Слайд 1Права человека: исторический обзор
«Мир зиждется на трех опорах:
это истина, рассудительность и мир»
Талмуд
Подготовила по материалам
учебника
Международной Амнистии «Компас»
София Иванова (Рязанская Школа прав человека)
Слайд 2Права человека…
Идея того, что люди обладают неотъемлемыми правами, коренится во
многих культурах и древних традициях. Многочисленные примеры почитаемых правителей и
важнейших сборников законов из истории человечества показывают нам, что ценности, воплощенные в правах человека, не являются ни «западным изобретением», ни изобретением ХХ века.
Слайд 3Хотя теперь привычно звучат слова: «Я имею право...», они не
всегда были столь обычны или даже просто возможны. Эти слова,
например, не могли прозвучать в устах древнего грека. Те могли сказать, что правильно сделать то-то, но не имели представления об обладании правами. К правам не относились как к собственности.
П.М. Стирк, Д.Вейгалл.
Введение в политические идеи
Имели ли древние греки понятие о правах человека?
Слайд 4Древняя история
Свод законов Хаммурапи в Вавилонии (около 2000 до
н.э.) был первым писаным кодексом законов, учрежденных этим царем Вавилона.
В нем давался обет «осуществлять в царстве справедливое правление, истреблять злых и жестоких, не позволять сильным притеснять слабых,... просвещать страну и содействовать благополучию народа».
Слайд 5Древняя история
До нас дошли слова древнеегипетского фараона (около 2000
до н.э.), дававшего указание своим подчиненным: «Когда с Верхнего или
Нижнего Нила приезжает проситель, сделайте так, чтобы все проходило в соответствии с законом, чтобы был соблюден обычай, и уважались права каждого человека».
Слайд 6Древняя история
Хартия Кира (около 570 г. до н.э.) была составлена
царем Персии для народа его царства и признавала права на
свободу, безопасность, свободу передвижения, а также некоторые социальные и экономические права.
Слайд 7Древняя Греция
Многие правоведы считают, что права человека, как некий набор
правил поведения по соблюдению взаимных обязательств и ответственности человека, общества
и государства, появились в древней Греции.
Гражданские права в Греции были неразрывно связаны с личностным началом в хозяйственной и общественной жизни, со свободой и демократией, с формой прямого народоправления в государстве.
Слайд 8Древняя Греция
Уже в V-м веке до н.э. в Афинах раз
в месяц проходило народное собрание, в котором участвовали все граждане,
любой из которых мог высказать свое мнение. Решения принимались большинством голосов, все государственные должности замещались по жребию - этим затруднялись интриги. Хотя не было ни писаной конституции, ни основных нерушимых законов, реальная демократия защищалась контролем над должностными лицами, над всеми органами власти. Любой гражданин мог возбудить обвинение в "противозаконности" против инициатора законодательного предложения, мог обратиться в "Совет пятисот" с обвинением против любого должностного лица в несоблюдении закона.
Слайд 9Древняя Греция
Характерным для греков является то, что они отвергали инакомыслие,
несогласие с волей большинства. Софист Протагор из Абдеры (490-420 гг.
до н.э.) говорил: "Истина определяется большинством", хотя в таком арифметическом определении истины не видели справедливости ни Сократ, ни Платон, ни Аристотель. Сократ замечал: "Ни кормчего, ни плотника, ни флейтиста никогда не выбирают большинством голосов, - в лю6ом деле, и уж конечно, в деле государственной мудрости требуется специалист". У Сократа (469–399 гг. до н.э.) индивидуальный человек является уже самым важным.
Слайд 10Древняя Греция: Сократ…
"Что есть справедливость сама no себе? Пора человеку
обратиться к этому вопросу от суетной возни честолюбий. Пора стремиться
к знанию, но истинному, а не мнимому, неустанно преследовать истину, но божественную, а не суетную, быть другом мудрости, никогда не считая себя мудрецом. Я знаю, что ничего не знаю", - на такие темы вел он диалоги с учениками первой частной школы философского "любомудроствования". Один из его любимых учеников - Платон (428–347 гг. до н.э.) четко сформулировал - "Человек есть мера всех вещей". "Философия, - говорил он, - должна споcобствовать тому, чтобы каждая последующая жизнь была справедливее предыдущей…”
Слайд 11Древняя Греция
При всей значимости права граждан Древней Греции нельзя назвать
правами человека. Права эти существовали не потому, что признавались свойствами
любого человека, а вытекали из понимания об особых свойствах свободных людей (не рабов, не варваров) и были неразрывно связаны с адекватным государственным устройством.
