Разделы презентаций


ПРАКТИКУМ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Содержание

1. Формы общения взрослого и ребенка Форму общения можно представить как внешнее выражение характера совместной деятельности взрослого и ребенка, определяющего содержание потребности в общении, ведущие мотивы, основные способы и средства общения.Формы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1  ПРАКТИКУМ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы общения взрослого и ребенка.

Формы общения детей

  ПРАКТИКУМ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ Формы общения взрослого и ребенка. Формы общения детей

Слайд 21. Формы общения взрослого и ребенка
Форму общения можно представить как

внешнее выражение характера совместной деятельности взрослого и ребенка, определяющего содержание

потребности в общении, ведущие мотивы, основные способы и средства общения.
Формы общения ребенка и взрослого описала М.И. Лисина.
1. Формы общения взрослого и ребенка Форму общения можно представить как внешнее выражение характера совместной деятельности взрослого

Слайд 3М.И. Лисина предположила, «...что мотивы общения должны воплощаться (опредмечиваться) в

тех качествах самого человека и других людей, ради познания и

оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих».
М.И. Лисина предположила, «...что мотивы общения должны воплощаться (опредмечиваться) в тех качествах самого человека и других людей,

Слайд 4Среди этих качеств были выделены три группы:
познавательные, в которых взрослый

выступает «как источник сведений и организатор новых впечатлений ребенка»;
деловые,

где взрослый является «партнером по совместной практической деятельности, помощником и образцом правильных действий»;
личностные, когда взрослый предстает как особая личность, как член общества, представитель определенной его группы.

Среди этих качеств были выделены три группы:познавательные, в которых взрослый выступает «как источник сведений и организатор новых

Слайд 5В каждом случае другой человек выступает носителем определенных свойств, выполняет

совершенно определенную, функцию и удовлетворяет конкретную коммуникативную потребность – в

сотрудничестве, в новых впечатлениях (или в познании), в признании и уважении, в сопереживании и взаимопонимании.

Данный подход позволил выделить качественно своеобразные этапы развития общения, которые были названы формами общения.
В каждом случае другой человек выступает носителем определенных свойств, выполняет совершенно определенную, функцию и удовлетворяет конкретную коммуникативную

Слайд 6Формой общения является коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития,

которая характеризуется следующими параметрами:
время возникновения в онтогенезе;
основное содержание

потребности в общении;
главные мотивы, побуждающие ребенка к общению со взрослым;
основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы осуществляется коммуникация ребенка со взрослым.
Формой общения является коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется следующими параметрами: время возникновения в

Слайд 71. Ситуативно-личностное общение (до 1 года)
характерно для младенчества. Общение в

этом возрасте ограничено рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка.

Все его отношения с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Основным содержанием общения являются непосредственные эмоциональные контакты, личность взрослого – главное, что привлекает внимание ребенка. Все остальное, включая игрушки, остается на втором плане.
Значение ситуативно-личностного общения для общего психического развития ребенка заключается в том, что: внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции.
1. Ситуативно-личностное общение (до 1 года)характерно для младенчества. Общение в этом возрасте ограничено рамками ситуации, в которой

Слайд 82.Ситуативно-деловое общение (1– 3 года)
характерно для раннего возраста. Теплых эмоциональных

контактов уже недостаточно, появляются потребности в сотрудничестве, в новых впечатлениях

и активности, удовлетворение которых возможно в совместных действиях со взрослым. Роль взрослого сводится к демонстрации различных действий с предметами и раскрытие их качеств. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним. Сочетание доброжелательности и сотрудничества (соучастия) взрослого позволяет ребенку реализовать деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметные действия.
Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Развитие речи (называние предметов и действий) позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому».

2.Ситуативно-деловое общение (1– 3 года)характерно для раннего возраста. Теплых эмоциональных контактов уже недостаточно, появляются потребности в сотрудничестве,

Слайд 93. Внеситуативно-познавательное общение (3 – 4 года)
характерно для младшего и

среднего дошкольного возраста, побуждается познавательными мотивами («почему?», «зачем?», «как?» и

пр.). Интерес ребенка выходит за рамки наглядной ситуации и охватывает широкий круг явлений. Главным источником информации является взрослый. Дети стремятся к совместному обсуждению со взрослым событий, явлений, предметов и их взаимосвязей. Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность к оценке взрослого. Проявлениями такой повышенной чувствительности могут быть повышенная обидчивость, нарушение и даже полное прекращение деятельности после замечаний или порицаний взрослого, возбуждение и восторг детей после похвалы. Важнейшим средством коммуникации становиться речь, потому что только она открывает возможность выйти за пределы актуальной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть данной формы общения.
Значение внеситуативно-познавательного общения детей со взрослыми состоит в том, что оно помогает детям существенно расширить рамки мира, доступного для их понимания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений. Вместе с тем, познание мира предметов и физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей, их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере.

