Слайд 1Пробы, разработанные А.Р.Лурия и адаптированные в лаборатории нейропсихологии МГУ им.М.В.Ломоносова
Практикум
по нейро-
психологии. Ч.1
Слайд 2Высшие психические функции
Программирование и контроль произвольных форм деятельности
Серийная организация движений
Кинестетические
функции
Слуховые функции
Зрительный гнозис
Зрительно-пространственные функции
Слайд 3Области мозга
Проба на реакцию выбора
Слайд 4Методы нейропсихологической диагностики
Разработаны А. Р. Лурией для работы с больными,
страдающими локальными поражениями мозга
Целью нейропсихологической диагностики больных является выявление выпавшего
нейропсихологического фактора и связанного с ним синдрома.
Слайд 5Принципы нейропсихологической диагностики
нейропсихологическое исследование должно располагать «широкой серией совершенно конкретных
проб», позволяющей ориентироваться в большом диапазоне нарушений и дающей возможность
их системного анализа
исследование должно включать как пробы, направленные на исследование отдельных видов переработки информации, так и синтетические пробы, оценивающие сложные формы деятельности
диагностика направленность не столько на результат пробы, сколько на процесс ее выполнения
в процедуру вводятся динамические изменения, как затрудняющие выполнение пробы, так и способствующие компенсации трудностей.
обязателен учет нейродинамических характеристик: истощаемости; влияния побочных раздражителей; изменения темпа деятельности; расширения объема предлагаемых задач, т.е. различных способов сенсибилизации
Слайд 6Принципы нейропсихологической диагностики
надежность данных нейропсихологического исследования обеспечивается за счет обнаружения
в разных пробах общих признаков, укладывающихся в единый синдром
диагностике должно
предшествовать ознакомление с историей болезни и беседа с больным.
начинается процедура с ориентировочных проб – это первый этап.
второй этап должен быть направлен на углубленное исследование тех психических процессов, недостаточность которых была выявлена на первом этапе
исследование заканчивается написанием нейропсихологического заключения, в котором должен быть указан основной дефект, его проявления в различных формах психической деятельности
Слайд 7Принципы
предположение о топических основах (локализации) высказывается если обследовался взрослый больной
с локальными мозговыми поражениями
применительно к детям, старикам и здоровых взрослым
используется функциональный диагноз
Диагностика проводится индивидуально в 1–4 приема в зависимости от возраста и работоспособности испытуемых
Перед началом обследования необходимо установить контакт с обследуемым и демонстрировать в процессе работы доброжелательное, поддерживающее поведение
В процессе обследования необходимо внимательно наблюдать за поведением испытуемого, его работоспособностью и фиксировать в протоколе все особенности выполнения проб
Слайд 8Методы оценки функций программирования контроля произвольных форм деятельности
Слайд 10Признаки несформированности программирования и контроля
Трудности вхождения в задание, неумение следовать
инструкции, соскальзывание на побочные ассоциации, застревание на ошибках, плохая переключаемость,
инертность, импульсивность, стремление к упрощению задания, дефекты саморегуляции
Трудности счета и решения арифметических задач
Перестановки и пропуски букв на письме, застревание на отдельных буквах или элементах букв, несоблюдение знакомых правил
Плохая связная речь, трудности смыслового программирования высказывания
Слайд 11Методы оценки программирования и контроля произвольных действий
Проба на реакцию выбора
Счет
прямой и обратный
Ассоциативные ряды
Пятый лишний
Раскладывание серии картинок
Составление рассказа по серии
картинок
Ритмы по инструкции
Таблицы Шульте
Корректурные пробы
Слайд 12
Проба на реакцию выбора
Предусматривает оценку возможности подчинять свои действия речевой
инструкции, регулировать их, оттормаживая непосредственные реакции, противоречащие инструкции
1 2 1
2 1 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 1
Параметры оценки: 1) усвоение инструкции: 2 – с первого предъявления; 1 – со второго предъявления; 0 – недоступно;
2) правильность выполнения: 4 – безошибочно; 3 – одна ошибка с самокоррекцией; 2 – 1-2 ошибки без коррекции; 1 – постоянные сбои; 0 – инертный стереотип;
3) темп выполнения: 2 – быстрый или нормальный, 1 – замедленный, 0 – очень медленный;
4) наличие уподобления: 0 – нет уподобления, 1 – встречается уподобление
Слайд 13
Ассоциативные ряды
позволяют исследовать способность к активному извлечению слов, способности к
переключению с одного слова на другое и различению и отбору
слов нужной грамматической или лексико-семантической категории.