По Аристотелю, государство обязано заботиться только о гражданах, но не о рабах. Цель государства - благо для ограниченного круга. Рабство, в конечном счете, означало не только несвободу для "не граждан", но вело к ущемлению свободы личности.
Слайд 12Английская Великая хартия вольностей и Билль о правах
В 1215
году английская знать и представители духовенства поднялись против злоупотреблений властью
короля Иоанна I и заставили его согласиться впредь править по закону, составив Великую хартию вольностей (Magna Charta). И хотя король хартию не соблюдал, она стала документом, на который его подданные часто ссылались, защищая свои свободы. В ней изложен ряд прав, в том числе право всех свободных граждан иметь и наследовать собственность и быть свободными от чрезмерных налогов. Она установила надлежащую судебную процедуру и принцип равенства перед законом.
Слайд 13Английская Великая хартия вольностей и Билль о правах
Слайд 14Английская Великая хартия вольностей и Билль о правах
За нарушения закона
король Яков II был свергнут своими подданными в 1688 году.
В 1689 году Парламент принял закон, в котором заявлялось, что он больше не потерпит королевского вмешательства в свои дела. Этот документ, известный как Билль о правах, запрещал монарху приостанавливать действие законов без согласия парламента, оговаривал свободные выборы членов парламента и декларировал, что свобода слова в парламенте не могла быть оспорена ни в судах, ни где-либо еще.
Слайд 15Зарождение «естественных прав»
В XVII и XVIII веках некоторые философы
в Европе выдвинули концепцию «естественных прав». Так определялись права, которыми
личность обладает в силу своей принадлежности к человеческому роду, а не как гражданин какой-то страны или член какой-то религиозной или этнической группы. Мысль о том, что из естественных прав человека должны вытекать определенные юридические права, получала все большее признание и стала находить отражение в конституциях ряда стран.
Слайд 16Французская Декларация прав человека и гражданина (1789)
В 1789 году
французы свергли у себя в стране монархию и учредили первую
Французскую республику. Декларация была рождена революцией и написана представителями духовенства, дворянства и простых граждан, которые таким образом реализовали идеи знаменитых просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, энциклопедисты и Руссо.
Слайд 17«Будучи от природы совершенно свободным, равным и
независимым, ни один
человек
не может быть подчинен политической власти другого
без собственного
согласия»
Джон Локк
Слайд 18Французская Декларация прав человека и гражданина (1789)
В Декларации резко критиковалась
политическая и правовая система монархии, а «свобода, собственность, безопасность и
сопротивление угнетению» были определены как естественные права человека. Декларация заменила существовавшую при монархии систему аристократических привилегий принципом равенства перед законом.
Слайд 19Декларация независимости Соединенных Штатов…
В 1776 году большинство британских колоний в
Северной Америке, приняв Декларацию независимости Соединенных Штатов, провозгласили свою независимость
от Британской империи. Декларация в значительной степени основывалась на теориях Локка и Монтескье¸ о «естественных правах» человека, она вдохновляла Французскую революцию и восстания против испанского владычества в Южной Америке.
Слайд 20…Конституция
и Билль о правах (1791)
Позднее в Конституцию Соединенных Штатов
были внесены поправки; правительство было централизовано, но его полномочия были
ограничены настолько, насколько это требовалось для обеспечения гарантий личной свободы. Двадцать поправок к Конституции США составляют американский Билль о правах.
Слайд 21Ранние международные соглашения
В XIX и XX веках ряд проблем
из сферы прав человека привлек широкое внимание и стал рассматриваться
на международном уровне. Прежде всего, это были проблемы рабства, крепостничества, бесчеловечных условий труда и детского труда. Примерно к этому времени относится и принятие первых международных соглашений, относящихся к правам человека.
