Слайд 1Общая теория конфликта
Характеристика конфликта как социального феномена
Слайд 2Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое
характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов,
целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта:
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений.
2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).
Слайд 3Определение основных структурных элементов конфликта
Стороны конфликта — это субъекты социального
взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно
поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.
Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Слайд 4Общие причины конфликтов:
Социально - политические и экономические причины связаны с
социально - политической и экономической ситуацией в стране;
Социально - демографические
причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;
Социально - психологические причины отражают социально - психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.;
Индивидуально - психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).
Слайд 5Частные причины возникновения конфликтов:
неудовлетворенность условиями деятельности;
нарушение служебной этики;
нарушение трудового законодательства;
ограниченность
ресурсов;
различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
неудовлетворительные коммуникации.
Слайд 6Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых
является необходимым условием разрешения конфликтов.
Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия,
связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
Слайд 7Человек не просто реагирует на ситуацию, но «определяет» ее, одновременно
«определяя» себя в этой ситуации, и тем самым он создает,
«конструирует» конфликтную ситуацию. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая.
• Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.
• Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).
• Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).
• Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом.
Слайд 8Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта
Деятельность субъектов социального
взаимодействия
Условия и факторы
Причина конфликта
Конфликтная ситуация
Конфликт
Слайд 9Конфликтогены
Конфликтогены – слова, действия / бездействия, которые могут привести
к возникновению конфликта.
Все конфликтогены можно отнести к одному из пяти
типов:
1) стремление к превосходству;
2) проявление агрессивности;
3) проявление эгоизма;
4) нарушение правил;
5) неблагоприятное стечение обстоятельств.
Слайд 10Стремление к превосходству
1. Непосредственное проявление превосходства: приказание, угроза, замечание или
любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.
2. Снисходительное
отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь» (это не только не успокаивает, скорее, наоборот, раздражает), «Как можно этого не знать?», «Неужели вы не понимаете?».
3. Хвастовство.
4. Категоричность, безапелляционность
Слайд 115. Навязывание своих советов: советующий, по существу, занимает позицию превосходства.
6.
Перебивание собеседника, повышение голоса, внесение «поправок» – тем самым демонстрируется
превосходство над собеседником, обесцениваются его мысли.
7. Утаивание информации – например, руководителем от подчиненных – из благих побуждений, чтобы не расстраивать их плохими новостями.
8. Подшучивание.
9. Напоминание о чем-либо неприятном для собеседника.
Слайд 12Проявления агрессивности
Агрессивные действия выступают в качестве:
1) средства достижения какой-либо значимой
цели;
2) способа психологической разрядки;
3) способа удовлетворения потребности в самореализации и
самоутверждении».
Способы снять агрессивность:
Пассивный
Активный
Логический
Слайд 13Разрешение конфликтов
1-ая формула конфликта
Разрешить конфликт – значит:
Устранить конфликтную ситуацию;
Исчерпать инцидент
КС
+ И = К
Слайд 142-ая формула конфликта
Алгоритм выявления всех составляющих элементов любого конфликта
1. Есть
ли конфликт?
а) Если да, то сформулируйте его по возможности кратко.
Например: ссора, жалоба, обвинение, угроза, намерение завладеть неким объектом (на который претендует не одна сторона) и т. д.
б) Если конфликта как такового еще нет, необходимо искать то, что может к нему привести: конфликтогены (Кг) и конфликтные ситуации (КС) – ведь что-то заставило нас задуматься о возможном конфликте.
КС + КС1+ КС2+… = К
Слайд 152. Обнаружив наличие конфликтной ситуации, задаемся вопросом: есть ли еще
одна КС?
а) Если есть, то ищем следующую (КС2).
б) Если КС
всего одна, то ищем инцидент (И).
3. Если есть КС2, то ищем, нет ли КС3, КС4
и т. д.
Слайд 16Основные этапы конфликта
Возникновение и развитие конфликтной ситуации
Слайд 17Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия
и эмоциональное переживание им этого факта
Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот
этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям
Слайд 18Развитие открытого конфликта
Разрешение конфликта
Слайд 19Фазы конфликта
1) начальная фаза; 3) пик конфликта;
2) фаза подъема; 4) фаза спада
Соотношение
фаз и этапов конфликта
Слайд 20Практическое задание №1 по теме: «Конфликтные ситуации»
Задача 1
Вы недавно
назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы,
сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
Слайд 21Задача 2
Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки
выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно
встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
Слайд 22Задача 3
Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и
часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии
за оскорбление. Между ними возникает конфликт.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Слайд 23Задача 4
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на
служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и
усилил контроль за его служебной деятельностью.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Слайд 24Практическое задание №2
Студентам выдаются рисунки, на которых изображены два человека.
То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Студенты
должны записать свои варианты ответа за другого человека.