Проба включает три серии: свободные ассоциации, называние действий и актуализацию названий растений
Параметры оценки: 1) Продуктивность – общее количество слов в каждой из трех серий за исключением повторов, речевых инноваций и неадекватных слов, однокоренные слова засчитываются за 0,5 слова, названия растений, состоящие из нескольких слов (анютины глазки), засчитываются как одно слово;
2) Количество ответов словосочетанием при назывании глаголов (например, учить уроки, играть в футбол и т.д);
3) Количество повторов слов;
4) Количество неадекватных ответов при назывании глаголов и растений (листок, клумба, ветка, грядка);
5) Количество редких наименований при назывании растений.
Слайд 14Балльная оценка продуктивности в ассоциативном эксперименте
Свободные ассоциации: школьники 4б –
более 31 слова; 3 б – от 24 до 30
слов; 2 б. – 17–23 слова; 1 б. – 11–16 слов; 0 б. – 10 и менее слов; дошкольники 4 – 17,5 и более; 3 – 17–11,5; 2 – 11–5: 1 – 4,5–0,5; 0 – 0.
Глаголы: школьники 4 б – более 20 слов; 3 б – 16–19 слов; 2 б – 11–15 слов; 1 б – 6 – 10 слов; 0 б – 5 и менее слов; дошкольники 4 – 10,5 и более; 3 – 10–6,5; 2 – 6-3,5; 1 – 3–0,5; 0 – 0.
Растения: школьники 4 б – более 20 слов; 3 б – 15–19 слов; 2 б – 10–14 слов; 1 б – 6–9 слов; 0 б – 5 и менее слов; дошкольники 4 б – 11 и более; 3 – 10,5–7,5; 2 – 7–4; 1 – 3,5–0,5; 0 – 0.
Слайд 15Примеры выполнения детьми
Ира С. (1 класс)
Свободные ассоциации: ведро, клубника, стол,
пол, доска, мел, лифт, стекло, ручка, пенал, парта, цветок, стена,
карандаш, стул, тетрадь, пропись, ящик, полка, линейка, сито, палка, гриб, дерево.
Действия: рисовать, делать аппликацию, заниматься, готовить, играть, ползать, скакать, кидать, подпрыгивать, наливать.
Растения: липа, цветок, трава, елка, виноград, арбуз, вишня, яблоня, груша, лимон, апельсин, хрен, облепиха, земляника, петрушка, укроп, слива.
Маша А. (7 лет)
Свободные: штаны, футболка, ручка, окно, стекло, сумка, стол, стул, стол.
Действия: зубы чистить, играть в футбол, уроки делать.
Растения: трава, цветы, кактус, дерево, роза, мак, листики, человек
Слайд 16
Пятый лишний
Процедура: для детей (6–9) лет
предлагается проба на исключение пятого лишнего (Переслени, Чупров, 1989)
Инструкция:
«Я назову 5 слов, одно из них лишнее. Какое? Почему?» При необходимости задание можно прочесть дважды
1) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;
2) река, озеро море, мост, пруд;
3) Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля;
4) курица, петух, орел, гусь, индюк;
5) стол, ковер, кресло, кровать, табурет
Слайд 17Пятый лишний
Учащимся старших классов и взрослым предлагается другой вариант (Переслени,
Фотекова, 2001):
Лист, почка, кора, чешуя, сук.
Грабеж, кража, землетрясение, поджог,
нападение.
Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
Секунда, час, год, вечер, неделя.
Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
Параметры оценки: 1) Количество правильно исключенных слов: 1 б – правильное выполнение с правильным объяснением с первой попытки, 0,5 б – со второй попытки, либо лишнее понятие сразу же найдено, но выбор не обоснован или обоснован неправильно
Слайд 19Рассказ по серии картинок
Это многофункциональная проба, которая позволяет судить о
состоянии не только Ш, но и П блока мозга. Для
оценки функции программирования и контроля используются критерии смысловой адекватности и возможности программирования высказывания
Параметры оценки:
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения; 3 б – картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;
2 б – использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;
1 б – при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов, или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий;
0 б – невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.