Слайд 22Ранние международные соглашения
В Англии и Франции рабство было объявлено вне
закона примерно в начале XIX столетия, а в 1814 году
британское и французское правительства подписали Парижский договор о сотрудничестве с целью пресечения работорговли. На Брюссельской конференции 1890 года был подписан Акт против рабства, который позднее был ратифицирован восемнадцатью государствами.
Слайд 23Ранние международные соглашения
Первые Женевские Конвенции (1864 и 1929 гг.) обозначили
еще одно поле раннего периода международного сотрудничества государств, а именно,
начало выработки правил ведения войны. В частности, Конвенции установили правила обращения с больными и ранеными солдатами.
Слайд 24
«А с теми, которые борются
с вами, боритесь, как это
делает Господь, но не
нападайте сами, ибо Господь
не любит
нападающих»
Коран
Слайд 25ХХ век
После Первой мировой войны была создана Лига Наций, межправительственная
организация, которая пыталась защищать основные положения прав человека. Но лишь
после всех ужасающих зверств, совершенных во время Второй мировой войны, и, в основном, как их следствие, возникла совокупность международных правовых норм. Именно из-за того, что произошло в войну, стало возможным и необходимым международное согласие относительно принятия международных мер для защиты и систематизации прав человека.
Слайд 26«Войны будут продолжаться,
пока человечество не обратит внимание на то,
что природа человека везде одинакова,
где бы мы ни находились»
Пьер Дако, психолог .
Слайд 27ХХ век
Устав Организации Объединенных Наций, подписанный 26 июня 1945 г.,
отразил это положение. Устав заявляет, что основной задачей ООН является
«избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин».
Слайд 28ХХ век
Всеобщая Декларация прав человека была разработана Комиссией по правам
человека ООН, и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г.
на 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций в Пале де Шайо (Париж)
Слайд 29ХХ век
Элеонора Рузвельт (США)
Рене Кассен (Франция)
Шарль Малик (Ливан)
Джон Хамфри (Канада)
Чжан
Пэнчунь (Китай)
В Комиссии были представители таких государств мира как Австралия,
Бельгия, Великобритания, Китай, Куба, Египет, Индия, Иран, Ливия, Панама, СССР, США, Уругвай, Филиппины, Франция, Чили, Югославия. Они должны были подготовить документ, который сначала предполагалось назвать Международным биллем о правах.
Слайд 30ХХ век
Всеобщая декларация прав человека в окончательной редакции была поддержана
48 странами
(из 58 тогдашних членов ООН)
БССР, УССР, СССР,
Чехословакия, Польша, Югославия, ЮАС и Саудовская Аравия воздержались при голосовании, а Гондурас и Йемен не участвовали в нём.
Канада отвергла первый вариант Декларации, но при итоговом голосовании согласилась с ней.
Слайд 31ХХ век
Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании
были приняты два обязательных для участников договора:
- Международный пакт
о гражданских и политических правах и
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Этот документ был переведён на множество языков мира (более 500 в 2018 году) и является самым переводимым документом в мире
Слайд 32Права человека
в разных частях мира
Исторический обзор
Часть 2
Слайд 33Права человека
в разных частях мира
Некоторые регионы мира образовали
свои собственные системы защиты прав человека, которые существуют наряду с
системой, созданной в рамках ООН. К настоящему времени существуют региональные учреждения защиты прав человека в Европе, Америке, Африке и арабских государствах; в Азиатско-Тихоокеанском регионе таковых пока что не имеется. Тем не менее, большинство стран этого региона ратифицировали главные соглашения и конвенции ООН по правам человека и таким образом выразили свое согласие с общими принципами, и признали себя субъектами международного права в сфере прав человека.
Слайд 34Права человека
в разных частях мира
Африканская Хартия прав человека и
народов вступила в силу в октябре 1985 года и теперь
ратифицирована более чем 40 государствами. Хартия представляет интерес ввиду наличия в ней ряда положений, отличающих ее от аналогичных документов, принятых в других частях мира.
В отличие от Европейских или Американских конвенций, Африканская хартия включает как гражданские и политические права, так и права социальные, экономические и культурные.
