Слайд 1Практическая работа
Гражданская война
Слайд 21.1 Работа с текстом.
НОТА НАРОДНОГО КОМИССАРА ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ ЧИЧЕРИНА
О__1___
Народным Комиссариатом по иностранным делам передана начальнику великобританской миссии, французскому
генеральному консулу, американскому генеральному консулу и итальянскому генеральному консулу нота следующего содержания:
«Разоружение _ 1__не может быть ни в каком случае рассматриваемо, как акт недружелюбия в отношении держав Согласия. Оно вызвано прежде всего тем, что Россия, как нейтральное государство, не может терпеть на своей территории вооруженных отрядов, не принадлежащих к армии Советской Республики.
Непосредственным же поводом к применению решительных и строгих мер в целях разоружения ___1__ послужили их же собственные действия. __1___ мятеж начался в ____2_(где)____ ____3 (дата)___, где___1____, захватив город, похитили оружие, арестовали и сместили местные власти, и в ответ на требование прекратить бесчинства и разоружиться, встретили огнем воинские части. Дальнейшее развитие мятежа повело к занятию___4____,___5____,___6____, __7___и др. городов. ____1____везде действовали в союзе с ___8 (кем)______ и контрреволюционным русским офицерством. В некоторых местах имеются среди них французские офицеры.
Во всех пунктах контрреволюционного мятежа реставрируются учреждения, упраздненные Рабоче-Крестьянской Советской Республикой. Советская власть приняла самые решительные меры к подавлению вооруженной рукой мятежа и их безусловному разоружению. Никакой другой исход для Советского Правительства не допустим.
Народный Комиссариат по иностранным делам выражает уверенность, что, после всего вышеизложенного, представители четырех держав Согласия не будут рассматривать разоружения ____1___отрядов, находящихся под их покровительством, как акт недружелюбия, но, наоборот, признают необходимость и целесообразность предпринятых Советским Правительством против мятежников мероприятий.
Народный Комиссариат выражает, кроме того, надежду, что и представители четырех держав Согласия не замедлят выразить осуждение ____1____отрядам за их контрреволюционный вооруженный мятеж, являющийся самым откровенным и решительным вмешательством во внутренние дела России».
Народный Комиссар по иностранным делам Чичерин.
Задание к тексту:
1 , 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – вставить пропуски – для того чтобы заполнить пропуски 4,5,6,7 – используйте карту на следующем слайде
Какая дата считается началом широкомасштабных военных действий во время Гражданской войны в России?
Назовите причину, по которой в России оказались ___1___
Слайд 31.2 Задание к карте:
Название железной дороги вдоль которой располагались
войска __1___ летом 1918 года
Определите территорию, которую охватил мятеж __1____
Назовите
город, который был захвачен мятежниками первым и там была свергнута Советская власть.
Назовите город, где возникло первое правительство меньшевиков и эсеров.
Соотнесите: город (цифра) и антибольшевистские правительства
А Верховный правитель А.В. Колчак
Б КОМУЧ
В Директория
6. В каком городе был расстрелян А. В. Колчак?
1
2
3
4
5
6
7
Слайд 42.
“В интервале между 15 час. 20 мин. и 15
час. 30 мин. Ленин узнаёт по телефону от управделами СНК
В.Д. Бонч-Бруевича о покушении на германского посланника графа Вильгельма фон Мирбаха в 14 час. 40 мин. В Москве начинается левоэсеровский мятеж, все нити по ликвидации которого Ленин незамедлительно берёт в свои руки и санкционирует превентивные аресты всех подозреваемых в причастности к мятежу.”
Задание к тексту:
Кто, когда и зачем убил немецкого посла Мирбаха?
Какое событие было одним из главных спорных вопросов, приведших к распаду коалиции левых эсеров и большевиков?
Что из названного характеризует политическую ситуацию в Советской России в конце 1918 г.?
установление однопартийной диктатуры большевиков
введение всеобщего равного избирательного права, в том числе и для “лишенцев”
союз всех социалистических партий
созыв и работа Учредительного собрания
Слайд 53. Плакаты посвящены интервенции иностранных держав в Россию. Рассмотрите их
и ответьте на вопросы:
Определите авторство плакатов № 1 и №
2.
Опираясь на плакаты определите, какие государства участвовали в интервенции.