3. Внеситуативно-познавательное общение (3 – 4 года)характерно для младшего и среднего дошкольного возраста, побуждается познавательными мотивами («почему?»,

Слайд 104. Внеситуативно-личностное общение (5 – 7 лет)
характерно для среднего и

старшего дошкольного возраста. Общение осуществляется на основе личностных мотивов и

на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Актуальной потребностью, удовлетворяемой в общении, является потребность во взаимопонимании и сопереживании как эмоциональном эквиваленте взаимопонимания. Эта форма общения очень важна для подготовки к школе. Разнообразие и сложность отношений, складывающихся у дошкольников с разными взрослыми, приводят к иерархизации социального мира ребенка и к дифференцированному представлению о разных свойствах одного, отдельно взятого человека. Среди разнообразных средств общения основное место занимают речевые.
Значение внеситуативно-личностного общения ребенка со взрослым заключается в том, что оно позволяет удовлетворить потребность ребенка в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми.

4. Внеситуативно-личностное общение (5 – 7 лет)характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. Общение осуществляется на основе

Слайд 11В младшем школьном возрасте внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым

получает свое дальнейшее развитие: расширяется содержание мотивов взаимодействия, более выраженным

становится стремление к «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира, межличностные отношения ребенка становятся более избирательными, а поведение более вариативным.

В младшем школьном возрасте внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым получает свое дальнейшее развитие: расширяется содержание мотивов

Слайд 122. Формы общения детей
Общение с другими детьми первоначально практически не

влияет на развитие ребенка. Даже младшие дошкольники (3 – 4

года) еще не умеют общаться друг с другом. Как говорил Д.Б. Эльконин, они «играют рядом, но не вместе». Полноценное общение ребенка со сверстниками начинается со среднего дошкольного возраста.

Как отмечает Е.О. Смирнова, наиболее важными чертами, отличающими «популярных» детей от «непопулярных» в старшем дошкольном возрасте являются не интеллект, не творческие и организаторские способности, не общительность, а нравственные качества личности: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. В основе этих качеств лежит особое отношение к сверстникам, которое можно охарактеризовать как личностное. У «непопулярных» детей отмечается отчужденное отношение к другим детям, стремление доказать свое превосходство.

2. Формы общения детейОбщение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка. Даже младшие дошкольники

Слайд 131. Эмоционально-практическая форма общения со сверстниками (около 2-х лет)
Другие дети

воспринимаются как соучастники в играх и шалостях. Общение сводится к

беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью. Детей привлекает сам процесс совместных действий, а результат ее не важен. Совместные действия носят поверхностный и эпизодический характер. При этом испытываемые эмоции очень глубо­ки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вно­сят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.
Значение эмоционально-практической формы общения заключается в том, что оно побуждает де­тей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоци­ональных переживаний.

1. Эмоционально-практическая форма общения со сверстниками (около 2-х лет)Другие дети воспринимаются как соучастники в играх и шалостях.

Слайд 142. Ситуа­тивно-деловая форма общения (4 – 6 лет)
Потреб­ность в общении

со сверстниками становится более актуальной, что связано с освоением сюжетно-ролевой

игры и других видов деятельности коллек­тивного характера. Дошкольники пытаются наладить деловое со­трудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении: они готовы идти на компромисс, уступать друг другу. Возникает интерес к поступкам и способам действий друг друга, что выражается в вопросах, насмешках, репликах. Проявляется склонность к конкуренции, со­ревновательность, стремление подчеркнуть собственные достижения, привлечь к себе внимание. Содержание потребности в общении состав­ляет стремление к признанию и уважению. Несмотря на интерес к сверстнику, ребенок еще не понимает мотивов его поведения, не всегда учитывает его интересы. При этом контакты характе­ризуются яркой эмоциональностью. Значение ситуативно-деловой формы общения заключается в том, что оно создает благопри­ятные условия для развития личности, самосознания, любозна­тельности, смелости, оптимизма, творчества. Дети используют разные средства общения, в том числе, речь, но она остается по-прежне­му ситуативной.
2. Ситуа­тивно-деловая форма общения (4 – 6 лет)Потреб­ность в общении со сверстниками становится более актуальной, что связано

Слайд 153. Внеситуативно-деловая (внеситуативно-личностная) форма общения (6 – 7 лет)
характерна