Слайд 35Права человека
в разных частях мира
Африканская Хартия идет дальше индивидуальных
прав, и предусматривает также коллективные права народов.
Хартия признает также,
что личность имеет не только права, но и обязанности, и даже перечисляет определенные обязанности личности по отношению к семье, обществу, государству и международному сообществу.
Слайд 36Права человека
в разных частях мира
В арабском мире в настоящее
время существует региональная Комиссия по правам человека, но только с
ограниченными полномочиями. Однако и здесь одобрена Арабская хартия прав человека, на основе которой должна быть образована региональная система. Этот документ, подобно Африканской хартии, наряду с гражданско-политическими содержит социально-экономические права, а также список «коллективных прав арабского народа».
Слайд 37Права человека
в разных частях мира
Раздавались призывы к созданию подобной
системы и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но никакого формального соглашения пока
что принято не было. Встреча неправительственных организаций региона в 1993 завершилась принятием Бангкокской Декларации НПО по правам человека, в которой говорилось:
Слайд 38Права человека
в разных частях мира
«С точки зрения плюралистической перспективы
мы можем учиться у различных культур... Универсальные права человека имеют
свои корни во многих культурах... И мы подтверждаем ту основу универсальности прав человека, которая позволяет защищать все человечество... Защита плюрализма культур не предполагает терпимости к тем традициям некоторых культур, которые ущемляют универсально признанные права человека, включая права женщин. Поскольку в правах человека заинтересовано все человечество, и они представляют общечеловеческую ценность, защита этих прав не может рассматриваться как посягательство на национальный суверенитет».
Слайд 39РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
БРАХМАНИЗМ:
«Не делайте другим того, что было
бы больно вам, если бы сделано было вам»
Махабхарата
Слайд 40РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
БУДДИЗМ:
«Не причиняйте другим того, что
самим кажется больно»
Удана-Варга: 5,18
Слайд 41РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ДАОСИЗМ:
«Пусть удача вашего соседа станет для
вас удачей, а потеря вашего соседа — для вас потерей»
Тай
Шанг Кан Йинг Пиэн
Слайд 42РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ЗОРОАСТРИЗМ:
«Только тот по природе хорош, кто
не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя»
Дадистан-и-диник, 94:5
Слайд 43РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ИСЛАМ:
«Никто не является истинно верующим, пока
не желает брату своему того же, чего желает себе»
Сунна
Слайд 44РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ИУДАИЗМ:
«Что ненавистно вам, не делайте
ближнему своему»
Талмуд, Шаббат, 31а
Слайд 45РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
КОНФУЦИАНСТВО:
«Не делайте другим того, чего
не хотите, чтобы они делали вам»
Аналекты, XV, 23
Слайд 46РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ХРИСТИАНСТВО:
«Как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними»
Новый Завет.
Евангелие
от Матфея 7:12
Слайд 47«Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных
и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от
их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы»
Венская Декларация
и программа действий, 1993
Слайд 48Имели ли древние греки понятие о правах человека?
В 1989 году
в Париже, во время торжеств, посвященных двухсотлетию Великой французской революции,
высокопоставленная гостья из Великобритании поставила под сомнение значительность происходящего, утверждая, что понятие прав человека не является новшеством, которым мы обязаны творцам французской революции, поскольку оно восходит к древним грекам.
Слайд 49Имели ли древние греки понятие о правах человека?
Разразился дипломатический скандал.
На карту были поставлены важные вопросы национального самосознания. Отношения с
классической древностью неожиданно переместились на авансцену и оказались в фокусе политической дискуссии: кто прав – премьер-министр Великобритании или президент Франции?
Слайд 50Имели ли древние греки понятие о правах человека?
Как это часто
бывает с подобными вопросами, можно найти аргументы в пользу обеих
точек зрения – гораздо больше, чем было найдено в то время, когда г-жа Тэтчер решила саботировать революционные празднества. Сказать, что древние греки заложили фундамент западной цивилизации, легко, но далеко не просто в точности определить, что именно мы получили от них по наследству.
М. Вернет. Имели ли древние греки
понятие о правах человека?