Слайд 1Неотложные состояния в неонатологии.
Паршукова Л.Н.
Слайд 2Неотложные состояния.
Асфиксия новорождённого.
Острая дыхательная недостаточность.
Острая недостаточность кровообращения.
Судороги.
Апноэ новорождённого.
Утечка воздуха из
лёгких.
Катастрофа в брюшной полости.
Срыгивающий ребёнок и аспирация желудочного содержимого.
Внезапная смерть
ребёнка.
Слайд 3Асфиксия новорождённого.
Асфиксия – безпульсие.
Асфиксия – клинический синдром, проявляющийся в первые
минуты жизни затруднением или полным отсутствием дыхания при сохранённой сердечной
деятельности.
Слайд 4Асфиксия новорождённого.
Антенатальные факторы риска:
ЗВУР плода.
Недоношенная беременность.
Переношенная беременность.
Многоплодная беременность.
Употребление наркотиков, алкоголя,
лекарств.
Гестоз.
Сахарный диабет.
Резус–сенсибилизация.
Инфекции у матери.
Кровотечения.
Слайд 5Асфиксия новорождённого.
Интранатальные факторы риска.
Предлежание плаценты.
Отслойка плаценты.
Выпадение петель пуповины.
Обвитие пуповиной, узлы
пуповины.
Патологическое предлежание плода.
Применение обезболивания родов.
Кесарево сечение.
Аномалии родовой деятельности.
Наличие мекония в
околоплодных водах.
И др.
Слайд 6Асфиксия новорождённого.
Классификация асфиксии.
Острая асфиксия.
Острая асфиксия развившаяся на фоне хронической внутриутробной
гипоксии плода.
Слайд 7Асфиксия новорождённого.
Степень тяжести асфиксии.
Р.21.0 Тяжёлая асфиксия при рождении. (Белая).
Р.21.1 Средняя
и умеренная асфиксия при рождении (Синяя).
Р.21.9 Неуточнённая асфиксия при рождении.
Слайд 8Асфиксия новорождённого.
Шкала Апгар
Разработана Вирджинией Апгар – американским анестезиологом.
Применяется практически во
всех странах мира для оценки степени тяжести асфиксии.
Оценка по шкале
Апгар говорит об адаптации ребёнка.
Слайд 9Асфиксия новорождённого.
Оценка по шкале Апгар проводится на 1 и 5
минутах.
При асфиксии и проведении СЛР проводится после 5 минуты с
интервалом 5 минут до 20-й минуты.
Оценка в 7 баллов и более на 1-й минуте указывает на отсутствие асфиксии.
4-6 баллов умеренная асфиксия.
Менее 4 баллов тяжёлая асфиксия.
Оценка по шкале Апгар на 5-й минуте имеет больше прогностическое значение и отражает эффективность проводимых мероприятий.
Слайд 10Асфиксия новорождённого.
В России часто выделяют лёгкую, среднетяжёлую и тяжёлую асфиксию,
в зависимости от оценки по шкале Апгар на 1-й минуте.
В
Европе при умеренной асфиксии и быстром восстановлении используют термин «Низкая оценка по шкале Апгар».
Диагноз асфиксии выставляют только в случае оценки по шкале Апгар менее 5 баллов на 5-й минуте в сочетании с признаками гипоксического поражения других органов.
Слайд 11Асфиксия новорождённого, Шкала Апгар.
Слайд 12Шкала АПГАР
Полезна при оценке состояния ребенка сразу после родов
Свидетельствует об
эффективности (неэффективности) реанимации
Не позволяет сама по себе прогнозировать неврологические нарушения
Слайд 13Шкала Апгар
Низкая оценка по Апгар не является синонимом гипоксии, ацидоза
или асфиксии
Диагностическое значение шкалы Апгар в выявлении случаев истинной асфиксии
является очень низким
Слайд 14Факторы, влияющие на результат оценки по шкале Апгар
Гестационный возраст
Прием лекарств
матерью
Нейромышечные расстройства
Сердечно-легочная патология при рождении
Инфекция
Непоследовательность оценки
Отсутствие часов
Никто не включил
секундомер
Наблюдатель, производящий оценку и реаниматолог – одно и то же лицо
Слайд 15Оценка по шкале Апгар
Почти 90% новорожденных, получивших оценку по шкале
Апгар 0-3 балла на 5 минуте, не имели значительных неврологических
расстройств (Nelson K.B., Ellenberg J.H., 1981)
93% новорожденных, имевших оценку по Апгар 0 на 1 минуте и менее 4 баллов на 5 минуте, не имели признаков повреждения центральной нервной системы школьном возрасте (Thomson A.J. et al, 1977)
С другой стороны, 75% детей с ДЦП имели нормальную оценку состояния по шкале Апгар (Nelson K.B., Ellenberg J.H., 1981)
Слайд 16ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ведущие профессиональные организации акушеров-гинекологов мира рекомендуют не использовать термина «асфиксия
в родах»
необходимы биохимические и клинические свидетельства этого состояния…
Слайд 17ХАРАКТЕРИСТИКИ АСФИКСИИ.