для незначительной части старших дошкольников и младших школьников. Усложнение игровой

деятельности ставит ребят перед необходимостью дого­вариваться и заранее планировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъектного отношения к другим де­тям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учиты­вать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к лич­ности ровесника, не связанный с его конкретными действиями, формируется личностное отношение к сверстникам, развивающееся в дальнейшем. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя дело­вые мотивы остаются ведущими. Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. Главное средство общения – речь, дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нра­вится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «пла­нами на будущее». Значение внеситуативноделовой формы общения в том, что оно формирует умение видеть в партнере по общению само­ценную личность, понимать его мысли и переживания, а также позволяет ребенку уточнить представления о самом себе .
3.  Внеситуативно-деловая (внеситуативно-личностная) форма общения (6 – 7 лет)характерна для незначительной части старших дошкольников и младших

Слайд 16Сформированность внеситуативно-деловой формы общения является очень важным показателем, так как

определяет развитие других показателей готовности к школьному обучению. Дальнейшее развитие

данной формы общения (развитие личностных мотивов общения, усложнение характера межличностных отношений, расширение арсенала средств общения, в том числе, развитие речевых средств общения) происходит в младшем школьном возрасте. Приобретение нового для ребенка социального статуса – статуса ученика, что связано с началом обучения и в школе, расширяет границы социального опыта ребенка и возможности познания многогранного мира межличностных отношений.


Сформированность внеситуативно-деловой формы общения является очень важным показателем, так как определяет развитие других показателей готовности к школьному

Слайд 17 3. Условия продуктивного и конструктивного общения учителя с детьми
Принцип диалогизации педагогического

взаимодействия – отношение к ребенку как к субъекту, основанное на

его относительно безоценочном и безусловном принятии, признании и понимании.
Принцип актуализации – создание условий для проявления способностей и лучших качеств ребенка, мотивирование его к тому, чтобы «становиться лучше», к нравственной деятельности.
3. Условия продуктивного и конструктивного общения учителя с детьмиПринцип диалогизации педагогического взаимодействия – отношение к ребенку

Слайд 183. Принцип проблематизации – создание условий для активизации учебно-познавательной деятельности

ребенка, подача материала в виде проблемных задач, вопросов, требующих решения.


4. Принцип персонализации – относительная независимость педагога от своей профессиональной роли, способность «выйти» за пределы актуальной педагогической ситуации и оценить свои действия и поступки ребенка в более широкой жизненной перспективе, включение во взаимодействие определенных элементов личностного опыта.
5. Принцип индивидуализации – выявление и развитие способностей ребенка, выбор содержания, форм и методов воспитания, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям ребенка.


3. Принцип проблематизации – создание условий для активизации учебно-познавательной деятельности ребенка, подача материала в виде проблемных задач,

Слайд 21Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми,
основанное на понимании, принятии и уважении личности

ребенка порождают в нем уверенность и личную значимость, которые делают

его более уверенным и способным справляться с трудностями жизни. Ребенок приобретает способность более верно оценивать мир и вести себя соответственно. Это облегчает взаимодействие с окружающими.

Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми,основанное на понимании, принятии и уважении личности ребенка порождают в нем уверенность и личную

Слайд 22В исследовании В.А. Петровского и его сотрудников вводится и раскрывается

правило трех «П», лежащее в сфере личностно-ориентированного взаимодействия в системе

«педагог – ребенок»: понимание, принятие, признание.
Понимание – умение педагога видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей и воспитанника. По К. Роджерсу, у педагога должен быть настрой на понимание как чувствование внутреннего мира ребенка – эмпатическое понимание, которое выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, тактичности, верности своим обещаниям и т.д. В основе истинной эмпатии лежит безоценочное отношение к ребенку, владение эмпатическим слушанием.
В исследовании В.А. Петровского и его сотрудников вводится и раскрывается правило трех «П», лежащее в сфере личностно-ориентированного

Слайд 23Признание уникальности ребенка – это признание права голоса ребенка в

решении тех или иных проблем, стимулирование у воспитанника желания высказать

свое отношение к содержанию занятий, уважение к его выбору задания, средств реализации, партнеров. Ребенок имеет право на собственное мнение и решение, даже если, с точки зрения педагога, оно неудачное.
Принятие ребенка – это принятие его переживаний, чувств, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей - импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом - переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его деятельность, взаимоотношения с окружающими. Поэтому педагогу важно показать, что он понимает и принимает чувства ребенка. Это не значит, что педагог разделяет поступки и действия ребенка, соглашается с ними: принять - не значит согласиться, а значит, с уважением отнестись к переживаниям ребенка, выразить сопереживание
Признание уникальности ребенка – это признание права голоса ребенка в решении тех или иных проблем, стимулирование у