Слайд 20Рассказ по серии картинок
Критерий возможности программирования текста:
3 б –
рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между
ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;
2 б – пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов;
1 б – тенденция к фрагментарности текста, однотипные повторяющиеся грамматические конструкции или повторяющиеся непродуктивные слова, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 б. – невозможность самостоятельного построения связного текста
Слайд 21Рассказ по серии картинок
Ира С. 7 лет. Картинки разложены самостоятельно.
Шел
дед с мусором. И увидел он ведро большое, куда выбрасывают
мусор, и высыпал туда мусор. И все? - И сам на себя выбросил.- Почему это произошло? - Ветер.
Саша Т., 8 лет. Картинки разложены самостоятельно.
Один дядя пошел с ведром относить его. Подошел и размахнулся./ Потом взял ведро и на край поставил около бака и выбросил… – И больше ничего не произошло? – Стал грязным. – Почему? – Потому что ведро сломалось. – Посмотри внимательнее? – А, ветер был.
Саша Б., 7 лет. Картинки разложены с организующей помощью.
Сначала он пошел с ведром. Потом он стал выкидывать камни... Потом выкинул в бак. Потом стоит грязный. - Почему он грязный?- Там взорвалось.
Ярослав К. (ОНР). 7 лет. Картинки разложены с помощью наводящих вопросов.
Он поставил ведро. Он делал это ведро. Рассыпал там песок.
Слайд 22Методы оценки серийной организации движений и речи
Слайд 24Признаки несформированности серийной организации движений и речи
Трудности усвоения и автоматизации
двигательных навыков
Плохой почерк, пропуски и перестановки слогов и букв на
письме, трудности выработки безотрывного письма, поэлементность
Нарушения слоговой структуры слова
Несформированность грамматического строя, синтаксиса и связной речи (короткие фразы и тексты с однообразными грамматическими структурами, наличие аграмматизмов, отсутствие связующих звеньев)
Возможны нарушений серийного счета
Слайд 25Серийная организация движений и речи
Динамический праксис
Реципрокная координация
Графомоторная проба (Забор)
Слоговая структура
слова
Пробы на грамматическое структурирование
Рассказ и пересказ
Слайд 26Динамический праксис
Направлена на исследование серийной организации движений, способности к усвоению
и автоматизации двигательной программы и переключению с одного движения на
другое.
Процедура: психолог сидит напротив испытуемого и показывает образец выполнения двигательной программы «ладонь-кулак-ребро», располагая свою руку по центру относительно ребенка. Программа демонстрируется плавно, в спокойном темпе трижды.
Параметры оценки:
1) усвоение программы: 4 – усвоение программы с 1 предъявления; 3 – усвоение программы со 2 показа; 2 – усвоение после совместного выполнения; 1 – необходимость речевой инструкции на фоне совместного выполнения для усвоения программы; 0 – невозможность усвоить программу, уход от программы, потеря программы;
Слайд 27Динамический праксис
2) автоматизированность выполнения: 4 – плавное выполнение, 3 –
от замедленного выполнения или выполнения «пачками» к плавному; 2 –
переход от поэлементного выполнения к плавному; 1 – выполнение «пачками»; 0 – поэлементное неавтоматизированное выполнение или сбои при увеличении темпа выполнения;
3) особенности серийной организации: 4 – безошибочное выполнение; 3 – единичные сбои; 2 – более двух сбоев, единичные персеверации, инертное повторение ошибок с самокоррекцией; 1 – эпизодическое расширение или сужение программы движений; 0 – наличие инертного стереотипа в выполнении, т.е устойчивое расширение или сужение;
4) наличие внешнего опосредования (компенсаторные приемы): 0 – нет; 1 – речевое опосредование; 2 – опосредование местом, в этом случае каждый элемент программы выполняется на отдельном месте стола.
Слайд 29Реципрокная координация
Позволяет судить о сформированности функции серийной организации движении и
межполушарного взаимодействия.