Глубокая метаболическая или смешанная ацидемия (pH
анализа крови из артерии пуповины
Персистенция низкой оценки по шкале Апгар
(0-3 балла) в течение более 5 минут
Клинические неврологические последствия у новорожденного в раннем послеродовом периоде, включая судороги, гипотонию, кому
Признаки полиорганной дисфункции у новорожденного в раннем послеродовом периоде
Слайд 18Лечение асфиксии.
Эффективная сердечно-легочная реанимация при наличии соответствующих показаний является
единственным видом лечения, действительно улучшающим исход
Johnston и Donn, PCNA,20:2, июнь
1993
Слайд 19Лечебная гипотермия
Новый стандарт лечения асфиксии.
Снижает смертность и улучшает неврологическое развитие
у детей перенесших асфиксию.
Метод заключается в охлаждении тела до 33-34
градусов в течении 72 часов.
Слайд 21Острая дыхательная недостаточность.
Состояние когда дыхательная система не способна обеспечить адекватный
газообмен.
Бывает легочной и внелёгочной.
Имеет мультифакториальную природу.
Дети с дыхательной недостаточностью могут
в любой момент потребовать неотложной помощи и СЛР.
Дети на спонтанном дыхании требуют не меньшего, а порой даже большего внимания чем дети на ИВЛ.
Слайд 22Острая дыхательная недостаточность.
Неотложная помощь при внезапно возникшей ДН:
При наличии дыхания
ингалировать кислород – вызвать врача.
При отсутствии дыхания начать вентиляцию мешком
– вызвать врача.
Быть готовым к проведению интубации трахеи.
Приготовить ларингоскоп – проверить исправность.
Эндотрахеальные трубки, нескольких размеров.
Быть готовым к оказанию расширенной реанимации.
Слайд 23Острая недостаточность кровообращения.
Шок – типический патологический процесс имеющий стадийное течение.
Угрожающее
жизни состояние связанное с острой недостаточностью кровообращения.
Клиника шока тесно связана
с причиной.
Варианты шока:
Кардиогенный.
Гиповолемический.
Распределительный.
Дети с шоком самые тяжёлые в отделении и требуют особого внимания, как правило не одной а нескольких мед. сестер.
Слайд 24Острая недостаточность кровообращения.
Дети с шоком чаще всего не требуют а
находятся в условиях постоянно проводимой СЛР.
Что делает медицинская сестра:
Мониторинг АД
каждые … минут до стабилизации состояния, далее по ситуации.
Манжета АД постоянно находится на конечности.
Регистрация ЭГК постоянно (пульсоксиметр может не показывать).
Детей с нестабильной гемодинамикой нельзя переворачивать, переносить, отключать от аппарата.
Всегда быть готовым к проведению расширенной реанимации.
Слайд 25Судороги у новорождённого.
Внезапные непроизвольные сокращения мышц.
Могут появится внезапно у любого
больного ребёнка.
Требуют экстренного вмешательства.
Часто сопровождаются потерей сознания.
Слайд 26Судороги у новорождённого.
Часто за судороги принимают симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
(тремор, вздрагивания).
В отличие от судорог эти состояния вызваны внешними раздражителями
и могут быть прерваны при осмотре.
При судорогах каждую секунду гибнут тысячи мозговых клеток.
Слайд 27Судороги у новорождённого.
Неотложная помощь:
В момент судорог следить чтобы не произошла
регургитация пищи и аспирация.
В постсудорожном периоде следить за дыханием, обеспечить
проходимость, проводить защиту дыхательных путей.
В случае необходимости ингаляция кислорода или вентиляция мешком.