Слайд 24 Отношение ребенка к учителю имеет свою динамику и особенности:
недифференцированная оценка

на основе общего впечатления от учителя и его внешнего вида

(«Она хорошая», «Она красивая»);
отношение на основе личного отношения педагога к ребенку («Она меня похвалила»);
отношение на основе оценки профессиональных качеств педагога («Он много знает», «Она умеет хорошо рисовать», «Она с нами играет»);
отношение на основе оценки нравственных качеств педагога («Она добрая»);
отношение на основе доверия учителя к ученику, поддержки его самостоятельности («Разрешает книжки подклеить»).

Отношение ребенка к учителю имеет свою динамику и особенности:недифференцированная оценка на основе общего впечатления от учителя

Слайд 25На отношение детей к личности педагога влияет эмоциональное отношение педагога

к воспитанникам
Поощряющее отношение, которое предполагает заботливость и внимание к ребенку,

преобладание в общении с ним положительных оценок и одобряющих требований, владение конструктивными приемами установления межличностного контакта.
Формально-требовательное отношение педагога сводит общение к безличному управлению и руководству. Преобладают отрицательные оценки.
Непоследовательное отношение к воспитанникам характеризуется неуравновешенными эмоциональными проявлениями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля за выполнением своих распоряжений. Поведение детей такой педагог оценивает ситуативно, в зависимости от своего настроения и личностных симпатий / антипатий
На отношение детей к личности педагога влияет эмоциональное отношение педагога к воспитанникамПоощряющее отношение, которое предполагает заботливость и

Слайд 26Этические принципы - моральные требования и нравственные ценности в форме

общего руководства, практических рекомендаций к деятельности,
«Этика вообще – философская

дисциплина, изу­чающая мораль, нравственность. По-другому – это философия практической жизнедеятельности чело­века. … Педагогическая этика – совокупность норм, требо­ваний и правил, регулирующих поведение педагога в раз­личных видах его профессиональной деятельности на ос­нове общечеловеческих нравственных ценностей и мо­ральных норм. Что и как следует делать, что есть хорошо, а что есть плохо, достойно или недостойно, как следует и как не сле­дует жить, поступать – все это и многое другое есть вопро­сы этики или этического поведения человека в обществе» (Белухин Д.А. 2007).
Этические принципы - моральные требования и нравственные ценности в форме общего руководства, практических рекомендаций к деятельности, «Этика

Слайд 27
В педагогике нет сложившейся, общепризнанной и нормативно закрепленной системы

этических принципов. При этом, практически во всех профессиях коммуникативного типа

(врач, психолог, социальный работник, работник сферы обслуживания) этические принципы сформулированы и действуют!!!
В педагогике нет сложившейся, общепризнанной и нормативно закрепленной системы этических принципов. При этом, практически во всех

Слайд 28«Конвенция о правах ребенка» – правовой документ высокого международного стандарта,

принятый резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989

г.
Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права.
Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика.
«Конвенция о правах ребенка» – правовой документ высокого международного стандарта, принятый резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от

Слайд 29ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГА:
Главный целевой ориентир педагога – развитие личности ребенка.
Уважительное

отношение к личности ребенка, к его человеческому достоинству, к его

индивидуальности.
Толерантное отношение педагога к детям, вне зависимости от его расы, национальности, пола, социального происхождения и соблюдение их прав на развитие и качественное образование.
Соблюдение прав ребенка на свободное выражение своего мнения.
Выстраивание отношений с ребенком на основе заботы и защиты.
Приоритет интересов ребенка, оказание помощи семье, родителям, защита ребенка от всех форм насилия.
Недопустимость жестокого обращения педагога с детьми.
Недопустимость вторжения педагога в личную жизнь ребенка, его личное пространство.
Предоставление ребенку информации, необходимой для интеллектуального и духовного развития.
Соблюдение права ребенка на игру, отдых, участие в культурной и творческой жизни.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГА:Главный целевой ориентир педагога – развитие личности ребенка.Уважительное отношение к личности ребенка, к его человеческому

Слайд 30Практическое занятие 3. Формы педагогического общения, формы общения детей
Сравнительный теоретический

анализ форм общения детей.

Разработка практических рекомендаций и методического инструментария для

оказания помощи детям в развитии внеситуативно-личностной формы общения.

Практическое занятие 3.  Формы педагогического общения, формы общения детейСравнительный теоретический анализ форм общения детей.Разработка практических рекомендаций

Слайд 31

Спасибо за внимание
и понимание!

Спасибо за внимание и понимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика