сегодня представителей
народа водь насчитывается несколько десятков человек, многие из которых не проживают на территории РФ. Водский язык считается исчезнувшим.
Слайд 19Само название води — «ваддя» переводится как «клин», «кол». В настоящее
время сохранилось в значении «большой кол на заколе», «межевой» или
«пограничный». Это вполне согласуется со значением «коренной народ, глубоко ушедший корнями в родную землю»
Слайд 20Водская и Ижорская земля на начало XV века.
«Водская пятина»
Слайд 21 - на севере Кингисеппского района Ленинградской области,
-
в Санкт – Петербурге,
- на северо-востоке Эстонии.
Основное место
проживания —
в деревнях Лужицы и Краколье
Оснорные территории проживания водь в России
Слайд 222002 год — создание водской символики (флага и герба)
Синие треугольники —
воды Чудского и Финского заливов, омывающие эту землю.
Крест — символ
памяти о предках, мужественно защищавших свою родную землю и «истреблённых множественными войнами».
Слайд 23Жилище народов водь
Деревни водь обычно имели рядовую (дома стоят ровными
рядами по обеим сторонам широкой улицы) или кучевую планировку. Жилища
строились на берегу Финского залива и по берегам рек.
Постройки были восточно-славянского типа. Дома строились из брёвен на тщательно выложенном фундаменте, рассчитанном на местные почвы с высоким стоянием грунтовых вод.
На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень.
Слайд 24Девушки водь носили глухой сарафан из белого холста без рукавов
— «амы», поверх которого надевали короткую кофту «ихад». После выхода
замуж женщине коротко стригли, а до второй половины 19 в. даже брили волосы и одевали высокий головной убор из белого полотна — «пайкас».
Традиционная одежда
Костюм водь
Слайд 25Значительную часть рациона питания в XIX веке народа водь
составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со
второй половины XIX века – картофель.
Из овса готовили толокно.
Были широко распространены кисели, молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, мясные блюда.
Наиболее распространённым напитком являлось пиво.
Национальная кухня народов
Слайд 29Во-первых, представители води исключительно светловолосы. Пожалуй, это был самый белокурый
народ в мире: у 80% мужчин и у 76% женщин
волосы белели, как снег, или золотисто желтели, как прибрежный песок.
Две особенности народа водь
Слайд 30Когда женщина выходила замуж, ее костюм становился ярким и нарядным.
Ее сарафан и передник были синими. И эти передники, и
белая рубаха украшались сложнейшей многоцветной вышивкой, бисером, жемчугом, полудрагоценными камнями.
Голову замужней женщины брили, чтобы духи-покровители рода невесты, всегда враждебные роду жениха, не перешли вместе с невестой в дом мужа. Такой обряд у води дожил до начала XX века.
Бритую голову венчал белый сложный высокий головной убор.
Слайд 31Когда женщина обзаводилась ребенком, ее головной убор становился красным, а
одежда – почти не украшенной.
Через 10-15 лет (иногда по
желанию мужа) надевали вожанки одежду старух – белую длинную рубаху и сложный полотенчатый головной убор.
А вот передники, набедренники, всевозможные украшения носить «ванха (старая) баба» не имела права.
Слайд 32И сейчас води как будто и нет. Среди многих старинных
водских поговорок одна стала пророческой: «Земля и деревья будут, а
нас не будет». Народ исчезает на глазах и уход одного уменьшает народ на одну десятую.
Слайд 33Повторим
Кто такие Водь?
Расскажите о племени Водь?
Кто такие Вепсы?
Расскажите о
Вепсах?
Слайд 34Д.З.:
Учить записи в тетрадях;
Читать параграф 1.