О какой поддержке в первую очередь идёт речь на плакате № 2?
В образе кого изображены Белые генералы на плакате № 1, какой смысл заложен именно в таком изображении Деникина, Колчака и Юденича?
Что такое “План Антанты” и какова главная цель этого плана?
1
2
Слайд 65. Вопросы к карте на странице 63 учебника:
1. Назовите самый
важный фронт Гражданской войны в 1918 году.
2. Укажите ( используя
карту) откуда весной 1919 года исходила наибольшая опасность для Советской власти?
3. С какими событиями (и где) связан фактический конец Белой армии?
4. Назовите территории, не освобождённые к концу 1920 года.
5. Назовите территории, которые были отторгнуты от РСФСР и присоединённые к другому государству. 6.Установите взаимосвязь:
1)США
2)Франция
3)Англия
4)Германия
5)Румыния
6)Япония
а)Бессарабия
б)Прибалтика
в)Украина
г)Закавказье
д)Дальний Восток
е)Север России
Слайд 76.
1. 23 февраля в России отмечается праздник День защитника
Отечества.
Но в советское время этот день считался днём рождения
Красной Армии, хотя декрет о её создании был подписан в январе. Подумайте, почему именно 23 февраля – день рождения РККА?
2. Назовите численность РККА к концу 1920 года. От какого первоначального принципа комплектования РККА большевикам пришлось отказаться и к какому перейти?
3. Какая армия сыграла решающую роль в разгроме А.И. Деникина в 1919 году?
4. Соотнесите фамилии и должности:
А. Командарм 1 Конной армии
Б. Председатель РЕВВОЕНСОВЕТА республики
В. Командарм 6 ударной армии
Г. Председатель ВЧК
Л.Д. Троцкий
Ф.Э. Дзержинский
С.М. Будённый
М. В. Фрунзе
Слайд 87. Органы советской власти в РСФСР в 1918 – 1921
годах.
3 ( Декрет о власти) – высшая законодательная власть
2
( Декрет о власти) – законодательная и исполнительная власть
1
1
1
1
4 ( Декрет о власти) - правительство
5
2 декабря
1
6
20 декабря
Определите, что обозначено цифрами на схеме. Подсказка:
1 – это губернские и городские Советы – власть местная
2,3,4,5,6 – это органы центральной власти. 2,3,4 – по Декрету о власти от 25 октября 1917 года, 5 и 6 – даты создания обозначены
2.Какой орган власти на схеме не указан, но играл в период войны руководящую роль? Кто его возглавлял?
Слайд 98. Прочтите документ и ответьте на вопросы:
Совет Народных Комиссаров, заслушав
доклад председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности
этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры.
Название документа, когда принят (месяц, год)
В ответ на какие события большевики принимают этот документ?
Цель политики террора заключается в …. ( продолжите фразу)
Перечислите методы, с помощью которых большевики боролись с контрой.
Слайд 10
9. В. И. Ленин о причинах победы большевиков в гражданской
войне.
а) «Несомненно, мы здесь получаем практическое доказательство того, что сплоченные
силы рабочих и крестьян, освобожденных от ига капиталистов, производят действительные чудеса».
б) «И только благодаря тому, что партия была на страже, что партия была строжайше дисциплинирована, и потому, что авторитет партии объединял все ведомства и учреждения, и по лозунгу, который был дан ЦК, как один человек, шли десятки, сотни, тысячи и, в конечном счете, миллионы, и только потому, что неслыханные жертвы были принесены, — только поэтому чудо, которое произошло, могло произойти».
Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне? Почему победу большевиков Ленин называет «чудом»?
10. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Из воспоминаний П.Н. Врангеля (1920 г.)
«Плохо снабженная армия питалась исключительно за счёт населения, ложась на него непосильным бременем. Несмотря на большой приток добровольцев из вновь занятых армией мест, численность ее почти не возрастала… Много месяцев тянущиеся переговоры между главным командованием и правительствами казачьих областей все еще не привели к положительным результатам и целый ряд важнейших жизненных вопросов оставался без разрешения. …Отношения с ближайшими соседями были враждебны. Поддержка, оказываемая нам англичанами, при двуличной политике Великобританского правительства, не могла считаться в должной степени обеспеченной».
В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?