Слайд 28Апноэ новорождённых.
Внезапные остановки дыхания, часто сопровождающиеся цианозом и брадикардией.
Представляют серьёзную
опасность.
Смерть при апноэ проблема сестринского ухода за ребёнком.
Часто восстановление дыхания
происходит после тактильной стимуляции или санации.
Поэтому врач часто видит ребёнка уже после апноэ.
Все дети с эпизодами апноэ требуют особого сестринского внимания.
Слайд 29Апноэ новорождённых.
Причины апноэ:
Неврологические проблемы.
Проблемы с сердечно-сосудистой системой.
Проблемы с ЖКТ.
Метаболические нарушения
(гипогиликемия).
Обструкция дыхательных путей.
Нестабильность температуры.
Медикаменты.
Слайд 30Апноэ новорождённых.
Центральные апноэ:
Отсутствуют попытки вдоха.
Обструктивные апноэ:
Есть дыхание, но из-за обструкции
дыхательных путей нет газотока в легких.
Смешанные апноэ:
Отсутствие дыхательных попыток после
обструктивного апноэ.
Слайд 31Апноэ новорождённых.
Неотложная помощь:
Провести тактильную стимуляцию.
При восстановлении дыхания ингалировать кислород.
При неэффективности
проводить масочную вентиляцию.
Быть готовым к интубации трахеи и СЛР.
Слайд 32Апноэ новорождённых.
СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ С ЭПИЗОДАМИ АПНОЕ:
Найти позицию обеспечивающую максимальную
проходимость дыхательных путей – на боку или на животе (апное
встречаются чаще на спине).
Приподнять головной конец столика/кроватки (на 150).
Если проводится зондовое питание, зонд должен быть установлен через рот.
Слайд 33Апноэ новорождённых.
Сестринская помощь ребёнку с эпизодами апное:
Если эпизоды апноэ случаются
на фоне кормления из бутылочки обсудить вопрос кормления из чашки
или зондовое питание.
Если эпизоды апноэ случаются неоднократно обсудить вопрос о подаче кислорода.
Если эпизоды апноэ случаются на фоне проведения кислородной терапии следить за потоком и температурой дыхательной смеси.
Оценить температурный статус ребёнка и тепловую поддержку.
Слайд 34Утечка воздуха из лёгких.
Самый частый вариант – пневмоторакс, скопление воздуха
между листками плевры в результате травмы лёгкого.
Очень опасное состояние которое,
при оказании несвоевременной помощи непременно закончится смертью.
Чаще встречается у детей на ИВЛ или СРАР.
Слайд 35Утечка воздуха из лёгких.
Уход за детьми с «дренированным пневматороксом» требует
от мед. сестры особой бережности.
Слайд 36Утечка воздуха из лёгких.
Как можно заподозрить пневмоторакс:
Ребёнок реагирует на смену
положения тела.
Ребёнок плохо переносит манипуляции которые переносил ранее.
У ребёнка на
ИВЛ прогрессивно снижается SpO2.
После беспокойства или кашля ребёнок посинел и не восстанавливается.
Нет движений грудной клетки.
Ассиметричная или вздутая грудная клетка.
Нарастает тахикардия.
Резко снизилось или наоборот возросло АД.
Слайд 37Пневмоторакс у ребёнка с экстремально низкой массой тела.
Девочка 28 недель
гестации.
Масса тела 800 грамм.
Транспортировка в условиях ИВЛ ручным способом.
При поступлении
тяжёлая ДН, артериальная гипотензия, тахикардия до 200 в минуту.
Слайд 38Утечка воздуха из лёгких.
Ваши действия:
Удостоверится в проходимости дыхательных путей.
Проверить исправность
аппаратуры.
Быстро найти врача.
Увеличить концентрацию кислорода.
Не изменять параметров ИВЛ.
Не проводить ручную
ИВЛ.
Организовать рентгенодиагностику.
Приготовится к проведению СЛР и дренированию плевральной полости.
Слайд 39Катастрофа в брюшной полости.
Связана с перфорацией стенки кишки.
В 100% случаев
развивается перитонит.
Требует экстренного хирургического вмешательства.
Часто дети погибают.
Выживаемость напрямую зависит от
своевременной хирургической помощи.
Слайд 40Катастрофа в брюшной полости.
У кого развивается катастрофа в животе:
Недоношенные дети.