Оценка: 4 – плавное выполнение сразу или после сбоев
в нормальном темпе; 3 – выполнение плавное, но медленное, а также переход к плавному выполнению от поочередного; 2 – наличие частых сбоев, отставание одной из рук, самоисправления; 1 – поочередное выполнение; 0 – выполнение с уподоблением движений в обеих руках
Слайд 30Графомоторная координация
Проба позволяет оценить возможность графомоторной и зрительно-моторной координации, построения
графической двигательной программы, ее автоматизации и способности к переключению от
одного элемента к другому
испытуемому предлагается на чистом нелинованном листе формата А4 нарисовать по образцу серию чередующихся графических элементов, размером 0,8–0,9 на 0,6–0,7 см. В качестве образца предлагается две «пачки» серии
Слайд 31Графомоторная координация
Параметры оценки:
1) особенности серийной организации: 6 – правильное
выполнение; 5 – наличие расподобления элементов; 4 – уподобление элементов
или замена вертикальных линий пологими; 3 – остановки по ходу выполнения; 2 – наличие «площадок» при переходе от одного элемента к другому; 1 – расширение программы; 0 – инертное повторение упрощенной программы;
2) показатель скорости выполнения одной «пачки»: вычисляется как отношение общего затраченного времени к количеству выполненных «пачек».
Слайд 32Графомоторная координация
Для младших школьников: 4 – затраченное время составляет 4,5
сек. и менее; 3 – от 4,6 до 6,0 сек.;
2 – 6,1–7,5 сек.; 1 – 7,6–9 сек.; 0 – 9,1 секунды и более.
Для старших школьников и взрослых: 4 – 2,7 сек и менее; 3 – 2,8–3,4; 2 – 3,5–4,1; 1 – 4,2–4,8; 0 – 4,9 и более.
Для дошкольников: 4–5 сек. и менее; 3 – 5,1–9,3; 2 – 9,4–13,5; 1 – 13,6–17,9; 0 – 18 сек. и более.
3) ошибки, свидетельствующие о нарушениях тонуса: 0 – размер элементов и нажим стабильны; 1 – ослабление или усиление нажима к концу строки; 2 – наличие микро- (снижение тонуса) или макрографии (повышение тонуса); 3 – увеличение количества ошибок или появление грубых ошибок к концу строки, незавершение строки
Слайд 34Слоговая структура слова
проверяет состояние серийной организации на уровне построения послоговой
программы высказывания.
Процедура: испытуемому предъявляются на слух слова с инструкци-ей: «Повторяй(те)
за мной»
детям:
сковорода
аквалангист
баскетбол
велосипедист
термометр
взрослым:
баскетбол
перепорхнуть
аквалангист
термометр
достопримечательность
Слайд 35Слоговая структура слова
Параметры оценки: 1 б – четкое и правильное
воспроизведение слова; 0,5 б – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение,
но без нарушения структуры; 0,25 б – изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) c сохранением общего количества слогов в слове; 0 б – нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение
Слайд 36Примеры выполнения
Скакалка – скакалка
Танкист – танкист
Милиционер – ми-ли-ци-о-нер
Баскетбол – бас-кет –бол
Перепорхнуть – пе-ре-порх-нуть
Аквалангист – ахлавагнис
Термометр – термормертор
Скакалка – какалка
Танкист – кантис
Космонавт – коснонавт
Милиционер +
Слайд 37Рассказ по серии сюжетных картинок
Проба на составление рассказа по серии
картинок проводится один раз, но в силу свой многофункциональности, она
может быть использована при анализе нескольких ВПФ, в том числе серийной организации на речевом уровне. Для этого необходимо оценить грамматическое оформление рассказа.
Параметры оценки.
Критерий грамматического оформления
3 б – рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
2 б – рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно. или имеются нарушения порядка слов;
1 б – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы, либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 б – множественные аграмматизмы.
Слайд 38Методы оценки кинестетических функций
Слайд 40Признаки несформированности кинестетических функций
Трудности принятия заданной позы
Неловкость рук, плохие ручные
навыки, плохой почерк
Дефекты орального и артикуляционного праксиса
Нарушения звукопроизношения
Замены букв на
письме по кинестетическим признакам (к-п, п-т, и-ш)
Возможны трудности узнавания текстуры объекта, предмета на ощупь, дермалексия
Слайд 41Кинестетические функции
Праксис позы пальцев
Оральный праксис
Слайд 42Прокис позы пальцев
Направлены на исследование кинестетической организации движений в правой
и левой руках.