Дети
с энтероколитом.
Дети родившиеся в тяжёлой асфиксии.
Дети с ЗВУР.
Дети на зондовом
кормлении.
Слайд 41Катастрофа в брюшной полости.
Как можно заподозрить перфорацию:
Выраженное беспокойство ребёнка.
Резко вздутый,
болезненный живот.
Обильное срыгивание.
Кровь в стуле.
Бледность кожи.
Тахикардия.
Нарушения дыхания.
Отсутствие эффекта от анальгетиков.
Слайд 42Катастрофа в брюшной полости.
Действия медицинской сестры:
Ваша задача своевременно заподозрить перфорацию.
Своевременно
доложить врачу.
Не кормить ребёнка.
Не пытаться самостоятельно бороться с парезом кишечника.
Слайд 43Срыгивающий ребёнок и аспирация желудочного содержимого.
Часто срыгивающие дети:
Недоношенные.
Дети с кишечными
расстройствами.
Дети с ЗВУР.
Дети с неврологической патологией.
Дети с пороками развития ЖКТ.
Дети
с дыхательной недостаточностью.
Здоровые дети при неправильном уходе.
Слайд 44Срыгивающий ребёнок и аспирация желудочного содержимого.
Как заподозрить аспирацию:
После срыгивания ребёнок
кашляет.
Ребёнок посинел.
Не может вдохнуть или выдохнуть.
Появилась или усилилась одышка.
Ребёнок беспокоится.
Может
быть апное.
Слайд 45Срыгивающий ребёнок и аспирация желудочного содержимого.
Что делать если произошла аспирация:
Не
оставлять ребёнка.
Повернуть ребёнка на бок.
Санировать дыхательные пути.
Проводить ингаляцию кислорода.
Аккуратно провести
перкуссионный массаж грудной клетки.
Пригласить врача.
Слайд 46Срыгивающий ребёнок и аспирация желудочного содержимого.
Как избежать аспирации:
Выполняйте все процедуры
до кормления.
Не кормите быстро.
Не форсируйте объём питания.
Кормите лёжа на боку
или вертикально.
Не перекармливайте ребёнка.
Не кормите ребёнка воздухом.
Если ребёнок слабо сосёт лучше кормить его дробно а не докармливать через зонд.
Слайд 47Внезапная смерть в отделении совместного пребывания.
Причины:
Родовая травма.
Инфекция.
Внезапная рвота.
Удушение в кровати.
Тревожные
состояния:
Возбудимость или угнетение.
Гипо/гипертермия.
Тахипное, постанывание.
Нарушения микроциркуляции.
Частые или обильные срыгивания.
Депрессия матери.
Слайд 48Внезапная смерть в отделении совместного пребывания.
Действия медицинской сестры:
Сообщить врачу.
Измерить температуру
тела (при необходимости согреть).
Измерить сатурацию, пульс, частоту дыхания.
Регулярно навещать.
Слайд 49Внезапная смерть в отделении совместного пребывания.
Рекомендации маме:
Наблюдение за ребёнком.
В общих
палатах использовать прикроватный светильник в ночное время.
Адекватно обстановке одевать ребёнка.
Не
спать с ребёнком в одной кровати.
Где вас найти в случае необходимости.
В случае выраженной депрессии матери индивидуальный подход, перевод в отдельную палату, доступ родственников. В крайнем случае разлучение матери и ребёнка.
Слайд 50Внезапная смерть в отделении совместного пребывания.
Неотложная помощь:
Провести несколько циклов СЛР
1 вдох 3 компрессии грудной клетки, в течение 1-2 минут.
Немедленная
транспортировка ребёнка в место где может быть оказана неотложная помощь (отделение реанимации, пост ИТ, и др).
Слайд 51Как избежать неприятных ситуаций на дежурстве. Рекомендации.
Внимательно принимайте смену.
Выясняйте все
особенности ребёнка.
Срыгивает ли ребёнок.
Бывают ли у него апное.
В каком положении
ребёнок себя лучше чувствует.
Какой объём пищи он усваивает.
Как реагирует на кормление.
Как переносит различные медицинские манипуляции (ингаляции, введение лекарств).
Что проводилось ребёнку при возникших ситуациях.
Проверяйте своё рабочее место и исправность аппаратуры.
Проверяйте уровень тревог монитора.
Проверяйте наличие и место нахождения лекарств.