Процедура: психолог сидит напротив испытуемого. Для того чтобы
облегчить выполнение заданий и избежать перешифровки, образцы поз для правой руки психолог показывает левой рукой и наоборот. Инструкция: «Повторяй(те) за мной движения».
Позы для правой руки: 2-5; 1+3; 3на2; 4-5; 1+4.
Позы для левой руки: 2-3; 1+3; 4-5; 2на3; 1+4.
Позы для переноса с правой руки на левую: 2на3; 1+5.
Позы для переноса с левой руки на правую 1+3; 3на2.
Слайд 43Праксис позы пальцев
Параметры оценки:
Продуктивность – подсчитывается количество правильно выполненных
движений с 1 попытки отдельно для правой и левой рук;
Ошибки, свидетельствующие о «слабости» рук (Ш): 0 – нет ошибок; 1 – помощь другой руки, переход на другую руку, синкинезии в другой руке при выполнении поз левой рукой; 2 – аналогичные ошибки при выполнении поз правой рукой.
Межполушарное взаимодействие: 1 – продуктивность при переносе не хуже, чем при выполнении по показу; 0 – продуктивность при переносе хуже, чем по показу.
Слайд 44Оральный праксис
Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу
Надуй(те) щеки, одну
щеку,
Другую щеку,
Упри(те) язык в правую щеку,
Помести(те) язык между верхними
зубами и верхней губой,
Слегка улыбнись(тесь), приоткрой(те) рот, высунь(те) кончик языка и подвигай(те) им от одного уголка рта к другому.
Если движение по инструкции не доступно, то предлагается образец.
Параметры оценки: 1 б – точное и правильное выполнение; 0,5 б – замедленное и напряженное выполнение, или выполнение по показу; 0,25 б – длительный поиск позы, или неполный объем движения, или отклонения в конфигурации; 0 б – невыполнение, или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора)
Слайд 45Методы исследования зрительного гнозиса
Слайд 47Признаки несформированности зрительных функций
Затруднения в опознании сложных изображений (символических, контурных,
силуэтных, наложенных, стилизованных)
Фрагментарность зрительного восприятия
Долгое не усвоение зрительных образов букв
Трудности
соотнесения зрительного образа с названием
Плохое запоминание геометрических форм
Плохая зрительная память
Возможны трудности цветоразличения и узнавания лиц
Слайд 48Зрительный гнозис
Перечеркнутые изображения
Наложенные изображения
Недорисованные изображения
Слайд 53Зашумленные изображения
Пробы на узнавание перечеркнутых изображений – балалайка, лампа, бабочка,
ландыш, молоток, кувшин (стимульный материал приведен в приложении 3).
Пробы на
узнавание наложенных изображений – картинка с изображением елки, тарелки и рыбки.
Пробы на узнавание недорисованных изображений – лампочка, чайник, ножницы, якорь, ключ и очки.
По имеющимся в литературе сведениям (Красовская 1980; Симерницая, 1985, Ахутина, Пылаева, 2001) пробы на опознание перечеркнутых и наложенных изображений сложнее для детей с трудностями переработки информации по левополушарному типу, а последнее задание хуже дается испытуемым с правополушарной или двусторонней дисфункцией.
Слайд 54Параметры оценки
1) Продуктивность – подсчитывалось общее количество правильных ответов с
1 попытки (1 балл за каждый) или с самокоррекцией (0,5
балла) в каждом из трех заданий;
2) Количество вербально-перцептивных ошибок, т.е. связанных с неточным называнием объекта, когда вместо нужного используется название семантически близкое (кувшин – чайник, балалайка – гитара);
3) Количество перцептивно близких ошибок, когда опознается другой, но визуально сходный объект (лампа – гриб, тарелка – обруч);
4) Количество ошибок по типу замены фигуры и фона (кувшин – сердечко, молоток – молния);
5) Количество ошибок, обусловленных фрагментарностью восприятия, когда в основу перцептивной гипотезы кладется какой-либо элемент изображения, без учета остальных элементов, не формируется целостный образ (ножницы – иголка, ложка);
6) Количество перцептивно далеких ошибок, когда опознанный объект совершенно не похож на изображенный (очки – собачка, кувшин – гусь).